УДК 37.01 Н. И. Ляпунова
социальная детерминация в обществе частной инициативы
Рассматривается трансформация представлений о педагогической и социальной детерминации в связи с социальным переустройством общества. Отмечается, что детерминация в «обществе частной инициативы» - это способ решения социальных противоречий на индивидуальном уровне, а не формула, по которой можно решать проблему гуманизации общественных отношений. Ключевые слова: социальная детерминация, внутренняя детерминация, внешняя детерминация, гуманистическая концепция.
The social determination in the society of a private initiative. NATALYA I. LYAPUNOVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The article considers the process of the fundamental changes in social determination concerning the subjects of educational activities in modern society. The author comes to the conclusion that the social determination in the society of a private initiative is rather a way of resolving social contradictions at the individual level than the formula which could be used to solve the problem of the humanization of social relations.
Key words: internal and external determination, social determination, humanistic conception.
Либерализация общественных отношений в нашей стране не могла не отразиться на образовательной деятельности вузов. Как и большинство потрясающих современное общество, насаждаемых «сверху» реформаций, либеральные идеи до конца еще не поняты и не приняты в образовательной среде и социумом. Тем не менее они активно культивируются, программируя деятельность самих педагогических систем и их участников.
Характерной особенностью таких преобразований является разрушение действующих стереотипов мышления и поведения всех субъектов образовательного процесса, происходящее на фоне отсутствия (точнее, инверсии) социальной детерминации не только в материальной, но и духовной сфере1. После длительных «застойных» лет социальной защищенности и жесткого регламентирования как в образовательной, так и производственной среде наступил период релаксации, кажущегося освобождения от механистического социального детерминизма.
Универсальный механизм, позволявший более или менее интегрировать цели (ценностные установки) образовательных систем и социума, обеспечивая тем самым продвижение специалистов по служебной лестнице, утрачен. Более того, он
1 Деркач А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Москов. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2004. 752 с. (Серия «Психологи отечества»).
не адекватен в контексте современной культуры. Удастся ли запустить новый механизм, действующий по принципу современного социального детерминизма, сутью которого может быть выражение: «Помоги себе сам»?
Предлагаемое в качестве «максимы» правило поведения в современном социуме вовсе не означает, что образовывающийся индивид и общество теперь не заинтересованы друг в друге. По-прежнему образовательная деятельность интегрирует и воплощает интересы социума и его индивидуумов, изменились лишь принципы и условия этого действа. Можно считать, что в рамках современных образовательных проектов решается один из вариантов извечных философских проблем - части и целого, свободы личности и общечеловеческих ценностей, коллективного и индивидуального и т.д.
Как пытались решать такие проблемы в дореформенный советский период? Педагогическая деятельность того времени носила просветительский характер. В разрабатываемых образовательных моделях познавательная функция была доминирующей, а деятельность субъектов педагогического процесса ориентирована на жесткую внешнюю детерминацию. Более того, детерминация педагогическая трансформировалась далее в социальную. По сути, человек получал право на бесплатное образование и не нес никакой ответственности за свой вклад в него, т.е. создавалась ложная социальная
ЛЯПУНОВА Наталья Ильинична, кандидат химических наук, доцент кафедры общей, неорганической и элементорганической химии (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Ляпунова Н.И., 2013
социальная детерминация в обществе частной инициативы
Н. И. ЛЯПУНОВА
установка на «учебу без напряжения» (сохранившаяся и в настоящее время).
В стабильные годы «развитого социализма» такой подход был практически безальтернативным. Проблемы были связаны лишь с выбором технологий обучения, позволявших качественнее или еще качественнее социализировать индивида. В итоге образовательные программы были переполнены информационным материалом, деятельность субъектов образовательного процесса - заалгоритми-зирована. В производственной сфере специалисты также не могли выйти за пределы технократического планирования. В результате индивидуальные характеристики личности в обществе «культурной и духовной стандартизации» нивелировались.
Наступивший кризис и социальные сдвиги, с ним связанные, перевернули с ног на голову (или с головы на ноги) представление о механизмах не только мотивации, социализации в образовательной среде, но и социальной детерминации в обществе. Социальный детерминизм в современном обществе не линейный, а стохастический. Это -неопределенность, изменчивость, противоречивость, непредсказуемость в поведении индивидов, составляющих какое-либо сообщество или микросоциум.
На фоне этого в рамках образовательных систем решаются «проблемы соразмерности потребностей и возможностей личности и сверхсложного и непредсказуемого социума»2. Как всегда, теоретики страдают наивностью и близорукостью (или дальнозоркостью?). Если реальность настолько сложна и мир иррационален, то нужно быть оптимистом, чтобы надеяться разрешить проблему интеграции внутренних и внешних взаимодействий образовательных систем даже на уровне целеполагания.
Для начала общество должно спрогнозировать варианты собственного развития хотя бы на какой-то определенный срок, а уж затем формулировать требования (основания) для педагогической деятельности вузов. Сложность таких прогнозов и формирования этих требований (социального заказа общества) обусловлена тем, что невозможно отразить существующую реальность, «запечатлеть ее в кадре» раз и навсегда. В последнее время в сознании людей трансформировалось само понятие «общества». Раньше это понятие ассоциировалось с понятием «государства». Теперь мировые политики пытаются «обустроить» «мировой город» или «деревню», а свершившийся факт свободного перемещения по всему земному шару позволяет мечтать будущим выпускникам о возможности работать в любой точке планеты. Эти ощущения
2 Указ. соч., с. 26.
подкрепляются вовлечением человечества в вихрь и хаос мирового виртуального пространства.
Характеризуя современную социокультурную обстановку в мире, обычно используют термины: «эпоха глобальных трансформаций», «эпоха кризиса планетарного масштаба», сложнейших социокультурных перемещений, глобализации и столкновения цивилизаций, космополитизма и технократии, наконец, «эпоха потребления» и поклонения золотому тельцу.
Характерные черты нашего времени - недолговечность, быстротечность, новизна, разнообразие и, самое существенное, бесконечное ускорение (и не только внешнее). Нас призывают к «инновациям» - всюду, как будто они спасут цивилизацию. На смену машине приходит новая, затем супермашина, затем их комбинации. Технический прогресс с каждым днем потребляет все больше высококачественного топлива: знаний, информации. Происходящая нынче информационная революция куда масштабнее научно технической революции.
Как осознать тот факт, что за один год накапливается столько же уникальной информации, сколько собиралось ее за последние пять тысяч лет? При этом каждые два года она удваивается. Это означает, что информация, полученная студентом на первом году обучения, к третьему году обучения устаревает. Став специалистами, они будут работать с технологиями, которые сегодня еще не разработаны, и решать задачи, которые еще не считаются задачами или проблемами. Некоторые из специальностей, которые в будущем будут востребованы, сегодня еще не значатся в вузовских образовательных программах.
Перечисляя реалии современного цивилизованного общества, нельзя игнорировать социальное переустройство в нашей стране, повлиявшее не только на политический, социально-экономический, но и на нравственный климат в обществе. Изменившиеся условия общественной жизни выдвигают новые требования к подготовке специалистов. Образовательные системы должны реагировать на изменяющийся спрос на рынке труда и обеспечивать стартовые возможности своим выпускникам. А им, в свою очередь, предстоит работать в условиях неопределенности, нестабильности, отсутствия наставничества как формы адаптации молодых специалистов, дестандартизации материальной и духовной, прагматизма и нравственной деградации.
А это значит, что для человека, вступившего в профессиональную деятельность, детерминирующую роль будут играть его личностные качества. На первый план выходит воспитательная функция образования. В определении образовательного
СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
статуса теперь сознательно отбрасывается термин «профессиональное образование». Студенты получают просто высшее образование. С позиций личностно-деятельностного (компетентностного) подхода выстраиваемый самим социализирующимся субъектом «образовательный маршрут» должен быть длиной во всю жизнь, т.е. образование должно быть непрерывным, а личность активной3.
Для активно социализирующегося субъекта решающую роль теперь играет внутренняя, а не внешняя детерминация. Внешняя детерминация, как считают теоретики, допускается только в силу необходимости обеспечить жизненное «снаряжение» личности, не входя в противоречие с ее «суверенностью»4.
При этом термин «внутренняя детерминация» преподносится в связке с термином «гуманизация». Однако современные гуманистические идеи имеют совсем не ту полуромантическую окраску, какую придавали им в «застойные времена». Теперь под гуманизацией понимается идея совершенствования человека с целью укрепления его жизненных сил ради выживания.
Такое «заземление» гуманистических принципов, взаимопроникновение высоконравственного гуманистического начала и «низменного» социального представляет собой декларативную отмену внешней детерминации, а по сути - это всего лишь способ решения социальных противоречий на индивидуальном уровне. В современном обществе внешняя детерминация проявляется порой еще более агрессивно, чем в дореформенные времена.
На рынке труда правит закон «невидимой руки». В некоторых сферах деятельности специалистов откровенно и цинично «покупают». Повсюду внедряется балльно-рейтинговая система оценки труда. Подчиняясь своим законам, в социальной среде действует «естественный отбор».
Можно ли на основании перечисленного утверждать, что мы освободились от жесткого механистического детерминизма, считающегося неприемлемым в гуманистическом обществе? Означает ли вышесказанное, что гуманистическая идея нашла свой социальный спрос в «обществе частной инициативы»? Можно ли научить человека быть «творцом» своей судьбы? Есть ли в современной образовательной среде соответствующие условия и специалисты для этого? Станем ли мы свидетелями дальнейшего расслоения общества не только по уровню материального достатка, но и по личностным, своего рода кастовым признакам? Наконец, не является ли усиление воспитательной функции обучения манипуляцией, по сути «механическим жестом», вмешательством в личную жизнь, а переживание этого факта - погружением в «море экзистенционализма»? Как обозначить так называемые границы личной суверенности? Вернее всего то, что детерминизм в любой форме лишает человека свободы, но это уже другая философская категория.
3 Указ. соч.
4 Указ. соч., с. 88.