УДК 323.3(575.2)(4/5-672ЕАЭС) Канафина Гулназ Ержановна
соискатель Центра методологии науки и социальных исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ВХОЖДЕНИЯ В ЕАЭС
Kanafina Gulnaz Erzhanovna
PhD applicant, Research Methodology and Social Researches Department, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic
THE SOCIAL POLICY OF THE KYRGYZ REPUBLIC AND JOINING EURASIAN ECONOMIC UNION
Аннотация:
В статье анализируется социальная политика Кыргызской Республики в условиях вхождения в ЕАЭС, сравниваются средние номинальные заработные платы, уровень жизни, пенсионное обеспечение стран - членов ЕАЭС. Выявлено, что уровень жизни и социальное обеспечение в Кыргызской Республике ниже соответствующих показателей стран - членов ЕАЭС. Обосновывается вывод о том, что необходимо сравнить тенденции развития социальной политики стран - членов ЕАЭС для выработки единой стратегии совершенствования социальной политики.
Ключевые слова:
социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение, уровень черты бедности, средняя месячная зарплата, средняя пенсия, Евразийский экономический союз, таможенные барьеры, единый рынок услуг, Кыргызская Республика.
Summary:
The article analyses the social policy of the Kyrgyz Republic in the conditions of joining the Eurasian Economic Union (EEU). The author compares average wages, living standards and pension systems of state members of the EEU. It is concluded that the standard of living and social protection in the Kyrgyz Republic is lower than in other state members of the EEU. The author believes that it is necessary to compare the development trends of the social policy of the EEU member states to develop a common strategy of social policy improvement.
Keywords:
social policy, social protection, social security, poverty line, average monthly wage, average pension, Eurasian Economic Union, customs barriers, single services market.
12 августа 2015 г. состоялась церемония открытия таможенной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан с участием Президентов Казахстана и Кыргызстана, наблюдавших за торжественным событием через видеоконференцию, а также с непосредственным присутствием премьер-министра Кыргызстана и вице-премьер-министра Казахстана. В этой торжественной обстановке был подтвержден статус Кыргызской Республики как нового государства, вступившего в ряды Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Во время церемонии открытия Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев отметил, что Казахстан ушел на 15-20 шагов вперед Кыргызстана и что он надеется, что вступление Кыргызстана в члены ЕАЭС оживит экономику страны, постепенно Кыргызстан займет достойное место среди стран ЕАЭС [1]. «С вступлением в ЕАЭС Кыргызстан получил четыре свободы..., - оптимистично заявил на торжествах по случаю открытия границы премьер-министр Кыргызстана Т. Сариев. - .Мы стали полноправными членами данного объединения. С сегодняшнего дня открыты границы между КР и Казахстаном. Будет четыре свободы: свободное движение товаров, капитала, трудовых ресурсов и услуг» [2]. Как ожидается, гражданам Кыргызстана будут доступны все права, к которым имеют доступ граждане Казахстана, России, Армении и Беларуси, в случае если они будут трудиться в странах ЕАЭС.
В связи с этим на восьми пунктах пропуска кыргызо-казахстанской границы были отменены таможенные барьеры, а внешние границы Кыргызстана были переоборудованы с использованием финансовых средств (300 млн долларов), предоставленных Российской Федерацией и Республикой Казахстан. С этого момента на территории Кыргызстана стали действовать общие требования к продукции в соответствии с техническими регламентами, принятыми в ЕАЭС, единая согласованная политика таможенных тарифов и товарная номенклатура в области внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС. В настоящее время в странах ЕАЭС функционирует единый рынок услуг, затрагивающий 43 сектора услуг.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - это новый межгосударственный союз экономического сотрудничества и взаимодействия России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Особенность географического положения Кыргызстана заключается в том, что он не имеет общих границ со странами ЕАЭС, кроме Казахстана. Поэтому ратификация Казахстаном Договора о присоединении Кыргызской Республики ЕАЭС и, соответственно, отмена таможенного
контроля на государственной границе означают, что для Кыргызстана вступают в действие все регламенты и нормы, принятые в ЕАЭС, в том числе:
1) отмена таможенного контроля, включая оформление, сборы и платежи на границах между странами ЕАЭС;
2) введение таких обязательных норм регламентации, как Единый таможенный тариф и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС;
3) работодатели государств ЕАЭС могут свободно нанимать на работу граждан других стран ЕАЭС без разрешения со стороны своего государства на осуществление трудовой деятельности;
4) социальное обеспечение, в частности социальное страхование (кроме пенсионного), наемных граждан других государств ЕАЭС и членов их семей осуществляется на общих основаниях и условиях, применяемых для своих граждан;
5) применяются единые Технические регламенты и требования на продукцию, функционирующие со времен Таможенного союза. Документы, подтверждающие безопасность произведенной продукции, полученные в соответствующих регламентированных лабораториях по соблюдению качества продукции, будут единого образца и признаны на территории любого государства -члена ЕАЭС;
6) государства обязуются во взаимной торговле взимать налоги, сборы и платежи благоприятным образом, так, чтобы налогообложение в отношении аналогичных товаров на территории участников союза и при тех же обстоятельствах было взаимно удовлетворительным и взаимовыгодным [3].
На базе институтов ЕАЭС ожидается формирование единого рынка экономического и торгового пространства, свободного обмена услугами, капиталом и трудовыми кадрами на основе общности стандартов производства и норм ведения бизнеса на всей территории стран - членов Союза.
Следующим этапом развития Союза является формирование такого экономического союза, где будет возможна координация приоритетов развития экономической политики стран ЕАЭС между собой. Растущие экономические международные связи между странами ЕАЭС будут укреплять дружбу народов, стимулировать культурный обмен, способствовать установлению дружеских, доверительных партнерских связей. В перспективе стоит задача достижения полной экономической интеграции стран - членов ЕАЭС, включая также интеграцию в социальном обеспечении населения стран членов ЕАЭС, в формировании общей социальной политики в целом.
В настоящее время по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики численность населения страны на 1 июля 2015 г. достигла 5 млн 955 тыс. человек [4]. По состоянию на октябрь 2015 г. прожиточный минимум в Кыргызской Республике составил 5 019 сомов. Средняя номинальная заработная плата в 2015 г. составила 12 617 сомов. За семь месяцев 2015 г. средняя зарплата увеличилась только на 12 сомов [5].
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики отмечает, что в 2014 г. за чертой бедности проживали 1 млн 801 тыс. человек, из которых 68,2 % являлись жителями сельских районов. Население за чертой крайней бедности составляло 71 тыс. человек, из которых 60 % проживали в сельской местности. Уровень общей черты бедности в 2014 г. составил 29 825 сомов в год на душу населения, а крайней - 17 588 сомов. Самыми бедными в 2014 г. оказались жители Джалал-Абадской - 46,4 %, Баткенской - 40,7 % областей, города Ош - 33,4 %, Ошской - 31,7 %, Нарынской - 30,6 %, Иссык-Кульской - 26,0 %, Чуйской - 21,6 %, Таласской -19,0 % областей и города Бишкек - 17,6 %. Как видно, бедность на юге страны чуть ли не в полтора - два раза превышает уровень бедности на севере страны [6].
По данным Национального статистического комитета в 2013 г. количество экономически активного населения составило 2 468,7 тыс. человек, из них 2 263,0 - занятых и 205,7 тыс. - безработных, в том числе 47 % женщин. В городской местности 80,2 тыс. человек, а в сельской -125,5 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 8,3 %. В свою очередь, Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики отмечает, что к концу 2013 г. численность безработных, зарегистрированных и имеющих официальный статус, составила 58,4 тыс. человек, доля женщин составила 51,6 % [7].
Анализ среднемесячной заработной платы по бывшим странам СНГ и Балтии показал, что выше всего заработная плата в странах бывшей Балтии. Так, в 2015 г. в Эстонии средняя месячная зарплата составила 1 082 евро ($ 1 204), в Латвии - 815 евро ($ 907), в Литве - 714 евро ($ 795). По официальным данным 2015 г. (лето - осень) средняя заработная плата составила: в России - 31 870 руб. ($ 481), в Казахстане - 125 тыс. тенге ($ 465), в Азербайджане - 459 манатов ($ 440), в Беларуси - чуть больше 7 млн белорусских рублей ($ 400), в Армении - около 187 200 драм ($ 390), в Грузии - 942 лари ($ 386), в Молдове - 4 882 лея ($ 245), на Украине - 4 390 гривен
($ 203), в Кыргызстане - 12 484 сома ($ 176), в Таджикистане - 884 сомони ($ 137), по экспертным оценкам в Узбекистане - $ 298,6 или $ 200 по «черному» курсу, в Туркмении - примерно $ 240 [8].
В Кыргызстане среди стран - членов ЕАЭС самый низкий уровень заработной платы: почти в три раза меньше, чем в России, в 2,6 раза меньше, чем в Казахстане, в 2,3 раза меньше, чем в Белоруссии, в 2,2 раза меньше, чем в Армении.
Таким образом, средняя заработная плата сложилась в размере 12 484 сома, в то время как минимальная заработная плата в 2015 г., согласно закону «О республиканском бюджете КР на 2013 год и прогнозе на 2014 и 2015 годы», установлена на уровне 970 сомов [9]. Как отмечает Министерство социального развития Кыргызской Республики со ссылкой на Социальный фонд, 92 % пенсионеров сегодня живут за чертой бедности, получая в среднем 4 250 сомов (около 87 долл.) в месяц. Согласно статистическим данным, на одного пенсионера в Кыргызстане приходится 1,3 трудящегося, производящего отчисления в Социальный фонд, для нормального функционирования пенсионных фондов со стороны Международной организации труда существует рекомендация о поддержке этого соотношения на уровне не менее чем один к трем [10].
Количество получателей пенсий к концу 2013 г. составило 625 тыс. человек, при этом доля пенсионеров за последние пять лет от общей численности населения страны составляет в среднем 11 %.
Уровень средней пенсии в 2014 г. составил: в Германии - $ 2 500, Норвегии - $ 2 350, США -$ 2 150, Греции - $ 900, Чехии - $ 580, Эстонии - $ 410, России - $ 330, Казахстане - $ 280, Беларуси - $ 250, Азербайджане - $ 200, на Украине - $ 140, в Грузии - $ 130, Кыргызстане -$ 90, Таджикистане - $ 60 [11], в Армении - $ 100 [12].
Анализ уровня средней пенсии в странах ЕАЭС показал, что в Кыргызстане самый низкий уровень пенсии, в 3,6 раза меньше, чем в России, в 3,1 раза меньше, чем в Казахстане, в 2,7 раза меньше, чем в Беларуси, в 1,1 раза меньше, чем в Армении.
В Кыргызской Республике на конец 2013 г. около 116 тыс. семей, или 336 тыс. человек, являются получателями Ежемесячного пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей (ЕПМС), что составляет 5,8 % к общей численности населения. Насчитывается более 74 тыс. человек -получателей социальных пособий, что составляет 1,3 % к общей численности населения. Пенсии по инвалидности среди детей получают более 26 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет, что составляет 1,3 % от общего количества населения [13].
«После вступления Кыргызстана в Таможенный союз тяжело придется жителям городов и бюджетникам, - отметил еще в июне 2014 г. нынешний премьер-министр Темир Сариев, который в то время возглавлял Министерство экономики. - А это почти треть населения страны - 31,8 % людей работают на предприятиях и учреждениях». Правительство обещало принять для них определенную программу. Но, к сожалению, цены на товары и услуги ЖКХ продолжают расти, а заработные платы бюджетников и пенсии остаются на прежнем уровне.
Таким образом, в Кыргызской Республике самый низкий уровень средней зарплаты, пенсионного обеспечения, достаточно сильная нагрузка на госбюждет из-за государственной поддержки малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями.
Тем не менее чиновники выражают уверенность в позитивном ходе развития событий. Так, Министерство экономики предполагает, что в государственную казну поступят значительные дополнительные доходы - 1,9 % всех таможенных платежей со всех стран ЕАЭС, установленных пока на 3 года, это для страны очень хорошая цифра, которая позволит получить в бюджет большие деньги [14].
Вхождение в ЕАЭС в корне поменяет финансовые потоки, формирующие государственный бюджет, например схемы уплаты косвенных налогов [15].
Кыргызстан в начале становления независимости пережил «шоковую терапию» в экономике страны, две народные революции (2005 и 2010 гг.), два крупнейших межэтнических конфликта (1990 и 2010 гг.), ряд локальных конфликтов, но тем не менее упорно стремится занять достойное место в общемировом цивилизационном процессе, развивая свою социальную политику в условиях недостаточного экономического обеспечения.
В Кыргызской Республике разработана «Стратегия развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 декабря 2011 г. № 755 [16]. Последовательная реализация масштабных задач в сфере социальной политики привела к разработке и реализации Программы развития системы социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2015-2017 годы.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и рядом других документов существует необходимость анализа тенденций развития социальной политики как
Кыргызстана, так и других государств - членов ЕАЭС для выработки единой стратегии совершенствования социальной политики стран - членов ЕАЭС, что обусловливает актуальность разработки проекта долгосрочной концепции развития социальной защиты населения в Кыргызской Республике до 2030 г.
Ссылки:
1. Казахстан ушел на 15-20 шагов вперед Кыргызстана, считает Атамбаев [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/politics/22952464/?frommail=1 (дата обращения: 29.11.2015).
2. Темир Сариев: С вступлением в ЕАЭС Кыргызстан получил четыре свободы [Электронный ресурс]. URL: http://www.24.kg/sng/17623/ (дата обращения: 29.11.2015).
3. С сегодняшнего дня Кыргызстан становится полноправным членом ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.pa-ruskg.info/2015/08/06/120679#more-120679 (дата обращения: 29.11.2015).
4. Численность населения Кыргызстана на 1 июля составила 5 млн 955 тыс. человек - Нацстатком [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/inworld/kyrgyzstan/society/22968541/?frommail=1 (дата обращения: 29.11.2015).
5. Прожиточный минимум в Кыргызстане определили в 5 тысяч 19 сомов [Электронный ресурс]. URL: https://news.maN.ru/econorriics/23599622/PfrorTimaiM (дата обращения: 29.11.2015).
6. Уровень бедности в Кыргызской Республике [Электронный ресурс // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/publications/uroven-bednosti-v-kyrgyzskoj-respublike/ (дата обращения: 29.11.2015).
7. Социальные тенденции Кыргызской Республики 2009-2013. Вып. 10. Бишкек, 2014. С. 55-67.
8. Кто самый богатый в странах бывшего СССР? [Электронный ресурс]. URL: http://ru.oxu.az/economy/94379 (дата обращения: 29.11.2015).
9. В Кыргызстане в 2013 г. предлагают установить минимальную зарплату в размере 840 сомов [Электронный ресурс]. URL: http://kabar.kg/economics/full/43694 (дата обращения: 29.11.2015).
10. Петров А. Пока добавили 10 %. К 2017 году средняя пенсия в республике должна увеличиться в два раза [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/10/10/pensii.html (дата обращения: 29.11.2015).
11. В 2014 году средний размер пенсии в России составит 11,5 тысяч рублей [Электронный ресурс]. URL: http://bs-life.ru/rabota/pensiya/sradnyaya-pensiya-2014.html (дата обращения: 29.11.2015).
12. Армения: Средняя пенсия и минимальная зарплата в 2015 году - $ 100 и $ 133 [Электронный ресурс]. URL: http://news.am/rus/news/236363.html (дата обращения: 29.11.2015).
13. Социальные тенденции Кыргызской Республики 2009-2013. С. 103-105.
14. Киргизия вступила в ЕАЭС, сделав шаг в неизвестность, - Питер Леонард [Электронный ресурс]. URL: http://www.cen-trasia.ru/newsA.php?st=1439242440 (дата обращения: 29.11.2015).
15. Азиз Алиев: Вступление Кыргызстана в ЕАЭС окажет существенное влияние на формирование бюджета страны [Электронный ресурс]. URL: http://www.24.kg/obschestvo/17733/ (дата обращения: 29.11.2015).
16. Стратегия развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы : постановление Правительства Кыргызской Республики от 13 декабря 2011 г. № 755. Бишкек, 2011.