Научная статья на тему 'Социальная адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе средствами физической культуры'

Социальная адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
487
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Шимолин Иван Анатольевич

The article is devoted to the urgent problem of social adaptation of mentally retarded children to school by means of physical culture. Society integration processes requires from mentally retarded persons the presence of certain level of adaptation, which is realized by means of their participation in socially useful labour. Labour of the mentally retarded is possible only in physically active professions; therefore the level of physical preparedness of the mentally retarded plays a certain role in their social adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Шимолин Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of backward schoolchildren to school by means of physical culture

The article is devoted to the urgent problem of social adaptation of mentally retarded children to school by means of physical culture. Society integration processes requires from mentally retarded persons the presence of certain level of adaptation, which is realized by means of their participation in socially useful labour. Labour of the mentally retarded is possible only in physically active professions; therefore the level of physical preparedness of the mentally retarded plays a certain role in their social adaptation.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе средствами физической культуры»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.М. Османов, И.А. Шимолин

Osmanov E.M., Shimolin I.A. Social adaptation of backward schoolchildren to school by means of physical culture. The article is devoted to the urgent problem of social adaptation of mentally retarded children to school by means of physical culture. Society integration processes requires from mentally retarded persons the presence of certain level of adaptation, which is realized by means of their participation in socially useful labour. Labour of the mentally retarded is possible only in physically active professions; therefore the level of physical preparedness of the mentally retarded plays a certain role in their social adaptation.

Сегодня в мире свыше 500 млн чел. являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. В России эта цифра составляет более 8 млн чел., более 1 млн из которых дети. С каждым годом из-за трудных экономических условий, падения уровня жизни, ухудшения экологических условий, а также недостатков в системе здравоохранения это число увеличивается [1; 2].

Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров сиротства, и эта тенденция роста продолжается: школы-интернаты, детские дома переполнены. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические, экологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, чаще всего - это задержка психического развития, умственная отсталость.

Умственно отсталые дети страдают наличием необратимого дефекта ткани коры головного мозга, что отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка и формировании его личности (Певзнер 1989; Матасов 1991).

Нарушение интеллекта в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, развития общей и речевой моторики. Несмотря на многочисленные работы по физическому, психическому и умственному воспитанию данной категории детей (Дмитриев 1992; Забрамная 1995; Вайзман 1997 и др.), проблема их социализации решается недостаточно (Шипицына с соавт. 1997).

Анализ научной литературы [3-6] показал, что социальная адаптация рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики, такие как:

- особая форма отражения системами организма воздействий внешней и внутренней среды, выражающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия или состояния гармонии (Г.А. Балл, Г.А. Волков);

- процесс активного взаимодействия со средой и результат этого процесса (К.А. Абуль-ханова-Славская, А.Г. Георгиевский, П.И. Чернецов);

- процесс преодоления проблемных педагогических ситуаций (А.А. Налчаджян, Е.В. Новикова, А.В. Козлов);

- формирование наиболее адекватных форм поведения к условиям имеющейся мак-росоциальной среды (Э.М. Александровская, И.А. Милославова).

Для теории и методики физического воспитания значимой является проблема создания условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующей коррекции, психолого-педагоги-ческой реабилитации, социально-трудовой адаптации людей с существенными отклонениями в состоянии здоровья.

Малоподвижность как вынужденная форма поведения воспитанников детских домов приводит к гиподинамии и гипокинезии. Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что умственно отсталые дети-сироты особенно нуждаются в повышении двигательной активности (Козлен-ко 1987; Дмитриев 1991; Черник 1997 и др.).

Многообразие вторичных отклонений в состоянии здоровья, ограниченность адапта-

ционного потенциала, нарушения координационных способностей, низкий уровень физического развития и физической подготовленности, бесцветность эмоциональной жизни детей-сирот требует особого внимания в постановке физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего школьного возраста.

Игровая деятельность, включающая основные локомоторные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание), необходимые в быту и трудовых действиях, является естественной потребностью и доступной формой двигательной и эмоциональной активности ребенка.

В условиях игры дети относительно быстро запоминают сюжет игры и показанные им движения, овладевают несложными, но разнообразными двигательными действиями, сопряженными с решением дополнительных педагогических задач: формированием речевой функции, элементарных математических представлений, освоением различных форм общения, проявлением личностных предпочтений к тем или иным играм. Все это формирует у аномальных детей отношение к игре как интересной, эмоциональной двигательной деятельности.

Для теории и методики физического воспитания значимой является проблема создания условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующей коррекции, психолого-педагоги-ческой реабилитации, социально-трудовой адаптации людей с существенными отклонениями в состоянии здоровья.

Накопленный практический опыт и научные исследования убедительно показывают, что физические упражнения как организованная форма движения имеют глубокую биологическую и психофизиологическую основу и являются естественным стимулятором жизнедеятельности больного [1; 7-10].

Рациональная двигательная активность позволяет обрести самостоятельность, социальную, бытовую, психическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте.

Значимость средств физической культуры для школьников с проблемами интеллекта

не может быть переоценена. Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации инвалидов. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов занятия физическими упражнениями жизненно необходимы, т. к. служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций.

Цель исследования - изучить состояние здоровья и физической подготовленности школьников с проблемами интеллекта и уровень коррекции их психомоторных нарушений средствами физической культуры. Были организованы две группы: контрольная и опытная (в каждой по 25 детей). Обе группы детей имели основной диагноз - олигофрения в степени дебильности, были идентичными по возрасту (8-11 лет), однородными по уровню физической подготовленности и являлись учащимися 1-4 классов вспомогательной школы.

Программа обследования функционального состояния детей включала оценку комплекса показателей, сгруппированных в следующие блоки:

- уровень здоровья и состояние сохранных функций (по данным личных дел и медицинских карт);

- уровень психического развития (по протоколам медико-психолого-педагогических

обследований);

- уровень физического развития (по 6 показателям: вес, рост сидя, рост стоя, экскурсия грудной клетки, динамометрия правой и левой кисти);

- уровень физической подготовленности (по показателям силы сгибателей рук, скоростно-силовых качеств, гибкости, общей выносливости, быстроты).

Низкий уровень физического и психомоторного развития детей обусловлены не только основным дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями, но и слабой организацией физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками детского дома.

По результатам хронометрирования двигательной активности установлено, что в день, когда нет урока физической культуры, ее объем составляет лишь 35 мин. бытовых

перемещений, а в неделю - лишь 7 часов, что указывает на состояние гиподинамии и острую необходимость повышения двигательной активности детей за счет новых форм. Одной из них являются организованные во внеурочное время рекреативные занятия подвижными играми, которые преследовали главную цель - максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Свидетельством этого является улучшение всех исследуемых показателей физической подготовленности. Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о достоверном улучшении после двухгодичного эксперимента всех исследуемых параметров физической подготовленности как в опытной, так и в контрольной группах (р < 0,001), что объясняется естественным биологическим развитием детей независимо от программ физического воспитания.

Чтобы вычленить влияние экспериментальной методики на уровень физической подготовленности детей опытной группы, сравнивались тестируемые показатели с аналогичными в контрольной группе. Установлены достоверные различия по всем показателям. В опытной группе после эксперимента все дети (100 %) смогли выполнить предложенные им тесты, в контрольной дети справились с заданием частично. Сопоставление результатов физической подготовленности детей обеих экспериментальных групп позволили установить, что в опытной группе отмечается наибольшее приближение к показателям здоровых младших школьников, по сравнению с контрольной.

Полученные факты дают основание утверждать, что игровая деятельность оказывает развивающее воздействие на психические процессы умственно отсталого ребенка, инициирует познавательную деятельность, активизирует общение. Естественно, что все исследуемые показатели отстают от аналогичных у здоровых сверстников, но даже незначительный прогресс имеет важное социальное значение для личностного развития каждого ребенка данной категории.

Необходимо особо отметить, что рекреативные занятия оказали оздоровительное воздействие на детей опытной группы, что

проявилось в снижении количества простудных заболеваний на 30 %.

Проведенный анализ физической, психомоторной и интеллектуальной деятельности свидетельствует о том, что дети с умственной отсталостью поддаются коррекции и можно добиться положительных результатов при продолжительной тренировке.

Следовательно, можно предположить, что рекреативные занятия подвижными играми содержат потенциал социализации, так как оказывают позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности умственно отсталого ребенка.

1. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников. Омск, 1996.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренонопедагогика. М., 1995.

3. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов в России / под ред. Р.Г. Гостева, В.М. Выдрина, Л.И. Лубыше-вой, А.В. Лотоненко // Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2003.

4. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / под ред. Е.И. Холосто-вой. М., 1996.

5. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / под ред. Н.В. Ялпаева. М., 2002.

6. Сулимцев Т.И., Сахно А.В. Медико-педагогические аспекты оздоровительной физической культуры различных групп населения, включая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов. Малаховка, 1993.

7. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М., 2002.

8. Солодков А. С., Морозова О. В. // Теория и практика физ. культ. 1998. № 1. С. 45.

9. Шпитальная О.А. // Теория и практика адаптивной физической культуры: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой, В.В. Трунина. СПб., 1997. С. 74-76.

10. Шпитальная О.А. // Научные исследования и разработки в спорте: Вестн. аспирантуры. СПб., 1998. Вып. 5. С. 200-208.

Поступила в редакцию 3.09.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.