Научная статья на тему 'Социальная проблематика районных газет Республики Татарстан'

Социальная проблематика районных газет Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
772
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЧИТАТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / SOCIAL JOURNALISM / REGIONAL NEWSPAPER / SOCIAL SUBJECT / SOCIAL CONTENT / SOCIAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симкачёва Марина Владимировна, Шакиров Альфред Ильдарович

В центре внимания авторов статьи районная пресса в социальной повестке дня. Несмотря на широкий спектр средств массовой информации, существующих как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе в сети Интернет, малоизвестные широкой аудитории районные издания с небольшим тиражом остаются популярными среди читателей и верными им. Транслируя информацию местного значения, они удерживают позиции в своём сегменте системы СМИ. Эта пресса ориентирована на удовлетворение общественных интересов читателя жителя района. Освещение повседневной жизни людей, их достижений, информационная поддержка по социальным вопросам, акцентирование внимания на народных традициях и истории родного края, ориентация на позитивное мировоззрение и жизнелюбие таковы концептуально-тематические основы районки газеты для народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract The paper presents a study of social problems in the regional newspapers of the republic of Tatarstan. Despite the wide range of mass media at the federal and regional levels, including those in the Internet space, regional editions with small circulation and readership remain popular and faithful to their readers. They hold their position in the corresponding segment of the system of mass media by transmitting local information. Regional newspapers aim to ensure the public interests of their readers, regional residents. The content submitted to such papers covers the everyday life of the region, as well as people and their achievements, social assistance, regional traditions and history. They are focused on positive news and love of life. Newspapers of small towns do not cover complex political processes or problems of business and economics. They have no expensive advertising and long analytical texts, thereby describing calm, balanced, and unhurried life. These newspapers are “for people”.

Текст научной работы на тему «Социальная проблематика районных газет Республики Татарстан»

2016, Т. 158, кн. 4 С.1038-1048

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

УДК 070

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАЙОННЫХ ГАЗЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

М.В. Симкачёва, А.И. Шакиров

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Аннотация

В центре внимания авторов статьи - районная пресса в социальной повестке дня. Несмотря на широкий спектр средств массовой информации, существующих как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе в сети Интернет, малоизвестные широкой аудитории районные издания с небольшим тиражом остаются популярными среди читателей и верными им. Транслируя информацию местного значения, они удерживают позиции в своём сегменте системы СМИ. Эта пресса ориентирована на удовлетворение общественных интересов читателя - жителя района. Освещение повседневной жизни людей, их достижений, информационная поддержка по социальным вопросам, акцентирование внимания на народных традициях и истории родного края, ориентация на позитивное мировоззрение и жизнелюбие - таковы концептуально-тематические основы районки - газеты для народа.

Ключевые слова: социальная журналистика, районная газета, социальный контент, общественные интересы читателя, социальная проблематика

Современный человек живёт в глобальном информационном мире, транслирующем сообщения по различным телекоммуникационным каналам. В этом потоке особое место занимают так называемые малые издания местного масштаба - городские и районные газеты. Публикуя будничные новости, например, из Дома культуры, местной администрации, с полей во время посевной или со стройплощадки жилого дома для ветеранов, эти СМИ остаются востребованными во многом за счёт своей социальной проблематики. На первый взгляд может показаться, что статьи в них не содержат существенного информационного повода. Однако такие материалы интересны местным жителям, поскольку отражают то, чем они живут изо дня в день. Полагаем, что районка в небольшом городе с населением в 10 тыс. человек может оказаться популярнее и значимее любого столичного дорогого информационного проекта.

Изучение и описание социальной проблематики районных изданий Республики Татарстан (далее - РТ) является целью данной статьи.

Анализ газетных статей и содержимого сайтов соответствующих СМИ осуществлялся с учётом следующих критериев:

- актуальность и значимость представленной информации для местных жителей;

- круг социальных тем (острые социальные проблемы, изображение жизни людей, их интересов и т. д.) и степень их раскрытия (информирование, анализ, предложение способов решения);

- освещение проблемных социальных вопросов регионального и федерального уровней;

- специфика рекламных сообщений.

Основной метод исследования - контент-анализ. Мы сопоставляли тематические концепции районных изданий РТ, чтобы выявить общие тенденции.

Эмпирическую базу исследования составили следующие СМИ:

1) печатные районные газеты РТ и их сайты, редакции которых являются филиалами АО «Татмедиа»:

• «Авангард», газета Тетюшского муниципального района РТ (далее - А);

• «Зеленодольская правда», газета г. Зеленодольска и Зеленодольского муниципального района РТ (далее - ЗП);

• «Новая жизнь», газета Спасского муниципального района РТ (далее -НЖ);

2) выпускаемое с 2014 г. при содействии АО «Татмедиа» 12-полосное приложение к поименованным районным газетам РТ «События недели» и его сайт (далее - СН);

3) сайты районных газет РТ:

• «Знамя труда», газета г. Альметьевска и Альметьевского муниципального района РТ (далее - ЗТ);

• «Лениногорские вести», газета г. Лениногорска Лениногорского муниципального района РТ (далее - ЛВ);

• «Новая Кама», газета Елабужского муниципального района РТ (далее -НК).

Таким образом, нами проанализировано 11 источников: 4 печатных и 7 электронных СМИ. Печатные версии названных газет выходят два раза в неделю по средам и пятницам. Пятничный номер - с вкладышем «События недели».

Хронологические рамки исследования - период с марта 2015 г. по август 2016 г.

Выбор именно этих СМИ обусловлен прежде всего территориальным признаком: они освещают новости в разных районах Республики Татарстан. Кроме того, большая часть является старейшими изданиями республики, имеет свою концепцию, аудиторию и взгляд на происходящее. Краткие сведения о данных СМИ для большей наглядности представлены в табличной форме (см. табл. 1). Тираж и посещаемость сайта изданий даются с опорой на интернет-страницу СМИ АО «Татмедиа» (http://tatmedia.ru/smitatmedia/). Кроме того, следует отметить: данные эти, по нашим наблюдениям, не всегда совпадают с тем, что указывают сами издания на своих печатных или электронных страницах. Так, согласно № 16 от 6 марта 2015 г. тираж «Новой жизни» составляет 3004 экз., а тираж «Зеленодольской правды» по состоянию на 24 июня 2015 г. насчитывает 8810 экз. (см. ЗП, 24.06.2015, № 45). Очевидно, официальный портал АО «Татмедиа»

Табл. 1

Характеристика районных газет Республики Татарстан

Наименование СМИ Территория распространения (муниципальный район РТ) Год основания Тираж, экз. Посещаемость сайта, чел. в сутки

«Новая жизнь» Спасский 1917 2892 -

«Новая Кама» Елабужский 1918 3923 1300

«Авангард»1 Тетюшский 1919 4093 -

«Зеленодольская правда» Зеленодольский 1929 9280 1900

«Лениногорские вести» Лениногорский 1936 4211 750

«Знамя труда» Альметьевский 1954 6500 1900

показывает среднестатистическое значение за некий хронологический отрезок. Что касается «Событий недели», то общий тираж этого приложения - 117000 экз. (см., например, СН, 27.03-02.04.2015, № 11).

Итак, рассмотрим сначала тематическую концепцию взятых для разбора районных изданий.

Постоянное место на первой полосе газеты «Авангард» занимают основные рубрики, к числу которых относятся: «Новости», «События недели», «В следующем номере». Иногда возможно замещение или дополнение одной из рубрик другой, более актуальной. Так, в преддверии выборов вместо новостного раздела может появиться рубрика «Выборы» (см., например, А, 22.05.2015, № 37), во время общенародного праздника - «Дата» (А, 10.06.2015, № 42).

Разворот представлен другими постоянными тематическими полосами: «События и люди», «На разные темы». Наряду с описанием текущих событий районной жизни (Сабантуя, выборов, празднования Дня Победы и т. д.), здесь публикуют истории о фронтовиках, юбилярах, учителях, животноводах и др.

На четвёртой полосе размещается информация на коммерческой основе, входящая в рубрику «Поздравления. Объявления. Реклама». Здесь, кроме частных объявлений типа «Куплю» или «Продам», рекламы услуг, магазинов и проходящих в них акций, поздравлений (зачастую в связи с юбилеем), представлены благодарности жителей, некрологи.

Таким образом, содержание газеты «Авангард» охватывает полный спектр тем, определяемых общим названием «Социум» (или «Общество»), которые в качестве рубрик встречаются в большинстве крупных изданий страны.

Четыре полосы газеты Спасского муниципального района РТ «Новая жизнь» также занимают исключительно социальные темы. Это подтверждают постоянные тематические полосы: «Время. Общество. Мы», «Люди и обстоятельства», «Разное»2. Среди повторяющихся рубрик издания отметим такие, как: «Новости», «Актуально», «Награды», «Блиц-опрос». Остальные разделы, будь то

1 Эта русскоязычная четырёхполосная газета имеет дубляж на татарском языке, именуемый «Тэтеш таднары» («Тетюшские зори»)». Вместе с ним тираж составляет 5700 экземпляров. «Практически, при населении района 24 тысячи человек, её получает каждая семья», - говорится в разделе «О газете» на сайте издания (http://tetyushy.ru/ru/about.html).

2 Это коммерческая полоса издания.

«Память огненных лет», «Годы и люди», «Школьная жизнь» или «Спорт», «Увлечения» и др., зависят от текущей повестки дня.

Шестнадцатиполосная «Зеленодольская правда» концептуально отличается от предыдущих изданий 1) большим объёмом, 2) полноцветным оформлением, 3) обилием рекламы и 4) наличием собственного четырёхполосного приложения «Подсолнух» с лозунгом «"Зеленодольская правда" - молодым». Однако заметим, что в содержательном наполнении она остаётся верной социальной проблематике. Имеет постоянные рубрики («Тема дня», «Новости», «Официально», «Реклама»), а также тематические полосы («В центре внимания», «Главное», «Вопрос-ответ» и др.).

«События недели» - специальный проект АО «Татмедиа». Это средство массовой информации отличается актуальным социальным содержанием республиканского масштаба. Оно имеет постоянные тематические полосы («Важное. Нужное. Интересное», «Республика»), а также общественно ориентированные рубрики («Культурный фронт», «Профилактика», «Здоровье» и др.).

Сайты районных СМИ, на наш взгляд, информационно наполнены. Использование интернет-площадок позволяет районным газетам соответствовать современным информационным трендам. Если большинство провинциальных газет до сих пор остаются малоприметными четырёхполосными чёрно-белыми изданиями, то наличие собственного сайта даёт им возможность выйти за пределы локального медиапространства.

Дизайн большинства сайтов анализируемых районных газет Республики Татарстан выполнен в одном стиле под маркировкой АО «Татмедиа». У них схожая структура и почти одинаковый набор рубрик: «Главная», «Новости», «Редакция», «Объявления»/«Реклама», «Тема дня», «Самое читаемое»/«Актуально» и др.

Помимо традиционных медиаформатов (текст и фото), на сайтах районных СМИ применяются средства мультимедиа, интерактивного общения с пользователями и осуществляется взаимодействие с социальными сетями. Так, в качестве примера мультимедийного формата можно привести сайты газет Зеленодольского и Елабужского муниципальных районов РТ. В отличие от других анализируемых нами изданий, здесь представлены вкладки «Видео»3, а также «ТУой день» . Если говорить об интерактивности, то на сайте газеты «Зеленодольская правда» пользователям предоставляется возможность задать вопрос главе муниципального района (раздел «Задай вопрос Александру Тыгину»5) и получить ответ, который публикуется в рубрике «Ответы на вопросы»6. Отметим, что в «Зеленодольской правде» сообщается о количестве поступивших на сайт вопросов и комментариев, некоторые ответы публикуются в печатной версии. В газете «Знамя труда» диалог с аудиторией происходит посредством вкладки «Написать нам» , где пользователи могут предложить новость для редакции.

3 http://zpravda.ru/video.html; http://www.elabuga-rt.ru/ru/component/k2/itemlist/category/273-video.html.

4 http://zpravda.ru/tv-.html.

5 http://zpravda .ru/zadai-vopros-aleksandru-tuiginu .html.

6 http://zpravda.ru/otveti-na-voprosi-tuigina.html.

7 http://zt16.ru/kontakty/.

Табл. 2

Представленность районных газет РТ в социальных сетях WorldWideWeb

Наименование СМИ ВКонтакте Twitter Facebook Youtube Одноклассники Instagram

«Авангард» + + + - + +

«Новая жизнь» - + + - + -

«Новая Кама» + + + - + +

«Зеленодольская правда» + + + + - -

«Лениногорские вести» + - - - + -

«Знамя труда» + - - - - -

Более глубокий уровень взаимодействия издания с жителями района выражается в привлечении последних как «народных журналистов» к созданию информационного контента, что делает районки поистине народными. «Народные новости» публикуются в одноимённой рубрике на сайте «Знамени труда» , в разделе «Мобильный репортёр»9 на сайте газеты «Зеленодольская правда» (рубрика присутствует и в печатной версии издания).

Работа интернет-сайтов районных газет РТ оптимизирована с их группами в наиболее популярных социальных сетях (табл. 2).

Наличие баннеров с логотипами социальных сетей, где можно делиться информацией, комментировать новости, задавать вопросы и т. д., на наш взгляд, говорит о желании редакций популяризовать районные СМИ среди широкой аудитории. Безусловно, очевидно стремление районной прессы Татарстана к трендам современных медиа. Однако районные газеты и их сайты задействуют пока ещё далеко не все возможные направления и технологии. За период исследования, а именно 6 месяцев, мы не встретили в изучаемых нами СМИ такие популярные сегодня форматы, как инфографика, гиф-анимация, мобильный контент, авторские блоги.

Наконец, перейдём к рассмотрению проблем, которые затрагиваются в исследуемых районных газетах РТ. Прежде всего отметим, что их информационную повестку дня составляют сообщения преимущественно социального характера. Это видно уже при поверхностном просмотре: по заголовкам статей, названиям рубрик, фотографиям.

Заголовки (подзаголовки) отличаются оптимизмом и зачастую звучат как лозунги или призывы (см. табл. 3).

Характерной особенностью районных газет является большое количество материалов о простых людях города и села, тружениках-юбилярах района, их достижениях, например:

• «Тренер с большой буквы» (А, 05.06.2015, № 41) - к юбилею ветерана спорта и труда, заслуженного учителя и отличника физической культуры и спорта Республики Татарстан В.Г. Тимирясова;

8 http://zt16.ru/category/obo-vsem/narodnye-novosti/.

9 http://zpravda.ru/mobilniyreporter.html.

Табл. 3

«Шапки» статей и других материалов в районных газетах РТ

Наименование СМИ Заглавия (в том числе подзаголовки) статей и других материалов издания

Газета Тетюшского муниципального района РТ «Авангард» • «Своё будущее определяем сами» (А, 20.05.2015, № 36), • «Защитим детей» (А, 20.05.2015, № 36), • «Ставим заслон наркотикам» (А, 08.07.2015, № 49), • «Пенсия нужна всем» (А, 20.05.2015, № 36), • «Жить в чистоте лучше» (А, 22.05.2015, № 37), • «Как живёшь, село?» (А, 19.08.2016, № 61), • «Сделаем мир чище» (А, 03.06.2015, № 40), • «И возродится Шонгут» (А, 10.06.2015, № 42), • «Бурёнки будут сыты» (А, 17.06.2015, № 43), • «В Тоншерме состоялся выпускной» (А, 20.05.2015, № 36);

Газета Спасского муниципального района РТ «Новая жизнь» • «Ждут поля механизаторов...» (НЖ, 15.04.2015, № 27), • «На субботник должен выйти каждый» (НЖ, 15.04.2015, № 27), • «Счастливой службы, ребята!» (НЖ, 22.04.2015, № 29), • «Заготовка кормов - первостепенная задача» (НЖ, 01.07.2015, № 17);

Газета г. Зеленодольска Зеленодольского муниципального района РТ «Зеленодольская правда» • «Хмельное соседство» (статья содержит показательный подзаголовок «Питейным заведениям в жилых домах - не место, считают зеленодольцы» (ЗП, 24.06.2015, № 45);

Приложение «События недели» • «"Стратегию 2030" создают вместе с татарстанцами» (СН, 17-23.04.2015, № 14), • «У Татарстана самая эффективная власть» (СН, 15-21.05.2015, № 18), • «Татарстан возглавил рейтинг инвестиционного климата России» (СН, 26.06-02.07.2015, № 24).

• «Горжусь своими учениками» (А, 20.06.2015, № 36) - о тренере известной в республике тетюшской школы стендовой стрельбы В.И. Филиппове, воспитавшем много чемпионов;

• «Работал на совесть» (А, 17.06.2015, № 43) - о заслуженном животноводе Республики Татарстан А.С. Кильганове;

• «Героини войны» (НЖ, 03.04.2015, № 24) - фундаментальная статья краеведа Н.В. Марянина о женщинах, воевавших на фронте в 1941-1945 гг.;

• «Творец культуры»10 - о Григории Николаевиче Злобнове (род. 1927), авторе светозвуковой газеты «Будни Елабуги», впервые увидевшей свет в 1956 г.

10 Смирнова О. Творец культуры // Новая Кама. - 2016. - 8 мая. - URL: http://www.elabuga-rt.ru/ru/2015-12-03-11 -50-51/item/33172-tvorets-kulturyi .html, свободный.

Следует отметить, что на страницах районных газет имеются статьи, написанные не только штатными журналистами, но и читателями: жителями сёл, городов и даже других районов. Они предлагают свои темы и тексты, которые после согласования с редакцией бесплатно публикуются на сайте и на страницах печатного издания. Такие материалы имеют различную жанровую принадлежность:

• стихи,

• зарисовки о природе и жизни,

• мнения,

• благодарности.

«Спасибо прадеду за Победу» - так называется статья воспитанника 9 класса Тетюшской кадетской школы-интерната Е. Врясова, которую он посвятил своему прадеду Н.Г. Исаеву (А, 29.05.2015, № 39). «Она для нас словно вторая мама» наименовала М.В. Симкачёва статью, приуроченную к юбилею своего учителя Солдаткиной Раисы Ивановны (род. 1946), которая проработала немало лет в педагогическом училище г. Тетюши (А, 19.08.2016, № 61).

Нами было обнаружено большое количество материалов, авторы которых стремились напомнить читателям о народных традициях, истории, а также поднимали проблемы экологии, в частности:

• «Из глубины веков» (А, 05.06.2015, № 41) - статья историка К.А. Ру-денко и директора института археологии АН РТ А.Г. Ситдикова о результатах археологических раскопок на территории Тетюшского района РТ, о возрождении святых и исторических мест в крае;

• «И цапли жили в Тетюшах» (А, 05.06.2015, № 41) - зарисовка ученицы 7 класса Е. Неплевской о красивейшем острове на Волге близ г. Тетюши, который в настоящее время подвергся экологическому загрязнению;

• «Бездомный - значит брошенный» (А, 08.07.2015, № 49) - проблемный материал Л.М. Михайловой о животных, оказавшихся на улице;

• «Древние традиции должны жить» (НЖ, 10.06.2015, № 42) - информация о выездном заседании комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, прошедшем на территории Болгарского музея-заповедника11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место в районных газетах занимают сообщения о нарушении общественного порядка и законов: сводки отдела полиции, ГИБДД, сведения о проводимых рейдах по выявлению неплательщиков взносов в Пенсионный фонд РФ, за жилищно-коммунальные услуги и т. д.

В отдельную группу можно выделить информационные сообщения, которые осведомляют читателей об изменениях в законодательстве, итогах заседаний общественного совета, что отражается в одноимённых рубриках, например:

- газета Спасского муниципального района РТ «Новая жизнь»:

• «Новое в законодательстве» (см. НЖ, 20.03.2015, № 20),

• «Заседание общественного совета» (см. НЖ, 10.07.2015, № 50);

- газета Тетюшского муниципального района РТ «Авангард»:

11 Подробнее об этом историко-архитектурном объекте см. 11йр://великий-болгар.рф/.

• «Консультация специалиста» (см. А, 20.05.2015, № 36);

- газета г. Зеленодольска Зеленодольского муниципального района РТ «Зеленодольская правда»:

• «Разъяснения по поводу» (см. ЗП, 24.06.2015, № 45).

В исследуемых районных газетах нами был выявлен такой медиаприём, как отсылка к другим СМИ. В сетевых версиях это осуществляется посредством гиперссылок, в частности, к сайту информационного агентства «Татар-информ». В печатных изданиях нередко можно встретить пометку: «Подробности читайте в "Событиях недели"», что, безусловно, говорит о стремлении популяризовать приложение. Как правило, важная публикация «Событий недели» занимает место передовой статьи номера районки. Это подтверждают следующие материалы:

• «Рустам Минниханов: "Главной особенностью государственного строительства республики почти четверть века является единство действий всех уровней власти"» (А, 05.06.2015, № 41; НЖ, 05.06.2015, № 41; СН, 0511.06.2015, № 21);

• «Рустам Минниханов призвал жителей Татарстана объединиться ради сохранения мира и стабильности» (НЖ, 06.03.2015, № 16; СН, 06-12.03.2015, № 8);

• «Вместе с президентом» (НЖ, 17.04.2015, № 28; СН, 17-23.04.2015, № 1412).

Районные издания, таким образом, включают в свой контент важные вопросы республиканского и федерального уровня.

Отметим и такую особенность анализируемых изданий РТ: зачастую социальная тематика раскрывается в серии статей, публикуемых в каждом номере. Например, целый цикл публикаций был посвящён годовщине празднования Дня Победы (СН, 08-14.05.2015, № 17, 15-21.05.2015, № 18; НЖ, 08.05.2015, № 33, 13.05.2015, № 34; ЗП, 08.05.2015, № 33, 13.05.2015, № 34, 15.05.2015, № 35), пожару в ТЦ «Адмирал» (СН, 13-19.03.2015, № 9, 20-26.03.2015, № 10). К этому ряду можно отнести статьи, появляющиеся в период предвыборной кампании (см., например, СН, 19-25.06.2015, № 23, 03-09.07.2015, № 25; НЖ, 26.06.2015, № 46, 10.07.2015, № 50; А, 22.05.2015, № 37, 03.07.2015, № 48, 15.07.2015, № 51).

О том, что социальная проблематика является приоритетной в районных газетах РТ, говорит и существование в редакциях соответствующих отделов. Например, в «Зеленодольской правде» функционирует отдел социальных проблем.

Кроме статей социальной тематики, районные газеты размещают информацию развлекательного характера. Она может быть представлена сообщениями о различных акциях, конкурсах, викторинах, которые проводит редакция (см., например, проекты «Зеленодольской правды»: «Угадай поэта» (ЗП, 10.06.2015, № 42), «Мастер ОК» (ЗП, 24.06.2015, № 45), а также гороскопами, кроссвордами, материалами из разряда «Это интересно» и др.

12 «"Стратегию 2030" создают вместе с татарстанцами» - таково название материала в приложении, в отличие от передовой статьи районки.

Социальная направленность зачастую заметна уже на главной странице сетевых версий районных изданий РТ, которые, как отмечалось нами выше, уделяют этому большое внимание. Например, 3 мая 2016 г. темой дня в электронной газете «Лениногорские вести» стал материал под названием «Стонет Лениногорская речка "Камышлинка"» . При этом в сетевых изданиях сообщается не только о районных новостях, но и о происходящем в Татарстане, России и мире. Об этом свидетельствуют, в частности, материал «Новой Камы» от 9 мая 2016 г. «В России на акцию "Бессмертный полк" вышел уже 1 млн. чело-век»14, а также статья, вышедшая в тот же день в «Лениногорских вестях» под названием «Путин вошёл в десятку самых уважаемых мужчин мира»15.

Резюмируя всё вышеизложенное, отметим следующее: основу районных изданий Республики Татарстан составляет социальная проблематика; в публикуемых статьях поднимаются проблемы обычного человека. Районки ждут, их выписывают и, самое главное, читают, чтобы оставаться в курсе городских и сельских новостей. В том, что эти малоприметные газеты нужны, один из авторов настоящей статьи М.В. Симкачёва убеждается каждый раз, приезжая в Те-тюшский и Спасский районы Республики Татарстан. Читая районную газету, порой умиляешься наивности её публикаций - простых сообщений о буднях людей. И радует то, что социальная журналистика здесь не вытеснена политикой, бизнесом и рекламой, как в большинстве федеральных СМИ.

Изучение социальной проблематики в районных изданиях РТ, таким образом, приводит нас к следующим выводам:

1) информация, представленная в локальной прессе, близка местному населению, удовлетворяет его интересы;

2) в центре внимания районных СМИ - человек, что является основой гуманистической журналистики и главным ориентиром социальной журналистики. Подчеркнём: именно в районной прессе сохранена эта гуманистическая основа;

3) наблюдается единство тематики в районных массмедиа;

4) рубрикация в районной прессе РТ несёт информативную нагрузку, названия рубрик также подтверждают социальную направленность;

5) заголовки статей в печатных районных изданиях, как правило, представляют собой лозунги, призывы, реже цитаты;

6) соприкосновение районного контента с региональным и федеральным отмечается чаще всего в приложении «События недели» и на сайтах изданий;

7) актуальная социальная тема (тема не одного дня) в районных изданиях нередко отражается в серии статей;

8) материалы в районной прессе отличаются жанровым разнообразием: очерки о природе и жизни, стихи, мнения жителей, благодарности, информационные и развлекательные сообщения и др.;

13 http://www.leninogorsk-rt.ru/ru/the-news/item/15606-stonet-leninogorskaya-rechka-kamyishlinka.html.

14 http://www.elabuga-rt.ru/the-news/item/33227-v-rossii-na-aktsiyu-bessmertnyiy-polk-vyishel-uzhe-1-million-chelovek.html.

15 http://www.leninogorsk-rt.ru/ru/the-news/item/15752-putin-voshel-v-desyatku-samyih-uvazhaemyih-muzhchin-mira.html.

9) среди приёмов освещения социальных вопросов в районных СМИ следует отметить отсылку к другим изданиям, интерактивность;

10) сайты районных изданий РТ постепенно перенимают современные технологии. Они отличаются простым дизайном, не перегружены лонгридами , навязчивой или многообразной рекламой, отвлекающей читателя от основной информации. Несмотря на простую навигацию, мы столкнулись с трудностями при поиске материалов на сайте: без знания точных выходных данных сложно найти нужную статью. В основном используются тексты и фотографии, не хватает мультимедийного, визуально-графического контента.

Районная пресса, как показал анализ, обходит стороной сложные политические процессы, проблемы бизнеса и экономики, нет в ней дорогостоящей рекламы и качественной аналитики. Зато есть описание совсем другого уклада жизни - спокойного, размеренного, неторопливого. Именно так представляют быт района местные газеты.

Источники

А - «Авангард». - URL: http://www.tetyushy.ru, свободный.

НЖ - «Новая жизнь». - URL: http://spas-rt.ru, свободный.

ЗП - «Зеленодольская правда». - URL: http://zpravda.ru, свободный.

СН - «События недели». - URL: http://sntat.ru, свободный.

ЗТ - «Знамя труда». - URL: http://zt16.ru, свободный.

ЛВ - «Лениногорские вести». - URL: http://leninogorsk-rt.ru, свободный.

НК - «Новая Кама». - URL: http://www.elabuga-rt.ru, свободный.

Поступила в редакцию 10.05.16

Симкачёва Марина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: msimkach@yandex.ru

Шакиров Альфред Ильдарович, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: alfred.shakirov@rambler.ru

16 От англ. longread; long read - букв. «долгое чтение». Формат подачи журналистских материалов в Интернете, предполагающий разбиение большое количества текста на части посредством различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и пр.

ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2016, vol. 158, no. 4, pp. 1038-1048

Social Problems in Regional Newspapers of the Republic of Tatarstan

M.V. Simkacheva ,A.I. Shakirov Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia

* WW

E-mail: msimkach@yandex.ru, alfred.shakirov@rambler.ru Received May 10, 2016

Abstract

The paper presents a study of social problems in the regional newspapers of the republic of Tatarstan. Despite the wide range of mass media at the federal and regional levels, including those in the Internet space, regional editions with small circulation and readership remain popular and faithful to their readers. They hold their position in the corresponding segment of the system of mass media by transmitting local information. Regional newspapers aim to ensure the public interests of their readers, regional residents. The content submitted to such papers covers the everyday life of the region, as well as people and their achievements, social assistance, regional traditions and history. They are focused on positive news and love of life. Newspapers of small towns do not cover complex political processes or problems of business and economics. They have no expensive advertising and long analytical texts, thereby describing calm, balanced, and unhurried life. These newspapers are "for people".

Keywords: social journalism, regional newspaper, social subject, social content, social problem

Для цитирования: Симкачёва М.В., Шакиров А.И. Социальная проблематика районных газет Республики Татарстан // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. -Т. 158, кн. 4. - С. 1038-1048.

For citation: Simkacheva M.V., Shakirov A.I. Social problems in regional newspapers of the Republic of Tatarstan. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 4, pp. 1038-1048. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.