Научная статья на тему 'Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне'

Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3429
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТСТВА / SOCIAL SPHERE / STATE SOCIAL POLICY / STATE FAMILY POLICY / LOCAL GOVERNMENTS / SOCIAL PROTECTION OF A FAMILY AND CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горяйнова Н.М.

В статье рассматриваются общие тенденции в реализации государственной семейной политики в РФ. Кратко анализируются основные показатели деятельности органов местного самоуправления по социальной поддержке семьи и детства на примере Челябинской области, обобщаются причины её актуальности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are considered the general tendencies in realization of the state family policy in the Russian Federation. There are briefly analyzed the main indicators of activities of local governments for a family support and the childhood on the example of Chelyabinsk region, are generalized the reasons of its relevance.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ

УДК 378(075.8): 316.334.3

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ

УРОВНЕ

Н.М. Горяйнова, к.п.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и

экономики», ееп1еггар@шаИ. ги

Аннотация

В статье рассматриваются общие тенденции в реализации государственной семейной политики в РФ. Кратко анализируются основные показатели деятельности органов местного самоуправления по социальной поддержке семьи и детства на примере Челябинской области, обобщаются причины её актуальности.

Ключевые слова: социальная сфера, государственная социальная политика, государственная семейная политика, органы местного самоуправления, социальная защита семьи и детства.

Общее состояние социальной сферы принято считать интегральным показателем степени общественного развития - цивилизованности, демократичности и духовности общества. Однако в параметрах оценки эффективности социальной политики любого уровня - федерального, регионального, муниципального - базовыми считаются экономические аспекты, констатирующие зависимость состояния социальной сферы от бюджетного обеспечения.

Бесспорно, при отсутствии достаточных финансовых ресурсов едва ли возможно сегодня говорить о должном развитии отечественного образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры, рынка занятости, системы социальной защиты населения, достаточности востребованных социальных трансфертов и трудовых доходов, а также иных важных условий жизнедеятельности.

В рамках данной статьи мы предполагаем затронуть лишь одно из направлений государственной социальной политики - поддержку семьи и детства на примере Челябинской области.

Напомним, что согласно ст. 72 Конституции РФ «к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение»1. По мнению специалистов, одними из важнейших общегосударственных задач в работе органов местного самоуправления в РФ сегодня является поддержка, укрепление и защита семьи, а именно:

- создание условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей;

- сокращение бедности и маргинализации, увеличение помощи малоимущим семьям;

- улучшение охраны здоровья семьи;

- увеличение помощи семье в воспитании детей;

- содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;

- развитие сети школьных и внешкольных учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей;

- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах;

- поддержка деятельности женских, молодежных, детских общественных организации2.

Но, к сожалению, в условиях затянувшегося экономического кризиса социальная ситуация в России остается по-прежнему непростои. Происходящие в последние десятилетия социально-экономические трансформации обусловили серьезные изменения в сфере семеино-брачных отношении, которые коснулись в числе прочего и перераспределения обязанностеи по обеспечению и воспитанию молодого поколения между семьями и государством.

Очевидно, что институт семьи переживает кризис и в цивилизационном контексте. К сожалению, сегодня мы наблюдаем, как разрушаются традиционные взгляды на брачные отношения, на супружеские роли, семеИное воспитание, межпоколенные связи. Это приводит к падению престижа семеиных ценностеи и сокращению социального потенциала семьи, увеличению числа разводов, отказам от деторождения, расширению масштабов внутрисемеиного антагонизма, росту количества социально неблагополучных семеи, даже из числа экономически сильных, и, наконец, значительному распространению беспризорности и безнадзорности среди детеИ, имеющих родителей, так называемого социального сиротства и скрытого социального сиротства.

Для российской семьи, по мнению П. Фролкина и Р. Мауталиева, «характерна социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условии и ресурсов, необходимых для успешной реализации функции материнства и развития каждого ребенка, происходит постепенное ухудшение «социального качества» детства. Появилось такое понятие, характеризующее состояние многих современных семей - семья «группы риска»3.

Вышеперечисленные неутешительные факты и негативные тенденции проявляются и развиваются на фоне неблагоприятной социально-демографической ситуации - трудностей с воспроизводством населения, высокой смертности среди представителей средней возрастной группы, низком уровне жизни основной массы семей с детьми, растущего количества неполных семей. Все это сегодня придает проблеме охраны института семьи, материнства и детства особую остроту и значимость и именно поэтому грядущее десятилетие в России (2018-2027 гг.) провозглашено Десятилетием детства.

В 2014 г. была принята «Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.», в которой констатируется, что «государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение

" 4

качества жизни семей»4.

Итак, актуальность проблемы уже глубоко осознана в обществе и основные аспекты социальной защиты семьи являются предметом бурных научных, общественных и политических дискуссий, в рамках которых идет поиск оптимальных возможностей реализации семейной политики в целом и отдельных её составляющих. Однако этот процесс по-прежнему осложняется отсутствием единых концептуальных подходов к защите материнства и детства как стратегическому направлению государственной социальной политики, что, безусловно, усиливает необходимость их теоретической разработки и поиска эффективных практических решений.

Между тем следует отметить, что данные официальной статистики не так пессимистичны, как общие визуальные оценки российской социальной действительности и факты, изложенные в отчетной документации государственных и муниципальных органов власти, отвечающих за социальную сферу. И в этой связи предлагаем оценить практику органов местного самоуправления в области социальной поддержки семей и подрастающего поколения на основе данных Информационно-аналитического бюллетеня о состоянии и

развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2016 г. (далее -Бюллетень).

Так, по отрасли «Социальная политика» в предыдущем году в консолидированном бюджете Челябинской области было предусмотрено 23,1 млрд руб., для сравнения в 2015 г. -22,57 млрд руб. И на мероприятия по поддержке семьи и детства было использовано более 30% выделенных бюджетных средств5.

В целях реализации ключевых направлений государственной социальной политики, инициирования предложений по вопросам, касающимся семьи и детства, профилактики семейного неблагополучия при Правительстве Челябинской области функционирует Координационный совет, который курирует следующие основные направления работы органов и учреждений системы социальной защиты населения по социальной поддержке семьи и детей:

- создание условий для реализации семьей ее функций и улучшение качества её

жизни;

- организация социальной защиты семей и детей;

- совершенствование работы по профилактике семейного неблагополучия и сокращению масштабов социального сиротства;

- продолжение работы по комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- усиление работы по пропаганде семейных ценностей, традиций семейного воспитания6.

В настоящее время в Челябинской области функционируют 76 учреждений, оказывающих социальную помощь нуждающимся в ней семьям и детям, среди которых Центры помощи, Социально-реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья, Отделения по работе с семьей и детьми учреждений социального обслуживания населения, Специализированные учреждения для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2017 г. на учете в органах социальной защиты населения Челябинской области состояло 153812 семей, в которых воспитывается 263547 детей (табл. 1)7.

Таблица 1 - Данные по семьям, стоящим на учете в органах социальной защиты Челябинской области на 1 января 2017 г.

Категории семей Количество смей В семьях детей

Многодетные семьи 28 813 94 093

Неполные семьи 49213 62 352

Семьи с детьми-инвалидами 10611 15 628 (в них детей-инвалидов 10 876)

Прочие семьи с детьми 65 175 91 474

Всего 153 812 263 547

Как видим, среди семей, нуждающихся в поддержке как экономически слабые домохозяйства, почти треть являются неполными. А из этого следует, что помимо материальных и бытовых проблем в них, как правило, присутствуют еще и социально-психологические. Нам представляется, что эти данные отражают общероссийскую тенденцию, и подтверждают кризисное состояние института российской семьи, о котором говорилось выше.

Согласно отчету, в 2016 г. все социальные обязательства, как традиционные, так и инновационные, которые взяли на себя органы местного самоуправления Челябинской

области по предоставлению мер социальной помощи семьи, поддержки семейного благополучия, были выполнены в полном объеме. Приведем лишь некоторые цифры:

- были выплачены единовременные социальные пособия на подготовку к учебному году каждого ребенка из многодетных малоимущих семей и каждого ребенка-инвалида из малоимущих семей в возрасте до 18 лет (51028,5 тыс. руб.);

- дети, находящихся в трудной жизненной ситуации (от 1 года до 15 лет), получили новогодние подарки на сумму 23220,0 тыс. рублей, что на 8,5 млн. рублей больше чем в 2015 г.;

- 720 детей из всех муниципальных образований Челябинской области побывали на Губернаторской елке;

- общий объем денежных средств областного бюджета, выделенных на организацию круглогодичного оздоровления детей, составил 230150,6 тыс. руб.8

Особое внимание уделялось семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, их количество постоянно растет и требует от муниципалитетов адекватной и своевременной реакции в части расширения спектра реабилитационных услуг: социально-бытовых, социально-психологических, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

Так, удельный вес детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в учреждениях социального обслуживания населения, в процентах от общего числа состоящих на учете в органах социальной защиты населения составил в 2016 г. 52% (10876 детей-инвалидов состоит на учете в органах социальной защиты населения Челябинской области)9.

В 2016 г. продолжалась работа по раннему выявлению семей «группы риска». При этом, необходимо отметить, что в области наблюдается стабильный рост количества семей, в которых отмечены положительные изменения в характере коммуникаций, уровнях адаптивности и сплоченности, свидетельствующие о преодолении разного рода негативных явлений в семейных отношениях. Этому, по данным министерства социальных отношений региона, способствует проведение социальных патронажей семей, состоящих на профилактическом учете.

Виды и объемы помощи, которая оказывается в последние годы семьям, отнесенным к «группе риска», перечислены в таблице 210.

Таблица 2 - Помощь семьям, находящимся в социально опасном положении и семьям «группы риска»

Виды помощи семье 2014 год 2015 год 2016 год

Оказание содействия в трудоустройстве 970 759 1 108

Оказание содействия в лечении от алкогольной зависимости 397 493 495

Работа с детьми, в том числе:

-охвачено оздоровлением 2 429 2 122 2 802

-охвачено трудовой деятельностью 448 390 435

-охвачено клубной, кружковой работой 3043 3 959 3 505

В 2016 г. Министерством социальных отношений были инициированы и реализованы мероприятия, направленные на повышение эффективности межведомственной работы по профилактике социального неблагополучия: проведено 11 семинаров для 580 специалистов, организованы и проведены курсы повышения квалификации для 165 специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства.

Все службы профилактики подключены к единой информационной системе учёта семей с детьми, отражающей все мероприятия по реабилитационной работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, проводимые всеми субъектами профилактики. Кроме того, были разработаны комплексы мер по развитию эффективных практик на 20162017 гг., которые получили два гранта от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), на общую сумму 15,3 млн руб.11

В Бюллетене также особо отмечено, что в области накоплен интересный опыт работы единого номера детского телефона доверия, который функционирует на базе трех учреждений системы социальной защиты населения в круглосуточном режиме.

Еще одной проблемой является наличие большого количества детей, лишенных родительского попечения (1,9% к общему количеству детей, проживающих в регионе), несмотря на положительную динамику в общей тенденции сокращения их численности (в 2016 г. в семьи в различных формах были устроены 2768 детей)12.

В этой связи губернатором Челябинской области Б.А. Дубровским принято решение о введении с 2016 г. новых мер социальной поддержки граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей:

- единовременная выплата гражданам, принявшим в свои семьи из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Челябинской области, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 100 тыс. рублей, при соблюдении ряда условий (за 2016 г. данной мерой воспользовалось 134 человека);

- предоставление субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных жителями Челябинской области (за 2016 г. 2 семьи, усыновивших 3 детей, оставшихся без попечения родителей, выразили желание воспользоваться данной мерой поддержки);

- предоставление жилых помещений многодетным приемным семьям из муниципального специализированного жилищного фонда (за 2016 г. одной семье предоставлена шестикомнатная благоустроенная квартира (г. Челябинск)). Три семьи, изъявившие желание принять не менее 5 детей в возрасте от 10 до 15 лет, состоят на учете для обеспечения жилым помещением в 2017 г.)13.

Анализ социальной работы органов местного самоуправления Челябинской области показал, что в последние годы особое внимание уделяется социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством их постинтернатного сопровождения - содействие в получении профессионального образования и трудоустройстве, семейное консультирование, помощь в уходе за новорожденными детьми. Все это, безусловно, облегчает дальнейшие процессы социальной адаптации и ориентации у молодых людей, лишенных поддержки со стороны биологической семьи.

И в завершении этого краткого обзора приведем основные показатели компенсационной политики, обеспечивающей прямую материальную помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.

В Челябинской области в настоящее время выплачивается 16 видов государственных пособий семьям, имеющим детей (9 видов за счет средств федерального бюджета и 7 видов за счет средств областного). На их выплату в 2016 г. было направлено более 4,3 млрд руб., в том числе из областного бюджета - более половины этой суммы - 2,4 млрд руб.14

В 2016 г. в соответствии с Законом Челябинской области от 27.10.2005 г. № 417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» управлениями социальной защиты населения муниципальных образований области назначено 38 219 пособий15. Размер пособия зависит от очередности ребенка и составляет от 2 тыс. руб. до 6 тыс. руб.16

В соответствии с Законом Челябинской области от 31.03.2010 г. № 548-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области» органами социальной защиты населения области в 2016 г. многодетным семьям назначено 4 625 ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг17. С

1 июля 2016 г. размер ежемесячной денежной выплаты составляет 1100 руб. и подлежит

18

ежегодной индексации18.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» 30.08.2012 г. принят Закон Челябинской области № 371-ЗО «О ежемесячном пособии по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет». Такое пособие назначается и выплачивается в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего выплате ежемесячного пособия и в 2016 г. его размер составил 10001 руб.19

Кроме того, в рамках реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2010 г. в части установления регионального «Материнского капитала» в области был принят Закон от 15.12.2011 г. № 251-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Челябинской области», которым установлено право на областной материнский (семейный) капитал семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, при рождении третьего или последующих детей. И в 2016 г. размер областного материнского (семейного) капитала составил 53500 руб. (проиндексирован на 7%)20.

С целью сохранения семейных ценностей, сокращения факторов социального риска и привлечения внимания к вопросам укрепления института семьи в городских округах и муниципальных районах Челябинской области в 2016 г. проведены массовые мероприятия, посвященные Международному дню семьи, Российскому дню матери, Международному Дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности.

В 2016 г. Челябинская область была представлена на ряде тематических выставок и форумов: VII Всероссийской выставке-форуме «Вместе - ради детей! Вместе с детьми!», организованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Правительством Москвы, проводимой в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.; V Всероссийской акции «Добровольцы - детям» под девизом «Добровольцы в поддержку семьи и детства, за социальную солидарность и взаимопомощь», проводимую в 72 субъектах РФ21.

Итак, нами перечислены лишь основные показатели социальной защиты граждан Челябинской области в рамках семейной политики, но и эти цифры дают достаточно полное представление о её масштабах и формах, позволяя сделать вывод о том, что приоритетами муниципальной семейной политики остается стремление обеспечить действенную поддержку социально уязвимых категорий семей с детьми на основе системной персонифицированной социальной помощи, качественного профессионального сопровождения и усиления профилактической направленности в социальном обслуживании.

Очевидно, что социальная ситуация и соответствующая ей муниципальная социальная политика в Челябинской области не является уникальной по своей сути, поскольку в любом российском регионе, за исключением столичных, население находится в схожих социально-экономических условиях жизнедеятельности, имеет сопоставимые социально-демографические характеристики, сталкивается с идентичными финансовыми, семейными и бытовыми проблемами.

Подводя итоги вышеизложенному, считаем необходимым сформулировать ряд серьезных причин, по которым внимание к семье и подрастающему поколению, на наш взгляд, должно еще долго оставаться повышенным в контексте государственной социальной политики, а в её рамках и муниципальной:

- затяжной демографический кризис, невозможность в краткосрочной и среднесрочной перспективе в должном объеме восстановить количественный и качественный человеческий потенциал страны;

- растущие материальные трудности большей части семейного населения страны, обусловленные невысокими доходами в совокупности с негативными

инфляционными процессами и, как следствие, невозможность потенциально обеспечить необходимый уровень как семейного, так и детского потребления;

- продолжающаяся коммерциализация базовых социальных услуг в области здравоохранения, образования, физической культуры и спорта неизбежно снижающая уровень нравственного и физического здоровья подрастающего поколения;

- угроза девальвации традиционных семейных ценностей под растущим давлением, так называемых, либеральных цивилизационных моделей;

- наконец, отсутствие должных усилий в процессах воспитания подрастающего поколения со стороны и государства, и общества, и семьи, и, как следствие, его потребительское, безответственное отношение к внешнему миру и склонность к различного рода девиациям.

Исходя из вышесказанного, в заключение обратим внимание на то, что, принимая, как правило, преимущественно экономические меры по преодолению растущих противоречий в социальной сфере, государство не сможет их разрешить. На наш взгляд, на всех уровнях власти сегодня необходимо сместить приоритеты и бороться не только с проявлениями негативных тенденций в жизнедеятельности современной российской семьи, но в первую очередь с порождающими их причинами - поддерживая культурно-образовательную сферу, укрепляя духовно-нравственные основы общества и повышая качество жизни наших граждан в целом.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ от 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

2 Алекова А.Ю. Основные направления социального обслуживания семей в РФ // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - № 9. - С. 55-58; Бердникова З.А. Социальная работа по защите семьи, материнства и детства на региональном уровне. - Челябинск: ЧГУ, 2011. 175 с.

3 Фролкин П.П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России // Власть. - 2012. - № 5. - С. 30-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Собрание законодательства РФ от 01.09.2014. - № 35. - Ст. 4811.

5 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

6 Официальный сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://pravmin74.ru/

7 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Официальный сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://pravmin74.ru/; Официальный сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc74.ru/

17 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2016 год. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

18 Официальный сайт Правительства Челябинской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://pravmin74.ru/; Официальный сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc74.ru/

19 Там же.

20 Там же.

21 Информационно-аналитический бюллетень о состоянии и развитии системы социальной защиты населения Челябинской области за 2016 год. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc74.ru/informacionno-analiticheskiy-byulleten

SOCIAL FAMILY SUPPORT AND THE CHILDHOOD AT THE MUNICIPAL LEVEL

N. M. Goryaynova, South-Ural Institute of Management and Economics,

centerrap@mail. ru

Abstract

In the article are considered the general tendencies in realization of the state family policy in the Russian Federation. There are briefly analyzed the main indicators of activities of local governments for a family support and the childhood on the example of Chelyabinsk region, are generalized the reasons of its relevance.

Keywords: social sphere, state social policy, state family policy, local governments, social protection of a family and childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.