Научная статья на тему 'Социальная политика региона в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Социальная политика региона в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1245
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ВТОРИЧНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабертай Диана Адамовна

Социальная политика Краснодарского края свидетельствует об общих тенденциях позитивных изменений в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и превалировании программно-целевого подхода к решению жизненно важных проблем детей региона. Время убедительно доказывает неэффективность исключительно декларированного подхода, что обуславливает актуальность применения инновационных подходов, ориентированных на межведомственное взаимодействие, разработку и принятие концептуальной комплексной системы социальной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика региона в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 316.346.32-053.2 ББК 60.542.4 К 12

Д.А. Кабертай,

соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования факультета управления и психологии Кубанского Государственного Университета г. Краснодара, специалист-эксперт отдела развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департамента семейной политики Краснодарского края, тел.: 8 (918) 173-02-21, Е-mail: diana-kabertai@yandex.ru

Социальная политика региона в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(Рецензирована)

Аннотация: социальная политика Краснодарского края свидетельствует об общих тенденциях позитивных изменений в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и превалировании программно-целевого подхода к решению жизненно важных проблем детей региона. Время убедительно доказывает неэффективность исключительно декларированного подхода, что обуславливает актуальность применения инновационных подходов, ориентированных на межведомственное взаимодействие, разработку и принятие концептуальной комплексной системы социальной политики региона.

Ключевые слова: социальная политика региона, программно-целевой подход, межведомственное взаимодействие, социальное сиротство, вторичное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

D.A. Kabertay,

Competitor for Candidate degree of the Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education of the Management and Psychology Faculty of the Kuban State University, Krasnodar, the expert of the Department of Development of Family Forms of the Arrangement of Children-Orphans and Children without Parental Support, the Department of a Family Policy of Krasnodar Territory, ph.: 8(918) 173-02-21, Е-mail: diana-kabertai@yandex.ru

Social policy in the region concerning children-orphans and children without parental support

Abstract: Social policy in the Krasnodar region testifies to positive changes in sphere of protection of children-orphans and children without parental support and to prevalence of the program-target approach to the decision of the vital problems of children in the region. Time proves convincingly an inefficiency of exclusively declared approach. This causes an application of the innovative approaches focused on interdepartmental interaction and on elaboration and acceptance of conceptual complex system of social policy in the region.

Keywords: social policy in the region, the program-target approach, interdepartmental interaction, a social orphanhood, a secondary orphanhood, children-orphans, children without parental support.

Современная социальная политика Краснодарского края по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в прямой зависимости от социальноэкономического положения региона.

Актуальность сегодня приобретают разработка и принятие не декларированных, а инновационных подходов, ориентированных на решение существующих проблем: семейное и детское неблагополучие, социальное сиротство, вторичное сиротство, случаи физического, сексуального и психологического насилия над детьми, эксплуатация детского труда, неразвитость института приоритетной формы жизнеустройства детей, как усыновление (удочерение).

В 2008 году впервые была принята и утверждена краевая целевая программа «Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае» на 2008 - 2010 годы (далее -Программа) [1], состоящая из следующих подпрограмм:

«Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения»;

«Строительство объектов социальной сферы»;

«Социальная поддержка семей, имеющих детей»;

«Профессиональная адаптация на рынке труда женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет»;

«Внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп»;

«Развитие семейного творчества и организация досуга семьи и молодежи»;

«Содействие средств массовой информации в вопросах государственной поддержки молодых и многодетных семей».

Программа направлена на постепенную стабилизацию численности населения и формирование социально-экономических предпосылок к последующему демографическому развитию, укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, укрепление института семьи.

В результате реализации Программы ожидается сокращение естественной убыли населения, создание условий для постепенного роста его численности при увеличении ожидаемой продолжительности жизни.

Повышение престижа института семьи, поддержка семей с детьми, создание благоприятных условий для развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, меры по развитию учреждений родовспоможения, улучшению медицинской помощи женщинам во время беременности и родов должны привести к повышению рождаемости.

В то же время профилактические и лечебные мероприятия нацелены на снижение смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте.

Реализация мероприятий Программы позволит создать условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года на территории Краснодарского края.

С 2008 года действует краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013 годы»

[2].

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей.

Программа состоит из семи подпрограмм: «Дети и семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети Кубани», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков», «Здоровый ребенок».

Впервые в программу, по аналогии с федеральной целевой программой «Дети России», включена подпрограмма «Дети и семья». Реализация мероприятий данной подпрограммы направлена на укрепление института семьи, формирование позитивного отношения к многодетным семьям.

Анализируя достигнутые результаты программно-целевого подхода социальной политики Краснодарского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо отметить, что, несмотря на постепенное снижение количества вновь

выявленных детей, нуждающихся в особой поддержке государства, их численность остается достаточно высокой. В 2008 году таких детей было - 2580, а в 2009 году - 2281.

На протяжении ряда лет самое большое количество социальных сирот появляется в результате лишения «горе-родителей» права воспитывать своих детей. Сегодня лишение родительских прав должно быть крайней мерой. Число родителей, лишённых родительских прав, составило 1219 в 2009 году. Число детей, ставших социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, составило 992 в 2009 году.

Работа по реабилитации семьи, ее оздоровлению, возвращению в социум должна стать важнейшим приоритетом краевой власти. Необходимо более активное применение такой профилактической меры, как ограничение в родительских правах, которая даёт еще один шанс самой семье и мобилизует специалистов различных служб на работу с ней. Так, в 2009 году были ограничены в родительских правах 385 человек.

Профилактика и адресная помощь позволяет достичь очевидных результатов в восстановлении родителей в родительских правах. Только в 2009 году 83 человека восстановились в родительских правах.

Необходима организация межведомственной деятельности по выявлению фактов семейного неблагополучия, семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации. В крае осуществляется работа со следующими категориями семей:

- 863 семьи (55%), где родители употребляют спиртные напитки;

- 397 семей (31%), где родители ведут антиобщественный образ жизни;

- 94 семьи (6%), где были отмечены факты жестокого обращения родителей со своими детьми;

- 58 семей (5%), где родители употребляют наркотические вещества;

- 50 семей (3%), где один из родителей имеет психическое заболевание.

В крае используется комплекса мер по межведомственному взаимодействию в целях предупреждения социального сиротства [3].

Функционируют межведомственные штабы, мобильные группы, проводятся рейдовые мероприятия по утвержденным маршрутам движения, патрулируются не только улицы населённых пунктов, посещаются проблемные семьи, попавшие в поле зрения органов системы профилактики. В 2009 году проведено 3922 мероприятия, в результате которых выявлено 409 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушающих действующее законодательство (354 - опекаемые дети, 13 - воспитанники приемных семей, 42 - учащиеся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). На внутриведомственный учет для проведения работы по профилактике социального сиротства было поставлено 253 семьи, в отношении 206 родителей принято решение об ограничении в родительских правах и лишении родительских прав.

В 2009 году на территории Краснодарского края было возвращено из замещающих семей 84 ребенка, что составляет 2,8% от численности детей, переданных на воспитание в семьи. Вторичное сиротство, как отказ от приемных детей замещающих родителей и возврат их в государственные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет за собой пагубнейшую нравственную и психическую деградацию ребенка.

В целях минимизации и недопущения случаев вторичного сиротства, профилактики отказов и возвратов детей необходимо создание государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей.

Основными направлениями их деятельности должна являться активная работа по подготовке кандидата в замещающие родители и членов его семьи; подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в замещающую семью; осуществлению профессионального психолого-педагогического сопровождения замещающих семей; работа с кровными детьми кандидатов в замещающие родители;

В настоящее время в крае действуют всего две службы сопровождения замещающих семей на базе интернатных учреждений (Павловский и Каневской районы), осуществляющих профессиональное сопровождение замещающих семей.

Кроме того, в целях подготовки кандидатов в замещающие родители и дальнейшего психолого-медико-педагогического сопровождения семей в регионе созданы краевая и 44 муниципальные школы приемных родителей.

Анализ деятельности данных школ, а также результаты работы с приемными родителями показали необходимость проведения следующих мероприятий:

- разработку и утверждение форм справки (выдаваемой кандидату в замещающие родители по окончании школы) и рекомендаций по результатам психолого-педагогической подготовки (для органа опеки и попечительства);

- в целях оптимизации деятельности школы приемных родителей разработку примерных форм документов, используемых в работе школы;

- разработку типовой программы подготовки кандидатов.

Существует острая необходимость в дальнейшем развитии служб семейного

устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей и усовершенствования деятельности школ приемных родителей.

Жестокость, насилие родителей по отношению к своим детям и эксплуатация детского труда являются факторами семейного неблагополучия. Часто обращают на себя внимание такие факты жестокости, как нанесение побоев или телесных повреждений, оставление детей без пищи, применение нетрадиционных форм воспитания, унижение и оскорбление личности ребенка.

В 2009 году на 5,9% (с 256 до 271) увеличилось число инициативно выявленных преступлений по ст. 156 УК РФ (невыполнение обязанностей по воспитанию детей, связанное с жестоким обращением). В отношении 44 родителей, жестоко обращавшихся с детьми, принято решение о лишении родительских прав.

Залогом успеха при работе в данном направлении является достижение высокой осведомленности о фактах жестокого обращения с детьми, выстраивание связи с другими учреждениями и ведомствами системы профилактики, купирование случаев семейного неблагополучия, взаимоинформирование ведомств, проведение консультаций юристов и психологов, своевременное реагирование на вызовы.

Обеспечению оперативности применения мер действенного реагирования на информацию о фактах семейного и детского неблагополучия, жестокого обращения с детьми, способствует работа круглосуточной горячей линии экстренной помощи «Отзывчивый телефон» Краснодарского края. Только в текущем году было произведено более 1300 выездов.

Основной целью работы специалистов по оказанию экстренной помощи является взаимодействие с населением, создание дополнительных условий для своевременного реагирования на заявления, предложения, жалобы граждан, оказание незамедлительной консультационной помощи по проблемам защиты прав и интересов детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Востребованность данной услуги и число обращений неуклонно возрастает. В 2009 году поступило более 12 тысяч звонков (12357), из них 802 абонента - дети, ставшие заложниками социального неблагополучия семьи.

В отношении 298 семей была организована индивидуально-профилактическая работа, направленная на выведение семьи из трудной жизненной ситуации. Согласно полученной информации также было выявлено 295 детей, находившихся в социально-опасном положении и 30 семей, допускающих жестокое обращение с несовершеннолетними.

Среди обращений на горячую линию 3142 - это вопросы по применению требований и норм семейного законодательства, 1648 обращений по оформлению документов на установление опеки, усыновления, создание замещающей семьи, 1102 - по положениям Закона Краснодарского края № 1539-КЗ, в том числе 82 сообщения о нарушении правил торговли спиртосодержащей продукцией.

В 2009 году число усыновленных (удочеренных) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 430 человек, что является низким показателем в сравнении с

числом детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 1651 возмездную форму опеки (попечительства) - 617. Учитывая тот факт, что данная форма семейного устройства является приоритетной и наиболее предпочтительной для несовершеннолетнего, необходимо развитие института усыновления.

Усиление мер материальной поддержки жителей Краснодарского края, усыновивших детей, а также публичное признание социальной значимости указанной формы устройства является залогом стратегического развития института усыновления.

В Краснодарском крае установлена единовременная денежная выплата в размере 300 тысяч рублей для родителей, усыновивших (удочеривших) детей, способствовать развитию данной формы семейного устройства [4].

Результаты проведенного исследования с использованием метода сбора информации, анализа правовых материалов, статистических данных и литературных источников позволили сделать следующие выводы.

Наличие большого количества федеральных и региональных программ, по нашему мнению, не является основным критерием эффективности реализации целей и задач социальной доктрины государства и социальной политики региона в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как они, зачастую, разрабатываются и реализуются независимо друг от друга различными региональными ведомствами. Способом устранения данной несогласованности может стать разработка концептуальной комплексной системы социальной политики региона в отношении детей.

Комплексная деятельность межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства, развитию форм семейного устройства детей и дальнейшее сопровождение замещающих семей по правовым, социальным, медико-психологическим вопросам является необходимым условием совершенствования положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае.

Примечания:

1. О краевой целевой программе «Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае» на 2008-2010 годы: Закон Краснодарского края от 11 ноября 2008 г. № 1575-КЗ // Кубанские новости. 2008 13 ноября.

2. Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы: Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1654-КЗ // Кубанские новости. 2008 31 декабря.

3. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ // Кубанские новости. 2008. 22 июля.

4. О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1662-КЗ// Кубанские новости. 2008. 31 декабря.

5. Холостова Е.И. Социальная политика. М.: СТИ МГСУ, 2000. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.