Научная статья на тему 'Социальная отчетность компании как результат реализации социальной стратегии'

Социальная отчетность компании как результат реализации социальной стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ / РЕЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ / СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ / SOCIAL STRATEGY / SOCIAL STATEMENT / SOCIAL STRATEGY REALIZATION / SOCIAL STATEMENT FORMS / SOCIAL STATEMENT STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзич Елена Александровна

В наши дни формирование и реализация активной социальной стратегии в компании приобретает ключевое значение. Итогом реализации социальной стратегии для многих компаний является социальный отчет, информирующий всех заинтересованных лиц о том, как компания реализует заложенные в ее миссии или стратегических планах развития цели экономической устойчивости и социального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social statement as the result of social strategy realization

In our day social strategy organizations and realizations gain key meaning in every company. The result of social strategy realization is the social statement. The social statements help to inform all stakeholders about goals of economical stability and social welfare, which companies realize in your mission and strategy plans.

Текст научной работы на тему «Социальная отчетность компании как результат реализации социальной стратегии»

гий в налоговой системе, образование центров обработки данных, в которых предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от него, но и из других источников (государственных и негосударственных структур); борьба с неучтенным наличным оборотом денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет. Кроме того, в целях поддержания экономической безопасности и для стабильного улучшения собираемости налогов требуются целенаправленные усилия государства по формированию налоговой культуры. Общественное мнение до сих пор терпимо относится к уклонению от уплаты налогов. Налогоплательщики должны осознать неотвратимость выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся налогов. В связи с этим необходимо предпринять активные действия, с тем чтобы граждане поняли, что уплата налогов — не наказание, а собранные средства вернутся к налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий.

Правительство РФ с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и экономики России, а также обеспечения экономической безопасности должно прилагать усилия к началу открытого и публичного диалога с предпринимателями, в частности, создавать производственные советы с участием ведущих бизнесменов, представителей правительства и известных ученых, которые должны достигать взаимного согласия по принимаемым решениям, впоследствии осуществляемым в экономической политике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов М.Д. Налоговое регулирование — эффективное средство роста производства и борьбы с инфляцией // ЭКО. 2009. № 3. С. 105-115.

2. Логвина А. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 2008. № 5. С. 17-27.

3. Медведев А.Н. Налоги как основной инструмент государственного регулирования современной экономики России: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 23 с.

Е.А. МУРЗИЧ

Елена Александровна Мурзич — аспирантка СПбГУЭФ. В 2007 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — стратегическое планирование и управление.

^ ^ ^

СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КОМПАНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ*

В наши дни «формирование и реализация активной социальной стратегии в компании и обоснование ее взаимосвязи с экономической деятельностью приобретают ключевое значение» [3, с.291]. Итогом реализации социальной стратегии для многих компаний является социальный отчет. Информацию о своих социальных программах в том или ином виде публикуют практически все ведущие компании.

ГРНТИ 82.33.19 © Е.А. Мурзич, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

В практике цивилизованного бизнеса социальная отчетность является одним из основных инструментов обеспечения прозрачности и открытости компании для общества. Необходимо выделить три преимущества, которые извлекают компании из практики нефинансовой отчетности. Во-первых, это мощный инструмент создания единого и целостного представления о компании. Во-вторых, распространение такого рода информации способствует улучшению функционирования рынков. И, в-третьих, нефинансовая отчетность позволяет компаниям удовлетворять растущее число общественных запросов по деятельности компании.

Социальная отчетность позволяет обеспечить стабильность бизнеса в долгосрочной перспективе и представляет собой эффективный инструмент публичной политики, позволяющий своевременно и полно информировать акционеров, инвесторов, сотрудников, потребителей, представителей местных сообществ и общество в целом о том, как и какими темпами компания реализует свои стратегические планы в отношении экономического развития, социального благополучия и экологической стабильности.

Тематическая структура разделов социального отчета, процесс его подготовки и распространения, оценка обратной связи от основных заинтересованных аудиторий зависят от особенностей хозяйственной деятельности компании и от специфики выбранной стратегии коммуникации ее социальной роли.

Социальный отчет позволяет компаниям не только представить в консолидированном виде информацию о своих приоритетных социальных программах, но и довести ее до сведения широкого круга заинтересованных в деятельности компании сторон. Тем самым он представляет собой инструмент коммуникации социальной ответственности компании.

Для четкого определения форм социального отчета необходимо рассмотреть мировые стандарты. Самая распространенная форма социальной отчетности — свободная. Ее использует большинство компаний в России, и она включает в себя выпуск красочных буклетов о благотворительных программах, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для компании, однако не может обеспечить достоверность отчета. Кроме того, она несопоставима с аналогичными документами, составляемыми по международным стандартам, и, следовательно, не способствует признанию со стороны международных организаций.

Существует несколько международных стандартов социальной отчетности. Стандарты можно разбить на категории в зависимости от их функций. Но в России сегодня социальные отчеты, подготовленные в соответствии с требованиями международных стандартов, пока единичны. Это связано с тем, что бизнес-сообщество нашей страны разнородно и введение жестких законодательных стандартов, максимально приближенных к международным, не всеми участниками рынка воспринимается адекватно.

В настоящее время в мире существуют четыре основных стандарта отчетности: стандарт AccountAbility AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной), стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании), стандарт ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве) и стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International's (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).

Грамотная комбинация применяемых стандартов создает важные для компании синергетические эффекты. В мировой практике можно найти примеры, когда компании используют несколько стандартов одновременно: например, при отражении показателей деятельности используют список показателей, содержащийся в стандарте GRI, а при подготовке описательной части социального отчета следуют рекомендациям стандартов серии АА 1000.

Отчетность должна содержать не только информацию о достижениях компании, в ней должны отражаться и проблемы, возможные угрозы, возникающие в процессе развития бизнеса. Чем крупнее бизнес, чем многостороннее и разнообразнее его влияние на общество, тем важнее независимая оценка информации, представленной в отчетности. Компания должна рассказывать о своих проблемах: экономический субъект, как и отдельный человек, не может преодолеть трудности, если не отдает себе в них отчета. Отсутствие отражения проблем компании в ее соцотчетности свидетельствует об одном из двух: либо руководство фирмы их не видит, либо скрывает.

Целесообразно рассмотреть, какую выгоду получают компании от предоставления социальной отчетности.

Во-первых, «корпоративный социальный отчет действует как рекламная акция, приводя к улучшению репутации компании в глазах общества, что, в конечном счете, стимулирует спрос на товары гораздо существеннее, чем традиционные рекламные кампании, навязывающие потребителю какой-либо продукт, потому что профессионально представленный отчет о помощи конкретным людям имеет гораздо больший публичный эффект» [1, с. 128]. Во-вторых, «компания, которая регулярно сообщает о своих социальных проектах, наверняка будет получать "встречные" предложения от общественных организаций и благотворительных фондов, которые позволят ей отобрать те идеи и программы, которые принесут максимальный совокупный результат — как для общества, так и для самой компании» [там же].

Наконец, «регулярная подготовка и публикация социальной отчетности повысит оценку компании в глазах акционеров и инвесторов, которые будут лучше представлять себе направления расходов и видеть более эффек-

тивное использование ресурсов компании (конечно, если только компания не просто тратит деньги на множество мелких программ, а реализует принцип социально значимых направлений в своей общественной деятельности)» [там же].

Таким образом, социальная отчетность будет способствовать улучшению имиджа компании и делать ее более прозрачной с точки зрения финансовых потоков. Эти идеи нашли отражение в концепции «тройственной базовой отчетности» (Triple Bottom LineReporting), которая требует от компаний полного и достоверного раскрытия информации о финансовом положении и деловой стратегии (финансовый отчет), участии компании в решении общественных проблем (социальный отчет) и защите окружающей среды (экологический отчет). Все больше общественных организаций и межгосударственных структур склоняются к тому, что для всесторонней оценки компаний необходимо именно такое сочетание раскрытия информации в рамках корпоративного социального отчета.

Ключевыми аспектами создания социального отчета компании являются его оценка и валидация на независимой площадке, а также использование рекомендательных стандартов и участие в различных инициативах в области социальной ответственности. «Независимым аудитором корпоративного социального отчета могут выступать авторитетные аудиторы "большой четверки", сертифицирующие организации, специально созданные экспертные группы, а также общественные организации, специализирующиеся в вопросах корпоративной социальной ответственности. Прохождение таких процедур дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не носят исключительно рекламного характера» [2, с. 38].

Основные этапы подготовки и распространения корпоративного социального отчета включают:

• определение подразделения/создание сводной рабочей группы и формирование процедур по подготовке и распространению корпоративного социального отчета;

• определение ключевых аспектов, проблематики и направлений, информация о которых будет включаться в социальный отчет, характеризующих эти направления показателей и источников информации;

• определение внешних и внутренних заинтересованных групп, которые будут участвовать в составлении, оценке и валидации результатов отчета;

• определение механизмов и индикаторов оценки социальной роли компании;

• сбор и анализ необходимой информации (включая консультации с заинтересованными группами);

• подготовка отчета и обеспечение (по возможности) независимой оценки процесса его составления;

• распространение отчета и сбор комментариев от целевых аудиторий;

• анализ процесса с точки зрения эффективности социальной стратегии компании и совершенствования социальных программ.

Таким образом, социальная отчетность — это эффективный механизм информирования, в первую очередь, инвесторов, акционеров, клиентов о том, что компания ведет свою деятельность социально ответственным образом. Это не только позволяет продемонстрировать и закрепить за компанией право на ведение бизнеса, но и приносит выгоду от большей доступности информации. Поэтому можно говорить о том, что социальный отчет помогает укрепить доверие акционеров и инвесторов к деятельности компании и становится полезным инвесторам при оценке ее деятельности. Социальный отчет информирует всех заинтересованных лиц о том, как «компания реализует заложенные в ее миссии или стратегических планах развития цели экономической устойчивости и социального благополучия» [4, с. 93].

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами компании. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.

2. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6.

3. ПетровА.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

4. Попов С.А. Стратегическое управление. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.