Научная статья на тему 'Социальная безопасность и проблемы становления социального партнерства в сфере трудовой миграции'

Социальная безопасность и проблемы становления социального партнерства в сфере трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
676
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткачева Нина Алексеевна

В статье рассматриваются новые подходы к категории «социальная безопасность» в системе национальной безопасности государства, анализируются угрозы неконтролируемых миграционных процессов как фактор социальной безопасности, предлагается механизм безопасного взаимодействия посредством становления системы социального партнерства в сфере трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность и проблемы становления социального партнерства в сфере трудовой миграции»

- 2007. - № 7. - С. 59.

14 См.: Итоговый отчет о выполнении в 2007 г. «Программы профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, противодействия незаконному обороту наркотиков на 2005-2009 гг. в городе Оренбурге». - Оренбург : Агентство ПРЕССА, 2008.

- С. 57-58.

15 См.: Итоговый отчет о выполнении в 2007 г. «Программы профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, противодействия незаконному обороту наркотиков на 2005-2009 гг. в городе Оренбурге». - Оренбург : Агентство ПРЕССА, 2008.

- С . 54.

Н. А. Ткачева

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

В статье рассматриваются новые подходы к категории «социальная безопасность» в системе национальной безопасности государства, анализируются угрозы неконтролируемых миграционных процессов как фактор социальной безопасности, предлагается механизм безопасного взаимодействия посредством становления системы социального партнерства в сфере трудовой миграции.

Ключевые слова: социальная безопасность, национальная безопасность, миграция, социальное партнерство.

Национальная безопасность является одним из основных факторов стабильного развития государства, общества и отдельных его членов. Процесс глобализации, охватывающий и современную Россию, ставит перед руководством страны в обеспечении национальной безопасности новые задачи, в том числе в области социальных угроз, связанных с усложнением миграционных процессов.

Национальная безопасность РФ как сложная система предстает во взаимосвязи трех ее основных элементов: национальных интересов, угроз национальной безопасности и защиты от них. Только реализация всех элементов в комплексе может обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.

Рассматривая национальные интересы России в качестве базового понятия современной практики и теории международных отношений, следует осознавать, что мощь государства в значительной мере определяется его внутренним социальнополитическим состоянием и социально-экономическим потенциалом. Во внутриполитической сфере национальные интересы России заключаются в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; в обеспечении гражданского мира и национального согласия, правопорядка; в завершении процесса становления демократического общества. Реализация данных интересов позволит сформировать основу поступательного развития личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности.

В числе угроз национальной безопасности можно выделить:

- угрозы, связанные с ослаблением системы государственного регулирования и контроля, несовершенством правовой базы и отсутствием сильной государственной политики в социальной сфере, со снижением духовно-нравственного потенциала общества, являются основными факторами, способствующими росту преступности,

особенно ее организованных форм, а также коррупции;

- угрозы в социальной сфере предопределяются глубоким расслоением общества, увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, ростом безработицы;

- угрозы здоровью и жизнедеятельности народа включают кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, алкоголизацию и наркотизацию населения. Последствиями глубокого социального кризиса являются деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения;

- угрозы, возникающие в результате национальных противоречий, нарушения прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межкон-фессиональных и межэтнических конфликтов.

В Концепции национальной безопасности России не отражены в полной мере угрозы, предопределяемые усложнением миграционных процессов. Данный аспект присутствует в другом базовом документе - Концепции развития Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел РФ, где конкретизируется угроза неконтролируемых миграционных процессов в рамках анализа усиления активности международных преступных сообществ, которые используют мигрантов для контрабанды наркотиков, вовлечения в преступные группировки.

Бесспорно, всякое миграционное перемещение содержит в себе реальную или потенциальную угрозу безопасности, поскольку, во-первых, продолжительные во времени миграции разрушают привычные социальные связи на территории выбытия. Общество сталкивается с проблемами «утечки мозгов», демографической и социально-профессиональной деформацией структуры общества, возвратная миграция привносит образцы чужой культуры. Во-вторых, миграционные потоки оказывают давление на социальные связи в местах прибытия, нередко давление носит внезапный характер и в случае значительного числа мигрантов может стать чрезмерным, нарушить систему сложившихся социальных отношений принимающего общества. В-третьих, происходит формирование сети социальных связей этнически и культурно чуждых принимающему обществу. Это приводит к столкновению этнических стереотипов и норм поведения.

По результатам проведенного социологического исследования отношения населения малых северных городов к мигрантам, автор пришел к выводу, что относительно небольшие социумы с их развитым групповым самосознанием считают угрозу сложившимся традиционным отношениям вполне реальной и связывают ее, прежде всего, с нежеланием иммигрантов адаптироваться к новым условиям. Это формирует социальную напряженность в местах повышенной концентрации мигрантов, локальные вспышки этнических конфликтов, рост ксенофобии.

В области обеспечения и защиты национальной безопасности ведущим и первичным субъектом является государство. В то же время, субъектами обеспечения национальной безопасности могут выступать и выступают различные объединения граждан: политические партии, общественные организации, коммерческие структуры. Однако их участие, в значительной степени, ограничено правовым статусом и нормативными актами, регламентирующими их деятельность.

Большое значение сегодня, по мнению С. А. Фомина, и с этим следует согласиться, приобретает создание гражданами самодеятельных общественных структур для поддержания общественного порядка, самозащиты граждан и самого общества (групп самообороны, структур в поддержку деятельности правоохранительных орга-

нов, природоохранных общественных организаций). На государство в данном случае возлагается обязанность стимулировать коллективное участие граждан в обеспечении национальной безопасности1. Полагаю, что только взаимодействие всех вышеперечисленных субъектов позволит защитить личность, общество и государство от реальных и потенциальных угроз.

В Концепции национальной безопасности России выделяется группа интересов, затрагивающих «гуманитарную сферу» - вопросы общественной, социальной и духовной безопасности личности и общества2. Важно отметить, что в ней присутствуют два разноуровневых компонента: общественная безопасность и безопасность человека (личности).

Общественная безопасность в РФ определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями3.

Из данного определения следует, что цели и задачи обеспечения общественной безопасности определяются характером потенциальных и имеющихся угроз, т. е. условий и факторов, создающих реальную или потенциальную опасность жизни, здоровью, гражданским и политическим правам и свободам граждан, собственности, государственным и общественным институтам, функционирование которых обеспечивает условия жизнедеятельности граждан, общества или государства.

К сожалению, в базовых документах, очерчивающих круг проблем безопасности, практически не уделяется внимания социальной безопасности, более того, не разводятся понятия «общественная безопасность» и «социальная безопасность». Социальная (общественная) безопасность в широком смысле отражает социальные требования и гарантии предупреждения опасности, угрожающей личности (личная безопасность), обществу (общественная безопасность), отдельной группе (коллективная, групповая безопасность). Включение в данный контекст безопасности государства совпадает с интерпретацией национальной безопасности в современной ее трактовке.

В последние годы активно предпринимается попытка принять законопроект «О социальной безопасности и социальном развитии». В нем находим достаточно размытую трактовку социальной безопасности: «социальная безопасность определяется как состояние общества, в том числе всех основных сфер производства, социальной сферы, охраны внутреннего конституционного порядка, внешней безопасности, культуры, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ - материальных, санитарно-эпидемиологических, экологических, психологических и иных, определяющих качество жизни человека и общества в целом, и гарантируется минимальный риск для жизни, физического и

- 4

психического здоровья людей» .

Можно согласиться с синонимическим рядом понятий «общественное» и «социальное» в том случае, когда социальное обозначает все то, что относится к обществу вообще в отличие от природы. В то же время исследователи подчеркивают, что «социальное» имеет свое содержание и поэтому смешение понятий общественного и социального нецелесообразно»5.

Не вдаваясь в подробный анализ данных категорий, автор поддерживает точку

зрения Л. Л. Мехришвили о том, что «родовое свойство общественного - взаимодей-

^ 6

ствие, родовая категория социального - деятельное взаимодействие» .

К. Г. Барбакова конкретизирует понятие «социального», подчеркивая, что «социальное представляет собой ориентацию на активность личности, на взаимодействие групп, личностей, трактуя личность как субъекта исторического действия, как субъекта общественных отношений»7. Таким образом «социальное» - это категория «субъектного». Обеспечение социальной безопасности подразумевает «деятельное взаимодействие» всех субъектов. Механизмом деятельного взаимодействия может выступать социальное партнерство.

Социальная жизнь сегодня отличается динамикой и характеризуется новыми приоритетами. Одним из таких приоритетов выступает человек, соотношение его интересов с интересами общества и государства. С. А. Фомин справедливо отмечает, что «человек при этом ставится в центр проводимых исследований и иных мероприятий - как главная социальная ценность»8.

Соглашаясь с точкой зрения А. А. Прохожева и И. А. Кармановой о необходимости формирования новых подходов к исследованию безопасности в свете современных концепций развития, детерминирующих переход от узкого понятия национальной безопасности к всеобъемлющей концепции безопасности человека, т. е. стремлением заменить безопасность стран и территорий безопасностью людей9, автор убежден в целесообразности более детальной разработки термина «социальная безопасность».

Социальная безопасность, на мой взгляд, должна включать не просто защиту человека, а создание условий для его способности к воспроизводству и совершенствованию жизни посредством взаимонаправленных социальных действий личности, общества и государства как субъектов безопасности. Только при таком подходе к социальной безопасности будут защищены жизненно важные потребности и интересы личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, гарантирующие поступательное развитие человека, общества и государства.

Как мы видим, безопасность не существует в отрыве от общечеловеческой деятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, главной целью которого является обеспечение своего существования и развития. Высокая значимость функции обеспечения безопасности объясняется тем, что она активно влияет на формирование направлений и возможные уровни развития в той или иной сфере жизнедеятельности.

В ракурсе социальной безопасности необходимо рассматривать и проблемы, связанные с трудовой миграцией. При отсутствии надлежащего контроля со стороны государства миграция приобретает нелегальные формы, становится неуправляемой, что, в свою очередь, ведет к росту социальной напряженности. Как известно, последствия миграции весьма противоречивы. С одной стороны, миграция восполняет нехватку рабочей силы, особенно на непривлекательных рабочих местах, обеспечивает большую сбалансированность на рынке труда, является важным фактором поддержания и расширения производства. С другой стороны, значительное число мигрантов оказывается в, так называемом, теневом секторе экономики и теневой сфере занятости. Нелегальные мигранты нередко формируют этнические сообщества и в ряде случаев выполняют функции связующего звена с криминальными группировками. Оказывая дестабилизирующее воздействие на межэтнические отношения, они способствуют росту социальной напряженности в обществе, угрожают социальной безопасности страны.

Автор считает, что главная организационно-правовая проблема социальной безопасности в сфере миграции заключается в том, чтобы найти форму взаимодействия как коммерческих, общественных, государственных организаций, так и между-

народных учреждений, посредством которой миграционные потоки будут эффективно контролироваться органами власти.

Такой формой, на наш взгляд, может стать социальное партнерство, в рамках которого, основываясь на праве и доброй воле, будут формироваться законодательные нормы, позволяющие принимать справедливые решения и способствовать их практическому исполнению в сфере трудовой миграции, прежде всего. И здесь важно не только формирование правового поля, но и определение соответствующих структур и их активизация как субъектов социального партнерства.

В. П. Солонина обратила внимание на то, что связь миграции с безопасностью

- двусторонняя. Проблема «миграция и безопасность» в аналитическом отношении распадается на две «подпроблемы»: безопасности общностей, обществ и государств, затрагиваемых миграционными потоками, и безопасности людей, образующих эти потоки»10. Действительно, нередко мигранты выступают объектами опасности, поскольку сталкиваются в странах въезда с разными видами экономической, социальной или культурной дискриминации. Тем самым иммигранты оттесняются в нижние социальные страты с типичными для них маргинальными формами поведения. Исследователь обосновано считает, что «мигранты оказываются источником повышенной социально-экономической или криминальной опасности в силу того, что не обеспечена их собственная безопасность, они не охвачены системой социальной защиты, права их в должной мере не охраняются законом»11.

Идея интеграции иностранцев в российское общество на современном этапе его развития становится все более актуальной из-за увеличивающегося количества лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, но постоянно проживающих и работающих на ее территории. Но трудовое право фактически не распространено на иностранных граждан. Социальная направленность трудового права заключается в установлении трудовым законодательством государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ст. 1 ТК РФ). В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 37) устанавливается право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Для правового обеспечения трудовых отношений мигрантов и принимающей стороны и их институализации так же необходимо развивать систему социального партнерства в сфере трудовой миграции.

Социальное партнерство должно базироваться на принципах взаимной ответственности бизнеса, государства и мигрантов. Государство, в целом, отвечает за разработку и реализацию таких нормативных документов, которые исключают возможность развития иждивенческих установок, способствуют самоорганизации, утверждению самоуправления на уровне территориальных поселенческих общностей, исключают возможность снижения качества жизни принимающего населения в результате решения исполнительной власти о компактном размещении вынужденных переселенцев в месте их проживания. В данном случае государством должны гарантироваться права и безопасность не только иммигрантов, но и принимающей стороны, поскольку основной функцией миграционной политики является интегративная функция, обеспечивающая достижение эффективного взаимодействия и гражданского согласия во всех регионах России, учитывающая многообразие интересов всех ее народов, создающая условия для их социального и национально-культурного развития.

Важнейшей проблемой безопасности является поддержание социальной целостности и социальной солидарности. И. А. Жукова, развивая идею солидарности, ак-

центирует внимание на месте в обществе мигрантов, которые должны принять определенную роль в поддержании его ценностей и институтов. «... Принятие определенных правил и норм поведения в качестве общественно приемлемых способствует активизации деятельности интегрировавших эти нормы социальных групп. Задача общества состоит не в «искоренении» или «подавлении» маргинальных способов жизнедеятельности, но главным образом в поисках средств и путей их интеграции в общество или определения их особой ниши в социальной системе12.

С помощью общественного согласия могут утверждаться социальные отношения, которые способствуют отказу от конфронтации и ненависти, развивают партнерство среди граждан, независимо от их экономического, политического, социального положения в обществе, национальной и религиозной принадлежности, страны прибытия.

Решающим основанием возникновения и существования социального партнерства всегда является социальная проблема, в разрешении которой субъекты партнерства имеют свой собственный интерес, причем их интересы могут и не совпадать. Отсюда следует, что социальное партнерство, отражая весь спектр отношений с мигрантами, с одной стороны, и, стремясь к их регулированию, с другой, характеризуется

во-первых, наличием субъектов взаимодействия, интересы которых в своей основе противоположны;

во-вторых, необходимостью осознания взаимодействующими участниками различий своих интересов;

в-третьих, осознанием того, что рыночная экономика реализует новую функцию рыночных трудовых отношений - защиту и реализацию значимых интересов субъектов труда путем образования специальных организационных структур и организации коллективных действий.

Политика социального партнерства как цивилизованная форма общественных отношений, сама по себе не может обеспечить защиту интересов субъектов этих отношений. Она может осуществляться посредством использования системы права.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указано, что «интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина»13.

М. Шугуров выделяет существенное противоречие, характерное для мирового сообщества, - «универсальные по своему формально-официальному статусу права человека оказываются локальными»14. Исследователь подчеркивает, что в современном мире реализуются преимущественно права граждан сильных и богатых государств. Более того, в большинстве стран весь объем прав человека соотносится со «старым» населением, вне правового поля зачастую оказывается вновь прибывшее, нередко инокультурное население - мигранты.

Следовательно, провозглашенная универсальность прав человека не предотвращает социальной дифференциации с последующим созреванием разнообразных конфликтов. Необходимо признать, что реализация прав (естественных, гражданских, социокультурных) зависит от баланса интересов всех сторон и обеспечивающих их социально-политических механизмов, в нашем случае - социального партнерства.

Результаты всякой человеческой деятельности выступают продуктом двух факторов - внутренних движущих сил человека, их активности, а также внешних социальных условий реальной действительности. Характер внутренних движущих сил определяет общее направление человеческой деятельности, постоянное саморазвитие и совершенствование самой личности, а социальные условия этой деятельности

облекают ее в соответствующую форму и придают ей конкретное специфическое содержание.

Обеспечение социальной безопасности в значительной мере предопределит характер внутренних движущих си и общее направление человеческой деятельности, а становление социального партнерства создает социальные условия для формирования солидарности и поступательного развития.

Примечания

1 См.: Фомин, С. А. Обеспечение национальной безопасности / С. А. Фомин. - М. : Флинта : МПСИ, 2007. - С. 32.

2 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300, в ред. указа Президента РФ от 10. 01. 2000 г. № 24) // Рос. газ. - 18 янв. 2000 г.; СЗРФ. 10 янв. 2000 г. - № 2. - Ст. 170.

3 См.: Приказ МВД РФ от 15.03.02 г. № 240 «Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России».

4 Илюхин, В. И. Законопроект «О социальной безопасности и социальном развитии» / В. И. Илюхин, П. Т. Бурдуков // Девятая редакция : экспертный совет по вопросам социальной безопасности и социального развития при Комитете безопасности ГД РФ.- 2000. - дек.

5 Барбакова, К. Г. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве / К. Г. Барбакова, О. М. Барбаков, А. С. Гаврин, Н. А. Костко // Курган: Зауралье, 2005. - С. 78

6 Мехришвили, Л. Л. Социальная политика : концептуальные подходы /

Л. Л. Мехришвили. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2006. - С. 16.

7 Барбакова, К. Г. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве / К. Г. Барбакова, О. М. Барбаков, А. С. Гаврин, Н. А. Костко // Курган: Зауралье, 2005. - С. 79.

8 Фомин, С. А. Обеспечение национальной безопасности / С. А. Фомин. - М. : Флинта : МПСИ, 2007. - С. 9.

9 См.: Прохожев, А. А. Регионы России : социальное развитие и безопасность / А. А. Прохожев, И. А. Карманова. - М. : Новости, 2004. - С. 32.

10 Солонина, В. П. Миграция как фактор социальной безопасности / В. П. Солонина // Социальная модернизация России : итоги, уроки, перспективы : материалы V Международного социального конгресса. - М. : Изд-во РГСУ, 2005. - Т. I. - С. 24.

11 Там же. - С. 26.

12 См.: Жукова, И. А. Миграция как социальная и научная проблема / И. А. Жукова // Социальная модернизация России : итоги, уроки, перспективы : материалы V Международного социального конгресса. - М. : Изд-во РГСУ, 2005. - Т. I. - С. 12.

13 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300, в ред. указа Президента РФ от 10. 01. 2000 г. № 24) // Рос. газ. - 18 янв. 2000 г.; СЗРФ. 10 янв. 2000 г. - № 2. - С. 15.

14 Шугуров, М. Современные коллизии прав человека / М. Шугуров // Свободная мысль-ХХ1. - 2004. - № 10. - С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.