Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса как фактор становления социального государства в современной России'

Социальная ответственность бизнеса как фактор становления социального государства в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
730
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / WELFARE STATЕ / BUSINESS / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIETY MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милецкий Владимир Петрович

В статье рассматриваются системные и структурные предпосылки формирования национальной модели социального государства в современной России. Отдельно освещается роль социальной ответственности бизнеса как фактора становления государства благосостояния в условиях системной модернизации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social responsibility of business as a factor in welfare state creation in modern Russia

Systemic and structural preconditions for the formation of a national model of welfare state in modern Russia are discussed. Special attention is given to the role of business and its social responsibility in the welfare state creation and modernization of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса как фактор становления социального государства в современной России»

2010 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 2

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

УДК 316.334.3 В. П. Милецкий

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Одним из ключевых направлений всесторонней и системной модернизации современного российского общества «на ценностях и институтах демократии» в Послании Президента России Д. А. Медведева было названо последовательное формирование национальной модели социального государства, становление которого в нашей стране началось в 1990-е годы и происходило поэтапно [23]. Первый — краткосрочный — этап этого процесса начался сразу после развала Союза ССР в январе 1992 г. и продолжался до принятия новой Конституции России (12 декабря 1993 г.). В эти годы в условиях «гай-дарошокотерапии» (1992 г.) осуществлялась так называемая «реактивная» социальная политика государства, которая сводилась лишь к мерам запоздалого реагирования власти на социальные проблемы в режиме «социального пожарного».

Второй этап, связанный с началом формирования основ социального государства, — период после введения в действие новой Конституции до настоящего времени. В течение этого времени происходит социализация власти и постепенное создание необходимых предпосылок и институтов социальной государственности. Так, в марте 1997 г. появилась первая в истории страны комплексная программа социального развития России на период до 2000 г., которая была сорвана в результате дефолта 17 августа 1998 г. В период управления государством В. В. Путина повысился уровень жизни основных групп населения, но при этом сама проблематика формирования социального государства не часто упоминалась в официальных документах и выступлениях лидеров. С приходом к власти президента Д. А. Медведева вопросы продвижения страны к социальному государству получили новый импульс. Так, в статье главы государства «Россия, вперед» [20] в сентябре 2009 г. отмечалось, что «согласно нашей Конституции, Россия — социальное государство», которое еще предстоит сформировать в результате системной модернизации общества.

В результате непоследовательных действий властей за прошедшие годы не был сформирован не только институт социального государства, но даже его основы. И это вполне закономерно, ибо мировой опыт показывает, что социальное государство ни в одной стране мира не появилось на социально-экономическом фундаменте частнокапиталистической системы, а складывалось преимущественно в условиях формирования базисных оснований постиндустриального общества. В России постсоветская модернизация пока не привела к созданию не только системно-формационных основ, но также сферальных и структурных предпосылок социального государства [25, 26]. Среди по© В. П. Милецкий, 2010

следних, особенно в условиях глобального финансово-экономического кризиса, весомую роль играет корпоративная социальная ответственность (КСО) как существенный фактор становления российской модели социального государства, необходимый для выстраивания партнерских отношений бизнеса и власти. Рассмотрению названной проблемы посвящена настоящая статья.

Как известно, концепция социального государства зародилась в середине XIX в. в Германии (Л. фон Штайн, Ю. Офнер, Ф.Нойман, К.Ленк и др.) [6]. В дальнейшем в 1930 г. Г. Геллер ввел в научный оборот понятие «социально-правовое государство», а в англоязычной политической социологии в качестве синонима немецкого выражения "Sozialstaat" Уильям Темпль ввел в научный оборот в 1941 г. термин "Welfare State" [1-3, 5, 7, 9]. Так получила развитие теория социального государства — государства всеобщего благосостояния. Но начало практического становления социального государства относится к послевоенному времени, когда происходило формирование национальных моделей такого государства в Европе и других странах мира. В Германии интерес к проблематике социального государства возрос после принятия Конституции (Основного закона) федеративного демократического социального государства страны (1949 г.), в результате чего в стране сложилась консервативная модель такого государства. В послевоенной Великобритании в результате осуществления принципов социальной политики В. Бевериджа сформировалась либеральная модель государства благосостояния. В Скандинавских странах в это время получила развитие социал-демократическая модель государства благосостояния. Наряду с этим во многих странах были проведены масштабные социальные преобразования, и произошло признание приоритетного характера социальных прав человека, а также их закрепление в целом ряде авторитетных международно-правовых документов. Речь идет об Уставе ООН (ст. 55), Уставе Совета Европы (ст. 1-а и 1-б), Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1973 г.), о Европейской Социальной Хартии и других нормативных документах.

В настоящее время в развитых странах мира существуют социальные государства. По мнению большинства ученых, такое государство представляет собой макрополитический институт правовой организации и функционирования государственной, муниципальной власти и гражданского общества, обеспечивающий защиту социальных в собственном смысле слова прав человека и реализацию интересов основных групп населения посредством разработки и проведения политики, базирующейся на принципах справедливости, солидаризма, партнерства, выравнивания и осуществляющей регулирование всех компонентов социальной сферы общества в целях повышения благосостояния, уровня и качества жизни населения. При соблюдении таких условий снимается отчуждение людей от политической власти и обеспечивается через институты политической системы и гражданского общества их участие в разработке и реализации различных социальных проектов и программ.

Подобное государство формируется в результате создания совокупности многообразных правительственных, муниципальных и негосударственных институтов, принимающих непосредственно участие в разработке и осуществлении активных мер, направленных на эффективное управление социальной сферой. Благодаря этому государство при помощи активной политико-управленческой деятельности осуществляет регулирование социальной сферы, направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека.

Мировой опыт развития современного общества показал, что формирование социального государства осуществляется поступательно только на основе соответствующих предпосылок. Речь идет о системно-формационных, сферальных и структурных пред-

посылках, которые выступают необходимым условием становления социального государства. Достаточным условием является комплексный характер самого процесса формирования такого государства, предусматривающий параллельное создание и введение в действие всех основных компонентов его системного содержания, включая активное участие бизнеса в развитии социальной сферы через институты КСО.

В качестве системно-формационного фундамента социального государства выступает постиндустриальная система, возникающая в форме определенной общественной системы, которая складывается на посткапиталистической стадии развития общества в результате отказа от частнокапиталистического способа производства, связанного с ним классово-антагонистического характера производственных и других общественных отношений, присущих несправедливому строю (порядку). В рамках постиндустриальной системы при активном регулирующем воздействии власти формируется смешанная многоукладная рыночная экономика, основанная на информационно-технологическом способе производства, в составе которой по правовым законам на принципах цивилизованной конкуренции сосуществуют и взаимодействуют акционерный, государственный, кооперативный и другие уклады. Складывающийся на этом материальном фундаменте общественный строй выступает формационным каркасом государства благосостояния.

Другие составляющие постиндустриальной системы — современная развитая социальная сфера, демократическая политическая система и гражданское общество, прогрессивная правовая сфера и т. д. Перечисленные подсистемы выступают сферальны-ми предпосылками социального государства.

В качестве правовых оснований социального государства выступают не только развитое и современное социальное законодательство, нормативно гарантирующее осуществление «заботливой социальной политики», но и эффективно действующий механизм социально-правового регулирования, обеспечивающий неукоснительное исполнение законов, принятых в отношении социального развития, и пресекающий попытки использования бюджетных и иных средств на несоциальные цели. Перечисленные правовые компоненты являются структурными предпосылками утверждения социального государства. К ним относятся также институциональные, процессуально-нормативные и другие элементы политико-правовой сферы. При этом особая роль принадлежит институту правового демократического государства, которое призвано обеспечивать фундаментальные права и свободы человека, в том числе и собственно социальные. Именно практическое обеспечение такого рода прав и свобод (на достойно оплачиваемый труд, отпуск, пенсионное и социальное обеспечение, защиту и др.) социализирует государство.

Современная Россия, в соответствии с Основным законом страны, является социально-правовым государством, хотя в действительности еще далека от этого идеала. Это естественный результат того, что за прошедшие годы властями принимались недостаточные меры для создания объективных предпосылок социализации российской власти, а также для разработки и реализации социальной политики, соответствующей такому типу государства. Сказанное в полной мере относится и к формированию структурных предпосылок социального государства, особенно гражданских институтов корпоративной социальной ответственности бизнеса, которые в условиях современного кризиса понесли значительный ущерб. Это происходит, несмотря на то, что в марте 2009 г. вышла в свет правительственная антикризисная программа, в которой были определены основные направления борьбы с кризисом и обозначены приоритеты деятельности власти в среднесрочной перспективе. Показательно, что в первом разделе «Приоритеты программы антикризисных мер» говорится о таких при-

чинах весьма негативного влияния глобального кризиса на Россию, как деформация структуры экономики, неразвитость рыночных и финансовых институтов. Но, думается, первопричиной отрицательного влияния кризиса на бизнес и его социальные проекты является в большей мере характер «выращенной» в постсоветской России криминально-бюрократической модели семейно-кланового капитализма и его материального базиса — периферийно-сырьевой экономики. Без устранения этой причины при помощи трансформации «институциональной среды экономики России» [24] невозможно говорить об искоренении вышеназванной и производных от нее деформаций.

Таким образом, сегодня в России пока еще не созданы ни системно-формационные основания, ни сферальные, ни структурные предпосылки создания социального государства. Не сложились основные институты и оптимальные политико-управленческие практики воздействия государства на социальную сферу общества, не отработаны методы, технологии и процедуры эффективной политики социального государства, включая механизмы и инструментарий социально ответственной деятельности бизнеса. Хотя именно кризис показал, что корпоративная социальная ответственность предпринимательства на основе партнерских отношений с властью остается весомой структурной предпосылкой становления социального государства. Высокий уровень КСО является существенным признаком социально-правового государства и, как правило, обеспечивается стимулированием социально ответственной деятельности предпринимателей посредством прогрессивного законодательства, налоговых послаблений и др. Без серьезного развития такой практики в современной России маловероятно успешное формирование национальной модели социального государства, что в нашем случае обусловливает интерес к данной теме.

В современной научной литературе представлены интересные разработки по проблематике КСО [10, 11, 14, 15, 18]. Предлагаются конкретные трактовки корпоративной социальной ответственности, раскрывается значение понятий «социальные субъекты (стороны)», «принципы организации и реализации», называются основные функции и исторические модели (рейнская и американская), а также способы упорядочения и регулирования (нормативно-регламентированный и конвенциональный) корпоративной социальной ответственности.

Анализ научных разработок по вопросам КСО показывает, что в них не хватает системности, учтены не все аспекты проблематики КСО, которые позволяют всесторонне и полно раскрыть основные параметры и элементы содержания КСО как сложного системного образования, оказывающего позитивное влияние на формирование социального государства.

Одни авторы связывают социальную ответственность с обязанностью компаний оказывать позитивное влияние на общество с целью увеличения общественной пользы и сокращения негативных последствий от их деятельности [10, 11, 14, 15, 18]. По мнению других ученых, КСО есть исполнение определенных ожиданий по отношению к собственникам, менеджменту, производственным структурам в плане осознания ими своего долга перед человеком и обществом за свои действия и их социальные последствия. Это означает добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, которые либо напрямую связаны с основной деятельностью компаний и предприятий, либо выходят за эти рамки [18, 21, 27, 28].

Из последнего следует, что социальная ответственность бизнеса не сводится к ее формально-юридическому истолкованию, заключающемуся в своевременной и полной оплате всех налогов. Она предусматривает также добровольный вклад компаний в социальное развитие сверх требований действующего законодательства, особенно

в случаях, когда это не соответствует их производственному профилю. И дело здесь не столько в своевременной выплате справедливой заработной платы наемному персоналу компаний, создании новых рабочих мест, совершенствовании перечня льгот и форм медицинского обеспечения для наемных работников и пенсионеров, развитии собственных центров повышения квалификации или профессиональной переподготовки персонала (развитие социальной инфраструктуры), сколько в проведении активной благотворительности на местном, региональном и, по возможности, федеральном уровнях. Такая КСО находит выражение как в формально-юридическом плане — в своевременной уплате налогов, так и в корпоративном — в поддержании и развитии собственной социальной поддержки. Она выражается также в технологическом отношении — в производстве социально значимой продукции и оказании услуг; в территориальном плане — в участии в финансировании и осуществлении местных, региональных и других социальных проектов; в благотворительной области — в помощи нуждающимся гражданам, организациям и учреждениям социокультурной и духовной сфер.

Иначе говоря, в зависимости от производственного профиля любая компания (фирма) в порядке осуществления социальной ответственности способна проявлять себя и в производстве качественных товаров по разумной цене, и в защите здоровья и обеспечении безопасности сотрудников, и в защите окружающей среды, и в обязательной уплате налогов, и в соблюдении принятых в обществе социальных стандартов [13].

В настоящее время причины, обусловливающие интерес к социальной ответственности бизнеса в России и на Западе, связаны с обострившимися противоречиями, вызванными не только деятельностью крупных корпораций, но и продолжающимся кризисом. В этом отношении КСО призвана смягчить последствия кризиса и в то же время поднять общественный престиж бизнеса.

В России социальная ответственность бизнеса начала утверждаться в последние двадцать лет и нередко рассматривалась властью преимущественно в качестве своеобразных «отступных» за приватизацию. Ситуация с КСО и корпоративным гражданством в России, по мнению С. П. Перегудова и И. С. Семененко, «существенно отличается от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися общественными институтам. Налицо не только тенденция, но и процесс сближения с этими образцами» [22]. При этом не только происходит утверждение особого значения патронажных форм КСО, но и складываются преимущественно двусторонние взаимоотношения государства и компаний в осуществлении социальной ответственности бизнеса, которые снижают роль институтов гражданского общества. В результате такие отношения, выстраиваемые властью «по вертикали», превращают «эту ответственность в обязанность, не только извращают сами принципы КСО и КГ, но и тормозят развитие отношений между государством, бизнесом и НКО по линии нового социального партнерства» [22].

Следствием является то, что до сих пор так и не оформился устойчивый механизм взаимодействия власти и бизнеса для стимулирования социально ответственной деятельности последнего. Кроме того, поскольку многие российские предприниматели все еще живут «между советским прошлым и рыночным настоящим», так и не сформирована не только собственная модель корпоративной социальной ответственности бизнеса, но и базовые условия для ее оформления и развития: не гарантированы права собственности и безопасность ведения бизнеса, не создана независимая судебная система, не обеспечены прозрачные законодательные рамки ведения социальной деятельности, не определены государственные приоритеты социальной ответственности.

Вместе с тем, несмотря на несформированность российской модели КСО, некоторые

основные формы социальной ответственности в стране уже практикуются. Правда, среди ученых пока нет единства мнений о типологии этих форм. Так, согласно одной из точек зрения, в зависимости от степени вовлеченности бизнеса в КСО и участия в ней предпринимателей уместно выделить пять основных категорий компаний.

1. «Социально перегруженные», получившие в наследство неподъемную социальную инфраструктуру.

2. «Осмотрительные», разбогатевшие за счет приватизации 1990-х годов и неохотно, под давлением власти принимающие на себя социальные обязательства.

3. «Дальновидные», объединяющие, как правило, транснациональные компании и крупный бизнес, в превентивном порядке осуществляющие социальные программы на местном или региональном уровнях.

4. «Пиарщики», занимающиеся социальными программами главным образом ради саморекламы или в силу моды на меценатство и социальную благотворительность.

5. «Политиканы», осуществляющие социальные проекты во имя политических дивидендов на местных, региональных или федеральных выборах [16].

Следствием участия предпринимателей в КСО стало улучшение отношения к бизнесу со стороны населения, о чем свидетельствуют и данные эмпирических исследований. Правда, это распространяется главным образом на малый и средний бизнес. Ведь люди в своей повседневной жизни гораздо чаще соприкасаются с теми представителями бизнеса, достаток и богатство которых достигаются благодаря производству социально значимых товаров и услуг. Хотя именно к малому бизнесу в современной России длительное время сохранялось далеко не позитивное отношение со стороны власти. По мнению многих специалистов, подавляющая часть принятых законов никак и нигде не учитывали специфики малого бизнеса. Сложившаяся система налогового и бухгалтерского учета, юридического оформления и ведения бизнеса предоставляет мало шансов успешно вести легальный бизнес в правовом поле.

В настоящее время ситуация начинает улучшаться, хотя деятельность российского бизнеса как субъекта социальной ответственности все еще непоследовательна. Российские бизнесмены, решая вопрос о том, что первично — благосостояние социума или достижение предпринимательского успеха — чаще отдают предпочтение своим интересам. И это не удивительно, так как большинство их занялось проблемами социального партнерства и ответственности перед обществом не по своей воле, а под давлением общества и власти. Бизнес однажды «внезапно» обнаружил, что общество имеет к нему претензии, а власть начинает «выдавливать» его из политического пространства. Это вынуждает бизнесменов проводить различные мероприятия, демонстрирующие их политическую лояльность и социальную ответственность. На упорядочение такой деятельности были направлены решения XIV съезда РСПП, принявшего Социальную хартию российского бизнеса. В ней определены формы и способы его участия в общественном развитии, а также принципы социальной ответственности, что свидетельствует о попытках бизнеса вести диалог с властью и обществом на основе принципа взаимного уважения интересов, ценностей и позиций.

По результатам проведенного ВЦИОМ всероссийского социологического опроса, только 2% респондентов считают социальную ответственность отечественного бизнеса вполне достаточной, а остальные — низкой или явно недостаточной. На вопрос же о том, как бизнес должен осуществлять эту ответственность, опрошенные ответили так:

1. Оказывать денежную и материальную помощь неимущим — 53%;

2. Создавать новые рабочие места — 43%;

3. Поддерживать здравоохранение, образование, науку, культуру — 29%;

4. Предоставлять социальные гарантии своим работникам — 28%;

5. Открывать центры повышения квалификации — 25% [12].

С точки зрения позитивного вклада российского бизнеса в практическое осуществление социальной ответственности и становление социального рыночного хозяйства в современной России, самыми перспективными можно считать категории «дальновидных» и частично «осмотрительных» предпринимателей. Они не только считают неестественной криминально-олигархическую и сырьевую модель современного российского рынка, но и сами по мере возможностей стараются социализировать экономику. В настоящее время многие крупные российские компании, осознавшие полезность эффективной и системной социальной ответственности, расходуют на социальные цели примерно 1/5 часть своей прибыли [17]. При соответствующей законодательной и правоприменительной поддержке этих инициатив со стороны власти можно рассчитывать на более широкое распространение практики КСО и поэтапную социализацию российского бизнеса. Вместе с тем такие меры стимулируют также трансформацию современной российской экономики в социальное рыночное хозяйство, утверждение которого является ключевой сферальной предпосылкой формирования социального государства.

Таким образом, комплексный подход к развитию корпоративной социальной ответственности российского бизнеса является необходимым фактором формирования национальной модели социального государства.

Литература

1. Ehrenberg H., Fuchs A. Sozialstaat und Freiheit. Frankfurt am Main; Neu York, 1986.

2. Hartwich H. H. Sozialstaatspostulat und gesellschaftlicher Status Quo. Köln, 1970.

3. Heinze R. G., Olk T., Hilber J. Der neue Sozialstaat: Analyse und Reformperspektiven. Lam-bertus Verlag, 1988.

4. Journal of Bisiness Ethics. 2003. N 4. P. 102.

5. Offe K. Wohlfahrtsstaat // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1991. Heft 2.

6. Ofner J. Studien sozialer Jurisprudenz. Wien, 1894.

7. Spiker M. Legitimitatsprobleme des Sozialstaats. Bern; Stuttgart, 1986.

8. Trojan A. Jenseits der Grenzen des Sozialstaates. Frankfurt am Main, 1986.

9. Wehner B. Der neue Sozialstaat: Vollbeschaftigung, Einkommensgerechtigkeit und Staatsentschuldigung. Opladen, 1992.

10. Алейников А. В. Становление бизнеса как социально-политического института современной России. СПб., 2008.

11. Аникеев С. В. Развитие партнерских взаимоотношений государства и бизнеса: теория, методология, практика: Автореф. дис. ... доктора экон. наук. Саратов, 2004.

12. Вечернее время. 29 февраля 2008 г.

13. Евтюхов С. С. Управление взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах: Автореф. дис. ... доктора экон. наук. М., 2006. С. 11.

14. Зантария Т. П. Особенности формирования и реализации концепции социальной ответственности бизнеса в России: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2007.

15. Козырева Г. Б., Пестряков В. В. Социальная ответственность бизнеса как механизм устойчивого развития // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Ч. 2. М., 2009.

16. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания, потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России. М., 2004.

17. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С. 31.

18. Литовченко С. Е. Доклад о социальных инвестициях в России. М., 2004. С. 8-9.

19. Литовченко С. Е. Доклад о социальных инвестициях в России. М., 2004.

20. Медведев Д. А. Россия, вперед. иИЬ: // WWW/Kremlin.ru (дата обращения — 23.11.2009).

21. Нещадин А. А. Бизнес и общество: Выгодное партнерство. М.; СПб., 2006.

22. Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М., 2008. С. 388.

23. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 13 ноября 2009 г.

24. Розмаинский И. В. Основные характеристики семейно-кланового капитализма в России на рубеже тысячелетия: институционально-посткейнсианский подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 1. С. 70.

25. Россия: ключевые проблемы и решения: материалы IX международной конференции / под ред. академика Ю. С. Пивоварова. М., 2009.

26. Россия: путь к социальному государству: материалы Всероссийской научной конференции / под ред. С. С. Сулакшина. М., 2008.

27. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: материалы заседания «круглого стола» / под общ. ред. В. С. Комаровского, Н. А. Волгина. М., 2005. С. 146-147.

28. Цветкова Б. Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях: дис. ... канд. соц. наук. Н. Новгород, 2004.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.