Международный научный журнал «Инновационная наука»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Р. Д. Бердин
Студент Факультет психологии Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНАЯ ОТРЕШЕННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ИНТЕРНЕТ-АДДИКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
В статье поднимается проблема интернет-аддикции. Социальная отрешенность рассматривается в качестве одного из предикторов интернет-зависимого поведения. Представлен анализ изменений в поведении при возрастании уровня интернет-аддикции.
Ключевые слова
Интернет-зависимость, социальная отрешенность, эскапизм, подростки.
Проблема зависимости от Интернета является достаточно актуальной в современном обществе. Данная тема все чаще становится предметом дискуссий в среде исследователей, которые занимаются изучением психологических особенностей людей, пребывающих в киберпространстве. Одной из основных проблем, которая
непосредственно связана с использованием Всемирной сети, является интернет -аддиктивное поведение у некоторых пользователей.
Среди многочисленных особенностей, которые присущи интернет-зависимым людям, одной из распространенных является социальная отрешенность, которая выражается в различных формах. Как отмечают Спринц А. М. и Ерышев О. Ф. [4], по результатам наблюдений за виртуальными аддиктами, Дж. Сулер (1996) выявил, что у данной категории людей происходит радикальное изменение образа жизни, чтобы проводить больше времени в сети, отмечается общее уменьшение физической активности, впоследствии обнаруживается безразличное отношение к собственному здоровью, наблюдается бессонница или изменение режима дня, происходит уменьшение количества друзей, отмечается пренебрежение интересами семьи и заканчивается данный процесс отказом проводить свободное время вне сети. Исследовав личностные особенности интернет-аддиктов, М. И. Дрепа [2] выявил, что зависимым от виртуальной сети также присущи высокая степень одиночества и конфликтности, которые говорят о наличии у них трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения, а также о том, что они преодолевают их путем замещения реального общения виртуальным за счет возможности конструировать в рамках интернет-общения новой виртуальной личности.
По результатам исследований других авторов [3] выявлено преобладание среди интернет-зависимых людей агрессивного стиля, характеризующегося оборонительнонападающей позицией за счет повышенной тревожности и уязвимости, а также
267
№ 1 - 2/ 2015
асоциальной стратегии преодолевающего поведения, в которую входят асоциальные и агрессивные действия; подростки, имеющие подобную особенность, боятся сокращать дистанцию с окружающими, для них человеческая близость несёт в себе угрозу, и, соответственно, опосредованное общение посредством Всемирной сети, по их мнению, более безопасно, в связи с возможностью продолжить или прекратить общение в любой момент времени по собственной инициативе. Кроме того, нами получены сведения о том, что при возрастании у интернет-аддиктов стадии виртуальной зависимости также возрастает уровень социальной фобии, и, чем ниже стадия виртуальной зависимости, тем ниже уровень социальной фобии; в ряде случаев виртуальная аддикция действительно может способствовать появлению признаков социальной фобии [1].
Таким образом, социальная отрешенность, в той или иной форме, присуща интернет-зависимым людям. Бегство в виртуальный мир от реальности, как одна из форм эскапизма, становится дестабилизирующим личностное развитие фактором. На основании рассмотренных исследований можно говорить о том, что одним из предикторов интернет -зависимого поведения является социальная отрешенность, выражаемая в попытке избегать живого общения, сторониться людей, предпочитая общение в виртуальном пространстве. Основополагающим фактором профилактики развития серьезных форм интернет -аддикции является своевременное обнаружение признаков социальной отрешенности, в частности, у подростков, которые в силу своих возрастных особенностей больше других подвержены возникновению зависимости от Интернета, и помощь в преодолении возникающих проблем путем распознавания причин, вызвавших у них данные изменения в поведении. В этом вопросе возрастает роль родителей подростков, склонных к подобному поведению, а также педагогов и психологов образовательных учреждений.
Список использованной литературы:
1. Бердин Р. Д. Виртуальная аддикция и признаки социальной фобии как детерминанты
формирования дисгармоничной личности // Наука будущего: единое научное
пространство как гарант гармоничного развития фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, 1-2 июля 2014 года г. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. - С. 198-206.
2. Дрепа М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник ТГПУ. - 2009. - №4. - С. 75-81.
3. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Смирнова Е. А., Бабин А. А., Козлов И. А. Личностно -типологические свойства подростков зависимых от Интернета // Здоровье и образование в XXI веке. - 2008. - №1. - С. 135.
4. Спринц А. М., Ерышев О. Ф. Химические и нехимические зависимости. - СПб.: СпецЛит, 2012. - 127 с.
© Р. Д. Бердин, 2015.
268