Научная статья на тему 'Социальная адаптация личности: методология психологического исследования'

Социальная адаптация личности: методология психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4285
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕАДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРУППОВЫЕ НОРМЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Мороденко Е.В.

На основании анализа концепции и опыта исследования процессов адаптации как освоения личностью социальных норм делается вывод, что социальная адаптация представляет собой значимый, постоянный, триединый процесс активного приспособления индивида к условиям среды через механизмы ассимиляции, реадаптации и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация личности: методология психологического исследования»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9.07 + 316.37

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Л.В. ШАБАНОВ1*, и.л. ШЕЛЕХОВ2, Е.В. МОРОДЕНКО3

1 Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; 2 ГОУ ВПО Томский государственный педагогический университет, Томск;

3 Кузбасский государственный технический университет, Кемерово

На основании анализа концепции и опыта исследования процессов адаптации как освоения личностью социальных норм делается вывод, что социальная адаптация представляет собой значимый, постоянный, триединый процесс активного приспособления индивида к условиям среды через механизмы ассимиляции, реадаптации и социализации.

Ключевые слова: социальная адаптация, реадаптация, личность, социализация, групповые нормы, методология исследования.

Социально-политические и экономические изменения, проходящие в современном обществе, обуславливают изменения личностных ориентиров и мировоззрения людей, в том числе системы ценностей, установок на проблемы семьи и воспитания детей. Трагичными последствиями этих процессов являются кризис института семьи, увеличение количества социальных сирот, подростков, лишенных условий семейного воспитания, молодых людей, имеющих в поведении яркие признаки дез-адаптированности.

исследования, проведенные во многих странах мира [9], свидетельствуют о том, что очень часто внесемейное развитие подростка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, которым нельзя дать

© Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Мороденко Е.В., 2011

* Для корреспонденции:

Шабанов Лев Викторович, д.фсф.н, к.псх.н., профессор Санкт-Петербургского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. 198206 Санкт-Петербург, ул. Пилютова, 1. Тел.: (8812) 744-70-51 E-mail: lev.shabanov@mail.ru

однозначную оценку. Трудно сказать, хуже они или лучше, чем у обычного человека, как правило, получившего воспитание в неполной семье, - это просто другие черты, скорее являющиеся разновидностью адаптационных норм, нежели формой дезадаптированного поведения или расстройством.

Адаптация в данном случае рассматривается нами как вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим компонентом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды); отсюда - адаптивная и одновременно адаптирующая активность самой личности [2].

со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения и санкциями за отклонение от таких норм со стороны личности или

группы. Все это зависит, прежде всего, от восприятия и оценки данных целей, норм и санкций. Это определяется их самосознанием, проявляющимся в образе «Я» личности или в чувстве «Мы» группы. Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы:

1. Подчинение среде, при котором цели личности или группы и способы их достижения общеприняты, традиционны и полностью соответствуют социальным нормам.

2. Обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы.

3. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. «Уход от», при котором непринятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами.

4. Бунт, при котором, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с традиционных позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения [8].

Существенным условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций. основа этого описывается как высокоосознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с большой референтной группой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый, более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или референтной группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определен-

ных социальных условиях. Так, в социуме, в котором цели личности не сочетаются с общественными целями, успешная адаптация во многих случаях в принципе невозможна, в результате чего возникают различные формы девиантного поведения. Крайние его формы связаны с дезадаптацией социального субъекта [5], рассогласованием требований и ожиданий социальной среды и субъекта, проявляющимся в аномии, вплоть до распада совместной деятельности. Так же, как и при анализе систем «человек-машина», в юриспруденции и медицине принят термин «реадаптация», означающий адаптацию к прежним социальным условиям после некоторых произошедших с объектом изменений. В узком смысле адаптация понимается как процесс приспособления субъекта к определенным жестко заданным внешним условиям и воздействиям [1].

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция, эмоции, уровень врожденных сторон интеллекта, специальные способности, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Формирующиеся или сформировавшиеся личностные особенности, ориентация, выбор, иерархия систем ценностей, целей и потребностей, притязаний, интеллекта и межличностных отношений облегчают или затрудняют адаптацию человека в реальной жизни, также являясь факторами адаптивности [4].

основное направление процесса адаптации - это сохранение гомеостаза (динамического равновесного состояния адаптирующейся системы), что выражается в изменении внутреннего текущего ситуа-

тивного состояния, а также стереотипов, программ и эталонов-регуляторов под воздействием меняющейся среды, в изменении внешних реакций (способов поведения) и в активном изменении внешней среды в соответствии с внутренними состояниями.

Не останавливаясь на таких типах адаптации, как биофизиологическая или психофизиологическая (например, акклиматизация), четко обозначим, что такое понятие, как адаптационный синдром (совокупность адаптационных реакций организма в ответ на значительные неблагоприятные воздействия), имеет не только уровень биологического или физиологического приспособления, но и психосоциальный (к примеру, личностное восприятие качества жизни внутри разных социальных пространств). В 1936 году Ганс Се-лье описал общие для этих трех приведенных выше уровней стадии: стадия тревоги (фазы - шока и противошока - мобилизация защитных механизмов); стадия сопротивляемости (резистентности) - повышение устойчивости организма к различным воздействиям; стадия стабилизации состояния и стадия истощения (с падением сопротивляемости стрессору и снижением толерантности).

В общепсихологическом смысле К.Д. Шафранская в работе «Адаптивные реакции при психических состояниях человека» [11] выделяет следующие стадии адаптационного процесса:

1. Деструктивная реактивность - рассогласование функций и процессов за счет гипер- и гипоэффектов физиологических, когнитивных и регуляторных параметров, которые по интенсивности неадекватны ситуации.

2. Стабилизация - устойчивая структура взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности в состоянии напряжения и оптимальные энергетические траты организма.

3. Функциональная регрессия - чрезмерная реактивность отдельных психофи-

зиологических функций и процессов, снижение продуктивности интеллектуальной деятельности, сужение диапазона приспособительных форм поведения.

4. Изменение структуры личности за счет формирования новых свойств или коррекции ранее сформированных черт.

Однако реальная жизнь в контексте поведенческой психологии - это прежде всего реализация или изменение социального статуса, в том числе в учебной, профессиональной, социально-психологической деятельности. В этом смысле можно включать в область адаптационных явлений: социальный статус; профессиональное самоопределение; сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения, удовлетворяющий личность статус; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Как указывал в своей работе H.A. Свиридов: «Социально-психологическую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений, приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе» [10, с. 68].

Согласно A.A. Налчаджяну, социально-психологическая адаптированность - это такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [7]. Значит, адап-

тация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

По своей направленности социальную адаптацию можно различать как внешнюю (приспособление к внешним проблемным ситуациям) и внутреннюю, направленную на разрешение внутренних конфликтов и структурную перестройку внутренних адаптивных механизмов личности. по своей эффективности и результатам - как «прогрессивную», дающую устойчивую положительную динамику относительно стрессогенных факторов социального окружения и, наоборот, «регрессивную». Исходя из оценки активности личности, можно говорить об активной, конформной (пассивной) социальной адаптации и о неадаптивном, надситуативном поведении. По ведущему мотиву выделяется: го-меостатический вариант (цель - достижение равновесия), гедонистический вариант (достижение наслаждения, избегание страданий), прагматический вариант (практическая польза, успех) и надситуативная неадаптивная активность, имеющая свою специфическую привлекательность заранее непредрешенным исходом. По специфике адаптационных механизмов (по А.А. Налчаджяну) выделяется нормальная адаптация - то есть процесс, который приводит к устойчивой адаптированности без патологических изменений структуры личности и одновременно без нарушений норм социальной группы (конструктивная активность, познавательные процессы, целеполагание, целеобразование, социальная уступчивость, конформные реакции, самосознание); далее следуют нормальная защитная адаптация (агрессия, рационализация, проекция, регрессия, сублимация и т.д.) и смешанный тип (защита от фрус-трированности и необходимость решения конструктивных задач).

Безусловно, говоря об адаптации, следует иметь в виду, что существуют не только специфические адаптивные гиперкомп-

лексы механизмов, но и девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформными, можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Заметим сразу же, что девиантное в той или иной групповой среде поведение может быть совершенно нормальным и продуктивным для другой организации или общества, в состав которых входит эта малая группа. Более мягкими формами такой «аномальности» будут являться так называемая «неконформистская адаптация» (термин А.А. Налчаджяна) - преодоление внутригрупповой проблемной ситуации необычными для членов этой группы способами и путями, вследствие чего субъект оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы, и «новаторская» - ин-новативная, творческая, которая также разрушает традиционную нормативно-ценностную систему группы, но не явно, а через «влияние меньшинства» (термин С. Московичи).

исходя из вышепроведенного анализа, мы можем указать на объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности личности. Объективные критерии: учебная адаптиро-ванность (эффективность, успешность учебно-профессиональной деятельности); служебно-дисциплинарная адаптирован-ность (успешность выполнения служебных задач, выполнение требований уставов, приказов и т.д.); микросоциальная адап-тированность (авторитетное положение в коллективе, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами). Субъективные критерии: удовлетворенность своим учебно-профессиональным статусом (сохранение интереса к профессии, развитие профессиональных интересов - мотивационная адаптированность); позитивно-конструктивное отношение к

взаимоотношениям в коллективе (отсутствие агрессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим); наличие адекватной, достаточно высокой самооценки.

Каковы же причины дезадаптации? Большинство современных исследователей в этой области в разных иерархиях приводит следующие: относительная социально-культурная депривация (изоляция от привычных условий); гиперстимуляция новыми по содержанию социальными стимулами; недостаточная подготовленность к саморегуляции; утрата сложившихся форм наставничества; потеря привычного коллектива; низкий уровень психологической готовности к освоению профессии; ломка динамических стереотипов; когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением представлений о жизни реальному положению дел; акцентуации характера и психопатическое развитие личности. То есть, говоря о проблемах социальной дезадаптации, можно говорить скорее о проблеме изменений внешних и внутренних условий социализации.

Социализация как «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [6]» включает в себя социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. следовательно, это не столько механическое наложение на индивида готового социального шаблона, сколько стимулирование индивида как «объекта» социализации выступать в то же время субъектом общественной активности. поэтому социализация тем успешнее, чем активнее

участие индивида в творческо-преобразо-вательной деятельности сообщества, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки [3].

В таком случае степень и уровни социальной адаптации будут подчинены несколько другой логике: пилотажный, поверхностный уровень исследования адаптивности личности покажет характер принятия норм, ценностные различия, нормативные и каузальные несовпадения (то есть проблематику, связанную с процессами социализации); глубинный, качественный уровень исследования даст представления о совместимости/несовместимости поведения и восприятия на уровне личностных ценностей, мотиваций и восприятия нормам (то есть проблематику реадаптацион-ных процессов).

В данном понимании, анализируя все вышесказанное, можно заключить, что социальная адаптация представляет собой значимый, постоянный, триединый процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной (ассимиляция), стремления «переделать» эти условия под себя (реадаптация), а также результат этого процесса (социализация).

Литература

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и ее компенсация. -М.: Наука, 1976. - 272 с.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978 - С. 44.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. - С. 43.

4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

5. Кон И.С. Социология молодежи / Краткий словарь по социологии. Под ред. Д.М. Гви-шиани, Н.И. Лапина. - М., 1988. - С. 353354.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

7. Иалчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и

стратегии). - Ереван: АН АрмССР, 1988. -С. 43-65.

8. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Мысль, 1974. - 487 с.

9. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М.: Педагогика, 1998 - С. 27.

10. Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.03. - Л., 1974. - С. 68.

11. Шафранская К.Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека. -М.: «Академ. книга», 1993 - С. 14.

THE SOCIAL ADAPTATION OF PERSONALITY: A METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

L.V. SHABANOV \ I.L. SHELEKHOV 2, E.V. MORODENKO 3

1 St. Petersburg Military Institute of Internal Forces Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg;

2 GOU VPO Tomsk State Pedagogical University, Tomsk;

3 Kuzbass State Technical University, Kemerovo

Based on an analysis of the concept and experience of investigating the adaptation process as a personality development of social norms is concluded that social adaptation is a significant, permanent, triune process of active adaptation of the individual to the environment through the mechanisms of assimilation, rehabilitation and socialization.

Keywords: social adaptation, readaptation, personality, socialization, group norms, research methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.