Научная статья на тему 'Социальная активность и ее аспекты'

Социальная активность и ее аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2430
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY / PERSON / WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова Людмила Генадьевна

Статья посвящена актуальному понятию сегодняшнего времени социальной активности. В ней рассматриваются существующие современные трактовки данного понятия, освещаются различные подходы к социальной активности человека, такие как: философский, психологический, социальный, педагогический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social activity and its aspects

The paper is devoted to the current phenomenon of social activity. The author considers the existing interpretations of the given notion, covers different approaches of human being's social activity, such as philosophical, psychological, social and pedagogical.

Текст научной работы на тему «Социальная активность и ее аспекты»

УДК 301

ББК С.55.7

Л.Г. Черепанова

г. Петровск - Забайкальский

Социальная активность и ее аспекты

Статья посвящена актуальному понятию сегодняшнего времени — социальной активности. В ней рассматриваются существующие современные трактовки данного понятия, освещаются различные подходы к социальной активности человека, такие как: философский, психологический, социальный, педагогический.

Ключевые слова: активность, социальная активность, личность, деятельность.

L.G. Cherepanova

Petrovsk-Zabaikalskii

Social activity and its aspects

The paper is devoted to the current phenomenon of social activity. The author considers the existing interpretations of the given notion, covers different approaches of human being's social activity, such as philosophical, psychological, social and pedagogical.

Key words: activity, social activity, person, work.

Анализируя последние документы, определяющие направления воспитательной работы среди подрастающего поколения в России, можно отметить, что одним из требований, выдвигаемых со стороны государства образовательным учреждениям, является воспитание социально активной личности.

Попытаемся разобраться, что же включает в себя понятие «социальной активности». Для этого ознакомимся с существующими трактовками данного понятия, рассмотрим его составляющие. Так, понятие «социальный» в различных словарях трактуется практически одинаково и сводится к определению всего, что относится к человеческому обществу, к тому, что имеет общественный или общностный характер. Что же касается второго составляющего рассматриваемого нами понятия — активности, то, согласно философскому словарю — это действенность, деятельностное поведение. В психологии имеется несколько трактовок, где активность рассматривается как: «всеобщее свойство живых существ, проявляемое в физических или психических процессах, действиях» [7, с. 14]; как «способность производить действия и изменяться под влиянием внешних

и внутренних раздражителей». В педагогике данное понятие рассматривается, как «деятельностное отношение человека к миру, заключающееся в способности производить общественно значимые преобразования, на основе освоения общественно-исторического опыта человека и имеет различные проявления»[5, с. 27].

Существует множество подходов к понятию «социальная активность» — биологический, философский, психологический, социальный и педагогический. Изучением различных аспектов социальной активности в разное время занимались ученые: И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Д.Н Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, К. Маркс, Д. Дьюи, М. Вебер и другие.

Попытаемся более подробно рассмотреть социальную активность человека, с позиции философского подхода. Философский подход позволяет раскрыть внутреннюю детерминанту социальной активности человека. Рассматривая с философских позиций социальную активность человека, обратимся к идеям буддийской философии. Согласно ее основополагающим идеям, человек, проживая жизнь, не должен совершать неблагие поступки. Необходимо заметить, что характер поступка не зависит от субъективного мнения человека, а определяется в соответствии с причинением или не причинением страданий живому существу. Поэтому проявлением сострадания должно быть пропитано каждое деяние человека.

С позиции христианства основным постулатом жизнедеятельности человека должен стать принцип любви к ближнему. Л.Н. Толстой, исследователь христианства, в своем труде «Исповедь» писал: «нужно жить по-божьи, а чтобы жить по божьи нужно... трудиться, смириться, терпеть и быть милостливым». Человек, согласно позиции Л.Н. Толстого, является плодом деятельности других поколений и собственно его жизнь должна дать такие же плоды и в будущем. Для этого необходимо следовать христианским заповедям, как «радостной работе», что позволит произвести «то улучшение жизни всех людей, к которому вы стремитесь так тщетно и такими ложными путями»[см.: 8].

Согласно заповедям еще одного религиозного подхода в исламе: человек «не должен распространять несчастия на земле». Религиозные принципы не только определяют правила жизненного пути человека, но и позволяют их осознать через определение ценности деяний человека не только для окружающих, но в первую очередь для него самого. И это наполняет глубоким личностным смыслом социальную активность человека.

Проблема социальной активности в марксистской философской концепции разрабатывалась через общественные отношения человека. Согласно ей, человек приобретает нормы поведения взаимодействуя с такими же, как он. «Так как он (человеческий индивид) родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есть я”, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек»» [3, с. 62]. В связи с этим приобретает значимость сущность общественных отношений, «если характер человека создается обстоятельствами, то необходимо чтобы эти обстоятельства были человеческими».

Рассматривая философские аспекты, стоит обратиться к классикам американского прагматизма. В частности, у Д. Дьюи деятельность как причина, порождающая разнообразные последствия, является общественной жизнью или жизнью вообще. Каждый человек, согласно прагматическому подходу, является индивидуальностью, имеющей свой особенный способ деятельности. «Человек творит Вселенную», и каждый поступок имеет отголосок в мировом масштабе. В связи с этим серьезное внимание стоит уделять деятельности человека. Чем же руководствуется человек, творя в этом мире в основном «верой в идеалы», «истинные идеи — это бесценные орудия к действию», по Джеймсу. А идеалы, согласно его же высказываниям, могут быть «моральными, религиозными или другими, личностными» [см.: 1]. Если ранее нормы морали были скорее знаниями теоретическими, то теперь они определяются как практические.

Сегодняшний человек, так же как и его предки, несколько столетий назад проживая свою жизнь, постоянно вступая во взаимодействия с себе подобными, желает иметь ответы на извечные вопросы о правильности человеческих деяний. Можно отметить, что моральнонравственные ориентиры поведения человека, каких бы философских течений он не придерживался, в основном одинаковы. Поскольку, как писал Л.Н. Толстой, «именно в истинной философии „.там, где философ не упускает из вида существенный вопрос, ответ всегда один и тот же».

В психологии также уделяется особое внимание активности личности. Классики отечественной психологии в психологической парадигме человека как активного существа отмечают, что

активность отвечает не только на вопрос, как человек делает дело, но и на вопрос, зачем и почему.

Сама личность в психологии является «субъектом активности». «Быть субъектом» значит: воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире»[4, с. 259]. Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру. К внутренним характеристикам относится мотивационная, целевая и инструментальные основы. Активность также реализуется и вовне в процессах поведения. «Понять поведение... становится возможным только тогда, когда наряду с собственной динамикой субъекта рассматривается и динамика его окружения, ибо не только внутри, но и вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его поведения», отмечал А.В. Петровский [см.: 4].

Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица, значит расшифровать поведение как деятельность. Деятельность — наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности — целостный мотивированный акт поведения. Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом переживаний других людей, получает этическую оценку: оценивается как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобросовестная, оправданная или неоправданная, — словом, выступает в ранге поступков.

В психологической науке долгое время достаточно интенсивно изучалось понятие «деятельность», активность же (как общепсихологическая категория) и активность личности (понятие частное) освещалась недостаточно до последнего времени. В социологии понятие активности, в социальном контексте, является одним из ключевых понятий и рассматривается как явление, как состояние и как отношение. Это неслучайно, поскольку процесс радикального обновления общества невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. А эта потребность на сегодняшнем этапе развития общества удовлетворяется недостаточно хорошо. Однако следует отметить, что высокий уровень социальной активности не предполагает бездумное следование интересам социума и автоматическое принятие его ценностей. Таким образом, социальная активность —это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и умение осознанно осуществлять самостоятельную деятельность.

Социальная активность может иметь различную направленность: эгоцентрическая замыка-

ет человека в пространстве его личной субъективности; альтероцентрическая подчиняет жизнь служению близким; социоцентрическая ориентирована на реализацию общественных потребностей разного уровня, делает жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности.

Формирование социально активной, духовной личности осуществляется посредством воспитания. Данным процессом занимаются различные общественные институты государства, но в первую очередь семья и учреждения образования. В свете осуществляемых государством реформ возрастает их роль в процессе формирования столь востребованной сегодняшним обществом социально активной личности. Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Б.Г. Ананьев,

Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский,

К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие. В образовательном процессе использование методов активного обучения способствует созданию условий для формирования социальной активности ученика. Отмечается, что активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебнопознавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.

Рассмотрение понятия социальной активности с различных позиций позволяет не только изучить его сущность в различных науках, но и увидеть его значимость как качества для самого современного человека. Согласно высказыванию А.В. Петровского, «активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» [см.: 4]; подразумевая, что такое действие должно иметь, если опираться на философские подходы, только созидательный характер. В этом будут заключаться положительные моменты для самого человека. Его внутреннее развитие будет происходить через процессы самопознания себя в процессе деятельности, а в последующем должно привести к процессам самосовершенствования человека. Объединив рассмотренные трактовки, понятие социальной активности можно определить как свойство человека, осуществляющего деятельность под влиянием внутренних и внешних факторов, направленную во вне и имеющую различные продуктивные формы проявления.

Библиографический список

1. Джеймс Уильям. Воля к вере. М.: Республика,1997. 431 с.

2. Дьюи Джон. Реконструкция в философии. М.: Логос, 2001. 168 с.

3. Маркс К.. Энгельс Ф.. Собр.соч. В 50 т. М:. Гос. издание политической литературы., 1962. Т. 23. 907 с.

4. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия. 1996. 496 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.

6. Российская социологическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.630 с.

7. Светшитский А.Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2008. 512 с.

8. Толстой Л.Н.. Публицистические произведения 1855-1886. Собр. соч. в 22 т. М.: Ху-дож. лит., 1983. Т. 16. 447 с.

9. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2006. 576 с.

10. Якуба Е.А. Педагогика активного обучения. Харьков: Константа, 1996. 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.