Научная статья на тему 'Социальная политика России в условиях финансово-экономического кризиса'

Социальная политика России в условиях финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпович Юлия Владимировна, Лепихина Татьяна Леонидовна

Рассматриваются последствия кризиса и предлагаются конкретные решения социальных проблем по защите населения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика России в условиях финансово-экономического кризиса»

Ю.В. Карпович, Т.Л. Лепихина

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Разворачивающийся в настоящее время кризис глобальной финансовой системы имеет три составляющие. Это, во-первых, саморазрушение пирамиды долговых обязательств США, во-вторых, виртуализация финансовых операций, провоцирующая дальнейший отрыв финансового рынка от реального сектора экономики. В-третьих, процесс обесценения финансового капитала в условиях структурного кризиса экономик ведущих стран, связанного с исчерпанием возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада.

Г лавное непосредственное проявление кризиса - всеобщий банковский кризис и падение фондово-биржевых индексов, «зашкаливание» американского государственного долга. Ближайшие последствия кризиса - рецессионные процессы в производстве, уменьшение цен на энергосырьевые ресурсы и их взлёт на критически значимые, в том числе продовольственные, потребительские товары, рост безработицы и сокращение реальных доходов наёмных работников.

К проблемам, способствовавшим ухудшению кризисной ситуации в России, можно отнести отсутствие поддержки реального сектора экономики и недостаточное финансирование социальной сферы. Причинами этих явлений стало необоснованное изъятие ресурсов из реального сектора экономики в пользу финансового сектора, при этом деньги не использовались на общее благо (например, на развёртывание транспортной инфраструктуры, развитие социальной сферы). Деньги просто были перенесены в финансовый сектор и выступили в роли «подушки безопасности», при этом средства «господушек» хранятся на Западе под проценты в 3-4 раза ниже, нежели те, под которые оттуда берут в кредит те же деньги отечественные предприниматели.

В результате кризисных процессов, которые продлятся еще три-пять лет, на основе этого уклада произойдет структурная перестройка мировой экономики, сопровождающаяся изменением состава

ведущих стран, корпораций и управленческих технологий. Но это означает, что при правильной политике Россия имеет шанс существенно усилить свои мирохозяйственные позиции, добившись, во-первых, признания рубля в качестве одной из мировых валют, во-вторых, многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, в-третьих, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на очередной «длинной» волне роста [1]. Чтобы такой шанс реализовать, предстоит прежде всего четко согласовать меры по блокированию российской проекции глобального финансового кризиса со стратегией, соответствующей скорректированной концепции социально-экономического развития России до 2020 г.

Принципиально важное отличие нынешнего российского кризиса от кризиса 1998 г. - его прогнозируемая значительная протяженность. С достаточно высокой степенью вероятности можно прогнозировать несколько волн сокращения производства, последовательно накатывающихся на основную часть отраслей российской экономики, что неизбежно повлечет за собой волну социального недовольства.

Очевидно, что российские власти вынуждены реагировать на развивающийся финансовый кризис. Учитывая с высокой степенью вероятности, что трудная фаза мирового кризиса, в течение которой кредитные риски не будут восстановлены в полном объеме, продлится весь 2009 г., то и властям, и экономике, и населению следует готовиться к серьезным испытаниям. От того, насколько правильными и адекватными будут действия российских властей при наличии таких негативных последствий кризиса, как экономический спад, кредитное сжатие, дефицитный бюджет, кризис корпоративного внешнего долга, будет зависеть стабильность экономики, которая была ей присуща в последние годы.

Российским властям неизбежно придется решительно пересмотреть принципы и цели макроэкономической политики. Исходным пунктом разработки социально-экономической политики должны стать оценка состояния развития экономики и выявление противоречий. В современной российской экономике наиболее опасными можно назвать противоречия между национальными интересами страны и корпоративными интересами, реальным сектором экономи-

ки и финансовым, экспортоориентированными отраслями и отраслями, обслуживающими внутренний рынок, федеральным центром и субъектами Федерации.

Политика России как социально ответственного государства в условиях кризиса выстраивается в двух возможных подходах. Первый использовался осенью, когда речь шла о помощи финансовому сектору для сохранения банковской системы и о помощи реальному сектору. Сейчас, когда выясняется, что ситуация намного сложнее, чем представлялось, политики говорят о том, что необходимо выработать меры поддержки различных слоев населения. Уже объявлено, что пенсии проиндексируют в три раза, и это не предел, если инфляция будет высокой. Предлагаются конкретные меры по поддержке граждан, взявших ипотечные кредиты и оказавшихся без работы. Далее последует увеличение выплат по безработице, активизация системы переквалификации кадров и т.д.

Однако при разработке социальной политики следует учитывать, что текущее положение дел в стране есть результат действий, осуществляемых не только органами власти, но и прочими социальными субъектами внутри страны: отдельными индивидами, семьями, разнообразными группами индивидов, фирмами и их объединениями, органами власти различных уровней. На него также влияют внешние по отношению к стране «игроки», правительства зарубежных стран, транснациональные корпорации, международные организации, в том числе неправительственные, отдельные фирмы и т.д.

Каждый из перечисленных социальных субъектов может в неодинаковой степени влиять на действия других, но ни один из них не в состоянии полностью предопределять как эти действия, так и результаты их осуществления. Поэтому, формулируя те или иные представления о будущих желаемых результатах социальной политики, необходимо понимать следующее:

- достижение целей социальной политики есть вероятностный процесс, определяемый многими управляемыми и неуправляемыми факторами;

- достижение целей социальной политики требует согласованности действий многих субъектов экономики;

- возможности согласования действий других в соответствии со своими намерениями для каждого из «игроков» ограничены;

- само согласование может осуществляться посредством использования разных механизмов, требующих неодинаковых усилий со стороны «игрока», формулирующего конечные цели, и сопряженных с различными издержками для все участников процесса согласования [2].

Сегодня понятие социальная политика расширяется, так как любая антикризисная политика прямо или косвенно направлена на спасение государства, а значит, на спасение граждан.

Казалось бы, кризис должен сплотить народ и все политические силы. Однако сегодня некоторые партии открыто выражают недовольство проводимой антикризисной политикой. Образовалась целая группа либеральных экономистов во главе с экс-президентом СССР и «архитектором перестройки» Михаилом Г орбачевым. Эта группа опубликовала манифест 16 января, в котором говорится, что «Ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов».

Среди альтернативных шагов авторы документа называют необходимость остановить девальвацию рубля, отказаться от избирательного финансирования долгов компаний, заморозить тарифы естественных монополий, отменить преференции для госбанков, сократить расходы на чиновников и объявить налоговые каникулы.

Политическая нервозность и напряженность, вероятно, возникнет в тех регионах, где пройдут выборы в марте. Эксперты уверены: в ходе региональных кампаний отдельные политики не упустят шанс «отыграться» на теме кризиса. Например, о своей готовности возглавить борьбу «с режимом Путина» уже объявили коммунисты.

В декабре российские социологи провели опросы на предмет возможного участия граждан России в массовых акциях протеста. По данным «Левада-центра», на вопрос «Насколько возможны сейчас в вашем городе массовые выступления населения против падения уровня жизни?» положительно ответили 23 % опрошенных. Еще в сентябре о вероятности такого развития событий говорили 18 %.

Специалисты фонда «Общественное мнение» также считают, что число людей, готовых присоединиться, например, к забастовке, растет. По их данным, в декабре готовы были бастовать около 30 % опрошенных работающих россиян. Судя по исследованию ФОМ, выросло и число тех, кто считает, что забастовка - это приемлемый спо-

соб отстаивания своих интересов (с 21 % в феврале до 29 % в декабре 2008 года). Каждый пятый опрошенный (20 %) ожидает увеличения числа забастовок в своем регионе в ближайшее время.

При оценке возможных вариантов разработки социальной политики и способов ее реализации необходимо определить, насколько они способствуют преодолению указанных противоречий. Именно с таких позиций нужно оценивать итоги 2000-2008 гг. Наиболее успешным был 2007 год: ускорение темпов роста ВВП до 8,1 %, прирост инвестиций - 21 %, значительный шаг в диверсификации производства, опережение роста продукции машиностроения, реализация национальных проектов, прорыв в жилищном строительстве [3].

Вместе с тем за эти семь лет практически не произошло продвижения по пути развития гармоничного общества с менее острыми социально-экономическими противоречиями. Длительным остается несоответствие в динамике индикаторов национальной безопасности. В инновационной и социальной сферах экономики эти индикаторы превышают пределы безопасного развития, например разрыв в уровне доходов 10 % богатых и 10 % бедных превышает европейские нормативы в 2-3 раза, а в Москве - в 5-10 раз [3]. Федеральный бюджет имеет профицит и избыточные финансовые и валютные резервы. Такое финансовое благополучие достигнуто ценой существования значительной части населения на грани низкого прожиточного минимума.

Экономика России обременена структурными дисбалансами и дефицитами как в отраслях ТЭК, строительстве, АПК, так и в потребительском секторе. Эти дисбалансы - главная причина постоянного повышения цен.

Для решения назревших проблем в плане социальной стабилизации необходимо, во-первых, заморозить на несколько лет (трехлетнюю перспективу) тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ЖКХ и городского транспорта, а затем провести тщательный анализ издержек соответствующих организаций с точки зрения потенциала снижения тарифов на основе улучшения качества управления.

Во-вторых, гарантировать каждому гражданину России прожиточный минимум с четкой региональной дифференциацией его уровней и его индексацией в соответствии с динамикой инфляции. Осуществить ряд других мер социальной и социально-демографической политики.

В-третьих, скорректировать бюджетную политику на 2009-й и последующие годы с позиций не только сохранения, но и улучшения социальных индикаторов, внести изменения в действующую и планируемую налоговую и пенсионную политику [4]. К ним могут относиться снижение ЕСН, переход к прогрессивному налогообложению, жесткий контроль за деятельностью ПФР, ФОМС, а также направление средств накопительных пенсионных взносов на реализацию проектов с гарантированно высокой доходностью. В настоящее время планируемые мероприятия налоговой политики включают в себя снижение налога на прибыль на 4 пункта с 24 до 20 % с 2009 г. Помимо этого, с 1 января 2009 г. Правительство РФ приняло решение повысить размер амортизационной премии с 10 до 30 %. Планируются и прочие налоговые меры, включающие увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый бизнес и т. д. Однако с точки зрения министра финансов РФ А. Кудрина, подобная налоговая политика может вызвать дефицит бюджета и государственного долга, поскольку программа по преодолению последствий кризиса обойдется федеральному бюджету России в 2,045-2,145 трлн рублей (5,2-5,4 % ВВП). Это, в свою очередь, может привести к тому, что правительству придется придумывать способы, как свернуть стимулирующую политику.

В-четвертых, развернуть рефинансирование сельскохозяйственного производства и переработки его продукции, не допустить серьезного кризиса агропромышленной сферы, обусловленного падением цен на зерно ниже себестоимости и резкого удорожания кредитов.

В-пятых, сохранить потребительское кредитование за счет длинных и дешевых государственных денег, целевым образом предоставляемых банкам.

Отметим, что среди мер антикризисной терапии основной является борьба с безработицей. Для этого регулярно, практически в еженедельном режиме, проводится мониторинг рынка труда. По сравнению с данными на 1 октября 2008 г., на середину января число вставших на учёт людей, которые лишились работы, выросло приблизительно на 20 % и составило 1,5 млн человек. На конец января общее число безработных составляет примерно 6 млн человек. По данным мониторинга, растёт и так называемая скрытая безработица, то есть число тех, кто работает по неполному рабочему графику или вынужден уйти в отпуск.

С 1 января 2009 г. все работодатели обязаны заранее информировать о готовящихся увольнениях. На основе этих данных государство имеет возможность составлять прогнозы, чтобы предпринимать необходимые меры. Большая часть работы по поддержанию уровня занятости лежит на органах местного самоуправления, так как они ближе к людям и лучше знают текущую ситуацию.

Для борьбы с безработицей правительство предпринимает меры, среди которых Д. А. Медведев, особо выделяет:

- во-первых, внесение изменений в Федеральный закон «О занятости населения» (предпринято ещё до нового года);

- во-вторых, получение правительством специального права на разработку и реализацию мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда;

- в-третьих, региональные программы, на софинансирование которых в форме субсидий выделено 43,7 миллиарда рублей. Эти деньги нужны:

- для организации опережающего обучения граждан, находящихся под угрозой увольнения (для 2 миллионов граждан);

- для создания работодателями временных рабочих мест и мест на общественных работах (для 1 миллиона граждан);

- для оказания адресной поддержки граждан, включая переезд в другую местность (для 80 тысяч граждан);

- для содействия развитию самозанятости населения (90 тысяч граждан получат деньги на создание своего дела).

РФ берет на себя финансирование в объеме до 95 % этих программ, субъекты должны обеспечить хотя бы 5 %. Однако далеко не все субъекты РФ представили такие программы.

Д.А. Медведев отметил также программу формирования резерва управленческих кадров с целью использования его для замещения должностей в сфере государственного управления и ключевых позиций в бизнесе.

Активно обсуждается вопрос по уменьшению квот на привлечение иностранной рабочей силы. Для граждан РФ в Интернете появился специальный портал Роструда «Работа в России», представляющий собой общественный банк вакансий, доступный в любом уголке страны.

Ещё одной значимой задачей социальной политики является реализация национальных проектов. Как подчеркивает Дмитрий

Медведев, национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме, независимо от всяких кризисов, проблем и сложностей текущего периода. Правительство должно профинансировать все обязательства 2009 года в полном объеме, так как национальные проекты играют весьма значимую роль в социальном развитии страны. В национальных проектах должны появиться новые направления, среди которых дистанционное обучение детей-инвалидов, развитие онкологической помощи и дополнительной диспансеризации подростков.

Тем не менее, помимо негативных последствий кризиса и мер по их преодолению, необходимо выделить и положительные стороны этого явления. Во-первых, это дополнительный стимул для работников повысить свою квалификацию. Во-вторых, это структурные преобразования на сырьевых рынках, способствующие созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Библиографический список

1. Глазьев С. Глобальный кризис, его российское преломление и реакция федеральных властей / С. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2008. - № 12. - С. 9.

2. Тамбовцев В. Цели социально-экономического развития России в четырех стратегиях / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. -2008. - № 3. - С. 125.

3. Сенчагов В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения / В. Сенчагов //Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 128.

4. Делягин М. Антикризисная программа модернизации страны / М. Делягин // Российский экономический журнал. - 2008. - № 12. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.