Научная статья на тему 'Социализация целевой функции современных корпораций'

Социализация целевой функции современных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / НЕОКОРПОРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / CORPORATION / NEO-CORPORATION / SOCIAL RESPONSIBILITY / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киварина М. В.

Рассмотрена эволюция корпорации как доминирующей формы организации материального производства, выявлены особенности современной корпорации, дано определение неокорпорации как социально-экономического института, который наряду с государством несет ответственность за благополучие и безопасность общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of the objective function of modern corporations

The author considers the corporation evolution as a dominating form of the goods production organization, reveals the features of a modern corporation, gives the definition of a neo-corporation as a socio-economic institute which along with the government bears responsibility for wellbeing and safety of society.

Текст научной работы на тему «Социализация целевой функции современных корпораций»

УДК 334.764.44

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

М.В.Киварина

SOCIALIZATION OF THE OBJECTIVE FUNCTION OF MODERN CORPORATIONS

M.V.Kivarina

Институт экономики и управления НовГУ, Mariya.Kivarina@novsu.ru

Рассмотрена эволюция корпорации как доминирующей формы организации материального производства, выявлены особенности современной корпорации, дано определение неокорпорации как социально-экономического института, который наряду с государством несет ответственность за благополучие и безопасность общества. Ключевые слова : корпорация, неокорпорация, социальная ответственность, стейкхолдеры

The author considers the corporation evolution as a dominating form of the goods production organization, reveals the features of a modern corporation, gives the definition of a neo-corporation as a socio-economic institute which along with the government bears responsibility for wellbeing and safety of society.

Keywords: corporation, neo-corporation, social responsibility, stakeholders

На протяжении XX — начала XXI вв. проблемам корпорации и порождаемым ею противоречиям было посвящено достаточно много работ авторов, принадлежащих к самым различным школам и направлениям экономической мысли. Наиболее известные из них — «Империализм как высшая стадия капитализма» В.И.Ленина (1916 г.), посвященная переходу капитализма от стадии первоначального накопления капитала к стадии монополистического капитализма. В ней корпорация рассматривалась как доминирующая форма организации материального производства начала XX в., посредством которой происходило обобществление производства, приводящее к возникновению противоречия между общественным характером производства и частным способом присвоения его результатов [1]. При саморазвитии капиталистической экономики данное противоречие может толь-

ко усугубляться. Оно не преодолено и в современных корпорациях, а лишь приобретает новые формы своего проявления, к числу которых, как полагают отдельные исследователи, относятся и институт «социального партнерства», и широко декларируемые принципы корпоративной социальной ответственности.

Т.Веблен (1904 г.) предложил считать корпорацией крупную организацию корпоративной (акционерной) формы, указывая на широкую распространенность в современной ему экономике «... концернов достаточно большого размера, чтобы стать чем-то большим, нежели предприятием местного значения...» [2]. При этом основой успеха корпорации он считал ее институционализацию, мерой чего является «good-will», совокупность нематериальных активов корпорации, определяемых ее деловыми связями, патентами, «раскрученными» торго-

выми марками, наличием лобби в органах государственной власти. Веблен отмечал необратимый характер отчуждения собственников (акционеров) от управления корпорациями, связанный с уменьшением доли обыкновенных акций в совокупном капитале. Корпорация, «живущая в долг», не принадлежит себе, своим внутренним субъектам, а является «общей» собственностью кредиторов и поставщиков. Также Т.Веблен указывал на порожденное машинным производством противоречие собственно экономических целей, преследуемых владельцами капитала и выражающихся в наращивании объемов производства и интенсификации научно-технического прогресса, и целей политических, связанных с сохранением устойчивой геополитической, в том числе персонифицированной структуры мировой экономики, что связано со сдерживанием роста экономической силы «прогрессивных» капиталистов. Таким образом, корпорация, по Веблену, может устойчиво развиваться только как институционально необходимый субъект экономики, потребность в котором ощущали бы все взаимодействующие с ним субъекты (или хотя бы большинство из них).

А.Берле и Г.Минц в работе «Современная корпорация и частная собственность» [3] рассмотрели современную им корпорацию 30-х гг. XX в. и выделили качественно новое, порождаемое ею противоречие — противоречие между юридически закрепленным и фактическим распределением прав собственности в корпорации. В силу увеличения масштабов деятельности корпорации число ее совладельцев-акционеров растет, а доля каждого в капитале сокращается. Это приводит к размыванию собственности в корпорации и усилению власти наемных топ-менеджеров, которые используют корпорацию для максимизации собственного благосостояния. Преодоление выявленного противоречия, по мнению Берле и Минца, возможно через развитие встроенных в рыночную экономику механизмов контроля: развитых фондового рынка и рынка труда топ-менеджеров. Первый должен обладать свойством информационной эффективности и адекватно реагировать снижением курса акций на принятие менеджерами решений, противоречащих интересам акционеров, а второй — снижать трансакционные издержки, возникающие при увольнении топ-менеджеров.

Альтернативную точку зрения на корпорацию, ее место в процессе глобализации мировой экономики предложил Дж.Бакан [4]. Он отмечал, что эволюция корпорации на протяжении XX в. превратила ее в неподконтрольный экономический субъект, получивший законное право преследовать собственные экономические интересы независимо от того, насколько пагубными могут оказаться их последствия для общества. Это порождает противоречие между корпорацией и обществом, которое наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях государства с корпорацией, с одной стороны, и обществом — с другой. По мнению Дж.Бакана, к началу XXI в. между корпорацией и государством как

важнейшими институтами современной экономики возникло и укрепилось «партнерство», которое претворяется в жизнь в виде государственных императивов и основывается на замещении целей общества (в самом широком их понимании) интересами корпораций. Отчуждение общества от присвоения в таких условиях перестает быть частным делом владельцев корпораций, и зачастую встраивается в государственные механизмы современной экономики, причем государственные структуры в данном случае оказываются подчиненными по отношению к корпорации. Решение этой проблемы Дж.Бакан видит в усилении регулятивной системы, политической демократии, отказе от глобального либерализма и усилении общественных институтов. Главной нерешенной проблемой остается то, каким именно образом возможно осуществление предлагаемых мероприятий усилиями самого государства.

Как правило, говоря о корпорации, следуют традиции англо-саксонского права и отождествляют ее с акционерной компанией, реже употребляют этот термин в более широком смысле — как союз, созданный для достижения общей цели. Второй подход перекликается с точкой зрения Д.Белла [5], который считал корпорацию жизненно необходимым для современного человека элементом бытия, иногда становящегося «образом жизни» для этого человека. Автор отдает предпочтение второму подходу, но с некоторым его уточнением: под корпорацией подразумевается институционально автономный субъект экономической системы, реализующий функцию материального производства. В сделанном акценте на институциональную автономность заключается основное отличие корпорации как категории экономической науки от сходных с ней категорий «фирма» и «предприятие», под которыми следует понимать субъекты, автономные на рынке (фирма) или в производстве (предприятие) соответственно.

В настоящее время происходит постепенное преобразование корпораций. Если в начале ХХ в. корпорация представляла собой единую структуру, где все связи между функционально разнородными процессами были встроены во внутрикорпоративную иерархию и подчинены общей цели, то в начале XXI в. корпорация преобразуется в относительно свободный союз способных к творчеству индивидов. В результате корпорация превращается в атомарную, формирующуюся на основе функционально специализированных подразделений (платформ, ячеек). В структуре современных корпораций выделяются: производственные платформы (заводы), подразделения по работе с клиентами (торговые дома), платформы НИОКР (научно-исследовательские институты), подразделения, специализирующиеся на управлении инвестиционным портфелем (банки, ПИФы и прочие финансовые компании), сервисные платформы и др.

Сравнить корпорацию индустриальной экономики с новой, атомарной корпорацией можно по рис. 1 и 2.

Акционеры

4^

Корпорация

43-

Потребители

Рис.1. Структура корпорации в индустриальной экономике

Акционеры

Потребители

Рис.2. Структура современной корпорации

Если на рис.1 все связи между функционально разнородными процессами встроены в единую внутрикорпоративную иерархию и подчинены общей цели, что часто влечет потерю их экономической эффективности, то рис.2 иллюстрирует атомарную корпорацию, каждый элемент которой действует на свободном рынке, относительно самостоятельно определяя свои цели и стратегию развития. При этом он может взаимодействовать с потенциально неограниченным слоем других разнородных элементов, формируя структуру новой экономики.

Основными особенностями современных корпораций являются:

— корпорации объединяют несколько предприятий (юридических лиц) и могут иметь в своей структуре в разной степени диверсифицированные виды и формы бизнеса;

— занимая лидирующее положение на рынках, корпорации могут управлять рыночным спросом и влиять на цены в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что актуализирует функцию планирования

как одного из важнейших видов управленческой деятельности;

— распоряжаясь значительными ресурсами (материальными и нематериальными), крупные корпорации, инициируя создание и внедрение технологических новшеств, являются двигателями научно-технического прогресса, обеспечивая, таким образом, техническую базу для развития общества с вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями;

— в отличие от фирм малого и среднего бизнеса крупные корпорации зачастую являются градообразующими, от их деятельности во многом зависит состояние окружающей среды, качество потребительских товаров;

— объединяя значительное количество сотрудников для достижения своих конкретных целей, корпорации создают специфическую внутрифирменную институциональную среду, которая диктует определенные нормы поведения как внутри самой корпорации, так и за ее пределами, во внешней среде, влияя на институциональную структуру общества в целом;

Позитивные и негативные последствия современного социально-экономического развития

Основные тенденции развития современной экономики Последствия

Позитивные Негативные

Корпоратизация экономики Рост производства и потребления Монополизация рынков, искусственные ограничения производства, неэффективность, региональная стагнация

Расширение масштабов деятельности корпораций Концентрация и централизация капитала акционерных обществ, рост числа акционеров (собственников) Размывание собственности в корпорации, усиление отчуждения собственности от управления; злоупотребления со стороны наемных топ-менеджеров

Переход от массового к персонифицированному производству Ориентация на потребителя, расширение номенклатуры и ассортимента товаров и услуг Ограниченный доступ отдельных социальных групп к определенным товарам и услугам

Становление постиндустриальной стадии развития Внедрение технологических инноваций, всемерное распространение информационно-коммуникационных технологий Загрязнение окружающей среды, истощение материальных ресурсов, корпорация выступает источником цикличности

Глобальный характер экономических отношений Транснационализация корпораций, расширение рынков сбыта, снижение неопределенности на рынках ресурсов и готовой продукции, рост эффективности распределения ресурсов Усиление конкурентной борьбы, замещение общественных целей интересами корпорации, асимметрия в распределении доходов, риск превращения корпорации в экономического субъекта, неподконтрольного государству

Социализация деятельности корпорации Изменение долгосрочной целевой функции, стратегическое планирование производственной и социальной деятельности корпорации с учетом интересов основных стейкхолдеров Разнонаправленность краткосрочных и долгосрочных целей деятельности корпорации

— крупные размеры корпораций, предполагающие большие доходы, делают их влиятельными рыночными субъектами не только для участников данного рынка и других смежных рынков, но и для государственных институтов. Современные корпорации также оказывают существенное влияние на общество в целом, поскольку играют не только важную экономическую, но и еще более важную социальную роль. Кроме доходов в бюджет в виде выплачиваемых налогов, они, являясь крупными работодателями, существенно влияющими на уровень занятости, оплату труда и систему социально-трудовых отношений, а также за счет высокой деловой репутации служат гарантом исполнения обязательств по договорам, и, таким образом, являются экономической и социальной опорой общества, обеспечивая его стабильность и безопасность;

— одной из важных особенностей современных корпораций является наличие внутри нее нескольких принципиально различных социальных групп, так называемых, внутренних стейкхолдеров* (менеджеров, мажоритарных и миноритарных акционеров, работников и др.), представляющих широкий спектр интересов, которые необходимо согласовать, чтобы обеспечить баланс с интересами внешних стейкхолдеров (потребителей, покупателей, партнеров, государства и общества в целом).

Стейкхолдеры формируют взаимозависимую систему отношений (связей), своеобразную «паутину», которая может либо поддерживать бизнес в

* Стейкхолдеры — это группы, организации или индивидуумы, на которые компания оказывает влияние и/или от которых она зависит.

трудную минуту, либо, напротив, лишать его возможности действовать. Наличие подобного рода социальных связей еще раз подтверждает тот факт, что корпорация как важный общественный институт включена в систему отношений, во многом определяющих социальное бытие отдельных сегментов общества, а если брать корпоративный сектор в целом, то и всего общества. По существу, она делит с государством ответственность за состояние системы социальных услуг, за благополучие общества и его безопасность, т.е. происходит социализация деятельности современных корпораций. В свою очередь, общественная среда достаточно сильно влияет на достижение корпорациями поставленных целей. Поэтому бизнесу приходится уравновешивать свои экономические цели с социо-эколого-экономическими интересами внешнего окружения (стейкхолдеров). Таким образом, современные корпорации не могут действовать изолированно от общества, поскольку сами являются частью социума и несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют.

В результате изменяется долгосрочная целевая функция современной корпорации: вместо максимизации прибыли и/или минимизации трансакционных издержек приоритетным становится стабильный рост бизнеса, который возможен лишь при согласовании интересов корпорации и ее основных стейкхлолдеров. Подобную корпорацию автор определяет как «неокорпорацию».

Таким образом, неокорпорация — это социализированная форма института современной корпорации, которая обеспечивает достижение своих дол-

госрочных целей посредством выявления и согласования интересов всех социальных групп, так или ина -че с ней связанных.

Модификация экономических отношений в современном обществе, порожденная глобализацией и интернационализацией хозяйственных связей, у силе -ние корпоративных основ экономики, а также эволюция самой корпорации как способа организации материального производства приводят к появлению но -вых не только позитивных, но и негативных последствий социально-экономического развития (см. таблицу).

В таблице приведены лишь основные позитивные и негативные последствия развития современной экономики, вызванные эволюцией корпорации как системообразующего социально-экономического субъекта. Из множества альтернативных направлений нивелирования отрицательных последствий, указанных в таблице, наиболее оптимальным, на взгляд автора, является регулируемая со стороны государства эволюция корпорации к своей новой, более эффективной форме организации материального производства — неокорпорации. Более того, институционали-зация функционирования неокорпорации должна

осуществляться при общественном согласии с учетом основных интересов всех социальных групп.

1. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма (популярный очерк). М., 1969. С. 299-427.

2. Веблен Т. Теория делового предприятия / Пер. с англ. М., 2007. С. 108.

3. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. L, 1932. 355 p.

4. Бакан Дж. Корпорация: патологическая погоня за прибылью / Пер. с англ. М., 2007. 288 с.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ; под ред. В.Л.Иноземцева. М., 1999. 788 с.

Bibliography (Transliterated)

1. Lenin V.I. Imperializm kak vysshaia stadiia kapitalizma (populiarnyi ocherk). M., 1969. S. 299-427.

2. Veblen T. Teoriia delovogo predpriiatiia / Per. s angl. M., 2007. S. 108.

3. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. L, 1932. 355 p.

4. Bakan Dzh. Korporatsiia: patologicheskaia pogonia za priby-l'iu / Per. s angl. M., 2007. 288 s.

5. Bell D. Griadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniia / Per. s angl; pod red. V.L.Inozemtseva. M., 1999. 788 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.