ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО
УДК 60,5
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье анализируются понятия социализации и инкультурации как И. В. Лескова важнейших механизмов идентификации личности. Показывается роль ин-
ститута образования как фактора социализации, инкультурации и иденти-Российский фикации личности.
государственный
социальный Ключевые слова: личность, образование, социализация, инкультурация,
университет идентичность.
Актуализация проблемы формирования социальной идентичности обусловлена значимостью этого процесса как для теоретического осмысления нынешнего периода развития общества, так и для оценки практических тенденций и направленности происходящих в нем изменений. Разрушение традиционных идентичностей в постсоветском социальном пространстве - это проблема, от решения которой во многом зависит реализация цели демократического преобразования российского общества.
Социальная идентичность формируется в процессе социализации личности в рамках определенных институциональных и стратификационных систем, а также соответствующего ценностно-нормативного комплекса. Ведущими институтами социализации личности являются семья и система образования. Наряду с этими институтами в настоящее время к сильнейшим агентам социального влияния на личность относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Именно СМИ предоставляют современному человеку большой простор поиска оснований для социальной идентификации.
Отметим, что понимание сущности социализации разные авторы строят на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности, акцентируют внимание на разных аспектах социализации. В зависимости от того, на базе каких оснований строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. С.С. Фролов определяет социализацию как «процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности»1. Э.В. Тадевосян в словаре-справочнике по социологии и полито-
1 Фролов С.С. Социология. М.: Логос, 1996.
логии считает, что «социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями»2. Заслуживает внимания в этих определениях то, что социализация здесь рассматривается не только как процесс включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально-типичных, социально-значимых черт, но и как процесс приобретения индивидуальности. А последнее обстоятельство и является главным требованием префигуративной культуры, поскольку именно в неповторимости личности и заложены источники социального и культурного развития общества.
На наш взгляд, сущность социализации состоит в сочетании приспособления (социальной адаптации), обособления человека (индивидуализации) и вхождения (интеграции) в условиях конкретного общества. Объективно содержание социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Таким образом, человек рассматривается, в первую очередь, как объект социализации.
Социализация осуществляется с помощью универсальных механизмов. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей и ближайшего окружения, в том числе и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, друзья и т.д.). Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и т.д. Т.е. человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Социализация - это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им нормативно-ценностной системы общества, позволяющего ему успешно функционировать и самореализовываться в качестве его члена. Результат социализации - социализированность. Социализирован-ность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, но, с другой точки зрения, и как усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Социализированное^ имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. Задача системы образо-
2 Тадевосян Э.В. Словарь - справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. С. 219.
вания, учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания. В результате социализации человек становится полноправным членом общества - личностью, свободно исполняющей предписанные социальные роли.
Человек в той или иной мере является «жертвой» социализации. При успешной социализации человек адаптируется к обществу и в то же время способен противостоять его негативным воздействиям. Жертвой социализации можно рассматривать человека, полностью идентифицирующего себя с обществом (конформиста), а также человека, не адаптированного к обществу (девианта). Из этого следует, что процесс и результат социализации содержат в себе внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нем. Этот конфликт в каждом конкретном случае связан как с типом общества, так и со стилями обучения и воспитания, характерными для семей и образовательных заведений и общества в целом. Кроме того, целые группы людей становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.
В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация -процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херско-вицем в работе 1948; примерно в то же время К.К.М.Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация»з, т.к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Американская культурная антропология, в отличие от английской социальной антропологии, ставила в центр изучения «культуру», а не «общество» и термин «инкультурация» был для нее более органичным. Вместе с тем, этот термин имел тот же смысл, что и понятие «социализация»; достаточно четкого разделения между ними не проводилось. Инкультурация обозначала и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса. В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле ин-культурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может также использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения. Понятие инкультурация не получило широкого распространения и использовалось почти исключительно в американской антропологической традиции. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того, оно дублировало гораздо более широко использовавшийся термин «социализация», а его происхождение было прямо связано с попыткой противопоставления общества (цивилизация) и культуры.
Инкультурация продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, ценностей и норм родной культуры. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. Конечный результат инкультурации - личность, способная к воспроизводству культуры.
В связи с этой спецификой в процессе образования приоритеты инкультурации не могут заменяться и, тем более, подменяться приоритетами социализации. Сегодня понятия «социализация» рассматривается и как процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Понятие «инкультурация» оттеняет личностное начало этого процесса, его субъектность, такая акцентировка - следствие обращенности современной научной мысли к человеку, его культуре, его духовной жизни. По сути, социализация и инкультурация есть отражение в гуманитарном знании граней целостного единого процесса становления
3 Клакхон К.К.М. Зеркало для человека: введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.
человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум и культуру. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация - культурно-специфична.
Таким образом, в образовательных учреждениях сегодня необходимо говорить не только о совершенствовании процесса социализации, способного формировать не только образованных, но и создании полноценного процесса инкультурации, направленного на формирование культурных людей. Именно система образования способна продолжить начатое в семье воспитание личности будущего специалиста и гражданина, затрагивая в процессе преподавания всех наук тончайшие струны человеческой души, разъясняя опасность для судеб человечества всего того, что разъединяет людей - национальная вражда, социально-классовые конфликты, конфессиональная отчужденность, противостояние поколений, убеждая в преимуществах диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре4. У человека возможно сформировать умения, навыки, но лишь установки, ценностные ориентации людей будут определять их веру, вкус, интересы. Разумеется, достижение такой цели -непростая задача, она требует тщательной методической проработки и соответствующей подготовки преподавателей всех уровней.
Социализация и инкультурация связаны со становлением нормативноценностной системы у молодежи посредством овладения достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль). Ее формирование - многогранный, диалектически развивающийся процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: на первом из которых закладываются основы ценностных ориентаций молодого человека; на втором - приобретаются психологически отчетливо выраженные черты идеалов, убеждений, социально значимых качеств; на третьем этапе формируется их системная целостность. И если первый этап протекает в рамках первичной социализации, то второй и третий - в рамках вторичной.
Безусловно, процессы инкультурации и социализации главным механизмом, связывающим поколения между собой. Эти механизмы претерпевают и содержательные, и формальные изменения в ходе развития общества. И сегодня непосредственные участники процесса социализации и инкультурации более не противопоставляются как владеющие эталонным знанием эксперты (позиция учителя) и не обладающие этим знанием не эксперты (позиция учащегося). Монологические формы обучения уступают место диалогическому общению, принцип которого - «исключительная важность голоса личности»5. Смыслом образования, в рамках которого в большей мере реализуются эти процессы, становится основанный на идеях равенства, дополнительности, сотрудничества процесс понимания (а не только естественнонаучного объяснения) окружающей личность ученика реальности - материальной и духовной. Не беспристрастное, «отрешенное» познание, чуждое любым проявлениям человеческого чувства, а субъективное переживание, внутреннее преломление, постижение индивидуального значения - таков лейтмотив современной образовательной парадигмы. Таким образом, культурное воспроизводство коррелируется с типом культурной трансмиссии.
На сегодня образовательные учреждения, являясь наследием кофигуративной культуры, остаются главным агентами социализации и инкультурации. В них обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Любое образовательное учреждение - школа, ссуз, вуз - по сути своей воспринимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и авторитарной вла-
4 Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1987.
5 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 309.
стью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива. Образовательное учреждение представляет собой общество в миниатюре - именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах.
В рамках системы образования необходимо дать школьнику, студенту научные знания о человеке, его месте в мире, его отношения к миру, к обществу, а также показать отношение к личности социальных групп и общества в целом, к природе. Другими словами, формирование мировоззрения - главная цель образовательного процесса. А это, в свою очередь, предполагает освоение человеком достижений культуры и усвоение ее ценностей, формирование моральных устоев и нравственного облика.
Это порождает такую тенденцию как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе образования в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения ориентируют свою деятельность на формирование у выпускника позиции активного «игрока» на рынке труда общества с развитой информационной индустрией
Кроме того, в образовательном процессе вырабатывает у молодого человека следующие навыки и умения: владеть культурой мышления, уметь в письменной и устной форме логично изложить его результаты; в условиях ускоряющегося развития науки и техники приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации. Выполнение этих требований к образованности выпускника школы, ссуза или вуза является обязательным.
Система воспитания, существующая в том или ином учебном заведении, упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность, поэтому особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту образования. Под воспитанием понимается целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности воспитуемого. При этом следует исходить из признания того, что только совокупное действие (как элементов единой воспитательной системы) таких условий воспитания как создание образовательной среды, влияние личности педагогавоспитателя и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально-ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность воспитуемых, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный воспитательный эффект.
Так или иначе, на сегодня именно образовательное учреждение задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в полноценную жизнь общества. Оно расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа6.
Вместе с тем, инкультурация и социализация личности в контексте информационного давления СМИ и СМК, обнаруживает внутренние противоречия. Новые средства коммуникации, такие как Интернет и современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и
6 См.: Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
того же события. Цепкость памяти, любознательность молодого человека в сочетании с дефицитом жизненного опыта позволяет ему запоминать разного рода информацию, не отличая ее по степени важности, значимости, необходимости и может привести к обратному результату. В памяти молодого человека хаотично, бессистемно может оседать нужная и не столь нужная информация, а иногда не столь важное вытесняет из памяти главное. Таким образом, возможен такой итог процесса социализации и ин-культурации, когда под воздействием отрицательных знаний, полученных в молодом возрасте, формируется соответствующее отношение человека к жизни.
Процесс усвоения и освоения ценностно-нормативной системы общества обеспечивается несколькими путями. Во-первых, - стихийно, когда человек сам выбирает те источники информации, которые способствуют освоению им положительных культурных норм и ценностей. Но в этой ситуации большая роль принадлежит случаю. Особенно актуален этот вопрос в век технологического и информационного прогресса - когда современное общество, и российское в частности, характеризуется стихийностью процессов инкультурации - доступ к захлестнувшим общество информационным потокам не ограничен благодаря Интернету, видео и телевидению, а также агрессивному коммерческому распространению информации. Все это способствует стихийному восприятию молодыми людьми негативной информации.
А во-вторых, посредством целенаправленного содействия приобретению личностью положительных культурных норм и ценностей, и опять же посредством тех же информационно-телекоммуникационных технологий. В этом случае личность усваивает те знания, которые будут способствовать в будущем правильной оценке нравственных и культурных ценностей и выбору положительных ценностей. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у ребенка критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.
Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что с наступлением префигуративной культуры наблюдаются изменения в содержании и формах процессах социализации и инкультурации как основных форм трансмиссии культуры. Сегодня произошло изменение процесса образования и воспитания в сторону синергетической модели формирования личности. Содержательно и социализация, и инкульту-рация все больше нацелены на индивидуализацию. Формально же эти процессы начинают опосредоваться информационно-телекоммуникационными технологиями.
Список литературы
1. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.
2. Тадевосян Э.В. Словарь - справочник по социологии и политологии. - М.: Знание, 1996.
3. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека: введение в антропологию. - СПб.: Евразия, 1998.
4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1987.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.
6. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М.: Наука, 1976.
SOCIALISATION AND INCULTURATION AS MECHANISMS OF PERSONALITY IDENTIFICATION
The author of the article dwells upon the notions of socialization and incultura-tion as the main mechanisms of personality identification. The educational institutions are analysed as the factors of socialization, inculturation and identification of a personality.
Key words: personality, education, socialization, inculturation, identity.
I. V. Leskova
Russian State Social University