Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса как условие развития инновационной сферы экономики'

Социальная ответственность бизнеса как условие развития инновационной сферы экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Елена Викторовна

Задача. Анализ современного состояния разработки и внедрения инноваций показал, что большинство из них производится в государственном секторе экономики. При этом бизнес играет незначительную роль, что усложняет процесс коммерциализации результатов научных исследований. В связи с чем основной задачей данной исследования является повышения участия бизнеса в развитии инновационного сектора экономики. Модель. Наличие значительного числа проблем в развитии инновационной сферы требует разработки методологии развития новых форм финансирования научно-исследовательских работ. В статье предлагается при формировании государственно-частного партнерства в инновационной сфере использовать ряд методологических принципов, раскрывающих суть этого механизма и его основные функции, а также конкретные формы и структуру, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнес-структур. Выводы. Автор предлагает в качестве механизма замещения государственной технологической политики использовать государственно-частное партнерство, которое может сформировать устойчивые связи между исследовательскими подразделениями и бизнес-структурами. В статье обосновывается необходимость оптимального учета интересов участников отношений, а также системные решения с учетом распределения доли каждого участника в конечном результате проекта. Рамки исследования. Исследование автора направлено на поиск направлений совершенствования процесса внедрения инноваций в российскую практику. Государственно-частное партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов. Оно не может и не должно быть простой суммой разрозненных и невзаимосвязанных действий его участников. Практическое значение. Представляет практический интерес анализ форм и методов финансирования научно-исследовательской деятельности и формулировка принципов совершенствования взаимосвязей между государством и бизнесом в целях активизации их совместного сотрудничества в инновационной сфере. Предложения автора могут быть использованы при разработке соглашений в рамках государственно-частного партнерства, а также при формировании механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Социальные последствия. В статье поднимаются вопросы необходимости повышения социальной ответственности бизнеса в инновационной сфере за счет внедрения государственно-частного партнерства в проекты развития научно-исследовательского сектора экономики. Рассматриваются преимущества этого механизма в стимулировании инновационного развития. Это имеет большое значения для обеспечения устойчивого развития гражданского общества. Оригинальность. Поиск оптимальных форм привлечения бизнеса к участию своим капиталом в разработке новых научно-исследовательских разработок и их последующему внедрению является новой постановкой проблемы применительно к инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social responsibility of the business as a condition the development of innovation sector of the economy

The task. Analysis of the current state of development and innovation showed that the majority of them is made in the public sector of the economy. While business plays a minor role, which complicates the process of commercialization of results of scientific researches. Therefore the main objective of this study is to improve the participation of business in development of innovation sector of the economy. Model. The presence of a significant number of problems in the development of innovation sphere requires the development of a methodology for the development of new forms of financing for scientific research. The article suggests that public-private partnership in the innovation sphere to use a number of methodological principles, reveal the essence of this mechanism and its main functions, as well as specific forms and structure, providing for interaction of state and business structures. Conclusions. The author offers as a mechanism for replacing state technological policy of the use of public-private partnership, which could form a stable connection between the research divisions and business structures. The article proves the necessity of optimum consideration of interests of participants of relations, as well as system solutions taking into account the allocation of each participant in the final result of the project. Scope of the study. Study of the author sought directions of the improvement of the process of implementing innovations in the Russian practice. public-private partnerships should be directed to the successive solution of not only current, but also the strategic objectives of development of the national economy and its regions. It cannot and should not be simply the sum of separate and unrelated to the actions of its participants. Practical value. Is of practical interest analysis of forms and methods of funding for research activities and the formulation of the principles of interrelations between the state and business in order to enhance their cooperation in the innovation sphere. The author's suggestions can be used to develop agreements in the framework of public-private partnership, as well as during formation of the mechanisms of commercialization of results of research activity. Social consequences. In the paper the problems of necessity of increase of business social responsibility in the sphere of innovation through the introduction of state-private partnership in projects of development of scientific research sector of the economy. Discusses the advantages of this mechanism in promoting innovative development. It is critical to ensure sustainable development of civil society. Originality. Finding the best ways of attracting business to the participation of their capital in the development of new research and development and their implementation is a new statement of the problem applied to the innovation sphere.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса как условие развития инновационной сферы экономики»

12.4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

Козлова Елена Викторовна, соискатель, Научноисследовательский институт труда и социального страхования, г. Москва

evk.kozlova@yandex.ru

Аннотация: Задача. Анализ современного состояния

разработки и внедрения инноваций показал, что большинство из них производится в государственном секторе экономики. При этом бизнес играет незначительную роль, что усложняет процесс коммерциализации результатов научных исследований. В связи с чем основной задачей данной исследования является повышения участия бизнеса в развитии инновационного сектора экономики.

Модель. Наличие значительного числа проблем в развитии инновационной сферы требует разработки методологии развития новых форм финансирования научноисследовательских работ. В статье предлагается при формировании государственно-частного партнерства в инновационной сфере использовать ряд методологических принципов, раскрывающих суть этого механизма и его основные функции, а также конкретные формы и структуру, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнес-структур.

Выводы. Автор предлагает в качестве механизма замещения государственной технологической политики использовать государственно-частное партнерство, которое может сформировать устойчивые связи между исследовательскими подразделениями и бизнес-структурами. В статье обосновывается необходимость оптимального учета интересов участников отношений, а также системные решения с учетом распределения доли каждого участника в конечном результате проекта.

Рамки исследования. Исследование автора направлено на поиск направлений совершенствования процесса внедрения инноваций в российскую практику. Государственно-частное партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов. Оно не может и не должно быть простой суммой разрозненных и невзаимосвязанных действий его участников.

Практическое значение. Представляет практический интерес анализ форм и методов финансирования научноисследовательской деятельности и формулировка принципов совершенствования взаимосвязей между государством и бизнесом в целях активизации их совместного сотрудничества в инновационной сфере. Предложения автора могут быть использованы при разработке соглашений в рамках государственно-частного партнерства, а также при формировании механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

Социальные последствия. В статье поднимаются вопросы необходимости повышения социальной ответственности бизнеса в инновационной сфере за счет внедрения государственно-частного партнерства в проекты развития научно-исследовательского сектора экономики.

Рассматриваются преимущества этого механизма в стимулировании инновационного развития. Это имеет большое значения для обеспечения устойчивого развития гражданского общества.

Оригинальность. Поиск оптимальных форм привлечения бизнеса к участию своим капиталом в разработке новых научно-исследовательских разработок и их последующему

внедрению является новой постановкой проблемы

применительно к инновационной сфере.

Ключевые слова: социальная ответственность

бизнеса, социальные функции бизнеса, государственночастное партнерство; инновационная сфера;

инновации; инновационное развитие.

THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE BUSINESS AS A CONDITION THE DEVELOPMENT OF INNOVATION SECTOR OF THE ECONOMY

^zlova Еlena Viktorovna, competitor, Research institute of work and social insurance, Moscow

evk.kozlova@yandex.ru

Annotation: The task. Analysis of the current state of development and innovation showed that the majority of them is made in the public sector of the economy. While business plays a minor role, which complicates the process of commercialization of results of scientific researches. Therefore the main objective of this study is to improve the participation of business in development of innovation sector of the economy.

Model. The presence of a significant number of problems in the development of innovation sphere requires the development of a methodology for the development of new forms of financing for scientific research. The article suggests that public-private partnership in the innovation sphere to use a number of methodological principles, reveal the essence of this mechanism and its main functions, as well as specific forms and structure, providing for interaction of state and business structures.

Conclusions. The author offers as a mechanism for replacing state technological policy of the use of public-private partnership, which could form a stable connection between the research divisions and business structures. The article proves the necessity of optimum consideration of interests of participants of relations, as well as system solutions taking into account the allocation of each participant in the final result of the project.

Scope of the study. Study of the author sought directions of the improvement of the process of implementing innovations in the Russian practice. public-private partnerships should be directed to the successive solution of not only current, but also the strategic objectives of development of the national economy and its regions. It cannot and should not be simply the sum of separate and unrelated to the actions of its participants.

Practical value. Is of practical interest analysis of forms and methods of funding for research activities and the formulation of the principles of interrelations between the state and business in order to enhance their cooperation in the innovation sphere. The author's suggestions can be used to develop agreements in the framework of public-private partnership, as well as during formation of the mechanisms of commercialization of results of research activity.

Social consequences. In the paper the problems of necessity of increase of business social responsibility in the sphere of innovation through the introduction of state-private partnership in projects of development of scientific research sector of the economy. Discusses the advantages of this mechanism in promoting innovative development. It is critical to ensure sustainable development of civil society.

Originality. Finding the best ways of attracting business to the participation of their capital in the development of new research and development and their implementation is a new statement of the problem applied to the innovation sphere.

Keywords: social responsibility of business, social

functions, business, public-private partnerships; innovation sphere; innovation; innovative development.

Козлова Е. В.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

Одна из важнейших задач современного развития российской экономики состоит в переходе к инновационной модели. Ее решение во многом связано с модернизацией научно-исследовательского сектора. При этом существенным тормозом модернизации выступают механизмы внедрения в практику технологий, разработанных за счет госбюджета, поскольку в условиях ускоренного обновления производства они являются слишком медленными и неэффективными. В связи с чем для формирования инновационного потенциала в России необходимо искать новые пути эффективного внедрения продукции научно-исследовательского сектора в промышленное производство.

Важная роль в этом процессе должна отводиться бизнесу, который может взять на себя затраты по коммерциализации результатов научно-

исследовательской деятельности. Это, с одной стороны, должно стать механизмом замещения государственной технологической политики, а с другой - сформировать устойчивые связи между

исследовательскими подразделениями и бизнес-

структурами. Включение предпринимателей в сотрудничество с государственными научными

предприятиями и учреждениями позволит не только оптимизировать риски осуществления научноисследовательской деятельности, но станет важным стимулом к привлечению бизнеса к созданию новых продуктов и технологий.

До настоящего времени в России сложилась политика инвестирования в фундаментальные исследования без ориентира на коммерческое использование их результатов. Поэтому создание государственно-частных партнерств для решения этой задачи представляется наиболее оптимальным вариантом. Мировой опыт развития инновационной сферы демонстрирует высокую эффективность вовлечения в нее бизнес-структур, что обусловлено, прежде всего, возможностями предпринимателей реализовывать свои социальные функции. Так, в мире сложилась устойчивая иерархия в распределении социальных функций бизнеса, которая проявляется в следующем [1, с.73]:

- приносить выгоду всем заинтересованным участникам бизнес-процесса;

- соблюдать нормы безопасности и экологии при реализации производственного процесса;

- соблюдать стандарты качества при производстве товаров и услуг;

- безопасность технологий производства и сбыта товаров и услуг;

- содействие развитию человеческих ресурсов и совершенствование трудовых отношений;

- обеспечение открытости и прозрачности в отношениях с властями;

- соблюдение мер по охране окружающей среды.

Однако в России реализации социальных функций

бизнеса наталкивается на определенные преграды, что особенно проявляется в инновационной сфере. Во-первых, основные научные и технические разработки традиционно производятся в государственном секторе за счет средств госбюджета. При этом отсутствуют эффективные механизмы передачи этих разработок в производство в силу ограниченности числа инновационно ориентированных промышленных предприятий.

Во-вторых, сложившаяся в России политика

инвестирования в фундаментальные и технологические исследования не ориентирована на коммерческое использование их результатов. За счет средств госбюджета финансируются сегодня только сами разработки, а не их внедрение в производство, т.е. коммерциализация.

В результате сохранения такой ситуации длительный период возникают «провалы» рынка в области инноваций, которые вынуждают государство принимать на себя ряд институциональных и

финансовых функций по регулированию

инновационного цикла, в рамках которого в большей или меньшей мере присутствуют «нерыночные» стадии? Среди которых доминирует программноцелевое финансирование или адресная финансовая поддержка [2, с. 47].

Вместе с тем, на сегодняшний день в мире сложилось четыре основных способа преодоления

несостоятельности рынка в рамках функционирования национальных инновационных систем [2, с.54]:

- прямое участие государства;

- государственный заказ научно-исследовательским центрам;

- предоставление безвозмездных субсидий (грантов) на проведение фундаментальных научных исследований;

- налоговые, имущественные и иные льготы предприятиям и организациям, осуществляющим научную и инновационную деятельность.

Сравнительный анализ способов участия государства в развитии инновационных систем показывает, что нельзя все их сводить только лишь к увеличению бюджетных вложений в приоритетные направления научно-технических исследований. В то же время эффективность инновационной деятельности с учетом ее принципиальных особенностей зависит от участия в ней предпринимательского сектора.

В силу чего, привлечение бизнеса к разработкам и реализации нововведений может стать именно тем механизмом, который позволит объединить интересы государства и бизнеса на условиях государственночастного партнерства, суть которого проявляется через согласование интересов государства и бизнеса, а также координацию их деятельности при доведении научно-исследовательских результатов до инноваций. Другими словами государственно-частное партнерство можно определить как институционально оформленную кооперацию государственных и предпринимательских структур, создаваемую с целью достижения определенных целей ее участников. Государство стремится в рамках этих отношений привлечь финансовые средства частных предпринимателей для вложения в приоритетные направления развития науки, техники и технологий, реализация которых позволит обеспечить модернизацию производства и повысить инновационную направленность развития экономики. При этом могут быть достигнуты определенные положительные результаты, проявляющиеся в следующем:

- создание новых направлений реализации продукции научно-исследовательского сектора;

- повышение действенности государственной поддержки научно-технических исследований и разработок;

- снижение рисков инвестиций бизнеса в инновационную сферу;

- обеспечение коммерциализуемости результатов исследований

В научно-исследовательском секторе чаще всего встречаются такие формы сотрудничества с бизнесом как совместное финансирование проекта за счет госбюджета и частных инвестиций, где интересом бизнеса является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации.

В последнее время получили распространение проекты с использованием софинансирования ранних стадий коммерциализации научно-технических разработок, так называемого «посевного» финансирования. Кроме того, появляются совместные научно-исследовательские центры в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона).

Таким образом, реализацию социальной ответственности бизнеса в научно-исследовательском секторе необходимо рассматривать как комплекс объективных взаимосвязей и взаимоотношений между государством и предпринимательским сектором, в основу которого должны быть положены определенные принципы осуществления

сотрудничества.

Во-первых, эффективное сотрудничество государства и бизнеса возможно только в рамках соблюдения равноправия и ответственности всех участников реализации инновационных проектов.

Во-вторых, необходим оптимальный учет интересов обеих сторон партнерских взаимоотношений не только в рамках обеспечения финансирования, но и распределения конечного продукта.

В-третьих, критерием выбора стороны партнера со стороны бизнеса должны стать не минимальная стоимость ресурсов и их источников, а возможность получения максимального эффекта за счет использования потенциала бизнеса.

В-четвертых, с целью минимизации рисков совместных проектов государство должно обеспечивать определенные гарантии для бизнес-структур, участвующих в проектах, в части снижения финансовой нагрузки за счет льгот и преференций (получение лицензий, регистрация прав на использование научной продукции, таможенные льготы и др.).

Для обеспечения возможности реализации предлагаемых принципов должны быть созданы определенные институциональные условия максимальной реализации социальных функций бизнеса в научно-исследовательском секторе, что предполагает не только создание общеэкономических условий, определяющих эффективное развитие инновационной деятельности, но и конкретных стимулов для участия бизнес-структур в развитии научно-исследовательского сектора экономики.

Список литературы:

1. Белкин Е.В. Формы регулирования взаимосвязи рынков

труда и образовательных услуг/ Е.В. Белкин, Т.К. Блохина //Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №1 (14).

[Электронный ресурс]. - М. 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный - Загл. с экрана.

2. Баженова В.С. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях / В.С.Баженова, Н.А. Пивоваров. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

Reference list:

1. Belkin E. Forms of regulation of the relationship between

labour markets and education services/ E. Belkin, T. Blokhin //Internet-journal «science of Science». 2013. №1 (14).

[Electronic resource]. - M 2013. - Mode of access: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf free - Загл. from the screen.

2. Bazhenova V. State regulation of innovation and technological development in modern conditions / V. Bazhenova, N. Brewers. - Ulan-Ude: VSGGU, 2006.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Козловой Е.В. «Социальная ответственность бизнеса как условие развития инновационной сферы экономики»

Статья Е.В. Козловой посвящена анализу состояния и перспектив развития социальной ответственности бизнеса в России и ее влияния на развитие инновационной сферы в российской экономике, что в современных условиях является, несомненно, актуальным.

В статье раскрываются механизмы развития социальной ответственности бизнеса применительно к инновационной сфере на примере проектов, имеющих инновационную направленность, среди которых выделены два основных направления: софинансирование и венчурное

финансирование. Эффективность развития этих направлений во многом расширяет возможности деятельности научноисследовательских подразделений, а для бизнес-структур открывает новые области развития предпринимательской деятельности в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Основное внимание в статье уделено анализу функций социальной ответственности бизнеса, а также рассмотрению форм и методов их реализации в российской экономике. Такой поход позволил автору выделить мотивы и интересы взаимодействия государства и бизнеса в рамках социального партнерства, которые принципиально отличаются и позволяют отразить институциональные особенности в сфере формирования этих отношений.

Важные выводы, которые сделаны в статье, актуальность и обоснованность этих выводов делает данную статью интересной для широкого круга читателей. В связи с чем статья Козловой Е.В. может быть рекомендована для публикации в научном журнале.

Научный руководитель, д.э.н., профессор

Блохина Т.К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.