гий в налоговой системе, образование центров обработки данных, в которых предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от него, но и из других источников (государственных и негосударственных структур); борьба с неучтенным наличным оборотом денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет. Кроме того, в целях поддержания экономической безопасности и для стабильного улучшения собираемости налогов требуются целенаправленные усилия государства по формированию налоговой культуры. Общественное мнение до сих пор терпимо относится к уклонению от уплаты налогов. Налогоплательщики должны осознать неотвратимость выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся налогов. В связи с этим необходимо предпринять активные действия, с тем чтобы граждане поняли, что уплата налогов — не наказание, а собранные средства вернутся к налогоплательщику в виде конкретных социальных благ и гарантий.
Правительство РФ с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и экономики России, а также обеспечения экономической безопасности должно прилагать усилия к началу открытого и публичного диалога с предпринимателями, в частности, создавать производственные советы с участием ведущих бизнесменов, представителей правительства и известных ученых, которые должны достигать взаимного согласия по принимаемым решениям, впоследствии осуществляемым в экономической политике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов М.Д. Налоговое регулирование — эффективное средство роста производства и борьбы с инфляцией // ЭКО. 2009. № 3. С. 105-115.
2. Логвина А. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 2008. № 5. С. 17-27.
3. Медведев А.Н. Налоги как основной инструмент государственного регулирования современной экономики России: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 23 с.
Е.А. МУРЗИЧ
Елена Александровна Мурзич — аспирантка СПбГУЭФ. В 2007 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.
Область научной специализации — стратегическое планирование и управление.
^ ^ ^
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КОМПАНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ*
В наши дни «формирование и реализация активной социальной стратегии в компании и обоснование ее взаимосвязи с экономической деятельностью приобретают ключевое значение» [3, с.291]. Итогом реализации социальной стратегии для многих компаний является социальный отчет. Информацию о своих социальных программах в том или ином виде публикуют практически все ведущие компании.
ГРНТИ 82.33.19 © Е.А. Мурзич, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
В практике цивилизованного бизнеса социальная отчетность является одним из основных инструментов обеспечения прозрачности и открытости компании для общества. Необходимо выделить три преимущества, которые извлекают компании из практики нефинансовой отчетности. Во-первых, это мощный инструмент создания единого и целостного представления о компании. Во-вторых, распространение такого рода информации способствует улучшению функционирования рынков. И, в-третьих, нефинансовая отчетность позволяет компаниям удовлетворять растущее число общественных запросов по деятельности компании.
Социальная отчетность позволяет обеспечить стабильность бизнеса в долгосрочной перспективе и представляет собой эффективный инструмент публичной политики, позволяющий своевременно и полно информировать акционеров, инвесторов, сотрудников, потребителей, представителей местных сообществ и общество в целом о том, как и какими темпами компания реализует свои стратегические планы в отношении экономического развития, социального благополучия и экологической стабильности.
Тематическая структура разделов социального отчета, процесс его подготовки и распространения, оценка обратной связи от основных заинтересованных аудиторий зависят от особенностей хозяйственной деятельности компании и от специфики выбранной стратегии коммуникации ее социальной роли.
Социальный отчет позволяет компаниям не только представить в консолидированном виде информацию о своих приоритетных социальных программах, но и довести ее до сведения широкого круга заинтересованных в деятельности компании сторон. Тем самым он представляет собой инструмент коммуникации социальной ответственности компании.
Для четкого определения форм социального отчета необходимо рассмотреть мировые стандарты. Самая распространенная форма социальной отчетности — свободная. Ее использует большинство компаний в России, и она включает в себя выпуск красочных буклетов о благотворительных программах, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для компании, однако не может обеспечить достоверность отчета. Кроме того, она несопоставима с аналогичными документами, составляемыми по международным стандартам, и, следовательно, не способствует признанию со стороны международных организаций.
Существует несколько международных стандартов социальной отчетности. Стандарты можно разбить на категории в зависимости от их функций. Но в России сегодня социальные отчеты, подготовленные в соответствии с требованиями международных стандартов, пока единичны. Это связано с тем, что бизнес-сообщество нашей страны разнородно и введение жестких законодательных стандартов, максимально приближенных к международным, не всеми участниками рынка воспринимается адекватно.
В настоящее время в мире существуют четыре основных стандарта отчетности: стандарт AccountAbility AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной), стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании), стандарт ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве) и стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International's (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).
Грамотная комбинация применяемых стандартов создает важные для компании синергетические эффекты. В мировой практике можно найти примеры, когда компании используют несколько стандартов одновременно: например, при отражении показателей деятельности используют список показателей, содержащийся в стандарте GRI, а при подготовке описательной части социального отчета следуют рекомендациям стандартов серии АА 1000.
Отчетность должна содержать не только информацию о достижениях компании, в ней должны отражаться и проблемы, возможные угрозы, возникающие в процессе развития бизнеса. Чем крупнее бизнес, чем многостороннее и разнообразнее его влияние на общество, тем важнее независимая оценка информации, представленной в отчетности. Компания должна рассказывать о своих проблемах: экономический субъект, как и отдельный человек, не может преодолеть трудности, если не отдает себе в них отчета. Отсутствие отражения проблем компании в ее соцотчетности свидетельствует об одном из двух: либо руководство фирмы их не видит, либо скрывает.
Целесообразно рассмотреть, какую выгоду получают компании от предоставления социальной отчетности.
Во-первых, «корпоративный социальный отчет действует как рекламная акция, приводя к улучшению репутации компании в глазах общества, что, в конечном счете, стимулирует спрос на товары гораздо существеннее, чем традиционные рекламные кампании, навязывающие потребителю какой-либо продукт, потому что профессионально представленный отчет о помощи конкретным людям имеет гораздо больший публичный эффект» [1, с. 128]. Во-вторых, «компания, которая регулярно сообщает о своих социальных проектах, наверняка будет получать "встречные" предложения от общественных организаций и благотворительных фондов, которые позволят ей отобрать те идеи и программы, которые принесут максимальный совокупный результат — как для общества, так и для самой компании» [там же].
Наконец, «регулярная подготовка и публикация социальной отчетности повысит оценку компании в глазах акционеров и инвесторов, которые будут лучше представлять себе направления расходов и видеть более эффек-
тивное использование ресурсов компании (конечно, если только компания не просто тратит деньги на множество мелких программ, а реализует принцип социально значимых направлений в своей общественной деятельности)» [там же].
Таким образом, социальная отчетность будет способствовать улучшению имиджа компании и делать ее более прозрачной с точки зрения финансовых потоков. Эти идеи нашли отражение в концепции «тройственной базовой отчетности» (Triple Bottom LineReporting), которая требует от компаний полного и достоверного раскрытия информации о финансовом положении и деловой стратегии (финансовый отчет), участии компании в решении общественных проблем (социальный отчет) и защите окружающей среды (экологический отчет). Все больше общественных организаций и межгосударственных структур склоняются к тому, что для всесторонней оценки компаний необходимо именно такое сочетание раскрытия информации в рамках корпоративного социального отчета.
Ключевыми аспектами создания социального отчета компании являются его оценка и валидация на независимой площадке, а также использование рекомендательных стандартов и участие в различных инициативах в области социальной ответственности. «Независимым аудитором корпоративного социального отчета могут выступать авторитетные аудиторы "большой четверки", сертифицирующие организации, специально созданные экспертные группы, а также общественные организации, специализирующиеся в вопросах корпоративной социальной ответственности. Прохождение таких процедур дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не носят исключительно рекламного характера» [2, с. 38].
Основные этапы подготовки и распространения корпоративного социального отчета включают:
• определение подразделения/создание сводной рабочей группы и формирование процедур по подготовке и распространению корпоративного социального отчета;
• определение ключевых аспектов, проблематики и направлений, информация о которых будет включаться в социальный отчет, характеризующих эти направления показателей и источников информации;
• определение внешних и внутренних заинтересованных групп, которые будут участвовать в составлении, оценке и валидации результатов отчета;
• определение механизмов и индикаторов оценки социальной роли компании;
• сбор и анализ необходимой информации (включая консультации с заинтересованными группами);
• подготовка отчета и обеспечение (по возможности) независимой оценки процесса его составления;
• распространение отчета и сбор комментариев от целевых аудиторий;
• анализ процесса с точки зрения эффективности социальной стратегии компании и совершенствования социальных программ.
Таким образом, социальная отчетность — это эффективный механизм информирования, в первую очередь, инвесторов, акционеров, клиентов о том, что компания ведет свою деятельность социально ответственным образом. Это не только позволяет продемонстрировать и закрепить за компанией право на ведение бизнеса, но и приносит выгоду от большей доступности информации. Поэтому можно говорить о том, что социальный отчет помогает укрепить доверие акционеров и инвесторов к деятельности компании и становится полезным инвесторам при оценке ее деятельности. Социальный отчет информирует всех заинтересованных лиц о том, как «компания реализует заложенные в ее миссии или стратегических планах развития цели экономической устойчивости и социального благополучия» [4, с. 93].
ЛИТЕРАТУРА
1. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами компании. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
2. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6.
3. ПетровА.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2005.
4. Попов С.А. Стратегическое управление. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 1999.