Научная статья на тему 'Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей'

Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
888
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / МЕЖВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Политнева Наталья Эдуардовна

Научный интерес к процессу социализации в настоящее время проявился не только как к явлению социально-психологическому, но и как педагогическому. Детский разновозрастный коллектив, сформированный в творческом объединении учреждения дополнительного образования детей (УДОД), обладает богатыми социализирующими возможностями в формировании личности ребенка, отличаясь от других коллективов целями своей деятельности, функциями, обусловленными сущностью дополнительного образования детей, способом организации деятельности, позволяющим реализовывать воспитательный и творческий потенциал сотрудничества разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей»

социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей

I Н.Э. Политнева

Аннотация. Научный интерес к процессу социализации в настоящее время проявился не только как к явлению социально-психологическому, но и как педагогическому. Детский разновозрастный коллектив, сформированный в творческом объединении учреждения дополнительного образования детей (УДОД), обладает богатыми социализирующими возможностями в формировании личности ребенка, отличаясь от других коллективов целями своей деятельности, функциями, обусловленными сущностью дополнительного образования детей, способом организации деятельности, позволяющим реализовывать воспитательный и творческий потенциал сотрудничества разных поколений.

Ключевые понятия: социализация, разновозрастный коллектив, межвозрастное взаимодействие, дополнительное образование детей.

Summary. The process of children socialization attracts scientists' attention not only as socially psychological but also as pedagogical phenomenon. A group of multiple-aged children organized in the system of optional education is rich in socializing opportunities because of its specific aims, functions and ways of organizing children's activity in educational and creative atmosphere of cooperation among different generations.

Keywords: socialization, multiple-aged group, interaction among generations, the system of optional education.

Стремительность жизни, динамика социальных процессов внутри общества обусловили необходимость активного преобразования парадигмы педагогической науки, расширения ее предмета, который наряду с обучением и воспитанием стал включать в себя и социализацию. Научный интерес к процессу социализации в настоящее время проявился как к явлению не только социально-психологическому, но и как педагогическому.

При определении самого понятия «социализация» мы сталкиваемся с различными его трактовками, разнообразием концептуальных подходов к

этому явлению и их классификацией. В работах А.В. Мудрика, Н.Ф. Головановой представлено наиболее полное описание классификаций концепций социализации западных и отечественных социальных, психолого-педагогических теорий, анализ которых показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации: субъект-объектный, субъект-субъектный [4; 10].

Мы рассматриваем социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом со-

циального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. На каждом этапе социализации возникает «сплав» усвоения социального опыта и воспроизведения его.

А.В. Мудрик выделяет ряд возможностей влияния воспитания в системе образования на положительный характер социализации конкретного человека, а именно:

• воспитание в образовательных учреждениях в некоторой мере определяет то, как объект социализации — человек — более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сценарии;

• образовательные учреждения имеют определенные возможности создать условия для просоциальной самореализации себя человеком как субъекта социализации, для развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

• воспитание в системе образования может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптирован-ностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации;

• система образования имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия

случившихся столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации [9].

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие, а в процессе практико-ориентирован-ных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

Если рассматривать дополнительное образование как особое культурно-образовательное пространство, то следует выделить следующие условия его функционирования (В.В. Белова, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова): открытость границ, позволяющая не только расширять и разнообразить физическое пространство, но и увеличивать его за счет организации встреч субъектов образования; вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить образовательную среду и тем самым стимулировать преобразующую деятельность педагога и ребенка; погружение в культуру как возможность «проживания » событий истории и культуры и «знакомства» с людьми разных эпох, включения в диалог с ними; эмоционально-художественная насыщенность среды, направленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующую творческую и познавательную активность.

В условиях учреждения дополнительного образования реализуются условия для взаимоперехода от ученичества к самодеятельности и обратно, что создает уникальную ситуацию для ребенка, где он сталкивается со множеством образовательных проблем, решение которых и создает реальную возможность для развития, для самодеятельности. Ребенок, включаясь в совместную деятельность с другими людьми, присваивает социальный опыт. Социальный опыт — это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Ребенок социализируется и приобретает собственный опыт:

• в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков;

• в процессе общения с людьми разного возраста, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности;

• в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Таким образом, ребенок является субъектом деятельности объединения учреждения дополнительного образования детей.

Содержание образования в УДОД в контексте социализации можно определить как часть социокультурного опыта, определяющего развитие способностей личности. Образовательный процесс в УДОД выполняет, по мнению А.В. Золотаревой, две группы системообразующих функций: обучающие и социально-педагогические [8].

Обучающие функции обеспечивают удовлетворение познавательных,

Преподаватель XX]_

вЕК

образовательных потребностей детей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять и расширять знания и компетенции, которые он получает в общеобразовательной школе. К обучающим функциям можно отнести и процесс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Социально-педагогические функции обеспечивают осуществление процессов воспитания, социальной защиты, оздоровления, реабилитации, коммуникации, рекреации, социальной адаптации.

В структуре дополнительного образования существуют иные межвозрастные отношения: неформальные, взаимовлияния и взаимозависимости; отношения делового сотрудничества, нерегламентированные жестко временем, должностными обязанностями. Отношения в конкретной, предметной деятельности, в которой взрослый и ребенок партнеры — существенная воспитательная ценность.

Проектирование деятельности разновозрастного объединения на базе учреждения дополнительного образования — условие качественных связей между пространственно-предметным содержанием среды и системой социальных отношений в ней. С одной стороны, реализуются возможности учреждения дополнительного образования для индивидуализации творческого развития подростков; с другой — деятельность разновозрастного объединения интегрирует результаты вариативной, разноплановой, взаимообогащающей и дополняющей видов деятельности по содержанию (образовательную, коллекти-

вообразующую, социального общения) на основе включения воспитанников и педагогов в систему межвозрастных отношений. Формирование субъектной позиции родителей воспитанников объединения как участников педагогического процесса повышает социализирующий потенциал разновозрастного коллектива.

Разновозрастный коллектив объединения учреждения дополнительного образования детей выступает одновременно как агент первичной социализации, компенсируя недостатки первичной социализации подростков в семье, которые по тем или иным объективным или субъективным причинам стали жертвой социализации, и как агент вторичной социализации, когда актуализируются проблемы групповой интеграции, развития «Я»-концепции подростка на основе идентификации с другими и осознания своего отличия, своей индивидуальности или, как нередко говорят психологи, своей «самости».

Педагогическое сопровождение и поддержка разновозрастного коллектива как фактора социализации школьников привносит дополнительные требования к профессиональным компетенциям педагога дополнительного образования детей: владение широким диапазоном возрас-тосообразных эмоциональных воздействий; знание структуры и содержания межвозрастного взаимодействия, а также владение методами и приемами его организации; умение выстроить не только траекторию развития коллектива, но и каждого его члена с учетом самоценности каждого возрастного периода; формировать субъектную позицию родителей, администрации в обеспечении

социально-психологического здоровья школьников.

В ходе нашего исследования были выявлены проблемы, снижающие социализирующий потенциал разновозрастного коллектива учреждения дополнительного образования детей: использование методов организации познавательной деятельности в полной мере не соответствующих целевым установкам образовательных программ и уровней их освоения; недостаточное владение педагогами методикой КТД (коллективного творческого дела); отсутствие в практике организации жизнедеятельности коллектива современных методов и технологий, обеспечивающих продуктивное межличностное взаимодействие; недостаточная работа педагогов по формированию мотивации разновозрастного общения. Решение выше обозначенных проблем возможно при реализации комплекса организационно-педагогических условий:

• разработка и внедрение программы деятельности разновозрастных объединений с учетом максимального вовлечения всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и детей);

• использование комплексной оценки социализированности подростков, сочетающей данные оперативной диагностики с отсроченной, позволяющей своевременно фиксировать изменение данного качества и осуществлять его коррекцию;

• реализация жизнедеятельности разновозрастного коллектива в трех основных плоскостях: образовательной, коллективообразующей, социально направленной коллективной деятельности, обеспечивающих воз-

можность социального познания, со- 9. циального общения через использование целесообразных активных форм и механизмов межличностных отно- 10 шений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова В.В., Кульпединова М.Е. Дополнительное образование: требования к его содержанию. — М., 2000. — 10 с.

2. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 384 с.

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 239 с.

4. ГоловановаН.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

5. Дополнительное образование в школе — инновационный блок общего образования и социального воспитания

Iß детей. — М.: ООО «ДОД», 2007. — 120 с.

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с.

7. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 2003. — 192 с.

8. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с. — (Методика воспитательной работы в школе).

Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель. — 2002. — № 5. — С. 79-82. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с. Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. — М.: МЗ-Пресс, 2002. — 272 с. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.