Научная статья на тему 'Социальная помощь инвалидам войны на юге России в 1941-1945 гг'

Социальная помощь инвалидам войны на юге России в 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИИ / ПОЛИТИКА / МОБИЛИЗАЦИЯ / СОЮЗНИКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селюнина Наталья Владимировна

В статье представлен опыт руководителей страны в массовой поддержке населения. Как известно, правительства, опирающиеся на большинство народа, способны решать задачи огромной важности и сложности. Такой задачей являлась мобилизация всех сил и средств страны для достижения победы над фашистской Германией и ее союзниками в ходе Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная помощь инвалидам войны на юге России в 1941-1945 гг»

Как видим мы из этого текста, решающими стали кротость, красивая внешность и достоинство. Ну и разумеется желание юного Галахада. Кроме того, для того, чтобы обрести эти качества и, следовательно, стать истинным рыцарем, одного благородного происхождения считалось недостаточно - природные данные следовало облагораживать специальным воспитанием и совершенствовать себя повседневной практикой при дворе влиятельного сеньора. В этом отношении двор короля Артура представлялся образцовым. Именно там находились самые красивые дамы, самые доблестные рыцари, царили самые куртуазные манеры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Le chanson d'Ami et d'Amile. Edition P. Dembrowski. - Paris, 1969, vers 3264-3267.

2. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола [Электронный ресурс]: пер. с фр. М. О. Гончар / М. Пастуро; науч. ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой. - М.: Мол. гвардия, 2001. - 239 с. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/middle_ages/pasturo/glava2.htm

3. Мэлори, Т. Смерть Артура [Электронный ресурс] / Т. Мэлори. - М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. - Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/MELORY/arthur_death.txt.

УДК 930 ББК 60.542.5

Н. В. Селюнина

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ВОЙНЫ НА ЮГЕ РОССИИ В 1941-1945 гг.

Аннотация. В статье представлен опыт руководителей страны в массовой поддержке населения. Как известно, правительства, опирающиеся на большинство народа, способны решать задачи огромной важности и сложности. Такой задачей являлась мобилизация всех сил и средств страны для достижения победы над фашистской Германией и ее союзниками в ходе Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: нации, политика, мобилизация, союзники, управленческая система, государственная собственность, правящая партия.

N. V. Selunina

THE SOCIAL HELP TO THE WAR-DISABLED PERSONS ON THE SOUTH OF RUSSIA IN 1941-1945

Abstract. In the article was presented the experience of leaders of the country in the mass support of the people. As know, the governments which were supported by the most people could solve the problems of great importance and complicity. Such problem was the mobilization all powers and means of the country for achievement the victory over fascist Germany and its allies during the Great Domestic War.

Key words: nations, policy, mobilization, allies, management structures, State property, ruling

party.

Массовая поддержка населением правительства своей страны всегда определяется степенью его социальной ориентированности. Руководители страны быстро теряют популярность у большинства нации, если их политика направлена на защиту интересов только отдельных малочисленных социальных групп. Как известно, правительства, опирающиеся на большинство народа, способны решать исторические задачи огромной важности и сложности. Такой задачей являлась мобилизация всех сил и средств страны для достижения победы над фашистской Германией и её союзниками в ходе Великой Отечественной войны. Исторический опыт предыдущих поколений свидетельствует, что управленческая система военной модели проводила реальную социальную политику всесторонней поддержки военнослужащих и их семей во всех регионах СССР, в том числе и на Юге России. Экономической основой этой политики являлась государственная собственность на средства производства, позволяющая правящей партии добиваться от правительства выделения соответствующих бюджетных ассигнований. В 1941-1943 гг. дефицит государственного бюджета составил около 38 млрд. рублей, а каждый день войны обходился обществу на сумму около 400 млн. рублей. Тем не менее, правительство стремилось использовать любые возможности для реализации социальных проблем.

Каждый день кровопролитной и продолжительной войны наносил огромный урон советским воинским частям и гражданскому населению. В районах ожесточённых боёв росло количество убитых и раненых, многие бойцы и командиры становились инвалидами, часто нетрудоспособ-

ными. Увеличение числа людей, частично или полностью потерявших трудоспособность на полях сражений, являлось печальным следствием продолжительной войны и требовало от властных структур создания механизма социальной защищённости бывших воинов, приводило к дополнительным бюджетным расходам. В 1942-1943 гг. российские власти выделили на пенсионные нужды более двух миллиардов рублей, которые к тому же стремительно обесценивались. Этой небольшой суммы хватило лишь на установление мизерных ежемесячных выплат нуждающимся.

Сотни тысяч инвалидов ждали помощи государства. В середине 1944 г. только в Ставропольском крае стояли на учёте 16775, в Северной Осетии - 2370 изувеченных войной людей [1]. Местные власти строго спрашивали с органов социального обеспечения о сроках начисления пособий и пенсий, их выплат инвалидам и семьям фронтовиков. Только в Ставропольском крае за 1943 г. было выплачено пособий и пенсий на общую сумму 228379 рублей [2]. При этом местная печать не помещала информаций о причинах задержек выплаты пенсий и пособий. Они не допускались. В социально ориентированном государстве просчёты социальных служб немедленно получали политическую оценку, и их руководители лишались управленческих кресел. Иногда они оказывались и на скамье подсудимых военных трибуналов.

Возвращение фронтовиков с тяжёлыми ранениями в родные края поставило перед государством и обществом ряд экономических и социальных проблем. В освобожденных от врага районах надо было обеспечить инвалидов и их семьи жильем, предоставить одиноким места в общежитиях, а нетрудоспособных разместить в специальных интернатах под постоянным наблюдением медицинского персонала.

Государство осуществляло адресную помощь бывшим военнослужащим. Инвалиды третьей и частично второй групп могли рассчитывать не только на пенсию, но и на предоставление возможности трудиться в различных сферах. На низкие инвалидные пенсии прожить в условиях войны было трудно, поэтому многие фронтовики стремились устроиться на работу, опираясь на действующее законодательство.

В освобождённых от врага районах при выдвижении кадров на руководящие посты особое внимание уделялось анкетным данным. Участники войны пользовались при этом преимуществом перед другими претендентами. В системе управления Северной Осетии на руководящих должностях работало 437 инвалидов. Только в местных Советах Майского района Кабардино-Балкарии активно трудились 339 участников войны. На Кубани до двух тысяч инвалидов, получивших тяжёлые увечья, работали в сфере управления, среди которых 146 возглавляли сельские Советы, 199 руководили машинно-тракторными станциями и мастерскими, 469 являлись председателями артелей или их заместителями, 1142 - колхозными бригадирами и т. д. [3].

Заметную роль в трудоустройстве бывших военнослужащих сыграла кооперация инвалидов, созданная при помощи местных властей. Эта кооперация имела широкую сеть производственных предприятий на Юге России. Только в Ставропольском крае в 1943 г. получили работу в кооперативных структурах 144 человека. Следует отметить, что фронтовики работали в тылу так же самоотверженно, как воевали против врага.

Однако многие руководители учреждений и предприятий неохотно принимали инвалидов на работу, а порой и отказывали им в этом. Причины этого крылись не столько в чёрствости чиновников, сколько в отсутствии вакансий в штатном расписании. Директора предприятий находились в жёстких тисках необходимости выполнения производственных заданий сокращённым составом рабочих и служащих, соблюдения бюджетной дисциплины и неподдельного желания выполнять социальное законодательство.

Бывшие воины были вынуждены обивать пороги властных кабинетов и добиваться выполнения соответствующих правовых норм чиновниками. Некоторые даже писали письма в Кремль. Только после активного вмешательства работников партийных или советских органов руководители отдельных предприятий решали наиболее сложные вопросы при помощи отраслевых наркоматов, и получив их разрешении, становились более гуманными, принимая инвалидов на работу.

Не везде бывшим воинам своевременно предоставлялись трудовые отпуска, положенные по закону. Проявления такого самоуправства часто маскировались звонкими фразами о необходимости самопожертвования, сетованием на военные трудности и т. д. Масштабы управленческого волюнтаризма были очевидны, а жалобы инвалидов в Москву настолько многочисленны, что СНК СССР 20 января 1943 г. принял постановление «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны», обязав социальные службы всех уровней в трехмесячный срок устроить в производственную сферу всех неработающих инвалидов третьей группы с предоставлением им социальных гарантий. Правительство предписывало руководителям производственных предприятий нести реальную персональную ответственность за предоставление инвалидам жилплощади и за создание для них соответствующих рабочих мест.

Наряду с заработной платой на предприятиях промышленности, транспорта и сельского хозяйства инвалиды третьей и второй групп должны были полностью получать пенсию, пособия по временной утрате трудоспособности, трудовые отпуска (заметим, что для других категорий

трудящихся в период войны отпуска были отменены), имели право не участвовать в сверхурочных работах, получали льготы по налогам, квартплате, при устройстве своих детей в ясли и сады, при выделении путевок в дома отдыха и санатории [4].

После появления этого документа отношение хозяйственных руководителей к бывшим фронтовикам несколько улучшилось. Однако оно не было идеальным ни в период войны, ни после неё. В Ставропольском крае трудоустроились за 1943 г. - 2311 человек или 59 процентов, в Северной Осетии были приняты на работу 65 процентов зарегистрированных инвалидов, а на Кубани 19776 человек трудилось в сельском хозяйстве. Тем не менее, к весне 1944 г. 94 процента инвалидов войны третьей группы, проживающих на Юге России, получили работу или устроились на учебу [5]. Десятки тысяч людей стали приносить стране ощутимую пользу.

Учитывая, что государство не в состоянии оказывать бывшим военнослужащим финансовую поддержку в возрастающих масштабах, часть заботы о них добровольно возложили на себя общественные организации. Архивы хранят немало документов, свидетельствующих о том, что местные власти, партийные, профсоюзные, комсомольские организации Юга России вели большую работу по оказанию помощи бывшим солдатам и офицерам. Вопросы бытового обслуживания и трудоустройства фронтовиков регулярно обсуждались на заседаниях исполкомов. Создавались отделы социального обеспечения исполнительных структур и депутатские комиссии республик, краёв, областей, районов. Решением проблем инвалидов войны занимались ответственные работники на уровне заместителей председателей совнаркомов автономных республик, исполкомов областных и краевых центров, партийные, профсоюзные и комсомольские активисты. Благодаря их усилиям в населённых пунктах для инвалидов открывались специальные магазины, столовые, создавались возможные по тем временам бытовые условия, ремонтировалось жильё, бесплатно предоставлялось топливо, оказывалась помощь в обработке огородов и т.д.

Общественные организации Юга России выступали инициаторами и организаторами декадников, месячников для оказания помощи инвалидам войны. Повсеместно периодически проводились целевые воскресники, собирались средства, приобретались лекарства и продукты питания, изготавливались одежда и обувь и т.д. Во время одного из таких декадников только в Прохладнен-ском районе Кабардино-Балкарии инвалидам войны было выделено 5115 рублей, вручено 127 талонов на белье, отремонтировано 7 квартир, выдано 50 пар детской обуви, 83 инвалидам изготовили сапоги, а 64 получили санаторные путёвки [6].

Помощь инвалидам, потерявшим конечности опорно-двигательного аппарата была систематической и не определялась целевыми кампаниями. Местные власти установили очерёдность получения бывшими военнослужащими протезов, к изготовлению которых были привлечены многие местные предприятия. Несмотря на то, что протезы тех времён были примитивными и лишь частично удовлетворяли потребности людей, государственные органы выделяли из бюджета на эти нужды немало средств. Только в Краснодарском крае за 1943 г. на эти цели было выделено из казны 134695 рублей, почти половину этой суммы составила оплата инвалидам проезда к месту протезирования. В соседнем Ставрополье за два послеоккупационных года были изготовлены 5821 протез и 4122 единицы ортопедической обуви общей стоимостью 221215 рублей, что вдвое превышало планируемый объём выделенных средств.

Разнообразную поддержку инвалидам войны и семьям военнослужащих оказывали сельские кассы общественной взаимопомощи. Они ежегодно выделяли для этих целей значительные суммы, добивались от правлений колхозов и дирекций совхозов предоставления участникам войны земельных участков, домашнего скота, продуктов питания и т.д. В начале 1944 г. кассы взаимопомощи Краснодарского края добились от местных советов предоставления бывшим военнослужащим 4976 индивидуальных огородов общей площадью 504 гектара, выдали единовременных пособий и продуктов на 800 тысяч рублей. Подобные суммы выделили инвалидам кассы взаимопомощи и других территорий Юга России [2].

Многие военнослужащие получили такие увечья, которые предстояло залечивать долгие годы. Им давалась первая группа инвалидности. По рекомендации правительства местные власти прилагали усилия по расширению сети домов или интернатов инвалидов. Большинство из них функционировало за счёт местных бюджетных средств. Совнаркомы Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольский и Краснодарский крайисполкомы, Ростовский облисполком приняли ряд мер для создания дополнительных домов инвалидов. В Краснодарском крае действовали 4 интерната, через которые к началу 1944 г. прошли 360 инвалидов, адаптированных к трудовой деятельности. В Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводске действовали интернаты на 500 мест каждый. Большинство интернатов имели подсобное хозяйство. Все они находились на полном государственном обеспечении.

Адаптации бывших фронтовиков к мирной жизни и ослаблении их сомнений в собственной полноценности помогала реализация права на бесплатное образование. Инвалиды имели преимущества перед другими соискателями при приеме на учебу в вечерние школы, техникумы и вузы. Многие из получивших среднее образование стремились получить профессии учителей, инженеров, врачей в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Новочеркасске.

Для обучения инвалидов Отечественной войны новым специальностям, повышения их производственной квалификации, исполкомы местных Советов, их комиссии и отделы социального обеспечения создавали трудовые интернаты, различные курсы и профессиональные школы. В них инвалиды войны первой и второй групп, имевшие перспективу выздоровления, готовились к возможной по их состоянию здоровья трудовой деятельности. При интернатах работали учебно -производственные мастерские и различные курсы.

Значительное число инвалидов войны приобрели новые специальности на краткосрочных курсах в эвакогоспиталях курортного типа Сочи, Минеральных Вод, Махачкалы, Владикавказа, Нальчика. Лечащие врачи учитывали состояние здоровья больных и его соответствие профилю будущей профессии, а затем рекомендовали им ту или иную форму трудового обучения. Наиболее востребованными были специальности работников отделов технического контроля промышленных предприятий, бухгалтеров, счетоводов, баянистов, организаторов сельскохозяйственного производства, полеводов, и др.

Во всех крупных городах Северного Кавказа действовали учебно-производственные комбинаты, готовившие профессиональные кадры для различных отраслей экономики. Руководители социальных служб заключали с директорами предприятий договора, обуславливающие частичное возмещение расходов на подготовку кадров.

Инвалиды, прошедшие обучение и получившие новую специальность, занимали на предприятиях соответствующие рабочие места. В Ставрополье на различных курсах было подготовлено 2818 человек, на Кубани ежегодно проходили подготовку более 700 человек, успешно велось обучение бывших фронтовиков в Северной Осетии и Ростовской области [7].

Таким образом, в период войны правительство СССР, местные власти, общественные организации проводили понятную народу страны социальную политику в отношении фронтовиков и их семей, которые пользовались вниманием со стороны всех слоев общества. Авторитет управленческой системы военного времени зависел от ее отношения к тем, кого обездолило военное лихолетье. Чем больше страна заботилась о людях, тем выше ценились ее руководители. Всенародная помощь инвалидам и их семьям поднимала дух бойцов и командиров действующей армии, укрепляла наступательную мощь защитников Отечества, свидетельствовала о единстве фронта и тыла, ставшего одной из важнейших предпосылок блестящей победы над агрессорами. Очередной правящей элите не мешало бы серьезно изучать исторический опыт и учитывать положительные уроки прошлого.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), ф. ф.р-1852, оп. 5, д. д.39, л. 147.

2. Трудовой подвиг во имя победы (Народы Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны): научные труды. - Краснодар, 1977. - Вып. 249. - С. 113.

3. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны. - Нальчик, 1977. - С. 489.

4. Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. - М.,1942. - № 1, 5;1943, № 1.

5. Государственный архив Карачаево-Черкесской республики (ГАК ЧР), ф. р-2, оп.1, д. 232, л. 49.

6. Селюнина, Н. В. Социальная политика на юге России в 1941-1945 годах / Н. В. Селюнина, М.К.-Г. Булгарова // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 1. - С. 47.

7. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), ф. 9, оп. 1, д. 545, л 18.

УДК 66

ББК 66.1(2Р)53

В. К. Смирнова

КАЗАЧЕСТВО И АНАРХИЗМ

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы наличия в идеологии и сознании казачества элементов анархизма.

Ключевые слова: казачество, анархизм, государство, свобода, либерализм.

V. K. Smirnova

COSSACKS AND ANARCHISM

Abstract. The dause presents an analysis of problems in the presence of ideology and consciousness of the Cossacks elements of anarchism.

Key words: cossacks, anarchism, state, freedom, liberalism.

Проблема наличия у казачества анархических идеалов и безгосударственных потенций в литературе была поднята еще во второй половине XIX века и связана с общественно -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.