Научная статья на тему 'Социальная реальность общества потребления как симулятивная структура'

Социальная реальность общества потребления как симулятивная структура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
593
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / РЕАЛЬНОСТЬ / СИМУЛЯЦИЯ / СИМУЛЯКР / КОНСЬЮМЕРИЗМ / РЕКЛАМА / ИНДИВИД / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMER SOCIETY / REALITY / SIMULATION / SIMULACRUM / CONSUMERISM / ADVERTISING / INDIVIDUAL / CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мищенко Елена Юрьевна

В статье проводится анализ социальной реальности в консьюмеристском обществе. Обосновывается тезис о том, что в обществе потребления реальная жизнь утрачивает свое присутствие в повседневности, а социокультурная реальность конструируется посредством симуляции (симулякра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL REALITY OF CONSUMER SOCIETY AS A SIMULATIVE STRUCTURE

The article analyses social reality of the consumer society. The author corroborates the thesis that real life is starting to lack in everyday routine in the consumer society, and socio-cultural reality is built by means of simulation (simulacrum).

Текст научной работы на тему «Социальная реальность общества потребления как симулятивная структура»

УДК 101.1

Мищенко Елена Юрьевна

Mishchenko Elena Yuryevna

аспирант кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета

PhD student, Philosophy Department, North Caucasus Federal University

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК СИМУЛЯТИВНАЯ СТРУКТУРА

THE SOCIAL REALITY OF CONSUMER SOCIETY AS A SIMULATIVE STRUCTURE

Аннотация:

Summary:

В статье проводится анализ социальной реальности в консьюмеристском обществе. Обосновывается тезис о том, что в обществе потребления реальная жизнь утрачивает свое присутствие в повседневности, а социокультурная реальность конструируется посредством симуляции (симулякра).

The article analyses social reality of the consumer society. The author corroborates the thesis that real life is starting to lack in everyday routine in the consumer society, and socio-cultural reality is built by means of simulation (simulacrum).

Ключевые слова:

общество потребления, реальность, симуляция, симулякр, консьюмеризм, реклама, индивид, потребление.

Keywords:

consumer society, reality, simulation, simulacrum, consumerism, advertising, individual, consumption.

Понятие «общество потребления», вошедшее в научный оборот в начале 20-х гг. ХХ в. благодаря немецкому социологу и философу Э. Фромму, стало термином, с помощью которого ученые пытаются определить характерные черты современного общества. В произведениях Ж. Бодрий-яра, который стал «классиком» в обосновании данной теории, общество такого типа описывается как социум с избыточным потреблением, где индивиды не только потребляют сверх своих основных потребностей, но и «проповедуют» своеобразную гедонистическую философию, направляющую их на искусственное создание потребностей, а значит - и новых целей развития производства [1, с. 39]. При этом важно, что общество потребления, как и любой другой культурно-исторический тип социальной системы, помимо «идеологии потребления», представляет собой особую социокультурную реальность, обосновываемую и поддерживаемую этой идеологией.

Общество потребления, представляя собой социум постмодерного типа, характеризуется тем, что человек в нем живет не только в естественной, но и в искусственно созданной среде. При этом симулятивная реальность сегодня превращается в один из важнейших факторов дальнейшего развития производства, науки, техники, культуры и общества в целом. Поэтому уже сейчас можно говорить о симуляции как о способе (средстве) преобразования и качественного изменения объективной реальности.

Как отмечает Ж. Бодрийяр, симуляция сегодня представляет собой не просто симуляцию какой-либо субстанции, она есть порождение моделей, порождение реального без первопричины и без реальности как таковой. Благодаря этому размывается разница между сущностью и явлением. Реальность конструируется и превращается лишь в набор фактов, формул и операций [2, с. 18]. Реальное в этих условиях по сути дела синтетический продукт, гиперреальное, производное комбинаторных моделей.

Эра симуляции открывается через искусственное воссоздание объектов в знаковых системах, которые представляют собой достаточно гибкий материал. В этом случае имеет место не просто имитация, дублирование или пародия, а появляется некая субституция, замена реального знаками реального. Замещение реальных вещей и процессов их копиями, представляющими знаки реальности, проводит к симуляции. Однако в этом случае симулировать - это не значит «делать вид, что индивид имеет что-то, чего на самом деле у него нет», симуляция - это не просто притворство, а сомнение в различиях между реальным и мнимым, между истинным и ложным, свойственное современной социокультурной ситуации. Реальное, будучи «закрыто» воображаемым, превращается в гиперреальное как совокупность симулякров.

Ярким примером запутанных порядков симуляции, связанных с иллюзиями и игрой воображения, является Диснейленд как микрокосмос, Америка в миниатюре, со всеми присущими ей плюсами и минусами [3]. В таком воображаемом мире, заполненном причудливыми образами, притягательными являются теплота и радушие толпы, изобилие гаджетов, которые направлены на создание и поддержку эффекта многогранности переживаний. Этот воображаемый мир не только создает иллюзию успешности, но и выступает контрастным по отношению к чувству

«одиночества в автомобиле». Внутри любого посетителя ждет разнообразие техники, притягивающей людей, а снаружи встречает одиночество. В этом можно увидеть «профиль» Америки, состоящий в противоречивости индивидуальности и толпы.

Однако за всей демонстрируемой в Диснейленде американской идеологией, по мнению Бод-рийяра, видна симуляция. На самом деле Диснейленд служит своеобразным «прикрытием» того, что он на самом деле является «реальной» страной - Америкой. Диснейленд «показывают» как воображаемый, чтобы заставить общество поверить в то, что все остальное выступает реальным (это симуляция третьего порядка). И в данном случае имеет место не ложная репрезентация реального, а процесс сокрытия того, что реальное перестало быть реальным, и стремление спасти принцип реальности. Иллюзорность Диснейленда, таким образом, не истинна, не ложна, она представляет собой симулятивную визуализацию реального. Мир Диснейленда направлен на то, чтобы быть «детским», и убеждает, что взрослые находятся в другом (реальном) мире, при этом скрывая находящуюся повсюду настоящую инфантильность (взрослые приходят в Диснейленд, чтобы почувствовать себя детьми, тем самым вводя себя в заблуждение) [4, с. 15].

Таким образом, можно утверждать, что развитие современности проходит в направлении утверждения мира симуляций, которые заполонили практически все сферы жизни общества, где многообразие различных видов и форм симулятивной деятельности выступает выражением действительности. Л.М. Демченко и Т.В. Закирова констатируют, «такие симулякры, как истинные патриоты, демократы, менты из телесериалов, финансовые пирамиды и т. д., заполняют действительность, начинают абсорбировать, поглощать существующую объективную реальность. Причем существуют различные формы видимости, не только экономические, но и политические, социальные, идеологические и т. д.» [5, с. 33].

Итак, симулятивный характер современной социальной реальности приводит к тому, что реализация самых разнообразных идеологических и политических целей в современном мире (например, политика некоторых стран в массовом распространении демократии и свободы) приводит к завладению теми или иными ресурсами, желанию превратить другие народы в потребителей. Это позволяет Бодрийяру характеризовать общество потребления как пространство безграничной власти симулякра и наделять потребление не только символическим, но и магическим смыслом [6]. В обществе потребления индивиды получают возможность самореализации исключительно в самом потреблении, что позволяет квалифицировать современный социум как общество обмана, где реальность растворяется в симулякрах [7, с. 153].

Симулятивный характер социальной реальности общества потребления приводит к тому, что структуры и функции, которые представляют действительное общество, выглядят очень размытыми. В результате складывается ситуация, при которой с распространением симуляций различного характера и рода становится невозможным установить, какая же реальность истинна, а какая выступает воображаемой. Симуляции становятся «реальностями», которые искажают значение современных и исторических событий, лишают индивидов возможности постичь истину.

Стоит особо подчеркнуть, что распространение симулякров обусловлено также появлением нового типа культурных продуктов, которые позволяют трансформировать реальность и виртуали-зировать ее. Современные студии звукозаписи с хорошей аппаратурой дают возможность совершать самые невообразимые манипуляции со звуком, позволяют слушателям стать исполнителями, создают новые качественные характеристики и особенности звучания, предлагая новые варианты исполнения произведений, которые не были изначально задуманы авторами. Это копия копии, в которой нет соответствия между новой формой и прежним, авторским, звучанием.

Таким образом, в обществе потребления реальность теряет свое место и присутствие в повседневной жизни, поскольку формируется под влиянием симуляции или симулякра. Современный человек постоянно видит последствия симуляции (работа, развлекательные заведения, сеть Интернет, СМИ и др.) и утрачивает способность отличать реальное от искусственного. Такое систематическое воздействие производителей товаров и услуг на индивида с помощью психотехнологий способствует формированию социокультурной реальности такого вида, в которой все искусственно (потребности, желания и устремления). Формируются индивиды нового типа, лишенные способностей к самостоятельному восприятию окружающей действительности и возможности противостоять насаждению ценностей общества потребления.

Превращаясь в некий символ общества потребления, симулятивная реальность способна достичь такого уровня влияния на социальную жизнь, при котором она, в виде множества своих копий, станет активным и достаточно агрессивным инструментом власти. Плодами этих властных манипуляций станут колоссальные трансформации разума человека, его творчества, воображения и интуиции.

Ссылки:

1. Сергодеева Е.А., Мищенко Е.Ю. Социокультурная реальность общества потребления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 3 (163). С. 38-44.

2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. 257 с.

3. Там же.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. 224 с.

5. Демченко Л.М., Закирова Т.В. Проблема взаимосвязи технического и социального в становлении «симулятивной реальности» как способа человеческого бытия в философии Ж. Бодрийяра // Вестник Оренбургского университета. 2011. № 7. С. 32-40.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. 269 с.

7. Сергодеева Е.А., Мищенко Е.Ю. Теории общества потребления в современной философии // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 4. С. 149-153.

References:

Baudrillard, J 2000, Evil transparency, Moscow, 257 p., (in Russian). Baudrillard, J 2001, System of things, Moscow, 224 p., (in Russian).

Baudrillard, J 2006, Consumer society. His myths and structures, Moscow, 269 p., (in Russian).

Demchenko, LM & Zakirova, TV 2011, 'The problem of the relationship of technical and social in the development of "simulative reality" as a way of human existence in the philosophy of Jean Baudrillard', Vestnik Orenburgskogo universiteta, no. 7, pp. 32-40, (in Russian).

Sergodeeva, EA & Mishchenko, EY 2014, 'Theories of consumer society in the modern philosophy', Gumanitarnyye i yuridicheskiye issledovaniya, no. 4, pp. 149-153, (in Russian).

Sergodeeva, EA & Mishchenko, EY 2015, 'The socio-cultural reality of the consumer society', Vestnik Adygeyskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turol-ogiya, no. 3 (163), pp. 38-44, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.