Научная статья на тему 'Социальная инновация как универсальное начало общественного бытия'

Социальная инновация как универсальное начало общественного бытия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
641
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / SOCIAL INNOVATION / VERSATILITY / SOCIAL BEING / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL CHANGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Царев Александр Сергеевич

В статье рассматривается инновация как социально-философская категория. Автор прослеживает динамику этого феномена, анализирует его место и роль в процессе общественного развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article innovation is considered as a socio-philosophical category. The author investigates the phenomenon dynamics, analyzes its place and role in the process of social development.

Текст научной работы на тему «Социальная инновация как универсальное начало общественного бытия»

Александр ЦАРЕВ

СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ

В статье рассматривается инновация как социально-философская категория. Автор прослеживает динамику этого феномена, анализирует его место и роль в процессе общественного развития.

In the article innovation is considered as a socio-philosophical category. The author investigates the phenomenon dynamics, analyzes its place and role in the process of social development.

Ключевые слова:

социальная инновация, универсальность, общественное бытие, общественное развитие, социальное изменение; social innovation, versatility, social being, social development, social change.

ЦАРЕВ Александр Сергеевич — аспирант кафедры философии для естественнонаучных и инженерных специальностей МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск absolut.07@bk.ru

Современное постиндустриальное общество охватила невероятная по своей силе и масштабам волна инновационных преобразований. Коренным образом меняются технологические уклады и поколения техники, информационные и психолого-педагогические технологии, управленческие стратегии и дидактические системы, повышается качество жизни, появляются новые типы поведения, стили мышления, образы действия, новые общественные представления, обычаи и нравы1. Именно с инновациями все прогрессивное человечество связывает свою дальнейшую судьбу, видя в них основной источник удовлетворения общественных потребностей и важнейшее средство решения прагматических и духовных задач. Разумеется, новые социальные реалии не могут не подвергаться научной и философской рефлексии. В последние десятилетия весьма интенсивно формируется инноватика как область междисциплинарного знания, в центре внимания которой — новшества и нововведения в различных сферах общественной жизни. Феномен инновации сегодня наполняется новым смыслом и содержанием, изменяет свой статус в системе научных понятий, весьма отчетливо вскрывая универсальный и противоречивый характер человеческого бытия. Соответственно, его социально-философское осмысление приобретает первостепенное значение.

Несмотря на, казалось бы, современный характер данной проблемы, у понятия «инновация» (лат. тпошйо — «перемена», «обновление», «введение новизны») давняя история. Во французском разговорном языке это слово было распространено еще с конца XIII в. и использовалось для обозначения способности человека придумывать что-то новое2. В научной литературе с этим термином мы впервые встречаемся в XIX в. В культурологических, антропологических и этнографических исследованиях с его помощью описывается процесс культурной диффузии, предполагающий вторжение элементов одной культуры в другую. В начале XX в. в трудах экономистов и социологов (Г. Тарда, Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера)3, обнаруживших связь между феноменом инновации и экономической динамикой социума, данное понятие претерпевает серьезную смысловую

1 Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. — СПб., 2004, с. 20.

2 Там же, с. 15.

3 Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения // Н.Д. Кондратьев, Ю.В. Яковец, Л.И. Абалкин. Избранные труды. — М., 2002; Тард Г. Социальная логика. — СПб., 1996; Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М., 1982.

201 0' 01

ВЛАСТЬ

65

трансформацию, в результате которой утрачивает свое первоначальное культурологическое значение и наполняется в первую очередь технико-технологическим и экономическим содержанием. Так, в работах основоположника инновационной теории Й. Шумпетера инновация предстает как любое возможное изменение, вызванное изготовлением нового блага, внедрением нового метода производства, освоением нового рынка сбыта, получением нового источника сырья, проведением соответствующей реорганизации.

Современный научный и философский дискурс формирует достаточно аморфный образ инновации. Отсутствие общепринятой теории инноваций в зарубежной и отечественной социальной науке обусловливает неконтролируемый рост дефиниций этого термина и нередко утрату им собственного смысла. В экономической инноватике обозначаются две позиции: инновация-процесс и инновация-результат. Первая позиция отчетливо выражена в определении венгерского исследователя Б. Санто, подразумевающего под инновацией такой «общественный — технический — экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий»1. Отражение второй позиции находим в Концепции инновационной политики РФ на 1998—2000 гг.: «...инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»2.

В настоящее время проблема интерпретации инновации не исчерпывается только экономическим контекстом. Этот феномен уже давно разрушил традиционные границы экономической теории и обрел общесоциальный характер. С конца XX в. исследователями были предприняты многочисленные и весьма плодотворные попытки преодоления сложившейся технико-экономической парадигмы в изучении данного явления, расширения предметной области инноватики. Однако рас-

1 Санто Б. Инновация как средство экономического развития. — М., 1993, с. 83.

2 Маренков Н.Л. Инноватика. - М., 2005, с. 171.

ширение смысловых и предметных границ инноватики вовсе не способствует тому, что за инновацией закрепляется какая-то общепринятая трактовка. Напротив, термин приобретает еще большее количество дефиниций.

В современной инноватике существует два подхода к дефиниции инновации: узкий (социально-экономический) и широкий (социально-философский). Сторонники узкого подхода разделяют традиционную точку зрения на сущность инновации и нередко акцентируют свое внимание на ее рыночной значимости, прибыльности, коммерческом эффекте. Приверженцы же широкого подхода не ограничивают теоретический анализ инновации только технико-экономическим контекстом, но и связывают этот феномен непосредственно с развитием других сфер общественной жизни, общественными отношениями, социальной психологией, культурой, традициями, творческой деятельностью и т.п.

Итак, сегодня инновация охватывает все социальное пространство. Ее природа универсальна, поэтому она проявляется в любой сфере общественной жизни: технико-технологической, экономической, политической, социальной и духовной. Нельзя не согласиться с В.Б. Агранович, которая утверждает, что в данное время инновация может быть осмыслена как философская категория, так как она «отражает динамику современной жизни во всем многообразии ее взаимосвязей, пронизывает все сферы жизни общества, помогает раскрыть логику его развития, способствует выделению и синтезу мировоззренческих и методологических моментов, является неотъемлемой частью осмысления человеком своего опыта жизни и, следовательно, приобретает онтологическое значение»3.

Разграничение понятий «инновация» и «социальная инновация» осложняется тем, что в общественных науках существует широкое и узкое понимание категории «социальное». В широком понимании «социальное» тождественно «общественному» и противопоставлено природному, биологическому, а в узком - «социологическому», связанному с социальными отношениями, т.е. отноше-

3 Агранович В.Б. Инновации в транзитивном обществе: социально-философский анализ : авто-реф. дисс. ...к.филос.н. — Томск, 2007, с. 22.

ниями людей как членов определенных социальных групп и социальных институтов. Следовательно, различаются социальные инновации в широком и узком смысле. Социальными в широком значении этого слова можно считать абсолютно все существующие виды инноваций: технико-технологические, экономические, политические, правовые, собственно социальные, психологические, педагогические, научные, культурные и др., поскольку они являются общественными феноменами и относятся к той или иной сфере общественной жизни. В узком же смысле под социальными инновациями следует понимать процессы обновления только социальной сферы жизни общества, порождающие изменения социальных групп, общностей и их отношений, социальной среды, социальных институтов и организаций.

В центре внимания социальных инноваций находятся люди, их отношения, интересы, потребности и цели. Здесь субъек-тно-объектные отношения приобретают характер субъектно-субъектных, т.е. действия субъектов инноваций (личности-инноватора, социальной группы, социальной организации, социального института, общества в целом) направлены в качестве объекта на самих себя, на устройство и организацию собственной жизнедеятельности. Их главная цель — при помощи новых средств содействовать решению тех или иных социальных проблем, нести социальный, культурный, нравственный эффект, вызывая вместе с тем социальные и другие изменения. Инновации теснейшим образом связаны с общественной структурой и культурой и в зависимости от уровня развития и конкретно-исторического типа общества проявляют себя совершенно по-разному.

Сами по себе социальные инновации возникнуть не могут, и даже в качестве радикального «отрицания» они все-таки вырастают на почве традиций. Традиции дают необходимую предпосылку творческим, инновационным процессам, а инновации, в свою очередь, становятся потенциальным источником формирования стереотипов будущих традиций. В конечном счете, они оформляются в определенные социокультурные нормы и образцы и, превращаясь в «новые» стереотипы, встраиваются в наличную систему традиций.

Важно подчеркнуть, что ни в коем случае не следует ставить знак тождества между социальными инновациями и социальными изменениями, поскольку последние шире по своему объему и могут быть вызваны не только нововведениями, но и другими факторами: физической средой, приростом населения, конфликтами из-за ресурсов и ценностей, религией.

Надо сказать, что в научной литературе довольно широко распространена трактовка инновации как изменения (Й. Шумпетер). На наш взгляд, дефиниции такого рода не совсем верны и в некоторой степени искажают суть рассматриваемого феномена, так как инновация, скорее, вносит изменение, но сама по себе таковым не является. Инновация и изменение — процессы сопряженные, соподчиненные, но не идентичные.

В силу своей специфики социальные инновации не только вносят в жизнь общества конструктивные перемены, но и сопровождаются различного рода побочными, непредвиденными явлениями с высокой степенью риска и неопределенности, обострением конфликтов и противоречий. Объем производных, вторичных изменений может превышать непосредственный эффект исходного нововведения, а некоторые из них могут оказаться неприемлемыми1.

Таким образом, в категориальном поле философской науки социальная инновация может быть интерпретирована как сложный социальный процесс введения, освоения и интеграции новых элементов в различных сферах общественной жизни, результатом которого становятся существенные и необратимые изменения в системе социальных отношений и взаимодействий. С одной стороны, этот процесс соответствует позитивным тенденциям развития общества, активно способствует формированию новых социальных связей и отношений, новых духовных и интеллектуальных потребностей, новых социокультурных норм, новых социальных институтов и организаций, а с другой — порождает различные деструктивные явления: социальную напряженность, вражду, конфликты, социальные протесты, нарушая тем самым установленный в социуме порядок.

1 Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М., 2008, с. 48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.