Научная статья на тему 'Социальная реклама на страницах российских дореволюционных журналов в период Первой мировой войны'

Социальная реклама на страницах российских дореволюционных журналов в период Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
760
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISING / РЕКЛАМНОЕ СООБЩЕНИЕ / ADVERTISING MESSAGE / РОССИЙСКИЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЖУРНАЛЫ / RUSSIAN PRE-REVOLUTIONARY JOURNALS / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / THE FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролов Василий Владимирович

В статье рассматриваются и анализируются особенности социальной рекламы периода Первой мировой войны, представленной на страницах российских дореволюционных журналов. Данная работа может быть полезна всем тем, кто интересуется, как историей отечественной журналистики, так и историей Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADVERTISING ON THE PAGES OF RUSSIAN PRE-REVOLUTIONARY JOURNALS DURING THE FIRST WORLD WAR

This article discusses and analyzes the characteristics of social advertising during the First World War presented in the pre-revolutionary Russian magazines. This work can benefit those who are interested in both the history of the Russian journalism and the history of the First World War.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама на страницах российских дореволюционных журналов в период Первой мировой войны»

УДК 070(091)

В. В. Фролов

социальная реклама на страницах российских дореволюционных журналов в период первой

мировой войны

В статье рассматриваются и анализируются особенности социальной рекламы периода Первой мировой войны, представленной на страницах российских дореволюционных журналов. Данная работа может быть полезна всем тем, кто интересуется, как историей отечественной журналистики, так и историей Первой мировой войны.

Ключевые слова: социальная реклама, рекламное сообщение, российские дореволюционные журналы, Первая мировая война.

V. V. Frolov

SOCIAL ADVERTISING ON THE PAGES OF RuSSIAN

pre-revolutionary journals during the first world war

This article discusses and analyzes the characteristics of social advertising during the First World War presented in the pre-revolutionary Russian magazines. This work can benefit those who are interested in both the history of the Russian journalism and the history of the First World War.

Key words: social advertising, advertising message, Russian pre-revolutionary journals, the First World War.

Социальная реклама как явление — один из потоков массовой информации, который ориентирован на гуманизацию общественных отношений. Это информационное ответвление социальной работы в современной форме появилось и профессионализировалось в культурах государств Западной Европы и США относительно поздно: в конце XIX — начале ХХ вв.

В настоящее время в ФЗ «О рекламе» РФ (2006 г.)представлена следующая трактовка данного понятия: социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства [10 ст. 3, п. 11].

В данной статье мы рассмотрим и проанализируем особенности социальной рекламы периода Первой мировой войны, представленной на страницах российских дореволюционных журналов. Обращение именно к этому хронологическому отрезку времени обусловлено, прежде всего,тем обстоятельством, что в 2014 г. Россия отмечает 100-летие начала «Великой войны» (именно так называли в Российской империи Первую мировую войну — В. Ф.) — одного из самых масштабных вооруженных конфликтов в мировой истории. В качестве источниковой базы нашего исследования выступят такие, периодические изданиям 1914-1917 гг., как «Всемирная панорама»,

Вестник Псковского государственного университета

«Нива», «Новый сатирикон», «Огонёк», «Природа и люди», «Синий журнал» и «Хуторянин».

В сентябрьском номере «Нового сатирикона» (№ 39, 1914 г.), на одиннадцатой странице издания напечатано обращение Скобелевского комитета (благотворительная организация, учрежденная 26 ноября 1904 г. в результате начала русско-японской войной — В. Ф.), активно занимавшегося в годы Первой мировой войны открытием госпиталей-санаториев для лечения военнослужащих, ко всем гражданам Российской империи «внести свою посильную лепту на пользу тех, кого так горячо любил незабвенный генерал М. Д. Скобелев и кто боготворил его» — русских солдат. «Ни суммой, ни количеством жертвуемого просят не стесняться, так как всякое пожертвование, как вещами, так и деньгами, будет принято с благодарностью» [4, а 11]. В конце данного обращения указывается точный адрес места, где можно сделать пожертвование.

В еженедельном журнале «Хуторянин» (№ 46, 1914 г.) на девятнадцатой странице содержится совместное обращение-призыв Московского Общества борьбы с алкоголизмом и Московского отделения Российского медицинского общества врачей-трезвенников к русскому народу отказаться на время войны от пития алкогольных напитков. «В такой момент необходимо не потерять способность быть трезвым в создающихся неотложных вопросах, необходимо беречь силы, чтобы каждую минуту быть в состоянии принести их на поле брани» [11, с. 19]. Эти два общества по борьбе с алкоголизмом полностью поддерживают решение властей продлить временный запрет на торговлю спиртными напитками на территории России. «Трезвые месяцы уже принесли достойные плоды. Нет опьянений, нет и несчастий от них, резко сократилось число преступлений. Из всех больших городов поступают подсчёты, которые свидетельствуют об уменьшении краж, мошенничества, хулиганства и бесчинства. Количество судебных дел понизилось почти на половину. Камеры для вытрезвления с 18 июля пустуют. С другой стороны, производительность рабочих, по данным фабрикантов, возросла чуть ли не вдвое» [11, с. 19].

16 ноября 1914 г. вышло в свет специальное бесплатное приложение периодического издания «Хуторянин», целиком посвященное событиям «Великой войны». В нём на первой и второй страницах опубликовано воззвание к читателям с призывом оказать материальную помощь русским солдатам, сражающимся с ненавистным врагом. «Спешите же связать себя с нашими доблестными защитниками. Шейте, не теряя времени, тёплые рубахи, жилеты на вате, повязки на голову с наушниками (шлемы), вяжите тёплые рукавицы, готовьте тёплые портянки... Если к жилету, или тёплой рубахе вы присоедините кисет с табаком, спичками, солью, куском мыла, иголкой и нитками, несколько листков почтовой бумаги и конверты, то вы доставите большую радость нашему солдату...» [12, с. 1].

В «Синем журнале» (№ 46, 1914 г.) напечатана небольшая заметка «10-летняя сестра милосердия», в которой рассказывается о десятилетней девочке Нине, ставшей, не смотря на свой юный возраст, медицинской сестрой в одном из лазаретов общества Красного Креста в Санкт-Петербурге. В этой небольшой статье Нина ставится в пример другим девушкам и женщинам России ещё не вставшим на путь милосердия [9, с. 9].

В издании «Природа и люди» (№ 16, 1915 г.) на последней странице редакцией журнала опубликован список пожертвований, поступивших с 19 по 25 января 1915 г.

на счет лазарета имени Его императорского Высочества принца Александра Петровича Ольденбургского. В нём указаны фамилии благотворителей, их родной город и точная сумма взноса. Этой публикацией редакторы издания хотели призвать своих читателей принять участие в данной благотворительной акции, а значит и самим попасть в число достойных людей. В конце этого списка указан адрес, куда можно было направить пожертвование: Петроград, Стремянная, д. 12. [6, с. 19]. В последующих номерах издания «Природа и люди» традицию печатать подобный список-призыв сохранили [7, с. 20; 8, с. 20].

В № 43 «Огонька» за 1915 г. в самом начале журнала, в рубрике «Реклама», среди огромного количества сообщений коммерческого толка присутствует реклама «Не кури». В ней предлагается бесплатная помощь всем желающим бросить курить [5, с, 2].

В периодическом издании «Всемирная панорама» в № 396-47 за 1916 г. содержится на семнадцатой странице небольшая заметка редакции «Помощь семьям запасных», в которой говорится, о том, что российские правительственные и частные благотворительные общества делают всё, чтобы «русский солдат, призванный из запаса, со спокойным сердцем сражался за родину». В этой публикации её авторы призывают жён, воюющих солдат, долго не думая, обращаться в ближайшее от них попечительство за помощью. При необходимости «жены запасных» могут совершенно бесплатно отдать своих детей на время рабочего дня в специальное учреждение на попечение воспитателей. В таких учреждениях дети находятся под присмотром и их кормят за счет государства два раза в день [1, с. 17].

В иллюстрированном журнале литературы, политики и современной жизни «Нива» (№ 31, 1917 г.) в разделе «Реклама», на второй странице издания, среди коммерческой рекламы присутствует одно сообщение социальной направленности: обращение Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов к населению России (уже не монархического государства, так как после февральских событий 1917 г. данная форма правления была заменена на республику — В. Ф.) «собирать и отчислять средства в распоряжение [данного] органа» для «укрепления духа нашей армии, поднятия её боеспособности и подготовки к выборам в Учредительное Собрание» [3, с. 2]. На двух последних страницах этого номера «Нивы», выделенных специально под рекламу, нет ни одного рекламного сообщения социальной направленности [3, с. 15, 16]. Похожая ситуация характерна и для современной России: в настоящее время для рекламораспространителя «обязательно распространение социальной рекламы в пределах 5 % годового объема распространяемой им рекламы» [10, ст. 10, п. 3].

В периодическом издании «Всемирная панорама» (№ 413-12, 1917 г.) на последней странице среди коммерческой рекламы есть сообщение-призыв «сделать доброе дело»: помочь нашим воюющим солдатам, кто чем может (деньгами, вещами, продовольствием) [2, с, 20].

Все рассмотренные нами сообщения социальной рекламы на страницах российских дореволюционных журналов периода Первой мировой войны представлены в текстовом виде. В то же время в рекламных сообщениях коммерческого толка активно используются рисунки или их элементы [13]. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что коммерческая реклама направлена на принесение прибыли, а поэтому её заказчики при необходимости были готовы раскошелиться для того чтобы

Вестник Псковского государственного университета

повысить эффективность своего сообщения. Тратить лишние деньги на социальную рекламу никто не хотел.

В заключение вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на страницах российских дореволюционных журналов периода Первой мировой войны можно обнаружить социальную рекламу, но в незначительном объёме. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в 1914-1917 гг. Россия принимала участие в «Великой войне» и большая часть рекламных сообщений данной направленности была так или иначе связана с событиями и последствиями этого глобального военного столкновения.

Литература

1. Всемирная панорама. 1916. № 396-47.

2. Всемирная панорама. 1917. № 413-12.

3. Нива. 1917. № 31.

4. Новый Сатирикон. 1914. № 39.

5. Огонёк. 1915. № 43.

6. Природа и люди. 1915. № 16.

7. Природа и люди. 1915. № 17.

8. Природа и люди. 1915. № 18.

9. Синий журнал. 1914. № 46.

10. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Элек-тронныйресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75554/?frame=7

11. Хуторянин. 1914. № 46.

12. Хуторянин (приложение). 1914. № 48.

13. Frolov, Vasiliy Vladimirovich. Коммерческая реклама периода Первой мировой войны на страницах российских дореволюционных журналов. (Commercial Advertisingdur-ingthe First World Warinthe Pagesof Russian Pre-Revolutionary Journals) (October 16, 2014) // SocialScienceResearchNetwork [Электронныйресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.2510739.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.