Научная статья на тему 'Социализация молодежи и задачи изучения современных досуговых предпочтений'

Социализация молодежи и задачи изучения современных досуговых предпочтений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1652
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIALIZATION / RECREATION / YOUTH / LEISURE / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будкина Елена Константиновна

Рассмотрены особенности поведения молодежи в свободное от занятий и работы время, показан характер влияния досуга на процесс социализации молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE AND RESEARCH TASKS OF MODERN LEISURE PREFERENCES

The specific features of young people behavior at their free time are examined. The nature of leisure influence on process of socialization of young people is shown.

Текст научной работы на тему «Социализация молодежи и задачи изучения современных досуговых предпочтений»

УДК 316.346.3-053.81

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Е.К. БУДКИНА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассмотрены особенности поведения молодежи в свободное от занятий и работы время, показан характер влияния досуга на процесс социализации молодого поколения.

Ключевые слова: социализация, досуг, молодежь, свободное время, культурные ценности.

Специфика свободного времени и досуга обусловливается их взаимосвязью с социальнополитической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Большое значение имеет обретение человеком возможности самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. На первый взгляд свободное время является условием развития личности. Однако оно несет в себе потенциал ускорения общественного прогресса. Для этого необходимо формировать у членов общества соответствующий уровень культуры использования свободного времени, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации.

Все сферы жизнедеятельности человека равнозначны, какие бы виды деятельности мы не выделяли - трудовую, творческую, образовательную, потребительскую или досугово-рекреационную. Долгое время досуг рассматривался как вознаграждение за труд. В основе определения досуга лежала идея об абсолютной подчиненности сферы досуга сфере труда. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

В настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда. Введение новых способов художественного производства, доступность фото-и видеокамер расширили круг любителей, пополнили число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, способствовало развитию, самореализации субъектов. Однако создание пространства и возможности для знакомства с законами разных жанров искусства и техники возможно в условиях специализированных студий, при непосредственном участии консультантов.

Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция и содержательные границы социального и свободного времени общества и личности.

Обычно используют понятия «свободное время», «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово -«труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. С этой точки зрения труд и отдых равнозначны как факторы, детерминирующие социальную организацию общества и формирующие человеческие отношения, определяющие системную целостность общества.

Свобода выбора досуга ограничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к свободному времени, к духовным ценностям, кроме того, оно обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Сфера досуга и отдыха - важнейшая сфера повседневности, за годы экономических перемен в стране претерпевающая в своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой.

Универсальность досуговой деятельности с точки зрения научно-содержательного и видового разнообразия уникальна. И ее реализация для каждого индивида, региона и каждой молодежной группы при едином содержании могут значительно отличаться. Негативный эффект сопровождается системой принуждения и регламентации деятельности молодежи в основных институтах ее социализации: семье, системе образования, среде общения. Авторитаризм, неуважение к личностному началу, невостребован-ность личности, пренебрежение ее интересами и потребностями, жесткое ограничение свободы вызывает социально-психологическое противодействие молодежи и выражается в поведенческой и нормативной автономии, отчуждении молодых от родителей и преподавателей. Преодоление отчуждения между личностью и основными социально-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача процесса социализации молодежи.

Необходимо подчеркнуть важность социализации индивида через культуру в самом раннем детстве, и её определяющее значение на последующих этапах. Культурно-досуговая деятельность является реализацией субъект-объект-субъектных отношений. Противопоставление субъекта и объекта в культурнодосуговой деятельности несостоятельна. Объектами управления в культурно-досуговой деятельности могут быть условия культурно-досуговой деятельности и педагогическое руководство институциональными формами использования свободного времени.

Изучение участника культурно-досуговой деятельности как субъекта самоуправления не снимает необходимости исследования духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала субъекта управления, необходимости формирования и возвышения его потребностей с дальнейшей ориентацией на возникающие интересы и тенденции развития в сфере культуры и досуга.

Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной среде ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи. Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые тоже требуют своего научного осмысления. Кроме того, современный досуг следует рассматривать как досуг нового типа, как продукт индустриального общества и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры. По времени досуг концентрируется в конце учебного дня, учебной недели, во время каникул.

Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой.

Социальная практика показывает, что время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой. Отсюда возникает проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи. Такие группы являются практическим обозначением самой важной проблемы - идентификации и социализации. Группы сверстников образуются, в основном, независимо от желаний и намерений взрослых в результате процессов самоорганизации и представляют собой «открытую» самоорганизующуюся систему, синергетическая природа которой регулируется внутренними импульсами. Попытки оказать внешнее управляющее воздействие на подростковую группу, как показывает опыт, ведет лишь к возникновению конфликтной ситуации.

Развивающая компонента молодежного досуга проявляет себя в стремлении реализовать свои культурные, рекреационные, гражданские потребности. Это выражается в таких формах проведения свободного времени, как посещение музеев, выставок, спортивных занятий, занятий в кружках, самодеятельности, объединений по интересам, клубном движении. Тем не менее, пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи. Молодежь редко читает книги, не стремится к дополнительному самообразованию (за исключением студентов), не составляет основной аудитории музеев, театров и серьезных концертных залов.

Следует также отметить, что современную молодежь не привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по

интересам). Поэтому пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь. Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появлением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным потенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время социокультурной проблемой исследования досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфраструктуры досуга, с другой, - изучение места и роли, прежде всего новых средств массовой коммуникации.

Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досуговой культуры является знание субъектами социокультурной среды, систем ценностных ориентаций молодежи. Необходимо исследование субъективного восприятия различными группами молодежи качества продукции отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение состава молодежной аудитории учреждений культуры, средств массовой коммуникации, а также организация специальной социологической службы досуга.

При исследовании досуговой деятельности необходим комплексный подход, так как культура досуга связана со всеми атрибутами свободного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количество свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов, то структура и содержание свободного времени - многими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения общественного, личного и семейного досуга.

Другой важной проблемой исследования досуговой деятельности должно быть определение оптимальных с точки зрения здорового человека, границ объема свободного времени, необходимого для различных социально-образовательных групп. Особенно это касается учащейся молодёжи.

Важнейшим средством формирования досуговой деятельности является система образования и воспитания, которые призваны наряду со своими специфическими задачами уделять должное внимание формированию досуговой культуры. Жизненный уклад, особенно в юные годы, формирует направленность сознания, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Необходимо учитывать, что проблема досуга - это не только проблема возможностей, вкусов или распространенных тенденций, но еще и проблема выбора, а также собственных традиций, запросов и индивидуальных предпочтений.

Особое значение имеет выяснение основных типов времяпрепровождения и механизма социального регулирования свободного времени в процессе формирования личности. В социально-психологическом исследовании на первый план должно выдвигаться отношение личности к своей деятельности, и отсюда - разделение этой деятельности на самоценную и такую, которая стимулируется потребностями по достижению внешних целей.

Расширение свободы выбора, повышение уровня социальной ответственности за его содержание и характер использования плохо осознается молодыми людьми. Обусловленность их развития акселерацией ведет к рассогласованию границ возрастной и социальной зрелости. Одними назиданиями невозможно сформировать социальную ответственность: без сложной, интересной и самостоятельной деятельности молодежи это невыполнимая задача.

Приобщение к культурным ценностям как средству саморазвития невозможно переоценить. Однако проявляются и негативные тенденции: ориентация на престижное потребление объектов искусства, спорта и др. часто носят характер внешний, лишенный духовно-нравственного восприятия содержания. Организаторам, менеджерам, рекламным агентам следует стимулировать расширение гражданских и общественно полезных инициатив.

Свобода выбора и право на отдых неотделимы от ответственности за их соответствие нормам культуры поведения людей, принятых в обществе. Гарантией свободы от манипулирования интересами и навязывания «воспитательных» функций могут быть созданные условия для саморазвития и реализации потребностей, форм самообразования, что выражается в совершенствовании инфраструктуры культурно-досуговых учреждений, разнообразии направлений работы секций, расширении их специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998. - 303 с.

2. Бестужев - Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 1994. - 186 с.

4. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: Профиздат, 1980. - 127 с.

5. Орлов А.С. Социология рекреации. - М., Наука, 1995. - 231 с.

6. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс, - М.- 2002. - №1.- С. 110.

7. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: сб. науч. тр. культуры. -

М.: НИИ 1990. - 156 с.

SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE AND RESEARCH TASKS OF MODERN LEISURE PREFERENCES

Budkina E.K.

The specific features of young people behavior at their free time are examined. The nature of leisure influence on process of socialization of young people is shown.

Key words: socialization, recreation, youth, leisure, cultural values.

Сведения об авторе

Будкина Елена Константиновна, окончила МЭСИ (1987), кандидат социологических наук, старший преподаватель РГТУ-МАТИ им. Циолковского, автор 20 научных работ, область научных интересов - социология, философия, антропология, история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.