РАЗДЕЛ XIV СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 371
Шабанов Артем Геннадьевич
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», profkom ngpu@niail.ru. Новосибирск
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Shabanov Artyom Gennadievich
Senior lecturer of the chair of pedagogics and psychology of the Institute of History, Humanitarian and Social Education of Novosibirsk State Pedagogical University, profkom ngpu@mail.ru. Novosibirsk
SOCIAL ACTIVITY OF THE YOUTH AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
Социально-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности. Именно в период становления личности происходит его адаптация к социальному миру, приобретение свойств и качеств социально зрелого человека.
Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности большинства современной молодежи. Проблема социальной активности молодежи в настоящее время становится все более актуальной. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения. По данным многочисленных социологических исследований известно, что среди любимых занятий современной молодежи лидируют просмотр телепередач и видеофильмов, а также интернет и общение с друзьями, далее с большим отрывом - игры на компьютере, а педагогически организованные формы досуговой деятельности (кружки, экскурсии, чтение книг) значительно уступают тем, что молодые люди выбирают по своему желанию. Выходит, что эти атрибуты образовательного пространства, традиционно организуемые разными образовательными учреждениями для того, чтобы занять подростков и молодежь, отвлечь их от бесцельного времяпрепровождения, дать им дополнительные знания, современные молодые люди переоценивают с позиции значимости для своего социального опыта, тем самым, реконструируя образовательное пространство.
Образовательные учреждения, будучи социальным пространством контактов, создают возможности для реализации активности в сферах
общения и игры, частично - в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана с тем, сколь интенсивно и с кем взаимодействует человек. Направленность реализации активности в учебном заведении, определяясь нормами и ценностями, принятыми в ней, может быть как социально ценной, так и асоциальной, что определяет влияние этого вида взаимодействия на социализацию. Имеющиеся данные показывают, что определенная часть студенческой молодежи не стремится к взаимодействию, а другая, не находя в нем удовлетворения по разным причинам, сводит его к минимуму.
Молодежь должна получать в высшем учебном заведении то, чего им недостает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с более взрослыми. Одинокий, предоставленный сам себе человек, будь то ребенок или взрослый, никогда не будет испытывать чувство душевного удовлетворения. Вузы обладают уникальной возможностью избавить человека от одиночества или, по крайней мере, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития. Вуз может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умения мыслить. Учебный процесс может быть организован таким образом, чтобы побуждать студентов к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера.
Развитие социальных способностей, присвоение обучающимися способов социального и межличностного взаимодействия, являются необходимыми для успешного вхождения и функционирования в современной социальной среде. Решение такой задачи требует создания условий для формирования у студента способности быть субъектом процесса своего социального развития, что включает в себя овладение социокультурными способами межличностного взаимодействия в социальных общностях разного вида и в разных видах совместной деятельности (учение, общение, труд, спорт, искусство, творчество и т.д.).
Таким образом, целью нашего исследования является изучение и анализ педагогической деятельности по развитию социальной активности студентов, выявление условий, способствующих развитию социальной активности.
Данная тема была изучена педагогами в ранние советские годы (П.П. Блонский, A.C. Макаренко, Н.К. Крупская); современными исследователями (Н.Ф. Голованова, Т.Н. Мальковская, Н.Е. Щуркова, В.И. Сперанский, В.И. Слободчиков). Проблемы социализации-индивидуальности многие годы привлекают пристальное внимание психологов (Н.С. Лейтес, Э. Эриксон, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, Д.И. Фельдштейн и др.)
В русском языке слово «активность» образовалось от слова «активный» - энергичный, деятельный, проявляющий усиленное участие в какой-либо деятельности и противопоставляется слову «пассивный» [5, с. 22].
«Социальный» - (от лат.) «общественный». Процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей [1, с.303].
Таким образом, социальная активность - поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личностную структуру.
Понятие социальной активности в философской, социологической, психолого- педагогической литературе многоаспектно и рассматривается как «поведение человека, воспроизводящее или изменяющее условия его жизнедеятельности и развивающее его собственную организационную структуру и психику» (В. Г. Красько); как полезные социальные действия, в основе которых лежат общественно значимые потребности; как деятельное отношение личности к миру, способность участвовать в его преобразовании; как проявление свойств личности в общественной жизни. Социальная активность есть способность школьника как социального существа реализовывать свой нравственный потенциал в процессе общественной деятельности. Являясь свойством личности и ее динамичным образованием, социальная активность имеет разную степень проявления, зависящую от соотношения между социальными обязанностями личности и субъективными установками её на деятельность [7, с.З].
Современный «Социологический словарь» рассматривает социальную активность как совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств [2, с. 8].
Первым понятие «социальная активность» личности употребил в своих работах А. Адлер (1920-е годы). В основе социальной активности личности, по имению А. Адлера, находится «социальный интерес» - потенциальная способность человека идентифицироваться с людьми, оказывать им помощь и поддержку, эмпатически разделять их чувства: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого».
Согласно Э. Фромму, продуктивную активность следует понимать «не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих человеческих потенций». Продуктивная активность по Э. Фромму обязательно выражается в общественно полезной деятельности: «это социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально полезные изменения».
А. Маслоу считает, самоактуализация - это процесс развития способностей, позволяющий человеку достичь своих максимальных высот, процесс самосовершенствования.
Термин «социальная активность личности» в отечественной психологии начинает употребляться лишь с 1960-70 гг. Он употребляется как в широком смысле - в значении деятельность человека в социуме вообще, так и узком смысле слова - общественно полезная деятельность.
В работах И.С. Кона высказывается суждение о том, что социальная активность - это любая деятельность человека с целью оказания влияния на окружающих людей.
По мнению Ф.А. Батурина, социальная активность значительно шире социальной деятельности, ибо наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс - образование стимула, его осознание и необходимость действия, формирование соответствующей установки, выбор оптимального варианта поведения. По мнению В. А. Смирнова, понятие «социальная активность» имеет право на самостоятельное существование только как важнейшая характеристика социальной деятельности. Социальная активность, считает он, является мерой социальной деятельности - мерой в философском смысле, а не просто количественной характеристикой интенсивности этой социальной деятельности.
Л.Н. Коган предложил серьёзное дополнение к этому определению. Он считает, что вопрос о природе социальной активности может быть научно решен лишь в том случае, если она рассматривается как результат развития тех или иных социальных сил. По мнению Л.Н. Когана, «социальная активность - это мера развития сущностных сил социального субъекта» [8, с. 59-60].
М.И. Рожков определяет социальную активность как реализуемую готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленную на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.
Т.Н. Мальковская даёт следующее определение социальной активности: «Социальная активность - интегральное общественное свойство личности, характеризующееся состоянием субъекта в процессе взаимодействия с людьми в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно-значимыми целями» [4, с. 9].
Она проявляется как состояние деятельности, актуальная потребность, преобразующая способность и черта личности. Как особое состояние деятельности, социальная активность характеризуется позитивно ярко выраженной субъективной стороной. Как актуальная потребность, она реализуется в системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность. В качестве преобразующей способности социальная активность проявляется в специальных знаниях, умениях и навыках и как устойчивая черта личности - в целеустремленности, жизнедеятельности, самостоятельности и других сопутствующих качествах.
Социальная активность - динамическое образование: по мере того, как личность приобретает опыт социальной деятельности и включается во все более широкий круг общения, происходит нарастание социальной активности. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными функциями личности в деятельности, являющейся для нее ведущей, и субъективными установками на деятельность и отношения в ней.
Признаками социальной активности как состояния деятельности субъекта являются:
- ее направленность на реализацию социально значимых целей;
- общественно - ценный характер взаимодействия;
- преобразующий, новаторский характер деятельности;
- многоплановость деятельности, позволяющая реализовать потенциальные способности личности.
Признаками социальной активности как устойчивой черты личности являются такие характерологические проявления как целеустремленность, инициативность, ответственность, принципиальность, коллективизм.
В качестве критериев социальной активности Т.Н. Малъковская определяет:
- направленность социальных ориентации молодых людей;
- количественные и качественные показатели деятельности, ведущей для студентов- учебной и общественной, степень ее интенсивности;
- мотивы, побуждающие студентов к взаимодействию с людьми ближайшего окружения (родители, друзья, преподаватели) [4, с. 9].
Социальная активность представляет общественное качество людей, одной из ее характеристик является отношение к социальной среде, которое не всегда выражается в действиях. Ведущая характеристика социальной активности — ее общественная направленность. Социальной активность становится лишь в тех проявлениях, которые выходят за рамки удовлетворения только личных потребностей, реализации чисто личных интересов и выражаются в участии личности в решении тех или иных практических задач, стоящих в данных конкретных общественно-исторических условиях перед обществом. Степень этого участия и определяет то, что можно назвать высоким, средним или низким уровнем социальной активности [8, с. 62-63].
Педагогический поиск объема и содержания понятия «социальное развитие» ведется по двум линиям. Одна из них опирается на результаты социологических исследований, в которых социальное развитие рассматривается в рамках процесса социализации (A.B. Мудрик, В.А. Сластенин, Б.З. Вульфов и др.). Другая - на научные данные социально - психологических исследований, полученные в ходе изучения социальной сферы личности (З.И. Колычева, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.). Первая линия развивалась с 1887 г. американским социологом Ф. Г. Гид-дингс, по которой «социализация» рассматривалась как процесс развития социальной природы и характера индивида, как подготовка индивида к социальной жизни. С конца 50-х годов XX в. процесс социализации начинает рассматриваться как процесс двусторонний, что обращает внимание на субъективную позицию личности в процессе освоения действительности.
Другая линия педагогического поиска объема и содержания понятия «социальное развитие» ведется в рамках социально-психологического подхода (Э. Эриксон, В. Франкла, Т. Шибутани, А.Маслоу). В русле социально-психологического подхода личность определяется как открытая целостная система, представляющая индивиду широкую возможность со-
циально самоактуализироваться. Акцент делается на то, что средовое влияние при взаимодействии «личность-ситуация» базируется на психических механизмах, закрепившихся в процессе эволюции. Следовательно, человека субъектом собственного развития делает не только способность реагировать на возникающие обстоятельства и адаптироваться к ним, но и способность порождать инновационные социальные образы, стоить линию социального поведения в соответствии с природой инстинкта. Социализация - это степень усвоения и активного воспроизводства культуры, норм и правил; социальное развитие - степень осуществления социальных задатков в процессе социализации; социальная активность -предъявление своей общественной полезности. Следовательно, социально развитый молодой человек - это личность, наиболее полно реализующая себя как человека в отношении и взаимодействии с другими людьми. В качестве элементов активности рассматриваются:
* уровень включенности молодого человека в общественные отношения (инициатор, участник, созерцатель);
* позиции молодого человека в социальных действиях и отношениях (ситуативная, амбивалентная, константная);
* степень проявления активности (сильная, дискретная, слабая) [3, с. 151].
Социальная активность человека определяется взаимодействием различных внешних и внутренних сил. Внутренними являются потребности, интересы, ценности и мотивы. Внутренние ресурсы:
- осознание своих интересов и возможностей реализации их в социуме;
- определение собственного социального интереса как фактора актуализации когнитивной, мотивационной и поведенческой сфер личности;
- осознание личностных целей и построение стратегий их достижения;
- расширение представлений о личностных возможностях реализации в социуме;
- познавательная активность, познавательный интерес;
- расширение социального опыта (участие в разных видах деятельности, активное коммуницирование, широкий набор социальных ролей, опыт взаимодействия с разными социальными группами, расширение социальных связей, освоение социальных ценностей, прежде всего, мировоззренческих.
Внешние ресурсы:
- разнообразная и интенсивная деятельность;
- совместная деятельность преподавателя и студента;
- отношение к деятельности - является активизирующим фактором в случае, если оно характеризуется глубоким осознанием его социальной значимости, личностным принятием и превращением в мотивы деятельности, а так же эмоционально - положительным переживанием;
- социум как безграничное множество отношений, связей, коммуникаций, представлений о возможностях реализации.
«Всякая активность, - подчеркивал известный советский психолог Д.Н. Узнадзе, - означает отношение субъекта к окружающей действи-
тельности, к среде» [4, с. 86]. Это отношение подрастающего поколения к жизни, труду, идеалам, другим людям, самим себе. Однако, предметная сфера, стимулирующая различные виды социальной активности человека, значительно шире. Она включает в себя отношение к природе, животному миру, искусству, спорту и т.д.
Важное место в формировании и развитии социальной активности имеют такие социальные институты как вуз, школа, учреждения дополнительного образования, общественные организации, социальная функция которых заключается в том, что они:
- дают социальные ориентиры старшеклассникам, студентам, позволяющие определить столь значимые в юношеском возрасте проблемы смысла жизни, своего места в обществе, нравственных и общественных ценностей;
- включают в широкие социальные связи и отношения;
- включают своих членов в отношения ответственной зависимости, что развивает опыт социального сотрудничества [2, с. 11].
Социальная активность молодежи - это деятельное отношение их к миру, способность совершать общественно значимые преобразования в нем, проявляясь в творческой деятельности, общении, волевых актах и реализуясь в виде полезных действий под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых - общественно значимые потребности [7, с. 19].
К основным показателям общественной активности обучающихся относятся степень их личного участия в делах образовательного учреждения, молодежной организации, проявление инициативы, умение соотнести общественные потребности и личные интересы, единство слова и дела. «Человек, - писал Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом. Педагог, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» [6, с. 37].
Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач и ее эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте.
Не всякая совместная деятельность объективно требует специфической организаторской деятельности в равной мере. В подавляющем большинстве случаев в педагогической практике любую совместную деятельность группы обозначают понятиями коллективная игра, коллективная задача, коллективное поручение, коллективный труд и т.д.
Л.И. Уманский выделяет, по крайней мере, три модели такой совместной деятельности.
Первая модель: совместно-индивидуальная. Группа получает общее задание, которое выполняется одновременно, но каждый член группы делает свою часть общей работы независимо друг от друга.
Вторая: совместно-последовательная. При тех же условиях общую задачу выполняет последовательно каждый член группы, как при конвейерном производстве.
Третья: совместно-взаимодействующая. Задача выполняется при непосредственном (одновременном) взаимодействии каждого члена группы со всеми другими её членами [9, с. 131].
Описанные модели - крайние случаи разных форм организации совместной деятельности контрастной группы. В реальных условиях эти формы могут существовать в чистом виде, но чаще выступают в разновидностях или комбинируются друг с другом.
Социальную активность можно определять как показатель деятельной сущности личности, меру ее профессионализма, политической сознательности и гражданской ответственности перед обществом.
Личностные качества студента развиваются под влиянием среды, педагогических ситуаций и активности самого человека путем создания тех отношений, которые складываются в результате его деятельности и общения. Социальная активность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность.
Воспитание общественной направленности, социальной активности личности - основные задачи воспитательно-образовательных учреждений, важный аспект всесторонне развитой личности. Наиболее успешно эти задачи можно решить, включая подростков в разнообразную деятельность конкретных детских коллективов. При определенных условиях здесь развивается чувство социальной ответственности как доминирующий мотив поведения личности. Н.Е.Щуркова и С.А.Шмаков отмечают, что, постоянно участвуя в разнообразных КТД, школьник развивает в себе познавательную активность, которая характеризуется поисковой направленностью, познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеклассной деятельности; эмоциональным подъемом протекания деятельности [10, с.43].
Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется только та деятельность, которая выбрана человеком самим свободно. Развивать у студентов «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать. Школа, если идти в глубь веков, например, у Платона («схола»), имела следующие значения: отдых, освобождение, праздность, занятие на досуге, а также ученая беседа, умственный труд. Трудно, конечно, поставить в один ряд отдых и лекцию, праздность и учебные занятия, но помочь молодому человеку открыть себя, познакомиться с самим собой, с тем, которого ты еще не знал раньше - это-то возможно. Одной из основных, и, наверное, самой сложной задачей является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство
AT. Шабанов
отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе со студентами надо учитывать, что создание нового означает то, что у него никогда еще не получалось. В вузе существуют многообразные формы внеурочной работы: экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, театральные постановки и т.д. Праздничные мероприятия - это совместная деятельность педагогов и студентов. Здесь они выступают на равных, что способствует развитию нормального общения между педагогом и студентом. Также при подготовке мероприятия стараются привлечь как можно больше обучающихся, выявить как можно больше их талантов и возможностей. Подготовка действий способствует развитию оригинального мышления, ведь разработка каждого номера - это творческий процесс, который помогает увидеть обычные вещи по-другому.
Специфичность социального развития состоит в том, что оно, в отличие от интеллектуального, физического и прочих, никогда не выступает в чистом виде. Но социальное угасает и утрачивает свое значение вплоть до необратимости. Задача заключается в том, чтобы увидеть момент становления социального, удержать его в процессе роста, закрепить его и направить в заданном социальном направлении.
Поскольку социальная активность не сложившееся, а формирующееся общественное свойство субъекта, она имеет свою специфику на каждом возрастном этапе в соответствии с социальным опытом.
Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы. Воспитание общественной направленности, социальной активности личности - одна из важнейших задач образовательных учреждений и общественных организаций, важный аспект всесторонне развитой личности. Развитие социальной активности студента в условиях общеобразовательного учреждения будет более эффективным при включенности студентов в специально организованную внеучебную коллективную деятельность, с учетом индивидуальных потребностей и возможностей личности каждого участника.
Библиографический список
1. Большой российский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 2009. - 830 с.
2. Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения [Текст] // Материалы III научно - практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения A.C. Макаренко, 20-летию ВДЦ «Океан» / Под ред. Марзоевой Э.В. - Владивосток, 2003. - 260 с.
3. Лаврентьева, З.И, Процесс реабилитации в социальном развитии подростка [Текст] / З.И. Лаврентьева. - Новосибирск, 2006. - 513 с.
4. Мальковская, Т.Н. Воспитание социальной активности старших подростков [Текст] / Т.Н. Мальковская. - Л., 1974. - 383 с.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / С.И. Ожегов. -М., 1986. -797 с.
6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Карл Роджерс. - М., 1994. - 352 с.
7. Смирнова, A.A. Педагогические условия развития социальной активности старшеклассников в процессе школьного самоуправления [Текст] / A.A. Смирнова. -Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 352 с.
8. Сперанский, В.И. Социальная ответственность личности. Сущность и особенности формирования [Текст] / В.И. Сперанский. - М., 1987. -402 с.
9. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Л.И. Уманский. - М., 1980. - 160 с.
10. Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел [Текст]: Методический материал для работы с детьми. 2-е изд. перераб. / Н.Е. Щуркова. - М., 1994. - 96 с.