Научная статья на тему 'Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта'

Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1028
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / SOCIALIZATION / COMMUNICATION / DEVELOPMENT / SOCIAL ENVIRONMENT / CHILDREN / PUPIL / INTELLIGENCE DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пархоменко М.А.

В данной статье рассматриваются особенности социализации младших школьников. Развитие детей с нарушением интеллекта отличается от их нормально развивающихся сверстников. Формирование коммуникативных навыков положительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением интеллекта в социальную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пархоменко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF PUPILS WITH INTELLIGENCE DISABILITIES

This article discusses the features of the socialization of pupil. The development of children with impaired intelligence different from normally developing peers. Formation of communicative skills has a positive effect on the integration of kids with impaired intelligence in social Wednesday.

Текст научной работы на тему «Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта»

© Society of Russia: educational space, psychological structures and social values

2017, Volume 8, Number 6-2 • http://ej.soc-joumal.ru

3. Новикова Г.А., Новикова JI.А. Психологическое насилие в трудовом коллективе // Современное исследование социальных проблем. 2017. Т. 8, №2-2. С. 172-175.

4. Сидоров П.И. Синдром моббинга: ментальная экология деструктивного профессиогенеза// Экология человека. 2013. № 6. С. 33-42.

5. Петросянц В.Р. Психологическая безопасность и защищенность от психологического насилия в образовательной среде // Вестник Коми государственного педагогического института. 2010. №8. С. 109-115.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-309-312

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Пархоменко М.А.

ORCID: 0000-0002-1365-1676, Детский клуб «Я сам», г. Пенза, Российская Федерация

В данной статье рассматриваются особенности социализации младших школьников. Развитие детей с нарушением интеллекта отличается от их нормально развивающихся сверстников. Формирование коммуникативных навыков положительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением интеллекта в социальную среду.

Ключевые слова: социализация; коммуникация; развитие; социальная среда; дети; младшие школьники; нарушение интеллекта.

SOCIALIZATION OF PUPILS WITH INTELLIGENCE DISABILITIES

Parhomenko M.A.

ORCID: 0000-0002-1365-1676, Kids Club "I myself', Penza, Russian Federation

This article discusses the features of the socialization of pupil. The development of children with impaired intelligence different from normally

developing peers. Formation of communicative skills has a positive effect on the integration of kids with impaired intelligence in social Wednesday.

Keywords: socialization; communication; development; social environment; children; pupil; intelligence disabilities.

Социализация детей с нарушением интеллекта в настоящее время является одной из основных направлений специальной педагогики и психологии.

При умственной отсталости отмечается дезорганизация всей системы интеллектуального функционирования, затрудняющая или делающая невозможной адекватную социальную адаптацию. Познавательный дефицит приводит к нарушению развития личности ребенка, не позволяет без специальной помощи достичь оптимально возможною уровня развития, снижает социальную компетентность и качество жизни.

По мнению Г.Х. Юсуповой, Т.Н. Волковской качественное своеобразие структуры дефекта при нарушении интеллекта, особенности развития мыслительных процессов, неадекватность их самооценки, пониженные самокритичность и критичность, слабость волевых процессов, отсутствие достаточной инициативы, значительно затрудняют процесс общения [1, с. 98].

Исследования И.С. Кон, Т.А. Мальковской показали, что дети с нарушением интеллекта не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми - это одна из ступеней социальной адаптации [2, с. 153].

Мы предполагаем, что формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта возможно при условии проведения с ними комплекса коррекционно-пе-дагогических мероприятий.

Исследование проводилось на базе ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» г. о. Саранск. В эксперименте принимали участие 10 учащихся младших классов с нарушением интеллекта.

© Society of Russia: educational space, psychological structures and social values

2017, Volume 8, Number 6-2 • http://ej.soc-joumal.ru

Цель исследования - выявить уровень коммуникации младших школьников с нарушением интеллекта со сверстниками и другими людьми.

Задачи исследования: разработать методику экспериментального исследования, выявить уровень общения ребенка с нарушением интеллекта.

Инструментарий исследования включает методы: наблюдения, беседы с детьми, игровые ситуации; использованы диагностические методики для детей младшего школьного возраста:

1) Методика «Диагностика форм общения», разработанная Е.О. Смирновой, Х.Т. Бедельбаевой, А.Г. Рузской, направленная на определение ведущей формы общения с взрослым, определение уровней сформированное™ коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

2) Методика «Картинки» (Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной), направленная на выявление коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста в общении со сверстниками.

Результаты выполнения методики «Диагностика форм общения» (Е. О. Смирновой, Х.Т. Бедельбаевой, А.Г. Рузской) показали, что при наблюдении за общением с взрослыми большинству обследованных свойственна ситуативно-деловая форма общения - 80%, при этом выявлены следующие ведущие формы общения (табл. 1).

Анализ результатов, полученных в ходе выполнения методики показал, что большинству обследованных свойственна ситуативно-деловая форма общения со взрослым (80%).

Таблица 1.

Ведущие формы общения у детей с нарушением интеллекта, %

Ведущая форма общения Количество

Ситуативно-деловая 80,0

Внеситуативно-познавательная 20,0

Внеситуативно-личностная 0

Проведенное исследование подтвердило, что формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с на-

рушением интеллекта возможно при условии проведения с ними специально организованного комплекса коррекционно-иедашгических занятий, которые обеспечат возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях.

Список литературы

1. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университет. 2012. №3. С. 97-107.

2. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2012. 496 с.

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-312-321

ВЛИЯНИЕ ПРОПОВЕДИ НА ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ

Пахомова М. О.

ОЯСГО: 0000-0002-6960-3489, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

В статье рассмотрены актуальные проблемы психологии влияния при помощи современных техник, изучаемых в процессе кропотливого психо-и лингво анализа. Изучаемые ораторские трюки позволяют не только понимать, на каких принципах основывается достижение влияния, но и какими компетенциями должен обладать спикер. Проделанный контент анализ, являясь результатом длительной работы с различными источниками информации, обучает ораторским секретам, необходимым современному человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.