Научная статья на тему 'Социальная адаптация молодежи в контексте постулатов просвещения'

Социальная адаптация молодежи в контексте постулатов просвещения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / SOCIAL ADAPTATION / YOUNG GENERATION / SPIRITUAL VALUES / IDENTITY / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коршунова О. Н.

Автор обращается к проблеме социальной адаптации молодежи в современном российском обществе. Рассматриваются противоречивые влияния информационного общества на духовные ценности молодежи. Статья посвящена просвещенческому дискурсу стратегии оптимизации отношений молодежи и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author addresses to a problem of social adaptation in modern Russian society. Contradictive influence of informative society on spiritual values of young generation is surveyed. The article is devoted to enlightenment discourse of the optimal strategy of relation between juvenility and society.The issue is devoted to the enlightenment discourse of social adaptation of young generation and society.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация молодежи в контексте постулатов просвещения»

О. Н. Коршунова

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТУЛАТОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Ключевые слова: социальная адаптация, молодежь, идентичность, духовные ценности, просвещение.

Автор обращается к проблеме социальной адаптации молодежи в современном российском обществе. Рассматриваются противоречивые влияния информационного общества на духовные ценности молодежи. Статья посвящена просвещенческому дискурсу стратегии оптимизации отношений молодежи и социума.

Keywords: Social adaptation, young generation , spiritual values, identity, enlightenment.

Author addresses to a problem of social adaptation in modern Russian society. Contradictive influence of informative society on spiritual values of young generation is surveyed. The article is devoted to enlightenment discourse of the optimal strategy of relation between juvenility and society.The issue is devoted to the enlightenment discourse of social adaptation of young generation and society.

Реалии информационного общества, в котором, формируется личность представителей молодого поколения, происходит процесс ее социальной адаптации, требуют пересмотра стереотипов прогресса, роли просвещения и образования. Интеллектуализация производства и ускорение прогресса резко повышают значимость интеллекта и знаний, то есть информации, которой он оперировал. Научно-техническая революция превратила технологии обработки информации в ключевое направление развития. Качественно иное измерение параметров общественного прогресса заставляет говорить об угрозе «информационного тупика» [2, С.50,57].

Переходность состояния российского общества сопровождается индивидуализацией личностных установок, нарастанием хаотичности и массовости в обществе. Этот момент дестратификации способствует образованию массы, составленной из некоего числа выбитых из прежней колеи и растерянных перед жизнью людей, готовых пойти за вождями. Так переходность состояния общества транслируется на «переходность» состояния и качеств личности, группы,

субкультуры, поколения, общества, культуры в целом [6, С.135, 129].

Эти явления оказывают непосредственное влияние на процесс социальной адаптации молодежи. Важным направлением социальной адаптации молодого поколения является адаптация профессиональная. Профессионализм в современном обществе предполагает не только достижение субъектом деятельности карьерных и

профессиональных высот, но и наличие

психологических качеств и таких компонентов, как сознательное отношение к труду. Адаптация в эпоху глобализации становится одной из ключевых проблем коммуникации поколений, мировоззренческого

облика молодежи, стереотипов поведения. В постоянно изменяющемся мире и социуме диапазон выбора при решении профессиональных и личных проблем неуклонно расширяется. В результате усиливается актуализируется гуманитарный аспект жизни [7,С.8]. Противником абсолютизации

деятельностного подхода к адаптации выступает М.Ромм. Он полагает, что такое видение игнорирует субъективный смысл адаптации посредством деятельности, примитивизирует адаптацию, сводя ее до тривиального удовлетворения нормативно заданных потребностей. Понятие деятельности - в целях системного понимания социальной адаптации -должно быть дополнено понятиями интерпретации и понимания. В результате информационного адаптивно- интерпретативного процесса личность уточняет свою идентичность и конструирует идеальные образы(отражения) социальной. В нормативном смысле и социальная адаптация означает постоянный контроль над соответствием поведения человека господствующим в обществе нормам и ценностям.

Интерпретативная парадигма социальной адаптации предполагает информационнокоммуникативное, мировоззренческое

конструирование смыслов бытия и стратегий жизнедеятельности, процесс непрерывной интерпретации собственной идентичности и символических социальных контекстов. То есть борьба за адекватную и устойчивую идентичность сочетается с конструированием для себя мировоззренчески приемлемого отражения

окружающей реальности. Оба этих подхода к социальной адаптации в своей основе имеют информацию как метод любого способа деятельности[5, С.13-14]. Несмотря на

несопоставимость масштабов личности и общества как социальных систем в разрешении адаптивных ситуаций общество призвано с помощью институциональных влияний менять в нужном направлении социальную адаптивную ситуацию [5, С21]. Такой взгляд не противоречит постулатам Просвещения как идеологии, объемлющей все формы приобщения людей к культуре и постулирующей участие в процессе просвещения не только государственных, но и

нерегламентированных форм приобщения к знаниям.

Границы между добром и злом, между признанием культуры и ее отрицанием, моральная дискредитация культуры, утрата ее этических

ориентиров стали особенно четко обозначились в обществе после распада СССР. Первой жертвой этого явления пала существенная часть молодежи, испытывавшей деградацию образовательных и духовных приоритетов на этапе становления личности. Предметом пристального исследования социологов стало явление девиантного поведения в молодежной среде как следствия духовнонравственного разлома. Во главу списка факторов социальной детерминации девиантного поведения в современных российских условиях (дисфункция социальных институтов, деформация социальных норм, деформация отношений между людьми) Т. И.Монастырская ставит неразвитость социальнокультурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение [4, С.45-46].

Угроза ценностной дезориентации чревата опасностями не только для государственности и будущего России, но и человеческого сообщества в целом. Одним из непреходящих принципов государственной политики остается принцип культуросообразности. Под ним понимаются как общепринятые в обществе формы жизни (обычаи, нормы, институты), так и процесс, продукты духовного творчества (искусство, нравственность, интеллектуальная деятельность). В современной культурной жизни существуют две противоположные тенденции. С одной стороны, интеграция, связанная с глобальным развитием информационных,

телекоммуникационных, Интернет -технологий, массовой культуры, исключает национальные и иные границы передачи и восприятия культуры. Но одновременно идет демассивизация культуры, предполагающая учет потребностей различных народов с разными индивидуальными и групповыми вкусами. Личность находится перед выбором между многообразием культурных образцов и духовных ценностей, испытывая потребность в переосмыслении собственной этнической и культурно- национальной идентичности.

В этой связи, актуализируется проблема ценностных ориентиров, мировоззренческого начала. Мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир и себя в значительной мере обусловливает жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры и поведение. Просвещение и образование предстает одним из них. К сегодняшнему дню сложилась социология образования -отрасль социологии, изучающая систему образования как институт, ее взаимодействие с обществом, экономикой, производством, социальной структурой и т. п. Эта отрасль изучает и взаимосвязь образования с наукой, культурой, моралью. Все это -точки соприкосновения с просвещением, которое И. Кант считал одним из священных прав человека. «Просвещение- это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по своей воле» [3,С.8].

Молодежь в ХХ веке переживала целый ряд кризисов: самореализации, адаптации и

социализации, доверия по отношению к власти, индивидуализации, вхождения в новую среду

обитания. Она оставалась одной из наиболее социально ущемленных групп в обществе. Несмотря на значительную активизацию молодежного законодательства во многих странах мира, молодые люди первыми продолжили принимать на себя все социальные издержки цивилизационной

трансформации и национальных реформаций. Все это служило основой для перерождения молодежной культуры в контркультуру, для создания такого конфликта поколений, который перенес естественные пределы противоречий «отцов» и «детей».

Особенность современного исторического момента состоит в том, что к началу XXI века человечество оказалось перед судьбоносным выбором: двигаться по проторенным траекториям или совершить переход от националистических и эгоистических ценностей к транснациональным и гуманистическим, от образа мышления,

исторического действия и образа жизни, базировавшихся на культуре насилия к образу жизни, стилю мышления и поведения, формирующемся на основе культуры мира, ненасилия, толерантности, согласия и сотрудничества. По мере концентрации рисков глобализации нарастает необходимость изменить общество и человека, скорректировав функционирование, отношения с природой по законам гуманистической революции. Человечество нуждается в новой глобальной этике, которая развивала бы у каждого человека глобальное планетарное сознание. Разумеется, решение дилеммы зависит от стратегии поведения мирового сообщества, государств, негосударственных организаций, то есть от надличностных структур. Однако без выхода больших стратегий на уровень ступеней социальной адаптации конкретной личности реализация задачи устойчивого развития и выживания на планете невозможна.

Напомним, что социализация-это процесс усвоенная индивидом стереотипов поведения, установок, социальных норм и навыков, позволяющих успешно функционировать в обществе. В контексте нашего подхода это значит, что человек должен быть обучен и поставлен перед императивом необходимости сопереживать события как в своей собственной стране, так и в мире; думать не только о сегодняшнем дне, о себе и ныне живущих людях, но и заботиться о будущем, чувствовать свое единство будущими поколениями, жить в готовности пожертвовать частью своих благ ради их блага, «тратить» себя сегодня ради будущих, «дальних» поколений. Нация, народ, а не только отдельный человек, должны научиться определять свой суверенитет и самоутверждать себя не за счет других, а в форме самоопределения, а подчас немодного ныне понятия самообуздания.

Достаточное самоограничение - нормальный и необходимый элемент жизни культурного общества, духовного зрелого человека, подлинно свободной личности и свободного народа. Это одно из условий социальной адаптации молодежи в бурно меняющемся мире.

Молодежь в ХХ веке переживала целый ряд кризисов: самореализации, адаптации и

социализации, доверия по отношению к власти, индивидуализации, вхождения в новую среду обитания. Она оставалась одной из наиболее социально ущемленных групп в обществе. Несмотря на значительную активизацию молодежного законодательства во многих странах мира, молодые люди первыми продолжили принимать на себя все социальные издержки цивилизационной

трансформации и национальных реформаций. Все это служило основой для перерождения молодежной культуры в контркультуру, для создания такого конфликта поколений, который перенес естественные пределы противоречий «отцов» и «детей». В процессе трансформации российского общества понятие воспитания почти исчезло из сферы образования и молодежной политики, из деятельности средств массовой информации. Предается забвению идея о ведущей роли составляющих гражданского

становления, включающего в себя и нравственное воспитание.

Нравственный императив сопрягается с постулатами Просвещения как идеологии прогресса и разума. Исторический процесс- это совокупность материальных и духовных ценностей, деяний и поступков людей, суть динамики и развития

которого- в приращении одним поколением того, что создано предыдущими. Однозначно схоластическое понимание прогресса, разумеется, уступает законное место более сложному взгляду на мир. Порой даже складывается впечатление, что воля людей сильнее объективных обстоятельств и историю можно творить по усмотрению ее субъектов -классов, групп, коллективов, индивидов. История не есть фатальность, но субъективистская парадигма

определения ее траектории имеет предел,

определяемый диалектикой [1, С.160,168].

В контексте усложненной, но не волюнтаристски трактуемой формулы соотношения традиций, преемственности информационно-

глобализирующегося мира приоритеты знания, образования, конструктивной социальной

включенности молодежи все более актуализируются.

Знаниевая революция предполагает не простое накопление и усвоение информации, а включенность индивидов в контекст эпохи, задач конкретного общества. Для современной России, пребывающей в ситуации транзита, остроты социальной дезориентации, глубины ментальных установок солидарности это тезис особенно злободневен. Из него следует, что важнейшим фактором, обеспечивающим активность молодежи в реализации проводимых реформ, становлении экономически сильной, политически стабильной России является социально-психологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациями.

Литература

1. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. - М.: Академический Проект, 2007. - 352с.

2. Делягин, М. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис / М. Делягин. -М.: Вече, 2005.-528с.

3. Дорофеева, В.А. Просветительная деятельность и меценатство на современном этапе социальноэкономического развития России / В. А. Дорофеева. -СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2004. - 96с.

4. Монастырская, Т.И. Социальная детерминация девиантности и формы ее проявления / Т.И. Монастырская // Социально-гуманитарные исследования. - Вып.2:Сб. науч. трудов./Под ред.

B.И. Игнатьева. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. -

C.30-47.

5. Ромм, М.В. Комплексная модель социальной адаптации / М. В. Ромм //Социально-гуманитарные исследования. Вып.2:Сб. науч. трудов./Под ред.

B.И. Игнатьева. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. -

C.64-79.

6. Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448с.

7. Юртаева, Н.И. Акмеологические условия формирования профессональных устремлений студентов в процессе высшего образования / Н.И. Юртаева //Вестник Казанского. технол. университета. -2010. - №3. - С.7-13.

© О. Н. Коршунова - д-р ист. наук, проф., зав. каф. гуманитарных дисциплин, kgd2006@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.