СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
О.В. Волкова
В статье рассматриваются определения понятий реабилитация и социальная реабилитация в трактовке разных авторов. Раскрываются цели социальной реабилитации и виды реабилитации, основные направления социального процесса, способы реабилитационного воздействия, качества специалистов, работающих с людьми с ограниченными возможностями.
Цель общества - максимально полно обеспечить возможности для всех людей с их специфическими проблемами, поэтому сфера социальной работы в России расширяется год от года. Социальной работе свойственен широкий спектр специализаций. Одним из перспективных и важных направлений является социальная реабилитация, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений.
Понятие реабилитационной деятельности наиболее глубоко разработано в сфере медицины.
По определению ВОЗ реабилитация -это комбинированное и координированное применение методов в социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятиях с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения его оптимальной трудоспособности [15].
В нашей стране принято определение, сформулированное на совещании министров здравоохранения стран СЭВ: реабилитация -есть система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду [4].
Такая система представляет собой совокупность взаимодействующих элементов:
1. Научные взгляды, идеи, представления.
2. Законодательная и нормативная база в области реабилитации.
3. Научные и научно-технические разработки.
4. Совокупность средств, приемов и методов реабилитации.
5. Программы реабилитации.
6. Государственная служба реабилитации, состоящая из органов управления, реабилитационных учреждений и организаций различной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения и др.).
7. Реабилитационная индустрия (предприятия, организации - разработчики и производители ТСР).
8. Общественные организации и организации, защищающие права.
9. Информационное обеспечение проблем [11].
Вообще существует большое количество определений понятия реабилитации. Во многом это связано с развитием теоретических подходов к данному направлению.
По мнению А.В. Гордеевой, реабилитация - понятие с богатым и многообразным содержанием, имеет различные общепризнанные аспекты, в определении сущности которых профессионалы из разных областей опираются на дословное значение «восстановление» исходного позднелатинского «rehabilitation», а именно:
- юридический, предусматривающий восстановление доброго имени и юридических прав в силу отмены ранее признанной виновности;
- психологический, который предполагает восстановление потерянных способностей личности как проявление ее пластичности;
- социальный, нацеливающий на восстановление утраченных социальных функций и связей со средой жизнеобеспечения;
- медицинский, направленный на предотвращение инвалидности за счет восстановления нарушенных функций организма и трудоспособности [3].
Болгарские исследователи во главе с В.С. Мановой - Томовой (1981) выделили 4 группы сложных и разнообразных причин, в результате которых возникает необходимость проведения реабилитации: медикобиологические (наследственные, врожденные, возникшие в период индивидуальной жизни); социально-экономические (урбанизация, проблемы современной семьи, отсутствие правил организации досуга детей, воздействие средств массовой информации и др.); психологические (отношение к окружающей действительности, разная степень формирования способностей, темперамента и характера); педагогические (наличие или отсутствие систематического воспитания, предотвращение возникновения отрицательных предпосылок для развития) [3].
Современное понимание реабилитации тесно связано с социальным контекстом. В настоящее время под реабилитацией подразумевают как восстановление психофизического здоровья человека, так и интегрирование его в современное общество, содействие в приобретении статуса равноправного члена общества [12].
По мнению М.В. Фирсова, социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и т.д.), девиантного поведения личности.
Таким образом, социальная реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезадаптивного населения [8].
Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Важнейшей такой характеристикой является целенаправленность.
Целенаправленность социально-реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, которая зависит от того, на какую категорию
клиентов направлены реабилитационные воздействия [1].
Цель социальной реабилитации инвалидов - восстановление здоровья, трудоспособности и социального статуса инвалидов, достижение ими материальной и социальной независимости, интеграции (или реинтеграции) в обычные условия жизни общества [11].
Цель деятельности определяет ее структуру. Структура реабилитационного процесса является предметом дискуссии. Мы согласны с М.В. Коробовым, который рассматривает ее через виды жизнедеятельности человека, связанных с удовлетворением как биологических, так и материальных, духовных, творческих потребностей и интересов.
Образ жизни и деятельности современного человека характеризуется разнообразием видов деятельности, сфер интересов. Он включает и обобщает четыре категории: экономическую - уровень жизни; социологическую - качество жизни; социально-психологическую - стиль жизни; социально-экономическую - уклад жизни.
В структуру образа жизни, согласно В.А. Меняеву [6], входят:
1. Трудовая деятельность, условия труда, профессиональная и социальная активность работающих.
2. Хозяйственно-бытовая деятельность, вид жилища, жилплощадь, бытовые условия, бытовая деятельность.
3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физиологических сил и взаимодействие с окружающей средой.
4. Социологизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками.
5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи.
6. Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, своей болезни, установка на здоровый образ жизни).
Исходя из этого, выделяют ряд специальных видов социальной реабилитации.
Элементарная реабилитация - объединяет меры, направленные на восстановление наиболее простых, элементарных навыков самообслуживания и передвижения. Данный термин прочно закрепился, например, в практике реабилитации инвалидов по зрению, для которых выполнение перечислен-
ных функций имеет решающее значение для обеспечения самообслуживания.
Бытовая реабилитация объединяет меры, направленные преимущественно на восстановление навыков выполнения повседневной бытовой деятельности.
Социально-психологическая реабилитация пронизывает, в сущности, все аспекты работы, направленные на восстановление индивидуально-личностного статуса, на восстановление, развитие и формирование способностей и качеств, позволяющие ему успешно играть различные социальные роли (семейные, супружеские, родительские, общественные, политические и др.), иметь возможность быть реально включенными в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельность. Содержательный смысл социально-психологической реабилитации заключается, прежде всего, в восстановлении оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих социальную деятельность и социальную интеграцию.
Педагогическая реабилитация объединяет меры коррекционного обучения и воспитания, направленные на усвоение ребенком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. Роль педагогической реабилитации возрастает при снижении способностей к восприятию, усвоению, актуализации и передачи знаний, смысловой информации вследствие нарушения физического или психического развития.
Семейная реабилитация объединяет меры разного порядка (социального, педагогического, психологического и др.), направленные на восстановление обычных нормальных ролевых функций в семье, а также подготовку их к самостоятельной и независимой жизни в семье.
Рекреационная реабилитация - позволяет реализовать свои духовные и творческие интересы, потребности в физическом развитии и совершенствовании. Важными составляющими рекреационной реабилитации является социокультурная реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. Социальный тренинг и общение в ходе занятий, связанных с отдыхом, позволяют более успешно решать задачи и в других
сферах деятельности. Рекреационная реабилитация помогает освободиться от комплекса неполноценности, пробуждает интерес к жизни [11].
Главная задача специалистов, занимающихся социальной реабилитацией, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения клиента как личности, а также положительные изменения в окружающей среде клиента. Для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних воздействующих факторов. Поэтому деятельность специалиста по социальной реабилитации должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социальнореабилитационного процесса [1].
К таким направлениям можно отнести:
1) Социально-психологическая помощь и поддержка, социальный патронаж на производстве, в учебных заведениях, в семье; выявление проблем (диагностика) и оказание необходимой помощи (консультативного, организационного, координирующего и посреднического характера) в решении насущных проблем
2) Информирование и консультирование по вопросам прав и льгот, порядку их реализации, об учреждениях и организациях, оказывающих различную реабилитационную и социальную помощь, а также содействие в осуществлении социальных гарантий и льгот
3) Социально-психологическая поддержка и работа с окружением, психокоррекция семейно-бытовых отношений
4) Содействие в реализации потребностей и интересов в различных сферах жизни - оказание помощи в трудоустройстве, в организации досуга, круга общения и др. [11].
Таким образом, процесс реабилитации включает в себя пять взаимосвязанных этапов (Н.В. Дементьева, А.К. Долгушин, Л.В. Мар-дахаев, В.А. Никитин, Е.И. Холостова):
1. Диагностико-прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации).
2. Этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм и методов работы.
3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы.
4. Реализационный (реализация комплексных проблем реабилитации, коррекции, научно-методического контроля).
5. Экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации) [12].
Исследователи выделяют следующие способы реабилитационного воздействия [7].
1. Привитие или восстановление утраченных навыков - включает организацию жизни и быта реабилитационной группы, четкое выполнение распорядка дня, целенаправленную организацию досуга и продуктивной деятельности, культурно-массовых мероприятий. В основе лежит привитие и закрепление социально-значимых навыков, умений, форм поведения, формирование нравственных основ личности, эстетическое воспитание.
2. Терапия средой. Воздействие на человека всей совокупности условий его существования (в семье, лечебном учреждении, учреждении образования, на улице), в которые он вынужден включаться для реализации целей реабилитации. Терапия средой может выступить в форме организации направленного образа жизни, целью которого является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение клиентов в общественно полезную деятельность, активация их деятельности, интересов, побуждений и потребностей. Смысл терапии средой заключается в том, чтобы она стимулировала социальные связи, позволяя воспроизводить реальные межличностные отношения в среде больных, способствовала частичному восстановлению и частичной активации коммуникативных способностей.
3. Терапия занятостью - метод восстановления утраченных функций при помощи разнообразных видов деятельности не обязательно профессионального характера, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности клиента.
Специфика данного направления терапии состоит не в конкретных видах деятельности, а в том, чтобы независимо от видов деятельности клиент был бы им занят непрерывно - каждый данный момент времени,
чтобы и он сам, и его семья имели бы четкий
план действия по возможности на более длительный срок. В настоящее время выделяют следующие типы занятости: трудовая, общественная, досуговая, общение и самообслуживание.
4. Психологическое приспособление к новым условиям жизни. Психотерапия осуществляется в трех основных формах.
Индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия; групповая психотерапия и семейное консультирование и семейная психотерапия.
На разных этапах работы с клиентом возникает необходимость использования комплекса методов воздействия, в осуществлении которых ключевую роль играют социальные работники.
- Социокультурные методы психотерапии:
Терапия искусством и творческим самовыражением, музыкотерапия, терапия литературой, терапия киноискусством, арттера-пия живописью, терапия искусством театра, терапия цирковым искусством, терапия общением с природой.
- Психотерапевтическое формирование социальных навыков и видов деятельности: мобилизация прежних увлечений из ресурсов подростково-юношеских этапов развития личности, формирование новых увлечений в качестве компенсаторной деятельности.
По мнению Е.И. Холостовой, социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий в рамках всех названных выше направлений, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способности индивида к социальному функционированию [13].
Социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.
Е.И. Холостова также отмечает, что социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционирова-
нию возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до реабилитации. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональ-ные ресурсы индивида более чем они были развиты в период его нормального, непатологического развития, чаще всего невозможно. Степень же возможностей и потребностей здесь колеблется в широком континууме от полной неспособности индивидов к социальной реабилитации до возможностей сверхреабилитации, когда мобилизация социальных и личностных ресурсов индивида приводят к тому, что в результате реализации реабилитационных программ индивид оказывается интегрированным в социальное функционирование больше, чем в своем здоровом статусе [13].
На данный момент в учреждениях социальной защиты населения существует острая необходимость в специалистах социальной работы, способных высокопрофессионально, на современном уровне осуществлять свою профессиональную деятельность. Долгое время считавшаяся прерогативой учреждений здравоохранения реабилитация в современных условиях ознаменовалась осознанием роли социального работника как представителя особой интегрирующей профессии, способного обеспечить объединение различных аспектов реабилитации в процессе ее осуществления [12].
Так как объектом деятельности социальных работников в сфере социальной реабилитации являются люди, переживающие тяжелое психологическое состояние, то наряду с профессиональными знаниями и умениями серьезные требования предъявляются к личностным качествам специалиста [2].
Так, в своем исследовании Е.Н. Львова выделяет следующие качества специалистов, работающих с людьми с ограниченными возможностями:
- коммуникативные качества: умение слушать клиента, отсутствие конфликтов во взаимоотношениях, умение убеждать, умение находить подход к клиенту;
- оперативные: умение помочь людям в экстремальных ситуациях, умение гибко менять способность действовать в отношении клиента, умение быстро принимать решения в интересах других людей, умение адекватно
реагировать на меняющуюся ситуацию, умение выйти из трудной ситуации, умение гасить конфликты;
- моральные: соблюдать этические нормы поведения, готовность выслушать несправедливые упреки, эмпатийность, готовность придти на помощь, терпимость;
- организаторские: работоспособность, ответственность, справедливость, умение доводить начатое до конца, эмоциональная устойчивость;
- качества самосознания: умение анализировать свое поведение, готовность принимать информацию о себе от других людей, умение оценить свои недостатки и исправить их [5].
Выделяют (В.И. Курбатов и др.) также такие личностные особенности социальных работников: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе [9].
Одной из важнейших проблем в области социальной реабилитации, в которой работают люди с объектом, имеющим особые нужды, и где профессионализм и долголетие специалиста приобретают исключительную важность, является проблема эмоционального выгорания [10].
Социальный работник, погруженный в гущу социальной жизни, несет в себе бремя огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, и общества в целом. При этом социальные условия и состояние общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей деятельности социальный работник, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнета бытовых проблем, на себе не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров, эрозию личной и социальной ответственности и, как следствие, в своей работе он может не только не быть эффективным, но и множить и усугублять проблемы своих подопечных собственной беспомощностью, неумением, а иногда и не-
возможностью в силу особенностей эмоциональной сферы наладить продуктивный межличностный контакт и т. п.
Поэтому осуществление в процессе социальной работы социальной защиты и милосердия естественно наталкивается на ряд собственно психологических трудностей, которые могут быть устранены только либо путем специального подбора социальных работников с профессионально желаемыми личностными качествами, либо путем развития этих качеств в процессе подготовки и переподготовки, т. е. в процессе специального обучения [14].
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Академия, 2001.
3. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие. М.: Парадигма, 2005.
4. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социальнобытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 1996.
5. Львова Е.Н. Профессиональная подготовка социальных работников к деятельности с людьми ограниченных возможностей: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2002.
6. Меняев В.А., Вишняков В.К., Лучкевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения: руководство для студентов, клини-
ческих ординаторов аспирантов. Т. 2. СПб., 1997.
7. Организация и методика проведения социального этапа реабилитации инвалидов на базе муниципальных центров социальной защиты населения: пособие. Н. Новгород: Изд-во Ни-жегор. гос. мед. академии, 1999.
8. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
9. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 2003.
10. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / под ред. Л.В. Мардахаева. М.: МГСУ, 2001.
11. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации / [Р.М. Войтенко и др.]; под ред. М.В. Коробова, В.Г. Помникова. СПб.: Гиппократ, 2005.
12. Теория и практика социальной реабилитации / Р.В. Куприянов, Д.Р. Шарифулина, Е.А. Бе-рецкая; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2005.
13.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М., 2002.
14. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. 1992. Вып. 5. С. 50-54.
15. Янко Е.В., Михайлова В.В. Некоторые аспекты медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом на стационарном этапе // Социальная работа в Сибири: сб. науч. тр. 2004.
Поступила в редакцию 1.10.2006.