Научная статья на тему 'Социальная адаптация населения в условиях Крайнего Севера'

Социальная адаптация населения в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОСОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL ADAPTATION / AWARENESS / ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL HEALTH / FLEXIBILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселева В. Е., Михалева А. Б.

Рассматриваются особенности социальной адаптации населения на Крайнем Севере. Определены условия и трудности адаптации. Показана важность осознания человеком жизни через трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION PEOPLE ON FAR NORTH

In this article describe the peculiarity of social adaptation people on the Far North, the conditions and difficulties of adaptation. Show the importance of awareness human life through activities and work.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация населения в условиях Крайнего Севера»

скрещенных перед собой рук, сцепленных пальцев рук в опущенном положении, позу со скрещенными ногами. «Английского язык» - жесты открытых ладоней, ладоней вниз, указательный жест, поза льва. «История естественной науки» - мягкий тембр голоса, жест ладони вниз, держит в руках предмет, поза льва, всю пару ведет стоя. «Основы математической обработки информации» - скрещенные руки перед собой, сцепленные пальцы рук в опущенном положении, поза со скрещенными ногами. Преподаватель «Педагогики» демонстрировал стандартное скрещивание рук, шпилеобразное положение рук и акцентирование больших пальцев ладоней. «Практикум решения повышенного уровня задач по физике» - открытые ладони, шпилеобразное положение рук, закладывание рук за спину, рукопожатие «Перчатка». «Оптика» - стандартное скрещивание рук, шпилеобразное положение рук, прикосновение к носу.

Во время опроса студенты ответили на два вопроса: 1) Я хорошо понимаю предмет; 2) Мне приятно работать с преподавателем. Анализ ответов показал, что сопровождение преподавателями вербальной речи доброжелательными жестами, открытыми позами и мягким тембром голоса, способствует лучшему пониманию изучаемого материала и формирует положительные представления о личности профессора или доцента и готовность к взаимодействию. Данное предположение подтверждается приведенными выше материалами.

Таким образом, изучение невербальной стороны общения представляется важным при подготовке специалистов системы образования, является неотъемлемой частью культуры поведения педагога. Игнорирование знаний невербальной сферы общения и стремления управлять своим невербальным поведением может приводить к неэффективным результатам общения, обращения к слушателям, лекции в вузе, урока в школе [1]. Не знание языка телодвижений нередко приводит человека к состоянию объекта манипуляций со стороны других людей, что противоречит естественной субъектной природе человека.

Литература

1. Андросова М.И. Формирование психологической компетентности будущих педагогов/Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. - 2013. - С.487-491.

2. Афанасьев Е.Х., Михалева А.Б. Исследование социальной перцепции у студентов. В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов Ш Всероссийской конференции студентов и аспирантов. СВФУ им. М.К. Аммосова. - Киров, 2014. - С. 312-315.

3. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - Спб.:Питер Пресс,1996. - 88 с.

4. Пиз А. Язык телодвижений. - М.:ЭКСМО,2003. - С. 43-45.

References

1. Androsova M.I. Formirovanie psihologicheskoj kompetentnosti budushhih pedagogov/Vlijanie pedagogicheskih tradicij na stanovlenie i razvitie lichnosti budushhego uchitelja. - 2013. - S.487-491.

2. Afanas'ev E.H., Mihaleva A.B. Issledovanie social'noj percepcii u studentov. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitija lichnosti v ontogeneze. Sbornik materialov III Vserossijskoj konferencii studentov i aspirantov. SVFU im. M.K. Ammosova. - Kirov, 2014. - S. 312315.

3. Braun L. Imidzh - put' k uspehu. - Spb.:Piter Press,1996. - 88 s.

4. Piz A. Jazyk telodvizhenij. - M.:JeKSMO,2003. - S. 43-45.

Киселева RE.1, Михалева А.Б. 2

1 Студент; 2 Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация

Рассматриваются особенности социальной адаптации населения на Крайнем Севере. Определены условия и трудности адаптации. Показана важность осознания человеком жизни через трудовую деятельность.

Ключевые слова: социальная адаптация, осознание, деятельность, психологическое здоровье, флексибильность.

Kiseleva V.E. \ Mikhaleva A.B. 2

i Student; 2 PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov SOCIAL ADAPTATION PEOPLE ON FAR NORTH

Abstract

In this article describe the peculiarity of social adaptation people on the Far North, the conditions and difficulties of adaptation. Show the importance of awareness human life through activities and work.

Keywords: social adaptation, awareness, activities, psychological health, flexibilities.

Проблема адаптации человека является одной из актуальных для современной педагогики и психологии. Согласно одному из определений адаптации - это социально-биологический процесс, где приспособление людей к необычным условиям внешней среды осуществляется не только путем биологической перестройки организма, но и социальных мероприятий, направленных на защиту здоровья населения от неблагоприятных воздействий среды обитания. Возможность психологической и социальной приспособляемости человека к изменениям в условиях проживания, к взаимодействию с людьми другой национальности и культуры, определяет уровень и качество жизни человека на новом месте. Также человек воспринимает и осознает бытие через осознание труда в нем [1, с. 26]. Следовательно, решающую роль в адаптации человека на новом месте должна сыграть его деятельная активность.

Условия проживания на Крайнем Севере для адаптации человека значительно более тяжелые, чем в средней полосе России. Причина этого заключается не только в суровом климате и особом режиме освещенности (полярный день или полярная ночь), на Крайнем Севере на человека действуют множество социальных факторов, среди которых отдаленность населенных пунктов друг от друга, недостаток или даже полное отсутствие привычных для современного человека достижений цивилизации и культуры. В мире существует достаточно много районов, в которых проживание человека затруднено. При адаптации социальные факторы являются решающими и своим комплексным воздействием оказывают влияние на человека. Однако большая роль при этом принадлежит биологическим особенностям человека, его приспособляемости. Изучение данного вопроса позволяет наметить план борьбы за здоровье и трудоспособность человека в экстремальных условиях.

В целях изучения особенностей социальной адаптации человека в условиях Крайнего Севера был проведен опрос прибывших на поселение и работу жителей села Русское Устье, Аллаиховского района Республики Саха (Якутия). Русско-Устьинский наслег занимает обширную северную часть Аллаиховского района и граничит с Восточно-Сибирским морем Северного Ледовитого океана. Расстояние от ближайшего райцентра, Чокурдаха - 80 км по тундре, 120 км по воде. Расстояние до столицы республики, города Якутска - наземным путём составляет 2780 км, воздушным путём - 1440 км, водным - 2950 км. Удаленность от улусного центра с одной стороны и распад жизнеобеспечивающих хозяйств - с другой, ускоряют процесс обособления сельских жителей.

Опрос показал, что из 121 опрошенных жителей взрослого населения, коренными жителями села являются 91 человек. Остальные 25% (30 человек) прибыли в село по разным причинам, из них: на постоянное место работы - 43% (13 человек), на

119

место проживания супруга или супруги - 30% (9 человек), остальные - 27% (8 человек), по разным причинам. Средний возраст приезжих жителей составляет 45 лет (от 22 до 77 лет), из них 56% женщин (17 человек) и 44% мужчин (13 человек). В основном это люди трудоспособного возраста, занятые в бюджетной и социальной сфере, на пример: учителя, воспитатели, работники культуры. Продолжительность их проживания в среднем составляет 15 лет (от 2 до 50 лет), из общего числа приезжих желающих в будущем переехать в другую местность или уехать на родину - 40% (12 человек). Это связанно в основном со скорым выходом на пенсию или поступлением детей в ВУЗы и ССУЗы.

По приезду на место компактного проживания людей сельской местности опрошенные столкнулись со следующими трудностями: бытовые условия (отсутствие благоустройства) - 40% (12 человек), языковой барьер - 10% (3 человека), отдаленность от ближайшего райцентра - 23% (7 человек), медицинское обслуживание - 27% (8 человек), скудный рацион питания

- 47% (14 человек). Культурные и социальные приспособления, связанные с обеспечением человека жильем, одеждой, теплом являются решающими в адаптации в экстремальных условиях.

В связи с условиями обособленного проживания маленьких сел на севере республики, приезжим жителям оказывается посильная помощь и поддержка со стороны местного населения и администрации села, это отметили 97% опрошенных. При этом конфликтные ситуации возникали крайне редко. 77% (23 человека) уже на третий год проживания в селе Русское Устье стали считать его своим вторым домом. Все без исключения, употребляют в своей повседневной речи слова местного диалекта, готовят местные национальные блюда, соблюдают культурные традиции и активно принимают участие в культурной жизни села.

В целом практически все опрошенные не испытывали острого дискомфорта в проживании в условиях Крайнего Севера. Для более комфортного проживания многие отметили недостаток в социальной сфере услуг и культурной жизни (парикмахерская, кинотеатр, театр, кафе, ателье), но так же отметили, что эти факторы не являются для них столь важными.

Изучив данный материал, мы можем сделать вывод о том, что адаптация человека к новым условиям внешней среды в значительной степени связана с состоянием его психики. Психический фактор играет исключительно важную роль в сохранении здоровья и в вопросах адаптации. Психически здоровые люди, проявляющие флексибильность (гибкость) в мышлении и поведении, позитивные эмоции, коммуникабельные, волевые, осознающие свои жизненные цели и стремящиеся к их достижению, способны самостоятельно регулировать свои потребности, управлять своими желаниями и возможностями [2, с. 73]. Оптимистически настроенные люди в новых и трудных для проживания условиях болеют реже, чем пессимисты. Более того, им свойственно считать, что проживание на Крайнем Севере не оказывает негативного влияния на их здоровье. Бездеятельный образ жизни, ригидность мышления и суровые условия проживания - это не совместимые для адаптации человека понятия.

Таким образом, психическое здоровье человека является основным условием социальной адаптации, признаки которой проявляются в осознании и принятии человеком условий жизни и реализацией себя во всех видах деятельности - общении, игре, учебе и труде.

Литература

1. Вяткин А.П. Социализация сознания и экономический смысл // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. - 2012. - №1. - С. 26-33.

2. Михалева А.Б. Николай Яковлевич Грот о личности // Развитие личности. - 2000. - № 2. - С. 71-85.

References

1. Vjatkin A.P. Socializacija soznanija i jekonomicheskij smysl // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Psihologija.

- 2012. - №1. - S. 26-33.

2. Mihaleva A.B. Nikolaj Jakovlevich Grot o lichnosti // Razvitie lichnosti. - 2000. - № 2. - S. 71-85.

Лебедкин Н.Д.1, Михалева А.Б. 2

‘Студент; “Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье освещаются особенности подросткового возраста, влияние семьи на развитие ребенка. Показана важность психологической компетентности учителя. Современный педагог должен знать и понимать причины возникающих трудностей в поведении подростков, оказывать квалифицированную помощь учащимся и их родителям.

Ключевые слова: подросток, семья, учитель, психологическая компетентность.

Lebedkin N.D. 1 Mikhaleva A.B. 2

‘ Student; “ PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

DIFFICULTIES OF TEENAGERS

Abstract

In this article describe the peculiarity of teenagers; influence the family on development of children. Show the value of psychological competence of teacher and its influence on effective ofpedagogical activity. The modern teacher must to know and understand the difficulties ofpupils ’ behaviour, to render help for parents in upbringing of children.

Keywords: teenager, family, teacher, psychological competency.

Подростковый возраст (11-16 лет) - это время возникновения новых психологических особенностей, связанных с потребностью детей быть взрослыми. В психологии развития период подросткового развития упоминается уже в концепции Аристотеля и обозначается как животный этап развития души (7-14) и начало разумного этапа (14-21 год). В это время рекомендуется в развитии детей обратить внимание на их двигательную активность, формирование памяти и эмоций. Психоаналитические представления З. Фрейда о развитии подростков связаны с приливом энергии Либидо в период полового созревания. В это время сложившееся ранее равновесие между структурами личности теряет свою устойчивость, образуя внутриличностный конфликт. Э. Эриксон рассматривал подростничество как центральный период для формирования личностного самоопределения, где достижение идентичности связано, прежде всего, с развитием трудолюбия и ролевой инициативы, выбором пути построения своей жизни в будущем. Вот почему в этот период очень важно адекватное осознание и принятие себя подростком, своих способностей и профессиональных интересов [3, c. 295].

В концепции Д.Б. Эльконина новообразованием в развитии подростков определено формирование самосознания. Возросшие психические возможности вызывают у них потребность в самоутверждении и самостоятельности, в признании со стороны взрослых его прав и участия в общественных делах. Вместе с тем, подростки становятся более чувствительными, ранимыми и застенчивыми. Им трудно управлять не только своим телом, движениями, но и чувствами [1,с. 67].

Семейное воспитание определяет становление индивидуальности подростка. Взаимоотношения с родителями - это первая самая влиятельная модель общения. Подросток старается эмансипироваться от семьи, но в то же время чувствует сильное ее влияние. В этот период родители могут потерять контакт с детьми и войти в непродуктивные конфликты. Родительское попустительство - основа проблемных ситуаций, участниками которых становятся их дети-подростки. С подростками необходимо

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.