Научная статья на тему 'Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки)'

Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / SOCIAL PSYCHOLOGY / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудрик Анатолий Викторович

В статье рассматриваются социально-психологические проблемы воспитания, характеризуется социально-психологическая проблематика воспитания в рамках возрастной и педагогической психологии, анализируются работы социальных психологов и социальных педагогов, в которых раскрываются различные социально-психологические проблемы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудрик Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Psychology of Edu-cation (a Brief Explication and Subjective Notes)

Examines the socio-psychological problems of education, is characterized by socio-psychological problems of education in the framework of developmental and educational psychology, analyzes the work of social psychologists and social workers, which take up various socio-psychological problems of education.

Текст научной работы на тему «Социальная психология воспитания (краткая экспликация и субъективные заметки)»

РАЗМЫШЛЕНИЯ. ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 316.6+316.7+37.0

Мудрик Анатолий Викторович

Доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

(КРАТКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ)1

Аннотация. В статье рассматриваются социально-психологические проблемы воспитания, характеризуется социально-психологическая проблематика воспитания в рамках возрастной и педагогической психологии, анализируются работы социальных психологов и социальных педагогов, в которых раскрываются различные социально-психологические проблемы воспитания.

Ключевые слова: социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, социально-психологические проблемы воспитания.

От эпохи Платона до наших дней воспитание - предмет (или объект, если кому-то так больше нравится) внимания и все более разностороннего изучения в первую очередь педагогики, но также и ряда других челове-коведческих и обществоведческих отраслей знания. Традиционно, а имплицитно (и не только) и в наши дни, воспитание по факту имеет субъект-объектный характер, несмотря на весьма многочисленные заявления, концепции и даже нормативные акты, этот подход опровергающие и пропагандирующие субъект-субъектную парадигму воспитания, которая с большим трудом находит воплощение в теории, а тем более в практике.

Это объясняется, на мой взгляд, во-первых, многовековой традицией, а, во-вторых, порожденными этой традицией имплицитными «концепциями» воспитания, которые удивительно устойчивы и универсальны в своей субъект-объектной основе в самых различных социумах, социальных, этноконфессиональных, социокультурных, гендерно-возрастных стратах и группах. Имплицитные концепции - один из пластов социальной психологии как больших, так и малых групп порождают многообразную социально-психологическую проблематику воспитания.

Социально-психологическая проблематика воспитания рассматривается мною в русле концепции Галины Михайловны Андреевой, в которой предметом социальной

психологии определено изучение закономерностей поведения, деятельности и общения людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп [1].

Тесная связь воспитания с социальной психологией проявляется в том, что воспитание в любой из его многочисленных трактовок (взращивание, воздействие, взаимодействие, влияние, индоктринация, управление развитием личности, формирование, развитие и др.) реализуется в составе тех или иных групп: семьи, первичных (класс, секция, кружок и пр.) и вторичных (школа, детский лагерь и пр.) коллективов, неформализованных групп различного поло-возрастного и количественного состава, т. е. групп, имеющих определенные социально-психологические характеристики и, естественно, порождающие спектр различных специфических социально-психологических проблем.

Психология достаточно давно проявляла интерес к феноменам, так или иначе относившимся и относящимся сегодня к проблематике воспитания. Углубление и дифференциация этого интереса привели к тому, что институционально оформились две отрасли психологии, предметом исследования которых стали различные аспекты развития и обучения - возрастная психология и педагогическая психология. Однако, как я попытаюсь показать ниже, вне поля зрения обеих

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 17-06-00796.

названных отраслей остался большой пласт проблем, которые можно обозначить как социально-психологические проблемы воспитания.

Все дальнейшее не есть плод фундаментального исследования. Это, скорее, как теперь принято говорить, мои оценочные суждения, «отягощенные» к тому же моим педагогическим бэкграундом и практической работой с детьми разного возраста, и теоретических штудий по проблемам воспитания, социализации и социальной педагогики Возрастная психология почти единодушно трактуется как отрасль, изучающая закономерности этапов психического развития и формирование личности на протяжении онтогенеза человека с учетом влияния на него культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий [10]. К сожалению, известный мне массив исследований в русле возрастной психологии свидетельствует о том, что собственно условия онтогенеза в сопряжении с возрастным развитием изучались, во-первых, не очень интенсивно, а, во-вторых, номенклатура изучаемых условий весьма ограничена и в культурно-исторической, и в этнической, и в социально-экономической сферах. Социально-психологическая проблематика развития человека в большей мере изучается в рамках семьи, школьного класса и урока [11; 15]. Конечно, немалый вклад в освещение этой проблематики внесли работы Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной в части изучения общения детей и подростков.

Знакомство с большим массивом в основном весьма содержательных исследований в сфере возрастной психологии позволяет прийти к выводу о том, что в них условия онтогенеза либо вообще остаются за рамками исследований, либо затрагивают те из них, которые можно обозначить как микроусловия (как правило, семейные, школьные, дошкольные). Вне поля зрения возрастной психологии остается основной массив условий психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза как микроуровня (кроме названных выше), так и условия мезоуровня и макроуровня (о них речь пойдет ниже). Таким образом, вне исследовательского внимания остается влияние на возрастное развитие личности целого

веера малых и больших социальных групп, что делает обоснованным и даже необходимым рассмотрение социально-психологической проблематики воспитания как одного из факторов развития и формирования личности в онтогенезе в русле социальной психологии.

Социально-психологическая проблематика, связанная с воспитанием, довольно скудно, на мой взгляд, представлена и в педагогической психологии. В наиболее общем виде современные специалисты определяют предмет педагогической психологии как «изучение психологических закономерностей процессов усвоения и передачи социально-культурного опыта в образовательной среде» [12, с. 19].

Несмотря на то что педагогическая психология институционализирована как раздел психологии, в котором изучаются психологические проблемы обучения и воспитания, основная масса известных мне исследований в ее русле посвящена проблемам обучения (как в трудах классиков - В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, так и в работах их учеников, адептов, оппонентов, конкурентов, фальсификаторов, противников). По мнению И. А. Зимней, это объясняется тем, что «для педагогической психологии воспитание органично включено в процесс обучения» [4, с. 27]. С этим, скорее всего, не согласятся педагоги и представители других отраслей знания, занимающиеся воспитанием (например, многие философы, этнологи, криминологи и др.).

Вышесказанное объясняет то, что педагогическая психология, как правило, ограничивается изучением социально-психологической специфики преподавания и возникающих в его процессе взаимодействий между педагогами и учащимися, а также внутри учебного коллектива в процессе учебной деятельности в образовательной среде.

Акцент на образовательной среде как объекте и предмете изучения, который делают разные авторы, подтверждает предположение о том, что педагогическая психология в довольно незначительной степени интересуется лишь весьма ограниченным спектром проблем, в той или иной мере связанных с социальной психологией воспитания. В качестве примера можно упомянуть книгу

Н. И. Шевандрина «Социальная психология в образовании» [15].

Таким образом, можно отметить, что две изначально наиболее педагогически ориентированные отрасли психологии очень мало интересуются социально-психологическими проблемами воспитания.

Социально-психологические проблемы, так или иначе связанные с воспитанием, занимают довольно значительное место в корпусе исследований социальных психологов (это я попытаюсь показать ниже).

Однако следует отметить, что первоначально эта проблематика была обозначена в довольно многочисленных работах русских педагогов середины XIX - начала ХХ вв. В них описывались и осмыслялись те процессы, которые происходят в ученической среде: «дух школы» (Л. Н. Толстой), «товарищество», «корпоративный дух», «товарищеские отношения» и др. (А. Молотов, Н. И. Пирогов, Г. Роков, О. Шмидт, Е. Ель-ницкий и др.) [8].

В 20-х гг. прошлого века социально-психологические вопросы воспитания приобрели особую актуальность в связи с появлением в стране колоссального количества беспризорников, и занимались ею в основном репрессированные в 1930-е гг. педологи.

Возрождение интереса к социально-психологической проблематике воспитания с середины 60-х гг. XX в. фактически шло двумя путями.

С одной стороны, постепенно институционализировалась социальная психология как раздел психологии. Появились исследовательские группы и даже лаборатории в Москве, Ленинграде, Курске, Фрунзе (нынешний Бишкек).

Встал вопрос об организационном оформлении «новой» отрасли психологии, хотя бы в рамках Общества психологов (может быть, оно тогда называлось иначе). И, естественно, возникли весьма важные разногласия по различным содержательным вопросам. (Я был на каком-то, видимо, существенном собрании в НИИ психологии АПН СССР в году 1968-м или 1969-м, на котором шел «бой» за определение предмета социальной психологии. Оппоненты, а, точнее, антагонисты, Б. Д. Парыгин и Е. С. Кузьмин, были в таком «раже», что даже не обращались друг к другу по имени-отчеству. Но мудрый Анатолий

Александрович Смирнов сумел-таки создать нечто типа комиссии, куда скрепя сердце согласились войти и антагонисты, и ряд менее агрессивных исследователей.)

Естественно, что у возрождающейся социальной психологии было много проблем, требующих своего скорейшего, по возможности, решения. И было бы столь же естественно, если социально-психологические проблемы воспитания остались «за кадром». Однако уже в 1971 г. в Тбилиси выходит книга Ш. Н. Чхартишвили «Социальная психология воспитания» [14], а спустя совсем немного времени (по результатам эмпирических исследований школьных классов) работа Я. Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» [5]. В Курске, а затем в Костроме Л. И. Уманский и А. Н. Лутошкин с учениками развернули широкие исследования, которые давали много материала для решения социально-психологических проблем воспитания в школе, в летнем лагере, во внешкольных организациях.

С другой стороны, фактически в эти же последние 1960-е гг. социально-психологическая проблематика воспитания начинает разрабатываться в нескольких педагогических лабораториях. В лаборатории Людмилы Ивановны Новиковой (АПН СССР) защищаются кандидатские диссертации, посвященные групповым конфликтам старшеклассников (В. М. Афонькова, 1974 г.), взаимодействию микрогрупп школьников (А. В. Буданов, 1973 г.), свободному общению старшеклассников (А. В. Мудрик, 1970 г.), микроклимату в закрытом детском учреждении (В. Д. Семенов, 1972 г.). В Тартуском университете, а затем в Таллинском пединституте группа Хейно Йохановича Лиймет-са: Ульве Кала, Юри Орн, Ингер Краав, Аза и Олев Мусты, Эда Антон, Вольдемар Колга и др. изучают стилевые особенности образа жизни школьников в поселениях различного типа, среду обитания учащихся (домашнюю, школьную, поселенческую), а также другие проблемы.

Киевская лаборатория Александра Васильевича Киричука проводит репрезентативные исследования структуры групп учащихся (хотя отношения наших лабораторий были очень теплыми, я, к сожалению, не помню всех ее сотрудников, кроме жены Леночки, ее сестры Вали, В. М. Галузинского,

М. Ю. Красовицкого и Ванечки Беха, который, кажется, стал Президентом Украинской педагогической Академии).

Эти три лаборатории проводят несколько межреспубликанских конференций: в Херсоне (1971) по социально-психологическим проблемам школьного класса и их роли в процессе воспитания; в Умани (Украина, 1974), посвященную весьма экзотической идее ближайшего сотрудника Л. И. Новиковой, Александра Тимофеевича Куракина, -измерения в процессе воспитания; в Полтаве (1975) - о взаимодействии коллектива и личности.

Благодаря энергии Л. И. Новиковой в 1973 г. начинается сближение групп психологов и педагогов, в той или иной мере занимающихся социально-психологическими проблемами воспитания. В 1974 г. состоялся симпозиум в г. Эльва (Эстония), посвященный проблеме общения (сама идея междисциплинарного симпозиума принадлежала

A. Т. Куракину). В нем участвовали философ Л. П. Буева, социологи И. С. Кон, Ю. Вооглайд и др.

Материалы симпозиума были опубликованы в двухтомнике «Проблемы общения и воспитание», куда вошли также полные материалы первого (и последнего) в стране репрезентативного исследования общения школьников, проведенного в 1970-1971 гг.

B. Лосенковым, Л. Гозманом, А. Мудриком, с участием Л. И. Новиковой, В. М. Афонь-ковой, А. В. Буданова, С. М. Бажукова, Э. Р. Лихацкой, В. А. Караковского под руководством И. С Кона.

В исследовании также приняли участие педагоги: А. В. Киричук, М. Н. Ахмето-ва (Чита), Э. С. Кузнецова, М. Г. Казакина (Ленинград), К. Н. Волков, Ю. М. Цейтлин,

B. А. Караковский, Ф. А. Фрадкин (Владимир), Г. И. Малинин (Калуга), В. В. Семенов (Нижний Тагил.), И. А. Карпюк (Гродно), Б. З. Вульфов, Н. Ф. Маслова (Орел),

C. М. Бажуков (Чита), Л. М. Печкова (Вятка).

Психологи были представлены А. А. Бо-

далевым, А. В. Петровским, В. С. Мухиной, Х. Й. Лийметсом, Я. Л. Коломинским (Минск), А. И. Донцовым, Л. И. Уманским и А. Н. Лутошкиным (Курск), большой группой эстонских психологов.

Тартуский симпозиум фактически стал первым в череде других, проводившихся

под эгидой тогда же созданного Научного совета АПН «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности», который возглавляли Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, А. П. Петровский, которого позднее сменил А. А. Бодалев.

Совет объединил довольно много групп и исследователей-одиночек, занимавшихся социально-психологической проблематикой воспитания. Возник своеобразный «невидимый колледж», который, начиная с 1975 г., ежегодно проводил конференции, собиравшие до 500 участников, и симпозиумы (в более узком составе - до 100 человек), посвященные социально-пси-хологическимпроблемамвоспитания.Конфе-ренции готовились с помощью Л. К. Балясной и Министерства просвещения РСФСР. Они прошли в Курске (1976), Костроме (1978), Краснодаре (1979), Свердловске (1980), Липецке (1981), Нижнекамске (1982), Кемерове (1984). Зимние ежегодные симпозиумы традиционно проходили в Таллине. Летние школы исследователей социально-педагогических проблем воспитания проводились в Вяндре (1980), Кяярику (1981), Хаапсалу (1982), Вярске (1983), Пярну (1984), Таллине (1985). По результатам конференций и симпозиумов издавались сборники материалов, статей, тезисов. В них в той или иной мере рассматривался широкий круг вопросов, которые можно укрупненно представить следующим образом: проблемы подготовки к общению; социально-психологические проблемы взаимоотношений в группах учащихся; взаимодействие коллектива и личности в организациях различного типа; педагогический процесс и формирование образа жизни учащихся; психолого-педагогические проблемы взаимодействия группы и личности школьника; психология и педагогика общения; социально-психологические аспекты организации и самоорганизации первичного коллектива; среда жизнедеятельности коллектива школьников разного возраста и функционирующих в воспитательных организациях различного типа, находящихся в различных поселенческих средах.

Вся эта проблематика остается актуальной и в постсоветском периоде функционирования российского социума. Следует иметь в виду те изменения, которые произошли как в самом социуме, так и в его рефлексии,

и в русле педагогики, и русле социальной психологии. И то, и другое, актуализируя и трансформируя «старые» социально-психологические проблемы воспитания, порождает новую проблематику как частного, так и довольно существенного характера.

Для педагогики и других отраслей знания, занимающихся воспитанием, имеет большое значение то, какие специфические характеристики в существенно изменившихся условиях сохранились, возродились, трансформировались, проявились в детском, подростковом, юношеском и иных возрастах. Не менее интересна проблематика межко-гортного взаимодействия, характер расхождений социальных установок и др.

Специфические социально-психологические проблемы нуждаются в выявлении, исследовании, осмыслении и, по возможности, решении. Это связано с тем, что в педагогике постепенно получает признание фактическая дифференциация воспитания (имевшаяся и ранее) на семейное, социальное, конфессиональное, диссоциальное и коррек-ционное. Эти виды воспитания различаются и по задачам, и по набору субъектов, и по характеру их взаимодействия, и по ряду других параметров, каждый из которых имеет специфические социально-психологические характеристики, большая часть которых вообще не исследовалась (например, характер взаимодействия священнослужителей и верующих, лидерство в педагогической среде, содержание общения в неполных семьях и многое другое).

В большой мере, на мой взгляд, остается не исследованной социально-психологическая проблематика воспитания различных видов (семейного, социального и др., определяемая региональными, этноконфессио-нальными и поселенческими условиями. На уровне обыденного сознания то, что такие различия есть, как правило, не вызывает сомнений и, не исключено, даже приобретают гипертрофированный характер. Социально-психологические исследования могут выявить более или менее реальные социально-психологические проблемы воспитания, типичные для сельских поселений (хутора,

деревни, села); поселков переселенцев, шахтеров и др., малых (до 50 тысяч), маленьких (до 20 тысяч) и микрогородов (до 5 тысяч); микрорайонов в центре, срединной зоне, на окраине среднего или большого города. Исследования выявят различия в социальных установках и стиле общения на Дальнем Востоке и на Кубани, не говоря уже об этнической (которая местами неплохо изучена) и конфессиональной «разноголосице».

Подводя предварительные итоги, можно отметить, что в социальной психологии как институционализированном разделе психологической отрасли знания социально-психологические проблемы воспитания не были и не стали предметом специального пристального рассмотрения. Хотя, конечно же, весь огромный массив исследований групп разного типа, личности и общения так или иначе связан как с более общими, так и с весьма конкретными аспектами социально-психологической проблематики воспитания.

В то же время большая часть наработанных в социальной психологии данных (о группах, личности, общении и др.) на осознанном уровне не интерпретируется в той или иной связи с социально-психологическими проблемами воспитания. В свою очередь, социально-психологическая проблематика воспитания, как правило, не осознается как таковая и не принимается в расчет в исследовании социальными психологами групп, личности, общения и др. Тем не менее совершенно объективно большое количество исследований группы, личности, общения, социальных установок и др. имплицитно либо в какой-то мере затрагивают социально-психологическую проблематику воспитания, либо в той или иной мере ее ставят и/или характеризуют, или обозначают какие-либо проблемы и намечают порой, пусть и пунктирно, пути их изучения.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что воспитание может рассматриваться как одна из проблемных областей социальной психологии наряду с социальной психологией личности, социальной психологией малой группы и др.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Аспект Пресс, 1997. - 376 с. учебник для высших учебных заведений. - М.: 2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Со-

циальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 666 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2004. - 384 с.

5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976. - 350 с.

6. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.

7. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

8. Мудрик А. В. Общение как фактор воспита-

ния школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.

9. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 623 с.

10. Психология / сост. Л. А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Речь, 2002. -694 с.

12. Савенков А. И. Педагогическая психология: в 2 т. - М.: Академия, 2009. - Т. 2. - 240 с.

13. Уманский Л. И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 208 с.

14. Чхартишвили Ш. Н. Социальная психология воспитания. - Тбилиси, 1974. - 266 с.

15. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

Поступила в редакцию 12.12.2016

Dr. Sci. (Pedag), Prof., amudrik@yandex.ru, Moscow

Mudrik Anatolij Viktorovich

Corresponding member RAO, Moscow State Pedagogical University,

SOCIAL PSYCHOLOGY OF EDUCATION (A BRIEF EXPLICATION AND SUBJECTIVE NOTES) 1

Abstract. Examines the socio-psychological problems of education, is characterized by socio-psy-chological problems of education in the framework of developmental and educational psychology, analyzes the work of social psychologists and social workers, which take up various socio-psycholog-ical problems of education.

Keywords: social psychology, developmental psychology, educational psychology, socio-psycho-logical problems of education.

References

1. Andreeva, G. M., 1976. Social'naya psix-ologiya [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press Publ., 376 p. (in Russ.).

2. Belinskaya, E. P., Tihomandrickaya, O. A., 2001. Social'naya psixologiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspekt Press Publ., 301 p. (in Russ.).

3. Meshheryakova, B. G., Zinchenko, V. P., eds., 2003. Bol'shoj psixologicheskij slovar' [Great psychological dictionary]. Saint Petersburg: Evroznak Publ.; Moscow: Olma-Press Publ., 666 p. (in Russ.).

4. Zimnyaya, I. A., 2004. Pedagogicheskaya psixologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Logos Publ., 384 p. (in Russ.).

5. Kolominskij, Ya. A, 1976. Psixologiya vzai-mootnoshenij v malyx gruppax: obshhie i vozrast-nye osobennosti [The psychology of relationships

in small groups: General and age-related features]. Minsk: BSU im. Lenin Publ., 352 p. (in Russ.).

6. Krichevskij, R. L., Dubovskaya, E. M., 2001. Social'naya psixologiya maloj gruppy [Social psychology of small groups]. Moscow: Aspekt Press Publ., 318 p. (in Russ.).

7. Lutoshkin, A. N., 1986. Kak vesti za soboj [How to do for themselves]. Moscow: Prosvesh-chenie Publ., 208 p. (in Russ.).

8. Mudrik, A. V., 1984. Obshhenie kak faktor vospitaniya shkol'nikov [Communication as a factor in the education of students]. Moscow: Pedagogika Publ., 112 p. (in Russ.).

9. Mudrik, A. V., 2011. Socializaciya cheloveka [Socialization of the person]. Moscow: MPSI Publ.; Voronezh: MODEHK Publ., 623 p. (in Russ.).

10. Karpenko, L. A., 1990. Psixologiya [Psychol-

1 The work is executed at financial support of RGNF project No. 17-06-00796.

ogy]. Moscow: Politizdat Publ., 494 p. (in Russ.).

11. Rean, A. A., Kolominskij, Ya. L. 2002. So-cial'naya pedagogicheskaya psixologiya [Social pedagogical psychology]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 694 p. (in Russ.).

12. Savenkov, A. I., 2009. Pedagogicheskaya psixologiya: v 2 t. [Pedagogical psychology 2 vols.]. Moscow: Akademiya Publ., T. 2, 240 p. (in Russ.).

13. Umanskij, L. I., Lutoshkin, A. N., 1975. Psix-

ologiya i pedagogika raboty komsorga [Psychology and pedagogy of the work of the YCL]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 208 p. (in Russ.).

14. Chkhartishvili, Sh. N., 1974. Social'naya psixologiya vospitaniya [Social psychology of education]. Tbilisi, 266 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Shevandrin, N. I., 1995. Social'naya psix-ologiya v obrazovanii [Social psychology in education]. Moscow: VLADOS Publ., 544 p. (in Russ.).

Submitted 12.12.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.