Научная статья на тему 'Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению'

Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5221
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» / БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / THE EDUCATIONAL MODULE «SOCIAL SAFETY OF THE PERSON» / THE BACHELOR OF FORMATION IN A DIRECTION «050100 PEDAGOGICAL EDUCATION» / SOCIAL SECURITY / SOCIAL EMERGENCIES / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молодцова Евгения Юрьевна, Ребко Эльвира Михайловна

В статье раскрыты основные представления о социальной безопасности в различные периоды исторического развития, приоритетные направления обеспечения социальной безопасности. Обозначена нормативно-правовая база, регулирующая вопросы социальной безопасности на территории Российской Федерации. Обоснованы современные подходы к обучению социальной безопасности специалистов, раскрыта сущность и содержание понятия «социальная безопасность в современном мире». Определена система внешних и внутренних связей личности, общества и государства социальной безопасности. Представлены направления формирования подготовки студентов к обеспечению социальной безопасности. Раскрыто содержание образовательного модуля «Социальная безопасность человека» подготовки бакалавров образования по направлению «050100 Педагогическое образование», дисциплины и задачи. Представлены компетенции формируемые у студентов в результате обучения по данному модулю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Молодцова Евгения Юрьевна, Ребко Эльвира Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY: BASIC CONCEPTS AND APPROACHES TO LEARNING

In article there is basic knowledge of social safety during the different periods of historical development, important directions of maintenance of social safety. The legislative base regulating questions of social safety in territory of the Russian Federation is designated. There are modern approaches to training of social safety of experts, the essence and the concept maintenance «social safety in the modern world» is opened. System of external and internal communications of the person, society and the state of social safety. Directions of formation of preparation of students to maintenance of social safety are presented. The maintenance of the educational module «Social safety of the person» of preparation of bachelors of formation in a direction «050100 Pedagogical education», disciplines and problems. Are presented the competence formed at students as a result of training on the given module.

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению»

УДК 372.8

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М.

В статье раскрыты основные представления о социальной безопасности в различные периоды исторического развития, приоритетные направления обеспечения социальной безопасности. Обозначена нормативно-правовая база, регулирующая вопросы социальной безопасности на территории Российской Федерации. Обоснованы современные подходы к обучению социальной безопасности специалистов, раскрыта сущность и содержание понятия «социальная безопасность в современном мире». Определена система внешних и внутренних связей личности, общества и государства социальной безопасности. Представлены направления формирования подготовки студентов к обеспечению социальной безопасности. Раскрыто содержание образовательного модуля «Социальная безопасность человека» подготовки бакалавров образования по направлению «050100 - Педагогическое

образование», дисциплины и задачи. Представлены компетенции формируемые у студентов в результате обучения по данному модулю.

Ключевые слова: социальная безопасность, чрезвычайные ситуации социального характера, безопасность жизнедеятельности, образовательный модуль «Социальная безопасность человека», бакалавр образования по направлению «050100 - Педагогическое образование».

SOCIAL SECURITY: BASIC CONCEPTS AND APPROACHES TO

LEARNING

Molodtsova E.Yu., Rebko E.M.

In article there is basic knowledge of social safety during the different periods of historical development, important directions of maintenance of social safety. The legislative base regulating questions of social safety in territory of the Russian Federation is designated. There are modern approaches to training of social safety of experts, the essence and the concept maintenance «social safety in the modern world» is opened. System of external and internal communications of the person, society and the state of social safety. Directions of formation of preparation of students to maintenance of social safety are presented. The maintenance of the educational module «Social safety of the person» of preparation of bachelors of formation in a direction «050100 - Pedagogical education», disciplines and problems. Are presented the competence formed at students as a result of training on the given module.

Keywords: social security, social emergencies, life safety, the educational module «Social safety of the person», the bachelor of formation in a direction «050100 - Pedagogical education».

Анализ современных научных междисциплинарных исследований о безопасности жизнедеятельности и о социальной безопасности в частности позволяет выделить основные этапы формирования данного направления в различные периоды исторического развития.

В античной цивилизации, где система ценностей в гражданском коллективе имела гуманистическую направленность, социальная безопасность гарантировала соблюдение всех политических прав и свобод, а также социально-экономические и духовные условия достойного существования каждого своего члена.

В рамках механистической картины мира социальную безопасность изучали мыслители эпохи Возрождения и философы Нового времени. Это позволило выразить подходы к социальной безопасности в следующем - «право индивида на самосохранение является нерушимым и поэтому можно отказаться сражаться за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам индивида».

Основы естественного права, сформулированные в эпоху Просвещения, легли в основу теории прав человека и гражданина, в соответствии с которой закон был одинаков для всех и устанавливал точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли и слова.

Представления о социальной безопасности в философии марксизма и различных социологических теориях сформированы в контексте системной картины мира, для которой характерны: наличие сильной власти; порядок и стабильность; действующие законы сохранения единства общества.

Современные исследователи изучают социальную безопасность в контексте диатропической картины мира, где безопасность становится результатом жизнедеятельности разных социальных групп, а ее обеспечение -прерогативой самих социальных субъектов [4].

В совокупности общее теоретическое знание о социальной безопасности, сложившееся в настоящее время, включает следующие научные направления: анализ проблем социальной безопасности на основе системно-личностного подхода; разработка различных аспектов социологии безопасности; анализ социальной безопасности различных уровней: личности, общества, государства и т.д.; формирование правовых основ социальной безопасности; педагогические аспекты подготовки различных возрастных категорий в сфере безопасности жизнедеятельности; проблемы формирования культуры безопасности, как неотъемлемой составляющей современного образования.

В последнее время ученые расширяют исследовательские рамки за счёт обращения к различным проблемам социальной безопасности: концептуализация понятия «социальная безопасность» (Л.П. Буева, В.М. Губанов, Л.А.Михайлов, В.Г.Овсянников, В.С. Поликарпов, А.И. Страхов и др.); анализ и сущность исследования проблемы риска (А.Альгина, О.П. Яницкий, С.М.Никитина, К.А.Феофанова и др.); исследования опасностей и угроз социального характера и их влияния на общество и человека (В.Н. Иванов, В.Н. Ксенофонтов, B.JI. Манилов, C.B. Пронин, В.В. Серебрянников, С. Д. Фишер и др.); исследования проблем социальной политики и социальной защиты населения как важнейших механизмов и способов обеспечения социальной безопасности российского общества (Ф.Н. Бурджалов, В. Д. Виноградов, В.И: Жуков, И.С. Максимов, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова).

На данном этапе исторического развития угрозы социального характера в современном обществе актуализировали идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Концепции национальной безопасности, законах РФ «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и других нормативных актах, предусматривающих подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в социуме, прежде всего, к адекватным действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального происхождения. [3].

Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении - это все направления

обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты безопасности жизнедеятельности в узком значении, в данном случае речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.

Явления и процессы, происходящие в социальной сфере жизнедеятельности, являются результатом имеющихся и формирующихся в самом обществе неразрешимых противоречий и конфликтов, которые приобрели за последние годы глобальный характер. Без выявления этих опасностей и разрешения противоречий невозможно обеспечить не только личную безопасность человека, но и безопасность общества и государства.

Анализ опасностей показывает, что чрезвычайные ситуации социальной направленности, такие как локальные войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, криминал и др., непосредственно формируются в самом обществе, в большинстве своем являются сознательными и целенаправленными, и по своему воздействию на человека и социум являются более разрушительными, чем ЧС природного и техногенного характера.

Несмотря на то, что социальные опасности существовали всегда, термин "социальная безопасность" сравнительно недавно вошел в научный и политический оборот. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов.

В широком смысле понятие "социальная безопасность", отождествляемое с понятием "национальная безопасность", может определяться как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет: социальную независимость государства,

стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения, способность системы социальной защиты к системному саморегулированию,

развитию и совершенствованию, уровень и качество жизни, уровень безработицы, стабильность минимальной заработной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму, безопасность труда, социальное партнерство, уровень социального обеспечения и социального страхования, степень развития социальной сферы и т.д. [1].

Кроме того, термин "социальная безопасность" может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера.

В основе возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера лежат социально-политические, экономические, межэтнические и межконфессиональные противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности человека. Игнорирование этих противоречий, нежелание своевременно решать проблемы современного общественного развития, как всего мирового сообщества, так и отдельных государств и народов, ведет к самым непредсказуемым последствиям и катастрофам - войнам, конфликтам, социальным катаклизмам и пр.

На данном этапе развития социальных опасностей и угроз подготовка специалистов в области социальной безопасности, как части безопасности жизнедеятельности, является актуальной задачей и определяется тем, что именно специалисты системы защиты от ЧС социального характера смогут обучать население элементарным правилам безопасности в социуме и формировать культуру безопасного поведения, которая позволит не только избежать последствий таких опасностей, но и в итоге предотвратить их.

В число профессиональных компетенций будущего педагога включены: умение создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, владение способами предупреждения асоциального

поведения и правонарушений, умение соблюдать основные требования безопасности и др.

Формирование готовности к обеспечению социальной безопасности осуществляется в рамках обучения студентов по следующим направлениям:

- подготовка к обеспечению безопасности в социальной среде - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми;

- подготовка к обеспечению личной безопасности в условиях опасной, экстремальной ситуации социального характера (теракт, насилие, ограбление, массовые беспорядки и т.д.) - правила поведения человека, при которых незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества;

- подготовка к обеспечению информационно-психологической безопасности - осознание личностью негативных информационнопсихологических воздействий (социальные конфликты, политический и религиозный экстремизм) и владения способами информационнопсихологической самозащиты, соблюдение правил психогигиены;

- подготовка к обеспечению социально-криминальной безопасности -защищенность от физического насилия, защищенность личного имущества;

- обеспечение социальной безопасности образовательного учреждения -сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера [2].

Данные направления реализуются в учебно-воспитательном процессе через систему аудиторных занятий в модуле «Социальная безопасность человека», который относится к числу дисциплин предметной подготовки бакалавра по направлению- «050100 - Педагогическое образование» и

разработан в рамках стандарта третьего поколения. В модуле рассматривается современное состояние системы «Государство - Общество - Человек», принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания. Данный модуль следует рассматривать как обеспечивающий фундаментальные знания о ЧС социального характера, их классификации, основных характеристиках, закономерностях и психологических аспектах проявления, мерах и способах защиты от них.

В рамках данного модуля изучаются следующие дисциплины:

- «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них»;

- «Основы антитеррористической деятельности»;

- «Социальная безопасность личности, общества, государства».

В основу содержательных направлений учебных дисциплин модуля «Социальная безопасность человека» вошли удачно сформулированные В.М.Губановым содержательные линии безопасности жизнедеятельности, как научной дисциплины: 1. Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных социальных опасностей. 2. Реализуясь в пространстве и во времени, социальные опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них -актуальнейшая социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек. 3. Безопасность -это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым на данном этапе можно смириться.

Данный модуль рассматривает все социальные опасности, с какими может столкнуться человек в процессе социального взаимодействия.

Дисциплины модуля раскрывают теоретические аспекты безопасности жизнедеятельности; источники, механизмы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций социального характера; объекты воздействия,

классификацию, а также способы защиты от них. Подчеркивается влияние на безопасность социума экономических, политических, межэтнических,

конфессиональных и других отношений, информатизации общества, войн и военных конфликтов.

В задачи дисциплин модуля входит:

- изучение студентами общих характеристик различных чрезвычайных ситуаций социального происхождения, их последствий;

- приобретение студентами знаний, умений и навыков по защите жизни и здоровья в условиях опасных чрезвычайных ситуаций социального происхождения;

- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации социального происхождения, определять способы защиты от них;

- умение ликвидировать последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей.

В результате изучения программ модуля студенты должны знать:

- основы безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС социального характера;

- ЧС социального характера, их классификацию, характеристики и закономерности происхождения;

- аспекты ЧС социального характера, социальные и психологические характеристики личности безопасного типа;

- органы системы безопасности жизнедеятельности, принципы их построения и функционирования;

- способы коллективной и индивидуальной защиты в ЧС социального характера;

уметь:

- организовывать и методически правильно проводить занятия по основам безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС социального характера в учебных заведениях;

- применять способы защиты от ЧС социального характера на практике и обучать им учащихся;

- вырабатывать у студентов привычки безопасного поведения в условиях ЧС социального характера.

Для успешного освоения дисциплин включены материалы, раскрывающие фундаментальные и эмпирические аспекты социальной безопасности с разных позиций.

Анализ различных аспектов социальной безопасности свидетельствует о многогранности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения, что в который раз подтверждает необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к обеспечению безопасной жизнедеятельности в социуме, и на сегодняшний момент не вызывает сомнений, т.к. в итоге позволяет осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения, учащихся и определять безопасный и здоровьесберегающий стиль их жизнедеятельности.

Список литературы

1. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Москва: изд-во Дрофа, 2007. 288 с.

2. Кисляков П.А. Механизм формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С.18-22.

3. Михайлов А.А. Опасности социального характера и защита от них / А.А. Михайлов, С.В. Петров, П.А. Кисляков. М.: Русский журнал, 2009. 252 с.

4. Тарасенко Е.П. Основные подходы к исследованию социальной безопасности молодежи // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Ставрополь, 2010. С. 174-176.

References

1. Gubanov V.M. CHrezvychajnye situatsii sotsial'nogo kharaktera i zashhita ot nikh. Moscow: publishing house the Bustard, 2007. 288 p.

2. Kislyakov P.A. Fundamental'nye issledovaniya, no. 4 (2011): 18-22.

3. Mikhailov А.А., Petrov S.V., Kislyakov P.A. Opasnosti sotsial'nogo kharaktera i zashhita ot nikh [Danger of social character and protection against them]. М: Russian magazine, 2009. 252 p.

4. Tarasenko E.P. Аktual'nye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i zashhity naseleniya i territorij v chrezvychajnykh situatsiyakh. Stavropol, 2010. pp.174-176.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Молодцова Евгения Юрьевна, доцент кафедры социальной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Наб. р.Мойки, д.48, г. Санкт - Петербург, 155908, Россия e-mail: molod.eiu@mail.ru

Ребко Эльвира Михайловна, доцент кафедры социальной безопасности,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Наб. р.Мойки, д.48, г. Санкт - Петербург, 155908, Россия e-mail: Elvira_rebko@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Molodtsova Evgeniya Yurevna, Associate Professor of department of social safety, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor

Herzen state pedagogical university of Russia 48, Nab. r.Moyki, St.-Petersburg, Russia e-mail: molod.eiu@mail.ru

Rebko Elvira Mihailovna, Associate Professor of department of social safety, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor

Herzen state pedagogical university of Russia 48, Nab. r.Moyki, St.-Petersburg, Russia e-mail: Elvira_rebko@mail. ru

Рецензент:

Маликова Т.В., доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.