Научная статья на тему 'Социальная ответственность тележурналиста при освещении чрезвычайных ситуаций'

Социальная ответственность тележурналиста при освещении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3640
955
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / JOURNALISM / TELEVISION / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухарников Павел Валерьевич

В статье изучаются многочисленные попытки журналистского сообщества регламентировать деятельность журналиста при освещении чрезвычайных ситуаций в части социальной ответственности перед телезрителями. Однако на практике телевидение в погоне за рейтингом далеко не всегда соблюдает эти нормы, выпуская в эфир непроверенную, шокирующую и даже опасную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV JOURNALIST’S SOCIAL RESPONSIBILITY IN COVERING EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with the numerous attempts to regulate journalism in emergency incident media coverage. These regulations regarding to social responsibility of media come within the journalistic community. However, practically media do not always comply with these regulations, airing unverified, shocking and even dangerous information in pursuit of television ratings.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность тележурналиста при освещении чрезвычайных ситуаций»

УДК: 654.197.6 ББК: 76.03

Сухарников П.В.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Sukharnikov P.V.

TV JOURNALIST'S SOCIAL RESPONSIBILITY IN COVERING EMERGENCY

SITUATIONS

Ключевые слова: журналистика, телевидение, чрезвычайная ситуация.

Keywords: journalism, television, emergency

Аннотация: в статье изучаются многочисленные попытки журналистского сообщества регламентировать деятельность журналиста при освещении чрезвычайных ситуаций в части социальной ответственности перед телезрителями. Однако на практике телевидение в погоне за рейтингом далеко не всегда соблюдает эти нормы, выпуская в эфир непроверенную, шокирующую и даже опасную информацию.

Abstract: the article deals with the numerous attempts to regulate journalism in emergency incident media coverage. These regulations regarding to social responsibility of media come within the journalistic community. However, practically media do not always comply with these regulations, airing unverified, shocking and even dangerous information in pursuit of television ratings.

«Чрезвычайная ситуация» - эту фразу мы слышим в теленовостях, пожалуй, каждый день. Сюжеты о чрезвычайных ситуациях, как правило, становятся главными материалами телеэфиров, приковывая к экрану внимание миллионов телезрителей. Безусловно, на сегодняшний день чрезвычайные ситуации различного характера являются неисчерпаемым источником интересной, «захватывающей» информации для новостных передач телеканалов, печатных СМИ и Интернет-источников. Что заставляет нас, потребителей информации, с таким вниманием наблюдать за происходящим на телеэкране, когда речь идет о чрезвычайной ситуации? Что вообще такое - чрезвычайная ситуация?

Наиболее развернуто на этот вопрос отвечает «Словарь терминов МЧС», который дает следующее определение: чрезвычайная ситуация - совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления. По общему характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации делятся на: природные - опасные природные явления и процессы (геологические, гидрологические и метеорологические, а также природные пожары); техногенные - промышленные аварии и катастрофы (радиационные, химические, биологические и гидродинамические аварии), пожары, взрывы, опасные происшествия на транспорте или транспортные аварии; биолого-социальные - широко и одновременно распространённые инфекционные болезни людей (эпидемии), сельскохозяйственных животных и растений».1

Безусловно, все перечисленные чрезвычайные ситуации при достижении определенного уровня опасности представляют интерес для населения и, как следствие, для средств массовой информации, в том числе - для телеканалов. При этом нередки ситуации, когда масштабы освещения СМИ какой-либо чрезвычайной ситуации значительно превосходят ее реальную опасность и значимость для потребителей информации.

Следует различать термины «чрезвычайное происшествие» и «чрезвычайная ситуация», которые не всегда корректно используются, в том числе и в средствах массовой информации. Чрезвычайное происшествие - это событие, которое может привести к чрезвычайной ситуации. Как правило, в телеэфире освещаются именно последствия чрезвычайного происшествия - чрезвычайная ситуация, так как телекамерам не всегда удается снять само происшествие. Однако с развитием систем видеонаблюдения (с которых впоследствии можно изъять видеозапись), увеличением количества съемочных групп, работающих в зонах, где велика вероятность чрезвычайного происшествия, а также благодаря любительским съемкам очевидцев, иногда удается снять и впоследствии продемонстрировать телезрителям и само чрезвычайное происшествие (террористические акты, техногенные и природные катастрофы, военные действия и т. д.). В случае, если телеканал располагает видеозаписью, фотосъемкой или аудиозаписью (например, переговорами пилотов в момент крушения воздушного судна) самого чрезвычайного происшествия, его использование делает материал о чрезвычайной ситуации значительно насыщенней и интересней для зрителя.

Термин «чрезвычайное положение» обозначает особый правовой режим, который вводится на территории, где имеется чрезвычайная ситуация. При этом, к введению чрезвычайного положения чрезвычайная ситуация приводит далеко не всегда. Представляет собой интерес тот факт, что в случае ввода чрезвычайного положения в соответствии с законом «О чрезвычайном положении» сообщения СМИ (в том числе, телеканалов) подвергаются цензуре (что прямо запрещено законом о СМИ, но с исключением, предусмотренных как раз для ввода чрезвычайного положения).

1 Словарь терминов МЧС // EdwART, 2010.

2 Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014) // http://www.consultant.ru/popular/smi/

Считаю важным отметить, что в соответствии с законом о средствах массовой информации журналистам разрешается работать в местах, где произошло чрезвычайное происшествие и на территориях, где объявлено чрезвычайное положение. Учитывая это, журналиста не имеют права не допустить на территорию, где сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике добиться съемки на такой территории или получить интервью о чрезвычайной ситуации удается не всегда. Это диктуется как объективными причинами (например, прямая угроза жизни или здоровью журналиста), так и необъективными, когда работники правоохранительных органов, иных силовых структур или МЧС не позволяют осуществлять журналистскую деятельность в условиях чрезвычайной ситуации на основании каких-либо внутренних распоряжений или приказов вышестоящих инстанций. Иногда в подобных ситуациях в условиях российской действительности необходимую работу все-таки удается осуществить обходными путями

- например, с помощью связей во властных структурах.

Ответственные должностные лица не только не имеют права скрывать информацию о чрезвычайной ситуации, но и должны максимально полно, в том числе - с помощью средств массовой информации, донести ее до населения. На сегодняшний день случаев сокрытия информации становится все меньше, во многом благодаря развитию средств коммуникаций. Действительно, трудно отрицать наличие некой чрезвычайной ситуации, если само происшествие или его последствия были, например, сняты на мобильный телефон кем-то из свидетелей происшествия и выложены в общем доступе в сети Интернет.

Однако до сих пор зачастую и в таких случаях информация преподносится потребителям не в полной мере, когда не скрывается сам факт наличия чрезвычайной ситуации, но замалчиваются важные для населения факты. Более того, стратегия информационного реагирования на какую-либо чрезвычайную ситуацию со стороны официальных лиц и организаций во многом основывается на том, насколько полно информация о ЧС уже успела просочиться во Всемирную сеть. В случае если по «счастливой» случайности о чрезвычайной ситуации никто не узнал, то всерьез может рассматриваться вопрос об информационном игнорировании этой ситуации даже с риском для репутации. Не берется в расчет даже то, что более полную информацию может довести до потребителя кто-то другой, и его сообщение по злому умыслу или ввиду некомпетентности может принять нежелательную для источника чрезвычайной ситуации форму. Если же в общий доступ попала лишь часть информации, то информационная стратегия может опираться на этот факт и принимать соответствующие виды, когда официальными лицами до потребителя будет донесена лишь та часть информации, которая ему и так уже известна благодаря «утечкам».

Чаще всего телеканалы освещают чрезвычайные ситуации в информационных программах, где они, как правило, составляют наиболее зрелищную, и соответственно, рейтинговую часть выпуска. При этом стоит заметить, что крупные, особо трагичные чрезвычайные ситуации впоследствии описываются в документальных или даже художественных фильмах, но именно информационные программы собирают максимальную аудиторию при освещении чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях распространения информации от получения новости до ее публикации проходит порой меньше минуты, если речь идет об электронных источниках

- телевидении, радио, информационных агентствах, Интернет-СМИ. В такой ситуации от качества работы журналиста, его профессионализма, внимательности, объективности, от соблюдения им этических норм зависит многое, порой даже жизнь граждан.

Разумеется, журналист, работающий в условиях чрезвычайной ситуации, в первую очередь подчиняется законам государства, на территории которого он находится, но его профессиональная деятельность также регламентируется международными и российскими актами, принятыми в разные годы, как правило, после каких-то знаковых событий в истории, когда роль средств массовой информации в освещении этого события была заметной и иногда

даже решающей. За соблюдением этих актов должно следить само журналистское сообщество, и никто другой. Тележурналист обязан соблюдать эти правила, если дорожит своей репутацией в профессиональной среде и в глазах телезрителей. На практике нередки случаи нарушения этих правил и норм российскими тележурналистами, и, к сожалению, далеко не всегда эти журналисты подвергаются общественному или профессиональному порицанию, хотя и такие случаи известны.

Многочисленные хартии, декларации и кодексы лишь отчасти регламентируют работу журналистов в условиях чрезвычайной ситуации. Действительно, для объективного освещения чрезвычайной ситуации достаточно соблюдать общепринятые нормы профессиональной деятельности и этики, однако современная практика требует и некоторых особых правил поведения, связанных именно со спецификой работы тележурналистов в условиях чрезвычайной ситуации. Здесь в первую очередь характер общения с людьми, пострадавшими в ЧП, и их родственниками, находящимися в эмоциональном возбуждении (которое практически невозможно транслировать информационному агентству, сложно - газете, и совсем просто - телевидению), а также демонстрацию сцен насилия, жестокости, откровенных кадров с ранеными и погибшими.

В декларации принципов поведения журналистов, принятой международной федерацией журналистов, и в «Международных принципах профессиональной этики в журналистике» нет прямых правил, регулирующих работу журналиста в условиях чрезвычайных ситуаций, за исключением общего по смыслу призыва к публикации достоверной и проверенной информации.

Российское журналистское сообщество считает, что журналист может распространять и комментировать только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он должен приложить все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или

^ 4

распространением заведомо ложных сведений.

При этом часто у журналиста нет времени на серьезную проверку полученной информации: необходимо как можно скорее выдать ее в эфир, опередив конкурентов. В таких условиях проверка достоверности информации, как правило, осуществляется лишь формально или не осуществляется вовсе. Совершенно не проходят проверку факты, озвученные официальными источниками, - они сразу транслируются в эфир.

Конечно, журналист должен полностью осознавать также опасность возможного преследования, насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения - таково требование сообщества российских журналистов.

Случаи, которые провоцируют напряжение между определенными группами людей, разделенных по национальному, религиозному или иному признаку, можно наблюдать в СМИ достаточно регулярно. Более того, такая напряженность может намеренно провоцироваться через прессу некими политическими силами, контролирующими СМИ, для достижения собственной политической или иной выгоды. Хорошим примером этого может быть освещение событий на Украине в 2014 году украинскими телеканалами, которые прямо провоцировали у своих зрителей антироссийские настроения. При этом новостные сообщения российских телеканалов, в резкой форме (иногда, на мой взгляд, тоже выходящей за рамки журналистской этики) осуждающие деятельность украинских властных структур, не стремились наращивать напряженность со стороны российских

ЮНЕСКО. Международные принципы профессиональной этики в журналистике // http ://lenizdat. ru/article s/1112196/ 1983.

4 Конгресс журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // http://www.ruj.ru/ about/code of professional ethics of the russian journalistphp 1994. 23 июн.

телезрителей по отношению к простым украинским гражданам, что, безусловно, заслуживает уважения.

Далее, по мнению подписавших кодекс профессиональной этики российского журналиста, журналист должен придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное, то есть - презумпции невиновности. Кроме этого, в своих сообщениях он должен воздерживаться называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления - за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также должен воздерживаться называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

При этом в соответствии с кодексом, защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения. К сожалению, эти рекомендации, на мой взгляд, часто игнорируются, и мы видим материалы, напрямую затрагивающие частную жизнь людей, упоминанием их личных данных. В том числе нормой, в том числе и для нашего телевидения, стали спекулятивные материалы из больниц и госпиталей, содержащие интервью с больными или покалеченными людьми.

Кодекс этических норм общества профессиональных журналистов утверждает, что журналисты, выполняющие требования профессиональной этики, должны относиться к источникам информации, героям публикаций и коллегам как к людям, достойным уважения. Этот же кодекс обязывает журналиста проявлять внимание к тем, кому может быть нанесен ущерб в результате репортажа, проявлять особую чуткость в отношении детей и иных беззащитных источников информации и быть особенно чутким при сборе информации или публикации интервью и фотографий к тем, кого непосредственно затронули трагедия или горе. Кроме этого, журналисту нужно отдавать себе отчет в том, что сбор и публикация информации могут нанести вред и причинить боль.

Российские теле- и радиожурналисты в 1999 году подписали собственную, узкоспециализированную «Хартию телерадиовещателей». Этот документ содержит особенные предписания именно для теле- и радиожурналистов, учитывающие специфику их работы и инструменты, которые они используют для создания материалов.5

Создатели хартии учли, что телевидение обладает наиболее совершенными на сегодняшний день способами воздействия на зрителя. Телевизионная картинка фактически делает зрителя участником события, создавая максимальную иллюзию присутствия. Телезритель будет намного более впечатлен сюжетом о чрезвычайном происшествии, просмотренным в новостях, нежели читатель, который прочтет статью об этом же событии в газете. Именно поэтому для телеиндустрии должны существовать собственные этические нормы, уточняющие общежурналистские правила в соответствии с телевизионной спецификой работы.

При этом, на мой взгляд, хартия не дает достаточно полных рекомендаций для тележурналистов. Например, можно детализировать рекомендации, касающиеся показа сцен насилия и жестокости вплоть до описания ситуаций, когда их можно показывать, а когда нельзя; можно ли показывать лица людей, подвергающихся насилию; насколько крупно можно показывать убитых или раненых и нужно ли показывать их лица и называть личные данные; уместно ли показывать сцены похорон со скорбящими, рыдающими родственниками, которые, порой, шокируют больше материалов об убийствах, и так далее.

После событий октября 2002 года, когда террористами был захвачен театральный

5 Хартия телерадиовещателей // http://lenizdat.ru/ articles/1112199/ 1999. 28 апр.

центр на Дубровке, индустриальным комитетом СМИ была принята «Антитеррористическая конвенция», которая весьма подробно регламентирует работу представителей средств массовой информации при освещении террористических актов, как одного из вариантов чрезвычайной ситуации. Этот важный для данного исследования документ полностью размещен в приложениях к диссертации. Самыми важными пунктами, по моему мнению, являются следующие:

«Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам».

«СМИ не должны:

- брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта, кроме как по просьбе или с санкции оперативного штаба;

- предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с оперативным штабом».

« СМИ должны:

- помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;

- избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением

~ 6

людей».

Одно из событий, подтолкнувших представителей СМИ к подписанию данного документа, произошло на глазах у автора. В октябре 2002 года я, наряду с небольшим количеством других журналистов, одним из первых прибыл к театральному центру на Дубровке и непосредственно участвовал в освещении захвата террористами зрителей и участников мюзикла «Норд-Ост» в первые часы после начала этого происшествия. Буквально через два-три часа после захвата здания в прямом эфире Первого канала продюсером мюзикла «Норд-Ост» Александром Цекало была озвучена информация о возможных путях штурма театрального центра. Найти запись этого интервью на данный момент не представляется возможным, но на следующий день в газете «Московский комсомолец» вышла статья «Мгновенный штурм провалило телевидение», в которой есть упоминание об этом эпизоде:

«Специалисты утверждают, что реальные возможности внезапного штурма были утрачены еще и... из-за тележурналистов. В частности, корреспондент 1-го канала Сомов фактически предупредил террористов о таком развитии событий - он почти насильно заставил Александра Цекало в прямом эфире рассказать о том, как и какими путями «Альфа» может штурмовать здание».7

Действительно ли смогли террористы сделать какие-то выводы из этого телеинтервью, на данный момент уже проверить нельзя - террористы мертвы. Однако в любом случае всех начинающих тележурналистов следует ознакомить с этим эпизодом из нашей современной практики для того, чтобы они с особым вниманием относились к прямым включениям, к каждому слову, которые одновременно слышат, порой, миллионы людей.

В 2013 году в Москве, в школе №263, произошел ужасный инцидент: школьник вошел в свою школу с ружьем, убил учителя и полицейского. По мотивам этого криминального эпизода одним из московских журналов были опубликованы рекомендации судебного психиатра, доктора Парка Дитца. Специалист предлагает средствам массовой информации придерживаться этих рекомендаций при освещении массовых расстрелов, убийств и захватов заложников:

1. Если не хотите увеличить количество потенциальных массовых расстрелов, не

6 Индустриальный комитет СМИ. Антитеррористическая конвенция // http ://www. fapmc. ru/ rospechat/docs/documents/docs/2003/04/antiterror.html 2003. 8 апр.

7 Фочкин, Олег, Шарий, Люба. Мгновенный штурм провалило телевидение // Московский комсомолец. -2002. - 25 окт.

начинайте репортаж об инциденте со звука сирен.

2. Не показывайте фотографий убийцы.

3. Не освещайте инцидент круглосуточно.

4. Делайте все возможное, чтобы информация о количестве убитых не была гвоздем репортажа.

5. Не делайте из убийцы антигероя.

6. Локализируйте историю до масштаба района, в котором происходит это событие, -она должна звучать как можно скучнее. Как только в СМИ появляется интенсивное, насыщенное эмоциями освещение массового расстрела, есть вероятность возникновения подобного инцидента в течение следующей недели.8

Данные рекомендации, по-видимому, направлены на психически неуравновешенных людей, способных совершить подобное преступление, но еще не решившихся на него. В интересах рейтинга средствам массовой информации предпочтительней подать происшествие эмоционально, с интригой, делая из него некий «блокбастер» в прямом эфире. Широкое, яркое, навязчивое, круглосуточное освещение в СМИ убийств действительно могут подтолкнуть таких людей к преступлению, став неким образцом для подражания. Специалист рекомендует сделать освещение таких происшествий блеклым, «неинтересным». Поэтому автор рекомендаций предлагает СМИ не публиковать то, что не имеет значения для зрителя, либо не делать из такой информации сенсационную новость, а прятать ее внутри репортажа. Делать «скучные» материалы о чрезвычайной ситуации - это некая «золотая середина» между обязанностью СМИ публиковать такую информацию и желанием СМИ делать ее яркой и красочной.

Не совсем понятны рекомендации автора на счет сирен и фотографии. Возможно, звук сирен вызывает тревогу у психологически неуравновешенных людей и отрицательно влияет на психическое и эмоциональное состояние. Что касается фотографии, то можно предположить следующее: в случае ее публикации «зло» в глазах телезрителей персонифицируется. Зритель, глядя на фотографию человека, ставшего убийцей, понимает, что он выглядит вовсе не зловещим монстром, как показывается в фильмах, а является обычным человеком, фактически, одним из нас. Продолжая эту цепочку, можно понять, что это может случиться в жизни каждого, и эта мысль, разумеется, не добавляет психологического комфорта для телезрителя.

К сожалению, далеко не все телеканалы способны поступиться рейтингом ради психологического спокойствия своих телезрителей. Новости о захватах заложников, массовых расстрелах и подобных происшествиях всегда широко освещаются на телевидении, становясь главным событием дня.

Зарубежные телевизионщики полагают, что следует постоянно помнить о том, что освещение вызванных террористами несчастных случаев по телевидению и радио вызывает у общественности гораздо более сильные чувства, чем их описание в газетах. Это обусловлено тем, что телевидение и радио ближе к реальности: газеты рассказывают

9

о насилии, вещание показывает его.

Данная рекомендация еще раз обращает внимание на то, что телевидение является тем источником информации, который наиболее образно, экспрессивно и доступно доносит информацию до потребителя. Это налагает дополнительную ответственность на тележурналиста, злой умысел, ошибка или небрежность которого может нанести существенный вред, причем не только зрителю, но и третьим лицам.

К сожалению, все упоминаемые в статье конвенции, хартии, кодексы и рекомендации не всегда соблюдаются журналистами, и приведенные в статье факты еще раз позволяют утверждать это. Более того, предположу, что подавляющее большинство практикующих журналистов просто не знакомо с ними. Из этого можно сделать неутешительный вывод о том, что самостоятельно журналисты не в состоянии регулировать этическую составляющую

8 Большой город. - 2014. - 28 февр.

9 Рекомендации телеканала ВВС для создателей передач // Российская газета http://www.rg.ru/ prof_1. shtm

своей деятельности, в спорных моментах зачастую делая выбор в пользу рейтинга, скорости передачи информации в эфир, удовлетворения собственных амбиций или исполнения поручений структур, контролирующих редакцию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Словарь терминов МЧС // EdwART, 2010.

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014) // http://www.consultant.ru/popular/smi/

3. ЮНЕСКО. Международные принципы профессиональной этики в журналистике // http://lenizdat.ru/articles/1112196/ 1983.

4. Конгресс журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // http://www.ruj.ru/ about/code of professional ethics of the russian journalist.php 1994. 23 июн.

5. Хартия телерадиовещателей // http://lenizdat.ru/articles/1112199/ 1999. 28 апр.

6. Индустриальный комитет СМИ. Антитеррористическая конвенция // http://www.fapmc.ru/rospechat/docs/documents/docs/2003/04/antiterror.html 2003. 8 апр.

7. Фочкин Олег, Шарий Люба. Мгновенный штурм провалило телевидение // Московский комсомолец. - 2002. - 25 окт.

8. Большой город. - 2014. - 28 февр.

9. Рекомендации телеканала ВВС для создателей передач // Российская газета http://www.rg.ru/prof_1.shtm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.