Научная статья на тему 'Социализация дошкольников как направление музыкально-воспитательной работы в детском саду'

Социализация дошкольников как направление музыкально-воспитательной работы в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL CHILDREN / MUSIC / SOCIAL EMOTIONS / SOCIAL DEVELOPMENT / EDUCATIVE ASPECT / LONG-TERM PLANNING / ДОШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕПЕРТУАР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Е.В.

В статье выдвигается мнение о том, что музыкальные занятия и досуги могут оказать существенную помощь в социальном развитии детей -прежде всего в развитии социальных эмоций. Подчеркивается, что способность сопереживать и понимать собственные эмоциональные состояния, настроения и чувства других людей развивается у детей в процессе музыкальных занятий. Отмечается, что значимым дополнением в социальном воспитании дошкольников может быть включение в содержание музыкальных занятий и досугов репертуара воспитательной направленности. Делается вывод о том, что положительному эффекту способствует перспективное планирование социально-воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of preschool children as an area of musical educational work in kindergartens

The article advances a thesis that music classes and leisure activities can support the social development of children, first of all, development of social emotions. It is emphasized that children develop the ability to empathize and understand own emotional states, moods and feelings of other people in the course of music classes. The author believes that an educative aspect may be included in the content of music lessons and leisure activities as a significant supplement of social education of preschool children. It is concluded that the longterm planning of social educational work promotes the positive effect.

Текст научной работы на тему «Социализация дошкольников как направление музыкально-воспитательной работы в детском саду»

УДК 373.2 Пономарева Елена Владимировна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыкального воспитания

и образования

Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Ponomareva Elena Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Music Education Department, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University of Russia

SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN AS AN AREA OF MUSICAL EDUCATIONAL WORK IN KINDERGARTENS

Аннотация:

В статье выдвигается мнение о том, что музыкальные занятия и досуги могут оказать существенную помощь в социальном развитии детей -прежде всего в развитии социальных эмоций. Подчеркивается, что способность сопереживать и понимать собственные эмоциональные состояния, настроения и чувства других людей развивается у детей в процессе музыкальных занятий. Отмечается, что значимым дополнением в социальном воспитании дошкольников может быть включение в содержание музыкальных занятий и досугов репертуара воспитательной направленности. Делается вывод о том, что положительному эффекту способствует перспективное планирование социально-воспитательной работы.

Ключевые слова:

дошкольники, музыка, социальные эмоции, социальное развитие, репертуар воспитательной направленности, перспективное планирование.

Summary:

The article advances a thesis that music classes and leisure activities can support the social development of children, first of all, development of social emotions. It is emphasized that children develop the ability to empathize and understand own emotional states, moods and feelings of other people in the course of music classes. The author believes that an educative aspect may be included in the content of music lessons and leisure activities as a significant supplement of social education of preschool children. It is concluded that the long-term planning of social educational work promotes the positive effect.

Keywords:

preschool children, music, social emotions, social development, educative aspect, long-term planning.

Проблема социального воспитания детей принадлежит к одной из наиболее значимых в дошкольном образовании. Не случайно новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 г., ориентирован прежде всего на социализацию и индивидуализацию развития ребенка. Образовательные программы дошкольных учреждений трактуются как программы психолого-педагогической поддержки социального и индивидуального развития личности детей.

Следует отметить, что в работах современных ученых и педагогов музыка все чаще фигурирует как необходимое и ничем не заменимое средство социализации детей (А.В. Торопова, В.П. Анисимов, Е.Н. Николаева и др.). Основную функцию музыки ученые видят в развитии социальных эмоций - способности ребенка сочувствовать, сопереживать другому человеку, понимать его эмоциональные состояния.

В процессе слушания музыки у детей развивается способность распознавать эмоциональные программы, заложенные в музыкальных произведениях, осознавать свои эмоциональные состояния, возникающие в ситуации восприятия музыки [1, с. 4]. Известный музыкальный психолог и антрополог А.В. Торопова пишет: «Богатство осваиваемых в процессе музыкального образования музыкально-художественных образов, осознание их через пластически-музыкальные виды деятельности и через речь дают ребенку возможность более тонко распознавать собственные эмоциональные состояния, настроения и т. д., "слышать" чувства и переживания других людей» [2, с. 242]. «Слышание» чувств и переживаний имеет непосредственное отношение к усвоению детьми культуры человеческих отношений и норм поведения - к социализации. Аналогичной точки зрения придерживается музыкальный психолог В.П. Анисимов. Он отмечает, что «эмоциональная отзывчивость (эмпатия), развивающаяся у детей в процессе занятий музыкой, играет важную роль в коммуникативных ситуациях, диалогичных формах общности и содействия» [3, с. 35].

Социальное воспитание сегодня трактуется как создание условий для позитивного развития личности ребенка, его духовно-ценностных ориентаций. Оптимальные педагогические условия со-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

циализации детей созданы в современных дошкольных образовательных учреждениях, где учитываются возрастные возможности ребенка, наличествует среда межличностного общения, детей приобщают к ценностям культуры, формируют представления о нормах и правилах поведения в обществе, организуется тесное взаимодействие педагогов детского сада с родителями.

Формировать навыки культуры поведения - здороваться, прощаться, благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослых в детском саду - начинают с раннего возраста (дети от 1 года до 2 лет). Воспитатели поощряют примеры доброжелательного отношения детей к сверстникам, побуждают к сочувствию и отзывчивости. В старших группах у детей воспитывают дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников. Большое внимание уделяется этикету как элементу культуры поведения [4, с. 37, 184].

Следует отметить богатый арсенал средств и педагогических воздействий, используемых в детских садах и нацеленных на социальное развитие дошкольников:

- приучение (по образцу поведения);

- воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка);

- упражнения (повтор определенных действий);

- поощрение (похвала);

- пример для подражания (наглядный пример);

- разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации);

- беседа с ребенком (возможность высказать свое мнение) и др.

Учитывая возраст детей, предпочтение отдается игровым формам воспитания, используется различного рода наглядность, сюжетно-ролевые игры и др.

В разделе «Музыкальное воспитание» комплексной программы воспитания и обучения в детском саду задачи социального воспитания дошкольников не обозначены. В то же время практика показывает, что музыкальные занятия могли бы внести свою лепту в социальное развитие детей [5, с. 34]. Включение в качестве эксперимента в репертуар музыкальных занятий «вежливых песенок» (обобщенное название репертуара, нацеленного на усвоение детьми норм и правил поведения), проведение социально ориентированных тематических занятий и досугов свидетельствует, что дети (особенно начиная со среднего дошкольного возраста) проявляют большой интерес к тематике, связанной с правилами поведения, общения со сверстниками, взрослыми. У дошкольников отмечается ярко выраженный эмоциональный отклик, они легко запоминают «вежливые песенки», поют их в группе, дома, делятся с родителями своими впечатлениями от тематических занятий и досугов.

Следует отметить, что положительный эффект и стойкий интерес детей к тематике общения и поведения наблюдается в случае систематического включения в содержание занятий репертуара воспитательной направленности. В связи с этим целесообразным представляется планировать социальное воспитание дошкольников и вносить соответствующие дополнения в перспективный план музыкальных занятий и досугов на квартал или даже на год (см. табл. 1).

Перспективное планирование социального развития дошкольников возможно начиная с 1 -й младшей группы (возраст от 2 до 3 лет).

Полагаем, что социальное развитие дошкольников как направление музыкально-воспитательной работы в детском саду прежде всего должно быть ориентировано на развитие социальных эмоций - способности детей эмоционально откликаться на образное содержание музыки, осознавать свои эмоциональные состояния, уметь выразить их вербально или посредством других художественных форм. Включение в содержание музыкальных занятий и досугов репертуара воспитательной направленности будет хорошим дополнением к комплексу средств и методов социализации детей в дошкольных образовательных учреждениях и позволит обогатить социальную среду детского сада. Положительный эффект возможен при условии систематических педагогических воздействий и перспективного планирования воспитательной работы.

Ссылки:

1. Барышева Т.А. Методики диагностики эмоциональных состояний школьников в ситуации восприятия музыки. Л., 1990.

2. Торопова А.В. Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии : монография. М., 2008.

3. Анисимов В.П. Возрастные особенности развития социальных эмоций дошкольников // Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. Тверь, 2007. С. 33-37.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 4-е изд. М., 2007.

5. Пономарева Е.В. Возможности музыкально-образовательного пространства детского сада в развитии социальных эмоций дошкольников // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен : сб. ст. по материалам VI Международной научно-практической конференции (4-6 декабря 2013 г.). Ч. 1. СПб., 2014. С. 33-36.

Таблица 1 - Примерный перспективный план социального развития дошкольников на музыкальных занятиях и досугах (средняя группа)_

Квартал Песенки Песенки и пьесы для слушания музыки Коммуникативные игры и танцы Досуги Задачи воспитания

I «Вежливая песенка», «Что такое "Здравствуй"» О. Вла-сенко «Упрямый братишка», «Лентяй» Д. Кабалевского «"Здравствуй" говори» - игра-приветствие С. Коро-таевой; «Вальс друзей» С. Корота-евой «Как Петушок утро проспал» (сценарий М.Ю. Карту-шиной) Способствовать: усвоению основ культуры поведения - здороваться, прощаться, благодарить; формированию коммуникативных навыков

II «Детский сад» Н. Бордюк; «Наша воспитательница» Н. Муры-чевой «Резвушка. Плакса. Злюка» Д. Кабалевского «Ты шагай», «Добрый денек» С. Ко-ротаевой «Как лисенка проучили» (музыкальная сказка) В. Герчик Воспитывать любовь к детскому саду, доброжелательное отношению к сверстникам, умение оценивать поступки героев сказки

III «Маму я люблю» Н. Мурычевой; «Про бабушку» Н. Топтыгиной; «Заболела бабушка» Н. Муры-чевой «Мама и папа разговаривают» Н. Арсеева; «Кукла Таня знакомится с ребятами» Н. Мурычевой «Доброе утро», «До свидания» (игры-приветствия) С. Коротаевой «Иван Иваныч Само-варыч» (сценарий М.Ю. Карту-шиной) Воспитывать любовь к родному дому и близким людям, внимательность, отзывчивость

IV «Дружные ребята» С. Разоренова; «Это не годится, надо извиниться» О. Вла-сенко (инсценировка песни) «Веселый пекарь», англ. народная песня; «Дедушка и внук» Н. Арсеева «Добрый зайчик» (образные упражнения); «Большой олень», фр. игровая песня «Верные друзья» (сценарий М.Ю. Карту-шиной) Способствовать: формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умению оценивать свои поступки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.