Научная статья на тему 'Социальная деятельность приходского духовенства в условиях огосударствленной православной церкви в Российской империи XIX в'

Социальная деятельность приходского духовенства в условиях огосударствленной православной церкви в Российской империи XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
632
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / СИНОД / SYNOD / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / SOCIAL SERVICE / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / PARISH CLERGY / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ФУНКЦИИ / ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВОМ / FUNCTIONS DELEGATED BY THE STATE / CLERGY / PAROCHIAL GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зубанова Светлана Геннадиевна

В статье исследуется опыт имперской России XIX в. в создании условий для социальной деятельности приходов Русской Православной Церкви (РПЦ). Рассматриваются формы служения РПЦ, направленные на оказание помощи нуждающимся, а также исторические уроки социальной практики РПЦ. В статье обосновывается, что социальная деятельность церкви не должна мешать ее основным религиозным функциям, а партнерские отношения государства и РПЦ в социальных проектах должны способствовать улучшению жизни народа и его духовно-нравственному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITIES OF PARISH CLERGY IN CIRCUMSTANCES OF GOVERNMENTALIZING OF ORTHODOX CHURCH IN RUSSIAN EMPIRE OF 19 TH CENTURY

The article deals with the experience of the Russian empire of the 19 th century in creating the conditions for social activities of the Russian Orthodox Church. The author describes such types of the Russian Orthodox Church activities aimed at helping those in need as helping the poor, coordinating the work of poor-houses, collecting donations, supporting parochial schools, poor houses, orphanages, hospitals, construction and reconstruction of churches. The author analyzes the role of the parochial patronages in the charity and social service activities, as well as in the moral and spiritual education of the population. The work of the well-known members of the clergy which forms a part of the Russian Orthodox Church and Russian history in general is given as an example of the above mentioned activities. The article extensively covers the responsibilities of parish priests, the difficulties which they come across, and highlights the reasons for the negative attitude towards the clergy in the late 19 th early 20 th centuries. The author summarizes the historical lessons of the social activity of the Russian Orthodox Church. The article provides grounds for the opinion that the social activities of the Church should not interfere with its main religious functions, and the partnership of the state and the Russian Orthodox Church in the social projects should contribute to the improvement of people’s life and their moral and spiritual growth.

Текст научной работы на тему «Социальная деятельность приходского духовенства в условиях огосударствленной православной церкви в Российской империи XIX в»

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕР

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОГОСУДАРСТВЛ В РОССИЙС

КОГО ДУХОВЕНСТВА АВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РИИ XIX В.

)анова

Кафедш^социальной работы Российский государственный социальный университет (1 ул. ЮбилейндЛк5А, г. Люберцы, Московская обласГь,

Люберцы) 140011

В статье исс сяопыт имперской России XIX вжв создании условии для социальной дежельноски®риходов Русской Православн|йПерКвШ(РПЦ)- Рассматриваются формы/уЖ№^ПЦ, направленные на оказание ПоМаЩ^нуждающимся, а также исторические уроКи социальной практики РПЦ^^трть^юбосновывается, что социальная тельное* церкви не должна мешать е£'^сновЬыМрелигиозным функциям, а парт-ггношения государства и РПЦ^геоциаЪьных проектах должны способствовать улучшению жизни народа и его духовно-нравственному росту.

Ключевые слова: Российс социальное служение, благ ство, церковно-приходски

перия, Русская Православная Церковь, Синод, ть, духовное сословие, приходское духовен-ьства, функции, делегированные государством.

В последнее десятилетие отмечается все возрастающий интерес российских и зарубежных исследователей к истории Русской Православной Церкви. Разные периоды развития нашего государства осмысливаются по-новому; а именно: с учетом того, что развитие нашего государства неразрывно связано с историей РПЦ, так как православие является основополагающей вероисповедной и культурной традицией русского народа, а в синодальный период РПЦ была законодательно определена «господствующей и главенствующей» (1). К проблемам исторической роли РПЦ в России обращались в своих трудах последнего времени современные исследователи - Дорская А. (2),

Семашко А. (3), Пашенцев Д. (4) и другие. Среди работ по церковной истории особое место занимают исследования в рамках научного направления «социальное служение РПЦ».

В настоящей статье рассмотрим данный достаточно ограниченный ареал социального служения Русской Православной Церкви, когда мы говорим о ее макро- и микродименциональной диаконии (5), то есть\^ом,как сама Церковь социально служила обществу и как под ее сенью социальная деятельность развивалась руками ее чад: членов царскойсемьиЁ благотворителей, меценатов и филантропов, просто добропорядочных^скорыстных православных членов российского общества XIX

Социальное служение РПЦ в XIX в. осущеЕрвл^ось духовным сословием всех иерархических уровней: и монашествующим духовенством, и приходскими священнослужителями. Учитывая ^ограниченный формат статьи, остановимся только на проблеме социальног венства.

Основными задачами РПЦ^а^сиходском уровне по осущест социального служения былиЧоцвпигшие христианской морали ности у членов общества; товыЩрние уровня грамотности ы^ро, на его духовное возрастанщ^^атриотические чувства. шо оказался в трудной жизненной ситуации. Церковь стремилась не

го служения приходского духо-

нию ее вен-яние м, кто осто оказывать помощь нуждающимся, не разбирая причин нищеты, бродяжничества, попрошайничества и прочее. Она стремилась к тому, чтобы искоренить причины, порождавшие зло: проблемы нищенствующих решались предос-тавлениемкнм^Ьрможности зарабатывать себе^а^ЙЯнь, и лишь отчасти -подачей милостыни; проблемы искоренения преступности решались не просто изолированием преступника от общества, а тем, что священник занимал-вным врачеванием осужденных, чтобы антисоциальный образ жизни вторился.

ославной Церкви включало в себя создание ществ, приютов, домов трудолюбия, кото-пособия церковной благотворительно-унеядства, не снимали бы обязанности с телей в старости, а родителей - заботиться о своих детях и воспитывать их. Кроме того, Церковь стремилась по возможности помочь своему народу в периоды тяжелых испытаний, бедствий, неурожаев и крайней нужды. В таких ситуациях Распоряжения Святейшего Синода предписывали приходскому духовенству: 1) во всех Церквях... отслуживать дополнительный молебен к Господу Богу и Пресвятой Богородице с прошением; 2) устанавливать специальный сбор пожертвований при богослужениях; 3) .храмам - выделять из своих средств денежные пособия для нуждающихся; 4) учреждать под председательством архиерея специальные Комитеты из духовных и светских лиц для сбора и распространения пожертвований, устройства бесплатных столовых, открытия особых приютов для

оциальное служение П личных благотворительны рые придерживались пр сти не развивали праз взрослых детей опекать р

детей без крова и пропитания; 5). Публиковать в «Церковных Ведомостях» подробные отчеты о расходовании всех видов пожертвований (6).

Приходское духовенство в XIX в. уделяло значительное внимание в своем социальном служении воспитанию и повышению духовно-нравственной культуры простого народа. Если настоятелю храма удавалЖь^реди паствы своего прихода добиться соблюдения правил христианскойХиз™' этот приход становился примером для подражания. К основным^з^этих правил относились следующие: посещение храма для исповеди и причастия; воздержанная жизнь и добропорядочные отношения в семье; трудолюбие; христианское благотворение и прочие христианские правила.

Большую роль приходского духовенства^^изниоощества XIX в. подтверждает и такое обстоятельство: когда какой-либо подданный империи писал обращение или прошение в государственные учреждения, он должен был подписываться так: «жительство им«ю Якиманской части прихода

Церкви Успения Божия Матери этого послания как бы ссыла. щенника. Об ответственн своих подопечных свидетельств ние будущему великому по ки находиться под неустанным надзором местного был обязан регулярно доносить губернатору о поведе

'ря 1816г.).» (7). То есть автор своего поручителя - приходсксго свя-ительстве) священника за поведение т, например, и такой факт, как предписа-. Пушкину в период Михайловский ссыл-

енника, который однадзорного.

осковской духовной се-иста на каникулы пору-ускник, за поведени-рядов с последующим

Также правила поведения для воспитаннико минарии предусматривали в случае отпуска семи чительсхво^священнику прихода, куда напра' ем и соблюдением всех необходимых отчетом инспектору (8).

архиве Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР^ГБ) сохранены отчеты и справкиприходских настоятелей о том, какой образ жизни вели те или иные граждане, временно пребывавшие на террито-и, находящейся в веденниЕоЛредаденного приходского священника. Например, «Церковь и Кап^ 2^Пехотной дивизии выдает свидетельство о том, что Антон-Франц-АлекваЯдр Вайгель с 1836 до 1840 гг., пребывавший в Западной Сибири, соблюда^се церковные обряды» (9). Подобные справки свидетельствуют о том, что вопрос о вероисповедании носил не просто формальный характер, важной была истинная воцерковленность членов общества в России XIX в.

Особенно нелегкой категорией нуждающихся, с которой приходилось много работать приходскому духовенству, были нищие. В XIX в. нищие подразделялись на 2 категории: первые - нищие-бродяги, промышлявшие нищенством при наличии здоровых рук и готового материала для труда; вторые -нищие-бедняки, нуждой выгоняемые на уличное попрошайничество. Нищими-бродягами становились крестьяне-погорельцы, а также те, кого за недоимку лишали последних средств жизни; а также крестьяне, просрочившие в

городе паспорт и не нашедшие средств на выписку нового. «В России, как и во всякой другой стране, могут быть бедные, но бедности непризренной, улич-ною нищенства, особенно в столицах, быть не должно», - такой точки зрения придерживались историки середины XIX в. (10).

Очевидно, что приходская община не всегда располагала можностя-ми для того, чтобы обеспечить трудом всех нуждающихся ил беспечить их потребности пожертвованиями. В 1838 г. был учрежден^сси Комитет по разбору и призрению просящих милостыню, в об дила организация деятельности Работных домов: п прошение милостыни и передавала задержанных в

С утверждением «Положения о приходских п стала активно развиваться приходская

которого вхо-задерживала за ные дома. ительствах» в 1864 г. ельность. Приходские

попечительства состояли из местного (по выбору). Статья 568 «Положен определяла их обязанности, кас ние средств для учреждения в юта и других благотворите хода возможных пособий, погре рядке кладбищ (11).

Цель Попечительств, согласно «Положению», был готворительной^Нартоятель храма, при котором во, должен был привлекать к делу благотворите тому в большинстве случаев ¡ельств была энергичной и' отворительности вытек ской общины, жизнь которой не могл атского участия и деятельн й приход, который не за лся не достигающим цели своего Приходские Попечитель тельство новых храмов, возвед

росты церкви и прихожан ходских попечительствах» так иального служения: 1) изыска-де школы, больницы, богадельни, при-ений; 2) оказание бедным людям при-ие неимущих умерших, содержание в по-

щественности. ходски приходской

льно бла-валось Попечительст-широкие круги об-орительность при-ной. Необходимость христианской приход-без нравственного обще-щи тем, кто в ней нуждался. Цер-е делами благотворительности, начения.

собирали средства на ремонт или строи-жилья для духовенства, создание в при-

ходах школ, больниц, богаделен, приютов, на оказание материальной помощи бедным, содержание в порядке кладбищ. Попечительства принимали меры к повышению нравственного начала паствы, к искоренению разных пороков: например, под их воздействием в епархиях прекращалась торговля спиртными напитками.

Основным источником поступления средств были добровольные пожертвования прихожан (кружечные сборы), взносы благотворителей; домовые, квартирные сборы; пожертвования на заздравные и заупокойные обеды; взносы за пенсионеров в богадельнях и приютах; вещественные пожертвования. Организацией сборов пожертвований с концертов, лотерей и проч. -сами общества не могли, считая такой способ приобретения доходов не соотносимым с учением РПЦ. Обязательные сборы взносов с членов Попечи-

тельств (от 1 рубля до 5 руб. в год) в целом составляли небольшую сумму, всего около 9% денежного прихода, в среднем это 177 руб. в год на каждое Попечительство. Это первый источник попечительских денежных средств (12).

Более значительным был второй источник попечительских денежных средств - пожертвования от учреждений и частных лиц, которые составляли около 50% денежного дохода. ^^ ^Г^

Третий источник доходов - кружечные сборы. Он^^авали^ среднем 71 руб. на каждое церковно-приходское попечительство. Имелись приходы и с минимальными суммами кружечного сбора, чтоЛсчиталось следствием недостаточного нравственного и духовного просвещения паствы, не совершающей благотворительных акций и пожертвований. Например, сумма кружечного сбора в одной из воронежских церквей составляла в среднем 260 руб. в год (при наличии сравнительно небольшого прихода и бедности прихожан), а в другой церкви - 12-® руб^ год (при многолюдности и зажиточности прихода).

Четвертый источник денежных^редств для церковно-прихо, чительств - сборные книжки, выдаваемые духовной консисто циального назначения. Например, из 15-ти Воронежских поЛ^ кими книжками пользовались 9. Сборы по ним давали в год на каждое попечительство.

Пятый источник доходов ЦПП составляли про капиталов, которые равнялись в среднем по 81 в Воронежском попечительстве общая сумма вс чительств за все отчетные годы составила 1 венноюсех^опечительств за 1 год - 13

попе-спев та-руб. в

ты с попечительских в^год. Например, приходских попе-19 коп., соответст-ого попечительства в

ись на вспомоществование но проживающих в нем не

констатируют постоянный рост и ств и собранных ими пожертвований на ьшинства епархий. Приходские попечи-школы, оказывали материальную помощь расходуя, как правило,

среднем - 879 руб. в год. Средства

причем не принадлежащи меце£ гЬда (13).

тчеты обер-прокурора рковно-приходских попеч различные приходские нужды тельства содержали прика

бедствующим церковно- и священнослужителям, 1/5-1/6 часть на благотворительные цели.

Многие представители приходского духовенства XIX в. вошли в историю России. В их числе - священник Христорождественской церкви в Санкт-Петербурге Александр Гумилевский (1830-1869), который «получил известность своею деятельностью приходского пастыря: посещал приюты разврата и нищеты и спас не одну гибнувшую душу; организовал множество приходских учреждений с благотворительной целью и братств... Он выступал как проповедник и публицист, принимая участие в "Страннике", где вел отдел "Заметки приходского священника", позднее он имел свой журнал "Дух христианина" (14). Другой пример народного пастыря и проповедника - на-

стоятель Андреевского собора в Кронштадте - протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829-1908), канонизированный Русской Православной Церковью За Рубежом (РПЦЗ) - в 1964 г., а РПЦ - в 1990 г. Приведем еще один пример пастыря и духовного наставника своих подопечных - это приходской священник Знаменской церкви Санкт-Петербурга - Никольский Александр Тимофеевич (1821-1876 гг.) - выпускник Санкт-Петербургской духовной Академии, преподаватель духовных учебных заведений. Свою пастырскую деятельность отец Александр «посвятил призрению бедных, распространению образования среди низших слоев населения, борьбе со злоупотреблениями в приходском управлении и в приходских попечительствах. С этой целью он основал несколько благотворительных учреждений в приходе Знаменской церкви, куда привлек широкую публику; принимал деятельное участие в устройстве воскресцыхшкол..» (15).

Подобные примеры самоотверженного служения духовенства на церковных приходах в эпоху Российской империи встречались повсеместно. Не случайно часто называют XIX ъе\в истории нашего Отечества «золотым веком русской святости».

Приходское духовенство в XIX в. в зависимости от уровня жизни приходской паствы имело разные возможности для осуществления миссии социального служения. Материальное положение многихЕприходовЕбыло крайне бедное, о чем свидетельствуют некоторые донесения настоятелей церквей в Московскую Духовную Консисторию: например, о невозможности оплачивать труд певчих" ■ отсутствии из-за этого певчего^ораВ храмах (16), а также о невозможности самых доступных первоначальных видов социальной помощи: содержание богадельни, приюта, школы, лечебницы.

Попечительства заботились о благоустройстве церкви и благосостоянии чта, о школах, богадельнях и^Ьм^ши бедным прихожанам. В отчетах их приходских попечитейь|кв за^884 г. значатся статьи расходов крытие школы технического рисования и графических искусств на 20 че-век; усиление средств церковной библиотеки; раздачу бедным; содержание престарелой и больной прихожанки в богадельне; наем помещения для приюта бедных; пособия приходским бедным перед праздниками; пособия при бракосочетаниях; содержание сироты; содержание 35 девочек-дочерей бедных прихожан в училище (17).

Обратим внимание на сведения о том, как реально обстояли дела со сбором пожертвований: в 1884 г. в 29 приходах было собрано средств на дела общественной благотворительности - 34 171 руб. 43 коп., на оказание помощи бедствующим и детям, на раздачу милостыню - 21 637 руб. 58 коп., на благотворительные учреждения - 5 846 руб. 20 коп. (дешевые квартиры, библиотеки, медицинская помощь) (18).

Деятельность церковно-приходских попечительств Петербурга характеризовалась аналогичной активностью. Там первые приходские благотворительные общества появились в 1862 г., а к 1874 г. их уже действовало 21.

воре-елей, цер-ности по-прихода. При ществах огова-тся без письменных

состоянии был добыть себе достаточно средств для своег старости, увечью, болезни, многосемейности и т. п.

Несмотря на то, что результаты деятельности печительств были везде различными, все-таки в представляли осо^ю «едва ли не самую скро благотворительности... Но при скромности у!^ размеров своей деятельности, церковно-при весьма большое значение, достигая в

м те, которых достигали ройству благотворительные учре

реимущество приходскихЕпопеч о они функционировали п ва справедливости, любви и ос

Помимо выдачи пособий деньгами, одеждой и пищей они строили богадельни и старческие приюты, приюты для призрения и воспитания детей, воскресные школы и дешевые квартиры, а некоторые (как Преображенское благотворительное общество) доставляли бедным заказы и поденную раб

Во всех приходских благотворительных обществах делам ния заведовал Совет, состоящий из приходских священнос, ковного старосты и из членов общества, принявших на печителей о бедных. Председательствовал в Совете этом в Уставах о многих приходских благотворител ривалось то, что действия Совета и совещания про формальностей.

Главным в деятельности была проверка положения просителя. С этой целью каждый приход делился на участки, вверяемые одному или нескольким попечителям. Эти попечители и юыли%осредниками между бедными и администрацией общества. Бедные через них заявляли о своих нуждах, а Совет через них собирал сведения о бедных. Во всех приходских благотворительных обществах было твердо установлено, что в отношении бедных помощь должна распространяться только на неимущих, то есть таких, кто не в

ществования по

приходских по-ве случаев они рму общественной его существования и попечительства имели ере результатов не менее важ-по средствам и блестящие по уст).

льств состояло прежде всего в том, ью^церкви, воспитывающей святые чувст-ания к ближнему. Кроме того, в концентрированной группе прихода всегда лучше видны потребности и нужды его членов; здесь есть полная возможность лично узнать нуждающихся и точно определить размеры их нужды, а также степень прав того или иного нуждающегося на определенный вид помощи.

Историк начала XX столетия Н.П. Гиляров-Платонов, который высоко оценивал роль приходских попечительств в деле социального служения обществу, утверждал, что вся политическая организация русской земли должна начинаться с прихода и примыкать к нему (20).

Опираясь на тот факт, что большинство русского общества в XIX в. активно участвовало в церковно-приходской жизни, ученый предлагал приход сделать «выборным средоточием». Вместе с тем социальное служение приходского духовенства было сопряжено с большими трудностями, вызван-

ными масштабами подведомственной территории и многогранностью его деятельности - как основной (богослужебной), так и по поручению правительственного Синода. На приходского священника возлагалась ответственность за морально-нравственное состояние всего населения (1000-1500 душ) территории, прилегавшей к храму.

К трудностям организации социального служения приходского духовенства следует отнести и общую картину состояния жизни народа. Так, в пореформенный период в городах России считались малоимущими те, кто зарабатывал в месяц до 35 рублей, а в сельском хозяйстве*- до 25 рублей. Рацион и бюджет «средней» незажиточной семьи в 1870-90-е гг. - 25 руб. в месяц - были хорошей платой для семейной пары без детей или при наличии одного ребенка. На семью из шести человек для приготовления обеда (щи и каша) и ужина (каша) надо было купуда^фунта мяса (60 коп.) и 8 фунтов печеного хлеба (16 коп.), чая и сахара (8 кЬп.у. Итого, прожиточный минимум в день - 84 коп., а в месяц 25руя|^20лоп. Можно было использовать и более дешевое мясо последнегвсярта по 10-12 коп. за фунт (211^олуча-лось так, что на покупку одежды и обуви средств не оставалось. В крестьянских больших семьях нередко било по 12 детей. Земля дедиластпожислу душ, при этом не учитывались члены семьи женского пола. Поэтому многодетные семьи с большим числом лиц женского пола просто бедствовали.

В периодических изданиях 2-й половины XIX в^ (22)\ередки заметки и статьи о неудовлетворительном, бедственном состоянии некоторых церковных учреждений и приходов, а также о том, что утвержденная норма прихожан на одного священнослужителя слишком велика. Подвергались обсуждению и вопросы о том, что иногда приход с тысячным населением насчитывал несколько деревень с отдаленно|Гью«l0—20 верст от церкви, что ста-крайне тяжелое положение приходского священника, не успевавшего посещать всех членов своего прихода, исполняя их требы.

ногогранная деятельность приходского духовенства в XIX в. требова-строгой отчетности по регистрации актов гражданского состояния: рождения, крещения, вступление в^раки смерти. В архивных Фондах РГБ монастыря Оптина Пустынь находится «Записка неустановленного лица» (23), выражающая объективну^^ценку состояния церковно-приходской жизни 2-й половины XIX в. после сокращения числа приходов. В ней отмечается, что в церковных приходах «угасает дух и свет Христов» из-за неудовлетворительного социально-бытового положения приходского духовенства.

Давая объективную оценку деятельности приходских попечительств, нельзя не сказать о том, что имели место и негативные факты в добывании денежных доходов ЦПП: иногда с населения собирались денежные сборы за отсутствие на богослужениях. Например, в Верейском уезде Московской губернии взимался денежный сбор со всех, кто не был в период Великого поста на исповеди. Были случаи, когда некоторые священники распространяли этот сбор и на детей младше семи лет (24). Можно предположить, что дан-

ные факты были предвестниками тех серьезных проблем, которые возникли во взаимоотношениях РПЦ и общества в начале XX в.

Действительно, выполняя различные делегированные государством функции (регистрация актов гражданского состояния, обучение населения грамоте, совместный с полицией контроль за соблюдением морально-нравственных правил православной жизни как то: запрещение публичных зрелищ, маскарадов, спектаклей и др.), приходское духовенство лишапосъщвзможности полноценно заниматься основной (богослужебной) деятельностью, и все менее оно имело возможности влиять на умонастроения российского общества.

В заключение отметим, что приведенным анализом не исчерпывается все многоплановое социальное служение Православной Церкви, но даже небольшая часть представленных материалов свидетельствует о том, что многие виды, формы и методы социального служения РПЦ на приходском уровне остаются актуальными и сегодня в связи с тем, что современная практика социальной деятельности РПЦ стремительно расширяет свои параметры. Партнерство государства и церкви в решении самых насущных проблем общественной жизни стала характерной чертой нашего времени.

Вместе с тем нельзя забывать двум социальным институтам (государству и церкви) уроков собственной истории: революционные события начала XX в. свидетельствовали о фиаско РПЦ в глазах ^родд^менно^о той причине, что в ее ей государств чески доказано вольно организаци тивно о

ции, делегированные деятельности. Истори-ставаться формой добро-новные функции по ак можно более эффек-

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

льности стали превалировать ф ерб основной (богослужебной социальное служение должн стной помощи нуждаю ения социальных пробл ествлять государство.

прИМЕЧА

^З—Р^^^А ,84,-Т. 1.-Ч. ,-С 42.

Дорская А.А. Государственнре^Ецрковиое право российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. - СПб., 2004.

Семашко А.Г. Современные тенденции в практике правового регулирования государственно-церковных отношений // Теодицея. Альманах. - Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - № 4. - С. 68.

Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX века.: Дис. ... канд. ист. наук. - М.: РГСУ, 1995. Зубанова С.Г., игумен Лука (Степанов), Патюлина Н.Д., Рузанова Н.П. Социальное служение Русской Православной Церкви: вопросы истории, теории и практики. - М., 2013. - С. 21.

Нижегородские Епархиальные Ведомости. - 1891. - № 17.

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. 663. - Оп. 1. -Д. 230. - Л. 5.

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). - Ф. 275. -К. 34. - Д. 35. - Л.16.

(9)

(10)

(11) (12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(13)

(14)

(15)

(16)

(17)

(18)

(19)

(20)

(21)

(22)

(23)

(24)

Там же. - Ф. 213. - К. 2. - Д. 9. - Л.8.

Бочечкаров Н. О нищенстве и разных видах благотворительности / Архив исторических и практических сведений по России. - СПб., 1859. - С. 10; Гиляров-Платонов Н.П. Вопросы веры и церкви // Сб. ст. 1868-1887 гг. - М., 1906. - Т. 2. - С. 108. Собрание узаконений. - 1864. - № 78. Благотворительная Россия. - СПб. - Т. 1. - Ч. 1. - С. 15. Отчет Покровского Попечительства (1893-1896 гг.). - М., 1897. Зубанова С.Г. История социальной работы: исторический яЛыг социальной деятельности РПЦ в синодальный XIX век. - М., 2007. - С.^ Там же. - С. 111.

Зубанова С. Социальное служение Русской праводл51|юй Церкви в XIX веке. - М., 2009. - С. 87. ^^

Никольский А.Н. Церковно-общественные вопро1ы_д^риходских попечительствах // Православное образование. - 1879. - С. 151*

Статистика приходской благотворителрноНиМвсквы // Детская помощь. - 1885. -С. 3.

Вестник благотворительности. -«99. ^Щ^г- С. 2. Зубанова С. Социальное служение в России: исторический опыт, те основы, современная практикЯ^М , 2^13. - С. 131.

Обзор социально-экономическогоустройства в дореволюционнойРоЦии // оци-альное обеспечение. - 1990. - С. 1. Православное обозрение. - 1874. - С. 389. ОР РГБ. - Ф. 2Ж - К. 107. - Д. 47. - Л. 4.

Центральный^ государственный исторический арх^|^1 е (ЦГИАМ). -

Ф. 62. - ОпД^т!^. - Л.4.

REFERENCE

Rossiyskoy imperii [Coll 1842, vol. 1, part 1, p. 42. orskaya A.A. Gosudarstvennoe odeystviya i vzaimovliyaniycm State operation and interaction issueS]j!rPe Semashko A.G. Sovrei

еские

Russian empire]. St. Peters-

vnoe~pravo rossiyskoy imperii: problem vzai-church law of the Russian empire: co-rsburg, 2004.

sii v praktike pravovogo regulirovaniya gosu-darstvenno-tserkovnyh ^jnosheniy^Teodetsiya. Almanah [Theodicy. Anthology]. Pyatigorsk: PGLU, 2013, no.

(4) Pashentsev D.A. BlagotvoriWlnaya deyatelnost Russkoy pravoslavnoy tserkvi vo vtoroy polovine XIX- nachale XX veka [Charity activity of the Russian Orthodox Church in the second half of the 19th - at the beginning of the 20th century]. Diss. ... PhD in history. Moscow: RGSU, 1995.

(5) Zubanova S.G., abbot Luka (Stepanov), Patyulina N.D., Ruzanova N.P. Sotsialnoe sluz-henie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: voprosy istorii, teorii i praktiki [Social service of the Russian Orthodox Church: historical, theoretical and practical issues]. Moscow, 2013, p. 21.

(6) Nizhegorodskie Eparhialnye Vedomosti [Nizhny Novgorod Diocesan Bulletin]. 1891, no. 17.

(7) State Archive of the Russian Federation (GARF), f. 663, op. 1, d. 230, l. 5.

(8) Manuscripts Department of the Russian State Library (MD RSL), f. 275, k. 34, d. 35, l. 16.

(9) Ibid., f. 213, k. 2, d. 9, l. 8.

(10) Bochechkarov N. Arhiv istoricheskih i prakticheskih svedeniypo Rossii [Archive of historical and practical data relating to Russia]. St. Petersburg, 1859, pINiO^Gilyarov-Platonov N.P. Sbornik statey 1868-1887 [Collection of articles o%j86l-1887]. Moscow, 1906, vol. 2, p. 108.

(11) Sobranie uzakoneniy [Collection of laws]. St. Petersburg, 1864, 1

(12) BlagotvoritelnayaRossiya [Charitable Russia]. St. Petersburgn^ol. Impart 1, p. 15.

(13) Otchet Pokrovskogo Popechitelstva (1893-1896) [Pokrov^koyeiGuardianship Report (1893-1896)]. Moscow, 1897, p. 2.

(14) Zubanova S.G. Istoriya sotsialnoy raboty: istorichesky opyt sotsialnoy deyatelnosti RPTs v sinodalny XIX vek [Social service histQryThi.st|fciijpf experience of Russian Orthodox Church activities in the synodal XIX_celtury].'Moscow, 2007, p. 110.

(15) Ibid., p. 111.

(16) Zubanova S.G. Sotsialnoe sluzhenie RUkkoy PJbvoslavnoy Tserkvi v XIX veke [Social service of the Russian Orthodox Church S_th§^9h century]. Moscow, 2009, p. 87.

(17) Nikolskiy A.N. Pravoslavnoe obTazovame - Orthodox Education, 1879, p

(18) Statistika prihodskoy blagoivGntynosti'Moskvy, Detskaya pomosch [Childre^help]. Moscow, 1885, p. 3. f |

(19) Vestnik blagotvoritelnosti [ChintylBulletin], 1899, no. 1, p. 2.

(20) Zubanova S. Sotsialnoe sluzhenie v Rossii: istoricheskiy opyf tedrftichffkie osnovy, sovremennayapraktika [Social service in Russia: historical eXpernce^iieoretical basis, modern practjjc£].*oscow: GRSU publishing house, 2013^r 131^^

(21) Obzor sotsiatno^onomicheskogo ustroystva v dorevflyutsionnoy Rossii, Sotsialnoe

Filial security]. Moscow, 1990, p. 34. J

ozrenie [Orthodox review], Mosc^w_H74,2 p. 389. , k. 107, d. 47, l. 4.

¡torical Archive of Mosc f. 62, op. 1, d. 7448, l. 4.

SOCIAL ACT IN CIRCUMSTA OF ORTHODOX CH

PARISH CLERGY GOVERNMENTALIZING SSIAN EMPIRE OF 19th CENTURY

S.G. Zubanova

Department of Social Service of Russian State Social University

(Lyubertsy branch) Yubileynaya Str., 5, Lyubertsy, Moscow region, Russia

The article deals with the experience of the Russian empire of the 19t century in creating the conditions for social activities of the Russian Orthodox Church. The author describes such types of the Russian Orthodox Church activities aimed at helping those in need as helping the poor, coordinating the work of poor-houses, collecting donations, supporting parochial schools, poor houses, orphanages, hospitals, construction and reconstruction of churches.

The author analyzes the role of the parochial patronages in the charity and social service activities, as well as in the moral and spiritual education of the population. The work of the well-known members of the clergy which forms a part of the Russian Orthodox Church and Russian history in general is given as an example of the above mentioned activities.

The article extensively covers the responsibilities of parish priests, the difficulties which they come across, and highlights the reasons for the negative attitude towards the clergy in the late 19th - early 20th centuries. The author summarizes the historical lessons of the social activity of the Russian Orthodox Church. The article provides grounds for the opinion that the social activities of the Church should not interfere with its main religious functions, and the partnership of the state and the Russian Orthodox Church iVthp^oeial projects should contribute to the improvement of people's life and their mQai\id spiritual growth.

Key words: Russian empire, the Russian Orthpaax^hhrch, the Synod, social service, charity, the clergy, parish clergy, parochial guardianlhipfTu^tions delegated by the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.