Научная статья на тему 'Социальная природа пространственных и временных связей'

Социальная природа пространственных и временных связей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / СВЯЗИ / CRIMINALISTICS / IDENTITY OF THE CRIMINAL / SPACE / TIME / RELATIONS AND CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривошеин Дмитрий Иванович

Исследуется социальная природа пространственных и временных связей. Признание личности активным субъектом является проблемой многоаспектной, а их исследование далеко не завершенным. Углублению понимания социальной природы пространственных и временных связей, возможностей применений познанных закономерностей в отраслевых науках способствует обращение к научно-категориальному аппарату человековедческих наук, фундаментальность которых является предпосылкой и условием дальнейших исследований в познании активной роли субъекта в создании социальной природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world of a person is, in extremely wide terms, the world of life and consciousness. In the paradigm of dialectical materialist worldview, traditionally, significant attention is paid to space and time. Extensive literature is dedicated to the given attributes of matter. Knowledge about space and time, for many millennia of the given phenomena existence, were constantly extended. Claimed by consciousness and by the world of public existence, they were developing as knowledge about the measure for the motion of the objective (the material), being improved in the system of metric indices. Space and time seem to have great value that in the world of adherences and values of personality. They are not reduced to the empirical size of "climatic" and "geographical" conditions of existence, to "areas" and "hectares", to "place" and "time", "address" and "hours", to "date of birth" and "date of death", etc. Similar "quantitative emphasis" by no means entirely reflects the progressive cognitive motion of consciousness and the embodiment of knowledge results in the world of human existence. Connection of space and time with consciousness and existence, limited by boundaries of the metric system, does not reveal scale and capacity of the human relations essence. Overcoming and filling, derivatives of space and time, dimensional and temporary connections and relations, socially and personally significant content, are accessible only in the mode of objective and subjective, social and personal interaction. Both the objective and the subjective exist and are developed according to their law-principles. Only personal attitude converts the objective world, space and time into the actually significant for the subject (individual and collective) values. Therefore space and time, at the level of human existence, are received by consciousness, first of all, as social-personal space and social-personal time. We assume that it is justified to understand social-personal space as the quantity and quality of events, which integrate/ disintegrate social-objective activity of the society, categories, social layers and groups, up to an individual per unit of time. Social-personal time is the quantity and quality of publicly and personally significant events per unit of time, i.e., events, which directly influence objective and subjective conditions of human existence, preserve the balanced, customary rhythm, otherwise, but certainly positively, modify and order them or, on the contrary, partly disorder the world of priorities and values. Transfer of knowledge about social space and social time into the field of scientific criminological knowledge, into the sphere of crime investigation seems to be an objectively necessary and regular consequence of knowledge expansion about the personality and, correspondingly, about the personality of a criminal.

Текст научной работы на тему «Социальная природа пространственных и временных связей»

Д.И. Кривошеин

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Исследуется социальная природа пространственных и временных связей. Признание личности активным субъектом является проблемой многоаспектной, а их исследование далеко не завершенным. Углублению понимания социальной природы пространственных и временных связей, возможностей применений познанных закономерностей в отраслевых науках способствует обращение к научно-категориальному аппарату человековедческих наук, фундаментальность которых является предпосылкой и условием дальнейших исследований в познании активной роли субъекта в создании социальной природы.

Ключевые слова: криминалистика; личность преступника; пространство; время; связи.

Мир человека - это, в предельно широком звучании, мир бытия и сознания. В парадигме человеческой истории, в координатах историко-временных эпох и культур миропонимания выкристаллизовывался образ значимости и конкретно-научного знания о бытии и сознании в человеческом жизнесуществовании. История человеческой личности в марксистской, философско-мировоззренческой парадигме - это история соотношения бытия и сознания, их становления и развития в координатах диалектико-материалистического истолкования, в единстве законов, однопорядковых для природы и общества, первичности материи и вторичности сознания, зависимости сознания от бытия.

Соответственно, во всех науках, объектом которых является человеческая личность, взаимосвязь бытия и сознания, личности и деятельности истолковывалась исключительно на основе материалистического миропонимания. Начало подлинно человеческой истории материалистическое мировоззрение связывает с появлением у человека сознания. Согласно диалектикоматериалистического мировоззрения К. Маркса, «первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни» [1. С. 22].

Именно труд как материальная, чувственная деятельность, как способ взаимодействия человека с природой (материей) составил исходную основу концептуализации К. Марксом личности и сознания, бытия и сознания, соотношения материального и идеального, взаимосвязи естественной природы и социальной природы, их содержательного наполнения и акцентированной (материалистической) интерпретации.

Истолковывая сознание в ракурсе абсолютной приоритетности труда, К. Маркс подчеркивал, что «чистым» сознанием человек обладал не сразу и что оно с «самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди. Сознание, - продолжает К. Маркс, - конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы, которая первоначально противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются, как скот; следовательно, это - чисто животное осознание природы (обожествление природы). ...это - чисто стадное сознание, и человек отличается здесь от барана лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или же, - что его инстинкт

осознан. Это баранье, или племенное, сознание получает свое дальнейшее развитие благодаря росту производительности, росту потребностей и лежащему в основе того и другого росту населения» [1. С. 32-33].

Абсолютизируя труд, оставляя значимым для возникновения сознания лишь производительность труда, рост потребностей и рост населения. «Мы, - писал К. Маркс, - исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, - мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса. . мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития; люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» [1. С. 28-29].

По Марксу труд является действительным исходным началом, непосредственно сформировавшим сознание и, соответственно, следуя принятой логике расстановки концептов, лишь труд способен был упорядочить человеческую жизнь. Мысль же остается где-то на втором плане.

Как следует из приведенных суждений К. Маркса, первична не мысль, а труд. Не мысль, полагал он, сделала человека человеком, а труд. Не мысль определяла движение человеческой истории, а исключительно труд. Но труд лишенный мысли - есть бессмысленный «труд», это «труд» животного, «организующего» свои действия инстинктивно. Осознание инстинкта, движение, подчиненное мысли, а не бараньему инстинкту, и составляют ту величайшую тайну, сделавшую человека человеком и оставившего барана бараном. Ни производительность труда, ни рост потребностей, ни рост населения создавали и придавали уникальность сознанию, а нарастающее осмысление жизненного пространства, движущееся от простого к сложному. Отношение человека к природе, другому человеку, самому себе, будучи простейшими по способу взаимодействия с природой, себе подобными, совпадая внешне с поведением животного, уже изначально не было животным. Отношение было одухотворено мыслью, только тогда человек и смог относиться к чему-либо в отличие от животного.

Очевидно, что вопрос о первичности мысли или труда, вопрос о том, что подвигло человека к созданию социальной природы, вопрос о том, почему человек стал человеком, многократно сложнее, чем это представлялось ранее.

Как отмечается некоторыми исследователями, «окружающая и воплощенная в человеке природа . тесно взаимосвязаны. Но насколько меньше в философии, науке, общественном мнении уделяется внимания проблемам второго рода! Кроме, пожалуй, медицинского аспекта, они даже не всегда осознаются, а если решаются, то весьма часто в сугубо социологическом, техницистском духе. К природе человека многие продолжают относиться так же, как к внешней природе лет 30 назад, когда речь велась в основном об ее покорении и переделке. Более того, в философии, науке, общественном сознании существует сильная тенденция отрицания природы в человеке вообще, предлагается считать, что его единственная «природа» - общество (история). Эта ситуация проявляется в дискуссиях о соотношении понятий человека и личности, его сущности и существования, связи духовного и физического начал» [2. С. 15, 27, 171].

Вторичность мысли, исключение из содержания личности духовного повлекли в дальнейшем такую расстановку научно-познавательных акцентов, научноисследовательских подходов, которые лишали личность природных начал и категорично утверждали исключительное значение общественного, социального.

В соответствии с материалистическим мировоззрением, организация социальной жизни на основе труда -есть ключевое понятие, раскрывающее одну из существенных граней взаимосвязи бытия и сознания. Организация социальной жизни является той плоскостью, где непосредственно во взаимодействии представлены бытие и сознание. В связи с особой значимостью данного феномена в жизнесуществовании человека, оно служит исходным аналитическим началом движения к пониманию роли и значения пространственных и временных связей в мировоззрении личности. Основываясь на анализе литературы, посвященной исследованию сознания и бытия, личности и деятельности, предварительно отметим, что вне пространственных и временных связей и отношения к ним, невозможно освоение и обустройство пространств естественной и социальной природы, полновесное становление личности и деятельности, эффективное разрешение многих других социально и лично-стно значимых научно-познавательных и практических проблем. Несомненно одно, что связи и отношения человека в мире бытия столь же многообразны, как многообразен и сам человек.

В парадигме диалектико-материалистического мировоззрения традиционно значительное внимание уделяется пространству и времени. Данным атрибутам материи посвящена обширная литература. Знания о пространстве и времени за многие тысячелетия существования данных феноменов постоянно совершенствовались. Востребованные сознанием и миром общественного бытия они развивались как знания о мере движения объективного (материального), совершенствуясь в системе метрических показателей. Представляется, что пространство и время в мире приверженностей и

ценностей личности имеют многократно более весомое значение. Они не сводятся к эмпирическому формату «климатических» и «географических» условий жизне-существования, к «площадям» и «гектарам», к «месту» и «времени», «адресу» и «часам», к «году рождения» и «дате смерти» и т. д. Подобная «количественная акцентуация» далеко не в полной мере отражает прогрессирующее познавательное движение сознания и воплощение результатов познания в мире бытия человека. Связь пространства и времени с сознанием и бытием, ограниченная рубежами метрической системы, не вскрывает масштаб и объемность природы человеческих отношений. Преодоление и наполнение производных от пространства и времени, пространственных и временных связей и отношений социально и личностно значимым содержанием достижимо лишь в ракурсе взаимодействия объективного и субъективного, социального и личностного.

В современных исследованиях, посвященных субъекту и субъектной составляющей, выделяются разные пространства существования, среди которых особо следует отметить три пространства движения-развития субъектности. Во-первых, пространство функционирования субъекта. Особенности его содержания определяются культурно-исторической средой, уровнем исторического развития общества. Во-вторых, пространство развития человека как представителя рода человеческого. Оно определяется степенью общего психического и социокультурного развития индивидов, реализуемых в деятельности. В-третьих, это пространство-время исторического движения общества как субъекта исторического выполнения социальной эволюции [3. С. 9].

В системе данных трех пространств, охватывающих естественную и социальную природу, исследуются пространственные и временные связи. Опосредуемые отношением они расширяют объемность представлений о сопряженности личности с объективным, с обществом. Понимание существа возникающих социальноличностных отношений, их содержательное наполнение исходно определяются истолкованием понятия «отношение».

В отечественной философии философско-мировоззренческое толкование понятия «отношение» восходит к трудам основоположников диалектико-материалистической философии. В соответствии с базовыми установками диалектического материализма формирование принципиально нового взгляда на человека состоит в утверждении единства общества и человека, утверждение общественной сущности человека.

Основополагающим в марксистком понимании личности является вывод К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [3. С. 568].

В этом суждении К. Маркса подчеркивается главное в человеке - значимость социального. Признание социального в качестве одной из значимых сторон личности влечет за собой известную мировоззренческую и методологическую оценку.

В диалектико-материалистической традиции исходным воплощением социального является труд. В этой связи примечательна оценка К. Ясперса: «В наши дни

стало совершенно очевидным, что от характера труда и его разделения зависят структура общества и жизнь людей во всех ее разветвлениях. Это понимал уже Гегель, а Маркс и Энгельс разработали это положение в своей теории, имеющей эпохальное значение» [4. С. 124].

Придание труду как таковому особой социальной ценности, а также утверждение сущности личности как носителя всех общественных отношений составляют мировоззренчески непреходящую ценность. Постигаемые в координатах диалектико-материалисти-ческих установок они отражают значительный массив философско-материалистического мировоззрения. В соответствии с данным доминировавшим подходом суждения о мировоззрении отражают жестко детерминированное влияние материалистического миропонимания, опосредуемого понятием «отношение». Отношение есть средоточие человеческого мировоззрения. «Мировоззрение включает в себя ... определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку» [5. С. 29].

К. Маркс, характеризуя отношение, отмечал: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не “относится” ни к чему и вообще не “относится”; для животного его отношение к другим не существует как отношение» [1. С. 32].

В развернутом и долгое время общепризнанном толковании мировоззрение стало определяться как «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества» [6. С. 375]. Придание мировоззрению явного политического звучания обусловлено всей историей становления и развития диалектического материализма, философско-мировоззренческой культуры мышления в Советском Союзе [7].

Если с точки зрения социалистического истолкования диалектического материализма целостность мировоззрению придавала общественно-политическая акцентуация, то в трудах отечественных философов понимание целостности увязывалось с иными концептами. Так, в частности, С.Л. Франк в начале 1920-х гг., рассуждая о целостности мировоззрения/отношения, отмечал: «Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т.е. назначения человека и места его в бытии» [8. С. 120]. Целостность мировоззрения С.Л. Франк связывал с научными знаниями.

Относительно общепризнанным является определение, в соответствии с которым, мировоззрение предстает как «совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей» [9. С. 24-25].

Приведенные определения мировоззрения не исчерпывают всего многообразия точек зрения. Каждое из определений актуализирует те или иные стороны мировоззрения. Как отмечается исследователями «Ми-

ровоззрение - вещь чрезвычайно сложная» [5. С. 27]. Однако при всем многообразии взглядов они сближаются выраженной устремленностью отразить целостность мировоззрения. Как мы полагаем из всего многообразия концептов, представленных в определениях мировоззрения, системообразующая роль должна быть отведена отношению.

Отношение как средоточие мировоззрения означает, что «Мировоззрение - это не просто некоторая картина мира, общества, в которую в качестве одной из деталей включен сам субъект. Мировоззрение включает в себя также определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку» [5. С. 29]. Отношение есть системообразующий концепт, предпосылка и условие целостности мировоззрения.

С точки зрения диалектического материализма отношение носит объективный и универсальный характер. Отношение выражает, с одной стороны, существование вещей, находящихся в бесконечных связях с другими вещами и их свойствами, с другой - общественные отношения [7. С. 470].

Завершая пояснения, очерчивающие взгляды и представления о логике движения бытия и сознания, ограничив их изложение уровнем мировоззрения и отношения, становится очевидным, что изложенные в литературе взгляды и представления о мировоззрении и отношении не завершены. Продолжающееся уточнение и расширение сферы познаваемого, в целях усиления понимания значимости мировоззрения и отношения в жизнесуществовании человека и общества есть, в известной мере, закономерный процесс, предзаданный неисчерпаемостью личности, вечностью поиска объективной истины. Перевод объективного в личностное измерение обусловлен реальным возрастанием субъективного фактора в историческом процессе ХХ в.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выработанные в ходе освоения философско-материалистического мировоззрения установки имеют методологическое значение - как научно-мировоззренческое, так и научно-познавательное. Не погружаясь в материал, не углубляясь в детали этой чрезвычайно обширной проблематики, отметим, что единство бытия и сознания определяются диалектическим единством объективного и субъективного. Как объективное, так и субъективное существует и развивается по своим законам-принципам. Природа объекта не совпадает с природой субъекта, они находятся в диалектическом противоречии. Достижение в этом противостоянии диалектической согласованности (противоречивости) определяется активным началом, носителем которого является субъект.

Из сказанного следует, что человек не только объект, но и активный субъект истории, активный ее созидатель. Человек - продукт природы, но вместе с тем и, даже в большей степени, он продукт истории. Естественная история сознания и бытия - это история зарождения и формирования, укрепления и совершенствования социального пространства. На уровне личности, осознаваемое отношение к социальному пространству, всегда сопровождалось личностным отношением, формообразующим причинением. Принцип субъективной причинности означает, что носителем объективности являются не «вещи» сами по себе, а человек - субъект-

носитель социальной специфики, существующей в форме личностного отношения. По Фейербаху «. объект, к которому существо неизбежно относится, есть не что иное, как его раскрывающаяся сущность» [10. С. 140].

Только личностное отношение превращает объективный мир, пространство и время в действительно значимые для субъекта (индивидуального и коллективного) ценности. Поэтому пространство и время на уровне жизнесуществования человека воспринимаются сознанием, прежде всего, как социально-личностное пространство и социально-личностное время. «Что составляет мою сущность, - утверждал Л. Фейербах, - то и есть мое бытие» [10. С. 173].

Каждый человек (общество, класс, социальные слои и группы) способен к саморефлексии, деятельности, осмыслению социального на личностном уровне, доведению саморефлексии до отношения, действия, объективированного социального результата.

На основании изложенного, не претендуя на научную строгость, мы полагаем оправданным понимать социально-личностное пространство как количество и качество событий, интегрирующих/дезинтегрирующих социально-предметную деятельность общества, классов, социальных слоев и групп, вплоть до индивида в единицу времени.

Социально-личностное время - есть количество и качество общественно и личностно значимых событий в единицу времени, т. е. событий, которые оказывают прямое воздействие на объективные и субъективные

условия жизнесуществования человека, сохраняют их в устоявшемся, привычном ритме, иначе, но непременно позитивно видоизменяют и упорядочивают их или, наоборот, дезупорядочивают мир его приоритетов и ценностей в какой-то части.

Отношение служит проводником между социальной природой и личностью. Будучи показателем социальной, личностно-смысловой активности (преднамеренности, избирательности, пристрастности, заинтересованности, устремленности, воления), социально-личностное отношение означает личностно-смысловую акцентуацию события, интенсивность и глубину встраивания (присвоения) личностью данного события в социальноличностное пространство, в социально-предметную систему деятельности, в мир приоритетов и ценностей в единицу времени. Личностный смысл составляет сущность социально-личностного отношения.

Подводя итог сказанному, отметим в качестве общего итогового вывода, что каково сознание, таково и социальное пространство, каково доминирующее мировоззрение, таково и социально-личностное отношение к социальному пространству и к социальному времени, какова личностно-смысловая акцентуация (сущность), такова и организация жизнесуществования. Перевод знаний о социальном пространстве и социальном времени в область научно-криминалистического знания, в сферу расследования преступлений представляется объективно необходимым и закономерным следствием расширения знаний о личности и, соответственно, о личности преступника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1956.

2. Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М., 1988.

3. Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. М., 2004.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

5. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. М., 2001.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

7. Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г. и др. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск: Сибир-

ский хронограф, 2002.

8. Франк С.Л. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и

мировоззрение. М., 1990.

9. Введение в философию. М., 1989.

10. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.