Научная статья на тему 'Социализация подростков средствами хореографического искусства в условиях культурно-досуговых учреждений'

Социализация подростков средствами хореографического искусства в условиях культурно-досуговых учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ХОРЕОГРАФИЯ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION PROCESS / TEENAGERS / CHOREOGRAPHY / ART / CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багирова Е.В.

Представлен авторский вариант трактовки научных понятий «социализация», «процесс социализации», применяемых в отношении социально-демографической категории под-ростков (лиц в возрасте 12-17 лет). Рассматриваются особенности процесса социализации подро-стка как субъекта организованной досуговой деятельности, участника самодеятельного хореогра-фического коллектива, действующего при современном культурно-досуговом учреждении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTEGRATION OF TEENAGERS WITH CHOREOGRAPHY MEANS IN CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS

The author’s variant of “socialization” and “socialization process” scientific concepts used in relation to teenagers, social and demographic category of 12-17 years-old persons, is given. Peculiarities of socialization process of a teenager acted as a subject of organized leisure activities, as participant of an amateur choreographic ensemble works at a cultural and leisure institution is regarded.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков средствами хореографического искусства в условиях культурно-досуговых учреждений»

Раздел 2

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПРАКТИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 316.614.6-053.6:793:379.8

Е. В. Багирова, кандидат педагогических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

evgenya_zenuhina@mail .гц

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Представлен авторский вариант трактовки научных понятий «социализация», «процесс социализации», применяемых в отношении социально-демографической категории подростков (лиц в возрасте 12-17 лет). Рассматриваются особенности процесса социализации подростка как субъекта организованной досуговой деятельности, участника самодеятельного хореографического коллектива, действующего при современном культурно-досуговом учреждении.

Ключевые слова: социализация, процесс социализации, подростки, хореография, искусство, культурно-досуговые учреждения.

Одним из самых трудных процессов в жизни подростка является включение его в социум. Превращение индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируется социальная значимость личности. Социальное самоопределение подростка одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от общества и происходящих в нём процессов. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. В современном обществе искажено представление одного из важнейших социальных институтов в становлении личности ребенка - семьи. Проблемы социализации подростков очевидны, человечество постепенно приходит к пониманию того, что надо беречь и развивать подрастающее поколение. Необходим поиск новых путей социализации личности подростка в сферах образования, воспитания и досуга. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для социализации подростков. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогике.

Вопросам социализации посвящено достаточно большое количество трудов как зарубежных, так и отечественных авторов. Понятие, сущность и особенности процесса социализации изучены в работах Е. Ф. Акуловой, Л. С. Выготского, М. А. Галагузовой, Ф. Г. Гиддингса, Э. Дюркгейма, И. С. Кона, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, М. Мида, Т. Парсонса, В. А. Сухомлинского, С. Л. Рубенштейна.

Существенное значение процесса социализации личности в контексте социально-культурной деятельности имеют труды М. А. Ариарского, В. И. Гладилиной, Л. С. Жарковой, А. Д. Жаркова, Т. Г Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Р. А. Литвак, О. В. Первушиной, В. М. Рябкова, Б. С. Са-фаралиева, Ю. А. Стрельцовой, Б. А. Титова, Д. В. Шамсутдиновой.

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...

В аспекте обозначенной выше проблемы особый интерес представляют работы, посвященные хореографическому образованию и воспитанию личности. Вопросы личности в хореографии ставились широко и решались такими авторами, как Ю. А. Бахрушин, А. Я. Ваганова, В. В. Ванслов, Г. Н. Добровольская, Р. В. Захаров, Л. Я. Клыкова, В. С. Костровицкая, Ж. Ж. Новерр, С. Н. Тем-лянцева, А. С. Фомин, Н. И. Эльяш.

Следует зафиксировать объективно существующие противоречия, выявленные в процессе теоретического изучения и предварительного анализа проблемы, между:

- потребностью государства и общества в развитии культурно-досуговых учреждений как: возможности профилактики асоциальных явлений; развития духовно-нравственных ориентиров подростков; приобщения их к культуре и искусству; поддержки социально-общественных инициатив и недостаточным использованием потенциала самодеятельных хореографических коллективов;

- необходимостью разработки научно обоснованных подходов к процессу социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях и отсутствием на практике этого процесса применительно к самодеятельным хореографическим коллективам;

- объективной потребностью социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данного процесса [1, с. 4-5].

Разрешение обозначенных выше противоречий предполагает специальное теоретическое исследование возможностей самодеятельного хореографического коллектива по социализации подростков и разработку модели, позволяющей эффективно реализовать эти возможности. Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и экспериментальной проверке процесса социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях. Следовательно, объектом исследования является хореографическое творчество в культурно-досуговых учреждениях, предметом исследования служит процесс социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

Исследование процесса социализации подростков как социокультурного, психологического и социально-педагогического явления свидетельствует о том, что в литературе представлена совокупность междисциплинарных научно-педагогических трудов, которая может быть рассмотрена как предпосылка для разрешения обозначенной проблемы. Вместе с тем, теоретический аспект социализации подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях нуждается в научном обосновании.

Анализ современного состояния проблемы позволил сделать вывод, что социализация подростков средствами хореографического творчества представляет собой целенаправленный педагогический процесс, усвоения подростками реалий и идеалов культуры, социальных норм и ценностей, выработки культурных потребностей и установок, жизненной ориентации и культурной самоидентификации, необходимых для успешного функционирования индивида в конкретном обществе. У большинства подростков, занимающихся хореографическим творчеством, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения подростка, осмысляется им самим как гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Весь творческий процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, в связи с этим занятия развивают чувство ответственности перед другими участниками, обществом; умение считаться с интересами окружающих; организовывают внутренний распорядок подростка. Участие в концертной и конкурсной деятельности коллектива формирует у подростков здоровый дух соперничества, уважение друг к другу, любовь к своему делу, значимость каждого для коллектива и общества [2, с. 88]. Образовательные и терапевтические возможности танца имеют важнейшее значение в процессе включения подростка в систему общественных отношений.

При рассмотрении социализации подростков средствами хореографического творчества в условиях культурно-досуговых учреждений следует сказать о роли культурно-досуговых учреждений в этом процессе. Культурно-досуговые учреждения относятся к инфраструктуре социально-

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве.

культурной сферы. На сегодняшний день они являются самым распространенным типом учреждений культуры и представляют собой полифункциональный комплекс, способный создать для подростков разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на них комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Как показало исследование [1], в культурно-досуговых учреждениях подросток может, используя культурно-досуговый потенциал, приобщиться к ценностям культуры, реализовать свои творческие планы, раскрыться как творческая личность. Освоение содержания, идеалов, смыслов, ценностных ориентаций происходит через различные формы и методы предметно-преобразующей деятельности, обеспечивающих индивидуальную самореализацию личности. В этом процессе деятельность культурно-досуговых учреждений обеспечивает и процесс, и результат усвоения систематизированных знаний, направленных на подготовку личности к жизни и труду, её социализация. Деятельность в культурно-досуговых учреждениях в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развивать себя согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям. Роль культурно-досуговых учреждений определяется как средство, способное ослабить остроту социальной напряжённости, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствует психологической релаксации [3, с. 58]. Следовательно, деятельность культурно-досуговых учреждений представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития подростков, релаксации и восстановления.

Таким образом, социализация подростков средствами хореографического творчества представляет собой двусторонний процесс передачи педагогом и освоения индивидом культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей, интересов и установок, жизненной ориентации и культурной самоидентификации, то есть формирование картины мира, позволяющее индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества. В процессе хореографического творчества у подростков развивается коммуникабельность, вырабатываются ценностные ориентиры, нравственные качества, нормы общения и поведения, появляется представление о базовых ценностных ориентациях, разграничиваются взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Список литературы

1. Багирова, Е. В. Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговом учреждении : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Челябинск, 2016. - 247 с.

2. Багирова, Е. В. Особенности социализации подростков средствами хореографического творчества // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5. - С. 87-88.

3. Десятов, В. И. Связь с общественностью в управлении социокультурными проектами в контексте антропологического подхода / В. И. Десятов, Г. В. Оленина. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. академии культуры и искусств, 2006. - 266 с.

Eugenia V. Bagirova, Ph. D. in Pedagogy Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) evgenya_zenuhina@mail .ru

SOCIAL INTEGRATION OF TEENAGERS WITH CHOREOGRAPHY MEANS IN CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS

Abstract. The author's variant of "socialization" and "socialization process" scientific concepts used in relation to teenagers, social and demographic category of 12-17 years-old persons, is given. Peculiarities of socialization process of a teenager acted as a subject of organized leisure activities, as participant of an amateur choreographic ensemble works at a cultural and leisure institution is regarded.

Keywords: socialization, socialization process, teenagers, choreography, art, cultural and leisure institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.