Научная статья на тему 'Социальная идентичность граждан в социокультурном пространстве Мурманской области'

Социальная идентичность граждан в социокультурном пространстве Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ОБЩНОСТИ / SOCIAL IDENTITY / IDENTIFICATION / SOCIAL AND CULTURAL SPACE / SOCIAL GROUP / COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

В статье показаны результаты социологического исследования по выявлению процессов социальной идентификации в социокультурном пространстве Мурманской области. Автор рассматривает социальную идентичность как результат нахождения индивидов в той или иной группе или сообществе, исследует конструкции социального пространства в восприятии «своих» и «несвоих» общностей и групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social identity of citizens in social and cultural space of the Murmansk Oblast

The article presents the results of sociological research on determining the processes of social identification in social and cultural space of the Murmansk Oblast. The author considers social identity as the result of individuals’ presence in a particular group or community, explores the construction of social space in the perception of “insider” and “outsider” communities and groups.

Текст научной работы на тему «Социальная идентичность граждан в социокультурном пространстве Мурманской области»

УДК 303.425.3:316.35 ББК 60.54

© Жигунова Г.В.

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАЖДАН В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье показаны результаты социологического исследования по выявлению процессов социальной идентификации в социокультурном пространстве Мурманской области. Автор рассматривает социальную идентичность как результат нахождения индивидов в той или иной группе или сообществе, исследует конструкции социального пространства в восприятии «своих» и «несвоих» общностей и групп.

Социальная идентичность, идентификация, социокультурное пространство, социальные группы, общности.

Идентичность человека представляет собой феномен, формирующийся в определённых социокультурных условиях посредством освоения социальных ролей и в ходе межличностных взаимоотношений.

Современные социокультурные условия идентификационных процессов российского общества характеризуются рядом значимых черт, среди которых следует отметить произошедший распад и последующую реорганизацию политических и экономических систем, усложнение социально-стратификационной структуры общества, расширение культурных границ и социальных связей, увеличение информационных потоков, нарастание процессов глобализации, а также трансформацию нормативно-ценностной си-

ЖИГУНОВА Галина Владимировна доктор социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» galina-zhigunova@yandex.ru

стемы и моделей социального поведения индивидов. Эти и другие факторы социокультурной среды требуют постоянной адаптации современных россиян.

Социально-экономическая нестабильность в обществе осложняет достаточно противоречивую ситуацию на Кольском Севере, связанную прежде всего с неудовлетворительными демографическими и миграционными процессами, межнациональными и этническими отношениями, что непосредственно отражается на особенностях поведения, самосознания и идентичности северян.

Как известно, большая часть населения Мурманской области сформировалась за счёт миграции из регионов средней полосы и юга нашей страны в течение XX столетия. Если численность жителей Мурманской области в 1959 году составляла 568,2 тыс. чел., то в 1989 году - уже

1146,7 тыс. чел. [7].

В Мурманской области находятся десятки военных объектов, рыбопромышленных и горнодобывающих производств, морских судоходных компаний, судоремонтных комплексов, обусловивших приток населения в регион. Однако

в последующие годы мы наблюдаем отток населения, в результате которого на начало 2012 года в Мурманской области осталось 787,9 тыс. чел. [8]. Одной из причин оттока населения с этой территории является тот факт, что поколение людей, приехавших на Север, в большинстве своём имело установку на возвращение в родные места. Кроме того, многие, живя на Севере, в силу определённых причин так и не стали ощущать себя коренными северянами. Другими причинами стали упадок экономики, недостаточно развитая социальная инфраструктура области, отсутствие широких возможностей для самореализации, а также сложная природно-климатическая среда и неблагоприятная экологическая обстановка, оказывающие негативное влияние на состояние здоровья людей.

Несмотря на значительную миграционную убыль населения, в последние годы вновь нарастает число прибывших. Так, в 2009 году в Мурманскую область прибыло 13873 чел. (выбыло - 18677 чел.), в 2010 году - 15863 чел. (22576 чел.), в 2011 году - 28967 чел. (35039 чел.) [3].

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Мурманской области проживает 89% русских от общей численности населения, 4,7 - украинцев,

1,7 - белорусов, 0,8 - татар, 0,5 - азербайджанцев, по 0,2% - коми, мордвы, саамов, карелов [4]. Кроме того, здесь живут армяне, чуваши, башкиры, поляки, ненцы, марийцы и другие народности. Особенностью данной местности является её близость к странам Скандинавии, потому % всех приезжающих иностранцев - это граждане этих стран, а также Германии и Великобритании [5].

Таким образом, формирование идентичности населения Кольского Севера происходит, во-первых, в среде мигрантов, во-вторых, в условиях происходившего оттока населения, а вместе с ним

нарастающего дефицита социального капитала. В данных условиях социологический анализ идентификации становится чрезвычайно актуальным.

Идентичность неизменно связана с отождествлением людей с общностями и группами, среди которых они живут, работают и удовлетворяют свои потребности. Представители групп и общностей, с которыми человек себя идентифицирует, обозначаются им в качестве «своих», или «мы-сообществ», с которыми отсутствуют идентификации, - «чужих», «несвоих», или «они-сообществ». Иными словами, социальная идентичность является результатом осознания индивидом членства в той или иной социальной группе. Окружающие человека группы и сообщества являются своеобразным зеркалом, которое отражает статус, род занятий, личностные и поведенческие характеристики данного индивида в настоящем, прошлом и обозримом будущем.

В этом аспекте идентичность исследовал Г. Тэджфел, считающий, что для достижения позитивной самооценки человек использует либо межгрупповые (социальная идентичность), либо межличностные (личностная идентичность) формы взаимодействия [9].

Идентичность как результат социальной интеракции рассматривали в рамках концепции символического интеракци-онизма Дж.Г. Мид и Ч. Кули. Они исходили из того, что она является результатом субъективного отражения мнения окружающих. С точки зрения П. Бергера и Т. Лукмана, идентичность представляет собой продукт социальной реальности: она закрепляется за каждой ролью, которую играет человек, соответствует его поведению, а поведение является ответом на специфическую социальную ситуацию [2]. Предельное выражение этой концепции мы видим у И. Гофмана, который рассматривал идентичность в условиях мно-

жественности ролей. В его драматургическом подходе соединены идея М. Вебера о социальном действии как рациональном, осмысленном участниками взаимодействия, и идея Дж.Г. Мида о социальном действии с позиции принятия роли другого. Действующий человек создаёт для публики некий образ, производит на неё впечатление, более или менее целенаправленно раскрывая свою субъективность. Поэтому центральное понятие теории -понятие саморепрезентации, которое означает не стихийное выражение эмоций, а стилизацию выражения своих переживаний, адресованную зрителям [1].

Итак, идентичность человека связана с осознанием себя в межличностном взаимодействии и сознательной ориентацией на определённый стиль жизни, социальные роли, ценности, нормы. Социальную идентичность можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения ингруппового подобия (между членами одной общности, имеющими одну и ту же социальную идентификацию) и аутгруп-повой дифференциации (несмотря на сходство, имеется существенное отличие от тех, кто принадлежит к «чужой» группе). Эти два аспекта взаимосвязаны: чем сильнее идентификация со своей группой, тем значимее дифференциация этой группы от других, определяемых как «чужие». В этом случае при межличностных и межгрупповых взаимодействиях в регионе могут возникать явления недоверия, интолерантности, конфликты.

С целью выявления структуры и характера социальных идентичностей у мурманчан автором в феврале - марте 2013 года был проведён анкетный опрос среди жителей Кольского Севера. Целью анкетирования было выявление «своих» и «не-своих» групп и общностей, а также представлений об этих группах. В опросе приняли участие 312 человек в возрасте от 15 до 60 лет, из них мужчин - 132, женщин

- 180. Представители женского пола обозначены в выборке как наиболее социально активная группа (57,7% против 42,3). Респонденты в возрасте 15 - 25 лет составили 59,3%, 26 - 35 лет - 14,4, 36 - 45 лет

- 16,7, 46 - 55 лет - 5,1, 56 - 60 лет - 4,5%.

За основу социологического анализа идентичности был взят конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, Дж.Г. Мид, Г. Тэджфел), воплощённый в инструментарии, разработанном нижегородскими учёными под руководством профессора А.А. Иудина в 1999 - 2002 гг. в рамках исследования процессов идентификации граждан в социальном пространстве «своих» и «несвоих» групп и сообществ [6]. Респондентам было предложено назвать группы и общности, с которыми они ощущают близость или, напротив, считают чужими, и соотнести их с понятиями «мы» или «они». При анализе ответы типизировались и подсчитывались по количеству их упоминаний, а не по количеству опрошенных, так как число отождествлений в инструментарии не ограничивалось.

Опрошенные жители Мурманской области соотносят себя, главным образом, с первичными группами - друзья, подруги (147 упоминаний) и семья (123). В них на первом плане находятся непосредственные межличностные взаимодействия, общая социальная деятельность, эмоциональная окрашенность отношений.

Далее в качестве «мы-сообществ» выступает социально-профессиональная общность, которая представляет собой окружение индивидов, основанное на социальных контактах. Главной характеристикой этой категории является отсутствие устойчивых обязанностей и взаимоотношений. К ней были отнесены группы людей, среди которых респонденты учатся или работают, - трудовой коллектив или коллеги (28), одноклассники, однокурсники (11), индивиды опреде-

лённого рода занятий, связанных с учебной деятельностью, - учащиеся, студенты (24), или непосредственно профессиональной - врачи, преподаватели, учителя, юристы, учёные и др. (15). Также в качестве «своих» групп и сообществ был указан круг знакомых, товарищей, приятелей, единомышленников (35).

Респонденты отождествляют себя с рядом номинальных, или условных, общностей. К ним были отнесены, во-первых, люди, обладающие теми или иными качествами - творческие (7), хорошие, позитивные (5), добрые (3), верные (1), надёжные (1), порядочные (1), адекватные

(1), во-вторых, объединённые по разнообразным интересам, убеждениям и принципам, формирующим стиль и образ жизни индивидов, - люди с увлечениями и интересами (12), ищущие справедливости (1), карьеристы (1), законопослушные граждане (1).

Идентичности с большими группами и общностями, выступающими для респондентов в качестве «мы», представлены в меньшей степени по сравнению с первичными группами и контактными общностями. Их отличительной особенностью является значительное число представителей и опосредованность контактов. Большие группы включили в себя общности проживающих на одной территории, принадлежащих к одним религиозным верованиям, определённому социальному слою, классу, этносу.

Наибольшую роль в идентичностях опрашиваемых с большими группами играют духовно-религиозные общности. Духовные общности, с которыми респонденты ощущают солидарность, образуют люди, разделяющие их веру, являющиеся христианами или частью церкви как духовного организма (20).

Далее следуют идентификации с социально-демографическими общностями (14). Среди них - общности по признаку

возраста (11) и пола (3). Говоря о возрасте, опрошенные в трёх случаях отождествляют себя со старшим поколением, в остальных случаях - с современниками, молодёжью, сверстниками.

Минимально проявлена идентичность по месту проживания индивидов: на федеральном (россияне (6)), региональном (северяне (1)) и локальном (мурманчане (2)) уровнях. В меньшей мере респонденты отождествляют себя с этническими общностями, полагая, что «мы» - это славяне (1) и русские (3). В двух случаях имеет место общность со средним и рабочим классом (табл. 1).

Таким образом, основными критериями разграничения «своих» и «несвоих» стали родство, дружба, знакомство, общность профессии, занятий, религиозных верований, импонирование личностных качеств, позитивный стиль и образ жизни, возраст, место жительства, пол, этнические и классовые признаки.

Респонденты в подавляющем большинстве отождествляют себя со своим ближайшим окружением - семьёй, друзьями и подругами, кругом профессионалов, коллег, с которыми они вместе работают, учатся или занимаются одним и тем же делом. Эти люди обладают позитивными личностными качествами, ведут достойный образ жизни, являются законопослушными и порядочными гражданами.

Специфика традиционной хозяйственной, культурной, этнической составляющей Кольского края не нашла отражение в идентификациях граждан, за исключением трёх случаев территориальной идентичности, при которых было указано, что «мы» - это северяне и мурманчане.

К «несвоим» группам и общностям респонденты отнесли в первую очередь тех, кто не входит в круг их непосредственного общения, взаимодействия - посторонние (35), незнакомые (29), неблизкие люди (4), те, с кем отсутствует общение

Таблица 1. Распределение «своих» общностей и групп

Тип общности, группы Основания идентичности с общностями «мы» Кол-во Ранг

Первичные группы (группы непосредственного общения) Дружба (друзья, подруги) 147 1

Родство (семья, родственники) 123 2

Контактные общности Круг товарищей, приятелей, знакомых, единомышленников 35 3

Круг сотрудников, коллег, трудовой коллектив 28 4

Круг людей определённого рода занятий (студент, учащийся, получающий знания) 24 5

Профессиональные группы (врачи, преподаватели, учителя, юристы, учёные и др.) 15 8

Круг одноклассников, однокурсников 11 9

Номинальные (условные) общности Люди с определёнными качествами (хорошие, позитивные, добрые, надёжные, верные, творческие, порядочные, адекватные) 19 7

Люди позитивного стиля и образа жизни (люди с интересами, ищущие справедливости, карьеристы, законопослушные граждане) 15 8

Большие социальные группы и общности Духовно-религиозные общности (верующие, христиане, церковь) 20 6

Возрастные социально-демографические общности (сверстники, молодёжь, старшее поколение) 11 9

Половые социально-демографические общности 3 12

Общности по месту жительства (россияне, мурманчане, северяне) 9 10

Общности по этническому, национальному признаку (славяне, русские) 4 11

Стратификационные, статусные группы (средний класс, рабочий класс) 2 12

Итого 466 -

(1), с кем нет взаимопонимания, «общего языка» (2) - всего 71 наименование.

Значительная часть опрашиваемых признала как «несвоих» людей определённого стиля и образа жизни, прежде всего лиц девиантного (44 упоминания) и преступного поведения (35): людей, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость, употребляющих алкоголь или наркотики (35), гомосексуалистов или иных представителей сексуальных меньшинств (5), извращенцев (2), живодёров (2), преступников/криминальные элементы, хулиганы, воры, убийцы, мошенники, коррупционеры, экстремисты (31)/и нарушителей закона (4).

Это также люди с определёнными (в данном случае негативными) личностными качествами: эгоисты и индивидуалисты (8), злые (4), плохие (3), безответственные (3), разгильдяи (2), буйные

(2), меркантильные (2), завистливые (2), лицемеры (1), психически неуравновешенные (1) - всего 28 упоминаний.

В эту категорию вошли лица, с которыми у респондентов отсутствует взаи-

мопонимание (21), а также враги (18) и недоброжелатели (2). К чуждым общностям отнесены те или иные неформальные объединения - нацисты (2), фашисты (1), скинхеды (1), готы (1), растаманы (1), иные «неформалы» (2) - всего 8 упоминаний; а также представители других поведенческих и мировоззренческих «кругов» - националисты (4), клубная молодёжь (2), гопники (2), быдло (1)

- всего 9 упоминаний.

Некоторые большие общности и группы были отнесены к категории, с которой у респондентов отсутствуют идентичности, - стратификационные, статусные группы, представители которых -чиновники (11), политики (6), правящая элита (4), правительство (2), начальники

(2) - всего 25 упоминаний. К ним примыкают общности, характеризуемые по имущественному положению, - бомжи (3), люмпены (2), безработные (1) -6 наименований.

Важный критерий определения «несвоих» - духовно-религиозный. Для 17 респондентов духовно чужды люди, не яв-

ляющиеся христианами (5), неверующие люди (4), сектанты (4), мусульмане (3), сатанисты (1).

В 15 случаях опрашиваемые имеют негативную идентичность с социальнодемографическими общностями - возрастными (11), половыми (4); в 12-ти - с общностями по национальному признаку

- нерусскими (7), лицами кавказской национальности (2), американцами (1), китайцами (1), арабами (1); в 8 - по месту жительства - иностранцами (6), всеми россиянами (2); в 7 - с массовыми общностями - прохожими (5), пешеходами (1), покупателями (1).

В ряде случаев к «чужим» были отнесены представители непосредственного социального окружения респондентов -их товарищи, приятели, знакомые (27), соседи (4), а также первичных групп -друзья (4) и родственники (3), социально-профессиональных общностей - студенты, учащиеся (3), коллеги (3), люди определённой профессии - продавцы, гастарбайтеры, преподаватели, офисные работники, обслуживающий персонал (5). Два респондента в качестве «несвоих» указали представителей силовых структур - полицейских (1) и судебных приставов (1) (табл. 2).

Итак, в качестве «несвоих» групп и общностей респонденты воспринимают в первую очередь людей, с которыми отсутствуют тесные социальные связи, а также лиц девиантного и асоциального поведения, имеющих, кроме всего прочего, негативные личностные качества и неприемлемое мировоззрение. Для значительной части опрошенных в категорию «чужих» вошли представители непосредственного социального окружения респондентов - товарищи, приятели, знакомые. Вышеуказанное подтверждает тот факт, что за пределами узкого числа лиц, с которыми осуществляются непосредственные социальные

взаимодействия, идентификации становятся гораздо слабее и проявляются значительно реже.

Таким образом, «они», или те, с кем отсутствуют отождествления у опрошенных, - это незнакомцы, неродные, посторонние люди, имеющие алкогольную или наркотическую зависимость, являющиеся преступниками и нарушителями закона, а также безответственными, эгоистичными, злыми, завистливыми, меркантильными. Данные индивидуумы выступают врагами или недоброжелателями респондентов, с ними отсутствует взаимопонимание и «общий язык», они имеют высокое или, напротив, низкое социальное положение, не верят в Бога, не являются русскими по национальности или людьми одного с респондентами возраста или пола.

В результате сопоставления характеристик «своих» и «несвоих» общностей формируются дихотомии: родные - неродные, хорошие - плохие, законопослушные - преступники и девианты, верующие - неверующие, русские - нерусские и т. п. Механизм конструирования свойств данных общностей осуществляется посредством типизации и присвоения им взаимоисключающих, противоположных оценок и качеств. На основе полученных данных можно сделать вывод, что респонденты противопоставляют себя и свои группы неким «они» посредством симпатии к своему окружению (и, тем самым, - к себе) и антипатии ко всем остальным, априори худшим в сравнении с практически идеальными «мы».

Подводя итог идентификационным процессам, происходящим в Мурманской области, заключим, что социальная идентичность граждан как следствие выделения из социального окружения «своих» и «несвоих» групп и общностей связана, главным образом, с непосредственным окружением индивидов. Данные общно-

Таблица 2. Распределение чуждых, «несвоих» общностей и групп

Тип общности, группы Основания общности «Они» Кол-во Ранг

Первичные группы (группы непосредственного общения) Дружба (друзья, подруги) 4 17

Родство (семья, родственники) 3 18

Контактные общности Круг товарищей, приятелей, знакомых 27 5

Круг профессионалов (преподаватели, продавцы, гастарбайтеры, офисные работники, обслуживающий персонал) 5 16

Соседи 4 17

Круг коллег, сотрудников 3 18

Круг людей определённого рода занятий (студенты, учащиеся) 3 18

Силовые структуры (полицейские, судебные приставы) 2 19

Номинальные (условные) общности Круг незнакомых, посторонних, неродных, близких, с кем отсутствует общение 71 1

Девианты (люди, имеющие алкогольную или наркотическую зависимость, сексуальные меньшинства, извращенцы, живодёры) 44 2

Преступники (криминальные элементы, хулиганы, воры, убийцы, мошенники, коррупционеры, экстремисты, нарушители закона) 35 3

Люди с негативными качествами (плохие, безответственные, буйные, разгильдяи, эгоисты, индивидуалисты, меркантильные, злые, завистливые, лицемеры, психически неуравновешенные) 28 4

Круг лиц, с которыми нет взаимопонимания, «общего языка» 21 7

Круг врагов, недоброжелателей 20 8

Представители негативных поведенческих и мировоззренческих кругов (националисты, клубная молодёжь, гопники, быдло) 9 12

Представители неформальных объединений (нацисты, скинхеды, готы, просто неформалы) 8 13

Большие социальные группы и общности Стратификационные, статусные группы (начальники, чиновники, политики, правящая элита, правительство) 25 6

Духовно чуждые общности (неверующие, нехристиане, сектанты, мусульмане, сатанисты) 17 9

Общности по этническому, национальному признаку (нерусские, лица кавказской национальности, американцы, китайцы, арабы) 12 10

Возрастные социально-демографические общности (дети, молодёжь, старшее поколение) 11 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общности по месту жительства (россияне, иностранцы) 8 13

Массовые общности (покупатели, прохожие, пешеходы) 7 14

Общности по имущественному положению (бомжи, люмпены, безработные) 6 15

Половые социально-демографические общности 4 17

Итого 377 -

сти оцениваются респондентами исключительно через позитивные характеристики. В связи с этим мы можем констатировать, что при разграничении «своих» и «несвоих» групп значимыми являются не только признаки родства и непосредственного социального окружения, но и симпатии и антипатии, представления о должном и недолжном, одобряемом и не-одобряемом в поведении индивидов.

Важнейшими первичными группами, которые составляют основу социаль-

ных идентичностей граждан Мурманской области, являются друзья и семья, где их представители с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, постигают нормы и ценности, осваивают социально одобряемые модели поведения, усваивают основы социальной солидарности. Однако можно говорить о том, что «радиус доверия» северян заканчивается там, где участниками взаимодействия становятся не только враги и недоброжелатели, но и неродные, не-

близкие люди, а также лица девиантного или преступного поведения, иного вероисповедания, люди с негативными личностными качествами. Отношение к

данным лицам может служить фактором социоструктурного напряжения и источником социальных конфликтов на Кольском Севере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абельс, Х. Ирвинг Гофман: техники презентации [Электронный ресурс] / Х. Абельс. - Режим доступа: q.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/abels/r_abels1(hoffmann).html#22

2. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию [Текст] / пер. с англ. О.А. Оберемко; под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

3. Миграция населения по потокам [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Режим доступа: http:// murmanskstat.gks.ru/

4. Национальный облик Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// murmanskstat.livejournal.com/10374.html

5. Новости b-port. 2012. 14 июня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b-port. com/guest/item/82775.html#ixzz2W2T9FH8c

6. Процессы идентификации российских граждан в социальном пространстве «своих» и «несвоих» групп и сообществ (1999 - 2002 гг.): Мастер-класс проф. В.А. Ядова [Текст] / Российская благотворительная организация «Иноцентр». - М.: Аспект-Пресс, 2004. - С. 61-62.

7. Численность населения [Электронный ресурс]: Мурманская область: статистический ежегодник. - Режим доступа: http://murmanskstat.gks.ru/

8. Численность населения на начало 2012 года и в среднем за 2011 год [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. - Режим доступа: http://murmanskstat.gks.ru/

9. Tajfel, H. Differentiation Between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations [Text] / H. Tajfel. - London: Academic Press, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.