Научная статья на тему 'Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в общество посредством развития сферы культурного досуга как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики'

Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в общество посредством развития сферы культурного досуга как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3781
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фетисова Анастасия Владиславовна

Работа посвящена актуальной проблеме социальной интеграции молодых инвалидов в общество, специфике организации досуговых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фетисова Анастасия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в общество посредством развития сферы культурного досуга как одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики»

I о

Н SCIENCE TIME 1

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВО ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Фетисова Анастасия Владиславовна, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

____________________E-mail: zaporogskie@yandex.ru

Аннотация. Работа посвящена актуальной проблеме социальной интеграции молодых инвалидов в общество, специфике организации досуговых мероприятий.

Ключевые слова: молодые инвалиды, проблемы социализации,

молодежная политика, культурный досуг, общение,

Введение

Досуг относится к факторам, формирующим и социализирующим личность. Данная область развития человека тесным образом связана с удовлетворением его социокультурных потребностей. В этой связи вполне определенно можно утверждать о том, что сфера досуга способствует проявлению и развитию индивидуальности личности. Именно во время организованного увлекательного, интересного препровождения свободного времени и отдыха, в том числе свободного от обязанностей и обязательств перед родителями или учебой, подростки, молодые люди раскрывают свои таланты и творческие способности. Данные обстоятельства особенно важны для полноценной жизни людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, то есть для инвалидов. В сфере досуга давление на личность незначительно, психологические и бытовые проблемы уходят на второй план, таким образом, досуг способствует еще и развитию свободы личности.

С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. К данной категории можно отнести молодых людей с ограниченными возможностями. Согласно статистическим данным по сравнению 2003 г., в наши дни в России количество молодых людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 35 увеличилось в два раза, и составляет более

365

2 млн. человек. Эта группа достаточно велика - около 4% от общей численности молодежи страны. Только детей-инвалидов в возрасте до 18 лет насчитывается более 642 тыс. [7].

Молодые люди с ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем - это и трудности, возникающие в процессе социализации и интеграции в общество; сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования; обучение в школах, техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях, трудоустройство, и, конечно же, одиночество. Для них почти недоступны театры и музейные экспозиции. Вместе с тем сегодня наблюдается недостаточность специальных проектов и программ, оказывающих социально-значимую поддержку, в том числе в организации свободного времени и раскрытию творческих способностей инвалидов подросткового и молодежного возраста. Соответственно, работа с данной категорией населения должна постоянно корректироваться, пополняться все более эффективными методами решения существующих вопросов, а также квалифицированными кадрами в том числе, сферы молодежной политики.

Исследованием проблем молодых людей с ограниченными возможностями занимались многие ученые и выдающиеся люди. Например, научные труды Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной посвящены процессу интеграции молодых инвалидов в общество, а также их взаимодействию со здоровыми сверстниками. Е.И. Холостова и Н.Ф. Дементьева анализируют доступные сферы жизнедеятельности молодых инвалидов. Возможности и результаты

реабилитационного процесса инвалидов рассматривают кировские психологи и социологи - С. А. Бердюгина, Т. А. Тимофеева. Исследователи саратовской школы Е.Р. Ярская-Смирнова и Э.К. Наберушкина изучают процессы социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Все же, несмотря на многообразие научных работ отечественных исследователей, посвященных разным аспектам жизнедеятельности молодых инвалидов, на данном этапе осознание многих проблем находится в процессе становления. Недостаточно отражены вопросы толерантности общества в отношении к молодым людям с ограниченными возможностями здоровья, почти отсутствуют труды, анализирующие культурно-досуговую деятельность инвалидов. Данный аспект рассматривается в узких отдельных сферах педагогики и психологии И. П. Удовенко,

А.В. Шаровской. Однако такие актуальные вопросы, посвященные самореализации молодых инвалидов посредством технологий культурнодосуговой деятельности не получили развития в качестве научной проблемы, что указывает на новизну выбранной нами темы работы.

Объектом нашей научно-исследовательской работы являются молодые люди с ограниченными возможностями. Предметом исследования - организационные

366

меры культурно-досуговой сферы, направленные на поддержку молодых людей с ограниченными возможностями, реализуемые в рамках государственной молодежной политики.

Цель работы - специфика культурно-досуговой деятельности с молодежью, имеющей ограниченные возможности, в рамках направления государственной молодежной политики по созданию организационных условий для самореализации личности молодых людей.

Теоретико-методологические основы работы с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Общеизвестно, что на обычное, ординарное развитие и протекание жизнедеятельности имеют право как здоровые люди, так и люди с ограниченными возможностями, однако, в жизни это право реализуется неоднозначно. Из множества проблем, которые приходится решать подросткам и молодежи с ограниченными возможностями, а также их близкому окружению -это проблема общения, в том числе, со здоровыми сверстниками. Проблема дефицита общения у подростков и молодежи, относящихся к категории о инвалидов, весьма злободневна, хотя и наблюдается еще с раннего детства. Особенно остро она проявляется в подростковом возрасте. Данный период жизни примерно охватывает промежуток от 14 до 18 лет.

На данном этапе развития молодого человека возникает «кризис подросткового возраста», характеризующийся нестабильностью, раздражительностью, а также поиском новых друзей и формированием социальных отношений. В реальном мире, то есть в нашем обществе еще не сложилось гуманное отношение к людям, имеющим различные физиологические или психологические патологии. Начиная со школьных лет, ровесники часто избегают от взаимодействия с людьми-инвалидами. Еще с детства многих из них сопровождают непонимание социума, непринятие, а, порой, жестокость или жалость со стороны окружающих. Ввиду специфики своей жизнедеятельности, обусловленной состоянием здоровья, такие молодые люди могут учиться далеко не в каждом образовательном учреждении. Самое страшное обстоятельство для подростков-инвалидов является то, что с ними не хотят дружить и общаться здоровые дети, юноши и девушки. Разумеется, это лишь часть трудностей, с которыми сталкивается подросток-инвалид или молодой человек, находясь в обществе. По мере взросления, появляется отчужденность и недоверие самих молодых людей к обществу, что значительно затрудняет процесс их социализации. Проблемы молодежи, относящейся к категории инвалидов, помогают решать органы социальной защиты - льготы на медикаменты, специальные медицинские аппараты и приспособления. Однако наладить коммуникативные навыки с окружающей средой только с помощью психологов

не удается.______________________________________________________________

367

Сфера молодежной политики многогранна, охватывает важнейшие направления, необходимые для здоровых молодых людей. Возникают вопросы, неужели подростки и молодежь с ограниченными возможностями не нуждаются в качественном образовании, трудоустройстве и создании крепкой молодой семьи...? Инвалиды не являются патриотами своего Отечества? На наш взгляд, имеется существенный пробел в вопросах, относящихся к задачам по реализации ГМП без учета молодежи с ограниченными возможностями.

Проследим динамику инвалидизации в Российской Федерации. Согласно статистическим данным еще в 2003 г. в России насчитывалось около 1 млн. молодых людей с инвалидностью в возрасте от 15 до 35 лет, большинство из которых (2/3) составляли мужчины. Эта группа достаточно велика и составляла около 4% от общей численности молодежи страны. За последние десять лет количество молодых инвалидов в России удвоилось. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, - это 4,5% населения, относящегося к категории дети с ограниченными возможностями здоровья [7]. Получается, что за бортом молодежной политики остается значительная часть молодых россиян.

На наш взгляд, необходимы кардинальное изменение отношения окружающих и переориентация мышления на принятие такого человека как равного себе. Общество должно более активно включаться в процесс воспитания и профессиональной подготовки молодежи с ограниченными возможностями. Разумеется, что одними директивами изменить отношение общества («Всем полюбить инвалидов!») не получится. Чувства сострадания и уважения к людям необходимо воспитывать с детских лет и в семье, и во всех социализирующих институтах общества. Молодых людей с ограниченными возможностями следует активно приобщать к социальному окружению, развивая их досуг, тем самым формируя коммуникативные качества.

В Волгограде имеется определенный опыт работы в данной сфере, но по большому счету, опыт этот наработан молодежными общественными организациями, членами которых являются сами инвалиды - Волгоградская городская молодежная общественная организация «Преодоление», городская общественная организация инвалидов «Надежда-М», областная общественная молодежная организация незрячих инвалидов «Пламя» и некоторые другие.

Работа с данной категорией молодежи, нуждается в постоянной корректировке, в разработке более эффективных методов решения имеющихся проблем, в том числе и проектной деятельности Росмолодежи.

Более того, молодые люди и подростки данной категории нуждаются в новых специалистах и квалифицированных кадрах - это не только социальные работники, социальные педагоги и психологи, но и организаторы работы с молодежью. Нельзя отгораживаться от молодежи, имеющей ограничения

368

жизнедеятельности. В том числе, нам, то есть студентам направления ОРМ будут интересны и полезны для будущей работы новые учебные курсы, например, по специфике работы с подростками-инвалидами.

Реализация традиционного реабилитационного подхода не позволяет решить весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются молодежь, относящаяся к категории инвалидов. Как было отмечено, существующие проблемы имеют не только медицинский аспект, но и социокультурный.

Анализ опыта работы волгоградских общественных молодежных организаций инвалидов таких, как «Открытый мир», «Преодоление»

показывает, что молодые люди с ограниченными возможностями предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и с недоверием относятся к другим («чужакам»). В то же время, преграды легко стираются, если общение с молодежью не из «их среды» проходит не одноразово, не связанно с определенным событием, а на постоянной основе.

Следует отметить, что процесс социализации молодых людей данной категории на современном этапе характеризуется смещением акцентов с реабилитационной и коррекционной направленности на социально-культурную. „ Он нацелен на создание условий, необходимых для полноценного включения человека в общественную жизнь, для развития и реализации его способностей, повышения самооценки. Очевидно, что решение таких задач возможно благодаря совместным усилиям различных институтов: семьи, образовательных учреждений, социальных служб и подростково-молодежных центров сферы государственной молодежной политики.

Эффективность процессов социализации и интеграции молодых инвалидов в общество будет значительно выше при включении их в совместную коллективную деятельность, имеющую коммуникативный и творческий характер. Прежде всего, такие обстоятельства возникают при проведении совместного досуга, когда большая часть времени проводится в непрерывном общении с окружающими. В связи с этим следует отметить важную роль отношений, возникающих между молодыми инвалидами с социумом, семьей и службами, которые оказывают помощь данной категории людей.

Анализ теоретических исследований, направленных на оптимизацию условий социализации ребенка и подростка-инвалида, показывает, что «особым реабилитирующим эффектом обладают следующие виды деятельности: художественная; игровая и физкультурно-оздоровительная. С подростками, имеющими физические отклонения, в последнее время особое признание приобретают такие методы социальной работы как коммуникативнотренинговые, игровые, танцевально-двигательная терапия; арттерапевтические технологии; библиотерапия, сказкотерапия, иппотерапия («адаптивная верховая езда») [6].

369

1 о

Щ SCIENCE TIME 1

В частности, в г. Волгограде имеется успешный опыт «адаптивной верховой езды» с детьми и подростками с физическими ограничениями. Волонтеры клуба верховой езды проводят с ними занятия. Однако база клуба находится в Красноармейском районе, который территориально отдален от центра города, находится на самой южной окраине города, и добраться туда составляет немалого труда для детей и молодежи, имеющих физические недостатки. Для поездки в конный клуб необходим транспорт, который заказывается общественными благотворительными организациям. Условия доступной городской среды для инвалидов в Волгограде - это отдельная проблема, которая не может быть решенной только при наличии желания общественности города. Тем не менее, эмоциональный заряд, который получают дети, подростки, молодежь от общения с лошадьми и конных прогулок заслуживает внимания специалистов социальной сферы, работающих с детьми и молодежью.

Все же социализирующие возможности социально-культурной

деятельности по отношению к инвалидам реализуются не в полной мере - как в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов, так и по причине несоответствия содержания деятельности запросам и интересам _ молодого инвалида. На наш взгляд, сегодня при значительных возможностях учреждений культурно-досуговой сферы недостаточно развиты формы, специально предназначенных для решения проблемы общения данной категории молодежи. Нужны новые формы досуга и методы их проведения, которые были бы способны компенсировать имеющийся дефицит доверия молодежи с ограниченными возможностями к обществу.

Более того для успешной и наиболее эффективной интеграции молодых инвалидов в социум следует рассматривать досуговую, деятельность как эффективное решение существующих социальных проблем, позволяющую развивать межличностные отношения, создавать условия для самореализации молодежи.

Специфика деятельности образовательных учреждений и общественных организаций с подростками и молодежью г. Волгограда

В 2011 году была разработана и принята Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы [1]. Основными целями Программы являются: формирование к 2015 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к получению инклюзивного образования.

В связи с перечисленными целями потребуется решение многих задач, начиная от внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг,

370

1 о

Щ SCIENCE TIME 1

объектов транспортной и социальной инфраструктур, заканчивая повышением объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для молодых инвалидов. На наш взгляд, очень важным является решение задачи - «повышения количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования; увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы». Анализируя результаты реализации Программы в 2013 году, можно отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации, участвующих в ее реализации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно: устройство пандусов; расширение дверных проемов; замена напольных покрытий; демонтаж дверных порогов; установка перил вдоль стен внутри здания; устройство разметки; оборудование санитарно-гигиенических помещений; установка подъемных устройств и другое. По итогам 2013 года фактические расходы составили 879 I 209,89 тыс. руб. (80 %) от общего объема финансирования, предусмотренного Q Программой, в том числе |

437,47 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 480 772,42 тыс. руб. -средства бюджетов субъектов Российской Федерации [5].

По большому счету, данные мероприятия направлены на общеобразовательную сферу, но не на получение высшего образования. Можно заметить, что в нашем университете, нет пандусов; расширенных дверных проемов; специальных дверных порогов и нет перил вдоль стен внутри здания. Инвалидов-студентов в стенах ВолГУ увидишь редко, но дистанционно некоторые получают высшее образование. Вспоминается один эпизод из студенческой жизни. Два года назад, на защиту диплома студентку-инвалида по направлению социальная работа в аудиторию на 4-ый этаж, на руках нес молодой муж. Девушка - инвалид-колясочник. Еще тогда в голову пришли мысли о том, как не обустроен наш мир для молодых инвалидов...

Проблема получения качественного образования, решение которой позволит нормализовать многие факторы, мешающие полноценному развитию и эффективной социализации молодежи с ограниченными возможностями актуальна. В связи с чем, в рамках приоритетных направлений государственной молодежной политики необходимо принятие решений по разработке программно -проектного обеспечения с целью создания условий для предоставления молодым инвалидам (с учетом особенностей их психофизического развития) равного доступа к качественному образованию в учреждениях высшего и среднего звена. Данное обстоятельство будет способствовать, во-первых, формированию толерантного отношения граждан к проблемам молодых

371

инвалидов, во-вторых, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом и в-третьих, получению необходимой для жизни профессии.

Сфера ГМП занимается решением многих актуальных задач, важных для жизнедеятельности молодежи, в том числе пропагандой ЗОЖ и профилактикой асоциальных явлений - наркомании, алкоголизма, табакокурения, такие же задачи решают и социальные службы по защите населения. Однако категория молодежи, имеющая ограничения по здоровью входит в основном в государственные интересы органов социальной защиты, но никак не молодежной политики. Ведь это несправедливо, инвалиды - такие же российские подростки и молодые люди, но со специфическими особенностями. Неужели эти люди представляют меньший интерес для молодежного потенциала страны, чем юные алкоголики и наркоманы...

Тем не менее, наша работа посвящена анализу вопросов культурно -досуговой сферы категории лиц с ограниченными возможностями, которая способствует эффективной социализации данной группы молодых граждан. В настоящее время опыт общественных движений культурно-досуговой _ направленности имеется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Напомним, что в г. Волгограде работают несколько общественных организаций, деятельность которых связана с молодыми инвалидами, имеющими различные степени ограничения физического или умственного характера. Рассмотрим более подробно деятельность некоторых организаций.

Волгоградская городская общественная организация по защите прав и интересов граждан «Преодоление» существует с 1 августа 2003 г. Основной целью организации является оказание помощи гражданам, в особенности семьям с детьми, молодежи, лицам, имеющим инвалидность и ограниченные возможности, в том числе при осуществлении ими своих прав на обучение, трудоустройство, создание семьи, спорт, культуру, досуг, туризм, прав на активную жизненную позицию, реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество [3]. В рамках работы организации реализуется целый ряд программ, а также проектов, одним из которых является «Вместе мы можем большее». Главной задачей проекта является: создание объединенных групп волонтеров и молодежи с ограниченными физическими возможностями здоровья для взаимодействия, получения практики, физической и психологической помощи. Волгоградская региональная общественная организация молодых инвалидов «Открытый мир» создана в апреле 2005 года с целью содействия развитию молодежи с инвалидностью. В настоящее время в организации насчитывается 135 членов от 18 до 35 лет [4]. Одним из основных направлений ее деятельности является создание своими силами условий для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и других инвалидов к объектам инфраструктуры

372

города, что способствует интеграции молодежи с инвалидностью в общество.

Некоторые проекты организаций реализовывались при поддержке Комитета по делам молодежи Администрации г. Волгограда (данное обстоятельство не может не радовать) - это а) Проект «Шаг навстречу»; б) Проект «Объединяясь -мы сильнее!». Цель первого проекта - повышение социальной активности молодых людей с инвалидностью, их интеграция в общество через физическую и психологическую реабилитацию. Второй - также нацелен на повышение интеграции людей с инвалидностью в общество. Мероприятия проектов направлены на социально-психологическую адаптацию; профессиональную ориентацию, безбарьерную среду; развитие предпринимательства и

трудоустройство людей с инвалидностью; правовое просвещение и правовую помощь; компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих; информационную политику; организацию взаимодействия общественных организаций региона. Отметим, что культурно-досуговый аспект в данном случае развит слабо.

Проект «Общение - залог успеха»

В наши дни наиболее актуальными задачами социальной политики в о отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни. В связи с чем, основной задачей социальной работы с данной категорией является объединение усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения их потребностей и самореализации. Проблема досуговой деятельности для инвалидов не входит в рамки приоритетов. Однако для ощущения себя полноценной личностью сфера организации свободного времени и, в частности, интересный познавательный отдых-досуг весьма актуальны для каждого человека.

В качестве способа реализации досуговой деятельности вполне может выступать организация клуба, в работе которого могут принимать участие как здоровые молодые люди (волонтеры, товарищи и близкие люди), так и подростки и молодежь с ограниченными возможностями. При вступлении в клуб с добровольцами проводится тренинговая работа по подготовке их к дальнейшему взаимодействию с молодыми инвалидами. Как правило, клубная работа предполагает определенную тематическую направленность, в частности, клуб культурного досуга, а также клуб историко-краеведческой направленности, с присущими им символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности. Главными чертами такого типа клубов являются: добровольная основа, общность интересов и желание помочь молодым людям и подросткам,

373

имеющим ограничения по здоровью.

Рассмотрим проект более подробно.

Основные задачи проекта:

1. Выявить основные проблемы свободного времени молодых людей с ограниченными возможностями.

2. Создать наиболее благоприятные условия для развития коммуникационным навыков для успешной социализации и эффективной самореализации молодых инвалидов.

3. Оптимизировать процесс интеграции молодых людей, имеющих ограниченные возможности, путем совместного взаимодействия со здоровыми сверстниками.

Цель проекта - вовлечение молодых инвалидов в общественную, социальную и культурную жизнь общества.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение доли молодых людей с ограниченными возможностями, приобщенных к активному отдыху и участию в культурной жизни общества.

2. Оптимизация культурно-досуговой деятельности с категорией подростков _ и молодежи с ограниченными возможностями г. Волгограда.

3. Повышение качества социокультурной, психологической, педагогической, социальной и правовой реабилитации молодых инвалидов.

В рамках данного проекта необходима помощь специалистов разного профиля:

1. социальный педагог; организатор работы с молодежью

2. психолог; юрист - по приглашению для обсуждения соответствующей тематики

3. врач по лечебной физкультуре.

В рамках клуба предполагается организовывать экскурсии, прогулки, занятия по парковому ориентированию, походы, при которых будут проводиться физические упражнения, предназначенные для каждого индивидуально, а также посещение спектаклей, кинотеатров, бесплатное посещение музеев для данной категории людей, совместные встречи молодых инвалидов и их родителей в читальных залах районных библиотек.

После совместных экскурсий и прогулок - сборы/посиделки для обсуждения полученных впечатлений, обмен мнениями, общение (возможны чаепитие) в помещении клуба. Планируются мероприятия:

- организация и проведение книжной выставки, созданных людьми с ограниченными возможностями;

- выставки работ «Чудеса своими руками»;

- организация концерта, спектакля;

- подготовка совместными усилиями со здоровыми сверстниками;

374

развлекательно-игровая программы «Здоровый образ жизни».

Далее по пожеланию членов клуба могут приглашаться на встречи психолог, юрист, врач ЛФК для подготовки к жизни в социуме и консультаций. После конкретных мероприятий каждый может получить бесплатную медицинскую консультацию у специалистов. Специалисты - это те же волонтеры, сотрудничающие с благотворительными организациями города.

Для родителей инвалидов или лиц их замещающих предполагается оказание методической помощи по вопросам воспитания от социального педагога.

Данные мероприятия предполагается проводить на базе молодежных центров и организациях, основными целями которых является оказание помощи гражданам, в особенности семьям с детьми, молодежи, социально уязвимым группам населения и лицам, имеющим инвалидность и ограниченные возможности, в том числе при осуществлении ими своих прав на обучение, трудоустройство, создание семьи, спорт, культуру, досуг, туризм, прав на активную жизненную позицию, реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество.

Большую часть времени работы клуба посвящать общению: «Вечера „ общения: «Я радость нахожу во всем», в рамках которых молодые люди с ограниченными возможностями знакомятся, обмениваются телефонами, находят друзей среди здоровых сверстников, делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Проведение шахматно-шашечных турниров, конкурса чтецов, певцов, выставки рисунков. После чего час общения «Поделись-ка сокровенным».

Таким образом, включение молодого инвалида в досуговую деятельность позволит оптимизировать не только процесс социализации, но и самореализации, что чрезвычайно важно и необходимо для развития личности.

Мы отдаем себе отчет в том, что Проект содержит в основном теоретические разработки и нуждается в конкретном методологическом и технологическом сопровождении. Этот замысел будет подкреплен практическими наработками к летней производственной практике, которая будет на 3 курсе обучения по направлению ОРМ.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации является интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Молодежь с инвалидностью составляет общий сегмент одновременно двух больших социально незащищенных групп населения - молодежи и людей с инвалидностью [2].

Нормативно-правововая база Российской Федерации в отношении молодых инвалидов как на федеральном, так и на региональном уровнях

375

совершенствуется на протяжении многих лет, однако, носит разветвленный межведомственный характер. Вместе с тем внимание законодательства РФ направлено на повышение уровня доходов, а также улучшение качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями.

Данная категория населения требует особого внимания от исполнительных структур молодежной политики государства. Работа с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна включать все возможные меры и пути совершенствования основных проблем в образовательной, трудовой, коммуникативной и, конечно, досуговой сферах. Сегодня имеется необходимость в создании новых проектов и программ для предоставления больших возможностей для совершенствования и реализация творческого потенциала и способностей молодых инвалидов.

Таким образом, можно говорить о том, что инвалидность является одной из самых острых проблем социальной сферы российского общества, причем особое внимание уделяется состоянию инвалидности в молодом возрасте, когда наиболее интенсивно проявляются и ощущаются многие проблемы, усложняющие их интеграцию в обществе. Оптимизация культурно-досуговой _ деятельности с данной категорией способно значительно разнообразить и улучшить качество их жизни. Именно во время организованного увлекательного, интересного препровождения свободного времени и отдыха, в том числе свободного от обязанностей и обязательств перед родителями или учебой, подростки, молодые люди раскрывают свои таланты и творческие способности. Данные обстоятельства особенно важны для полноценной жизни людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, то есть для инвалидов.

В настоящее время в рамках государственной молодежной политики предпринимаются попытки стабилизации положения молодых инвалидов в обществе, но их явно недостаточно. Имеется необходимость в дальнейшем совершенствовании молодежной политики по отношению к данной группе молодых людей, которых более 2 млн. человек.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 (ред. от 11.09.2012)

«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» // КонсультантПлюс.

2. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» [в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 № 301-р, от 28.02.2009 № 251-р, от 16.07.2009 № 997-р] // КонсультантПлюс.

376

3. Волгоградская городская общественная организация по защите прав и интересов граждан «Преодоление» // Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http://xn—8sbfeacfbba6a8afxlbhceuq.xn--p1ai/ (дата обращения 17.09.2014).

4. Волгоградская региональная общественная организация молодых инвалидов

«Открытый мир» // Информационный портал общественных организаций инвалидов Волгоградской области [Электронный ресурс] URL: http://

www.infoipi.ru/personal_pages/vroomir/vroomir_index. html (дата обращения

17.09.2014).

5. «Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации

«Доступная среда» на 2011-2015 годы в 2013 году» / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/70 (дата

обращения 18.09.2014).

6. Зиатдинова Г.Р. Социализация детей-инвалидов средствами социальнокультурной деятельности / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств Изд-во: Казанский государственный университет культуры и искусств (Казань), 2011 г. С.106-107

7. Мороз Я.Ю. Социальные позиции молодежи с инвалидностью в российском обществе: объективное и субъективное измерения: автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Мороз Яна Юрьевна ; ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2011. - 30 с.

377

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.