Научная статья на тему 'Социализация детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования'

Социализация детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2215
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / дошкольный возраст / дополнительное образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. М. Солдатова

В предлагаемой статье приведён пример социализации детей дошкольного возраста, описаны факторы, влияющие на успешную социализацию ребёнка дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. М. Солдатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования»

М. М. Солдатова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В предлагаемой статье приведён пример социализации детей дошкольного возраста, описаны факторы, влияющие на успешную социализацию ребёнка дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: социализация, дошкольный возраст, дополнительное образование.

Дошкольный возраст - самая яркая, самая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение ребёнка к культуре, к общим человеческим ценностям, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является одновременно и стихийным, и направленным процессом, так как это процесс вхождения в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социально значимых качеств.

В наше время редко можно встретить неграмотного человека, а вот не богатого интеллектуально и эмоционально - достаточно часто. Сегодня для большинства родителей и учеников основной целью стало получение высоких баллов при сдаче ГИА и ЕГЭ, поступление в престижный вуз, и как результат мы видим поколение, не способное к сопереживанию и сочувствию. Нередко возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества кризисные и критические ситуации требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной его социализации. Реформы в жизни нашего общества, его совершенствование зависят и от непосредственного участия в этих процессах личности. На мой взгляд, большое значение в социализации детей и подростков имеет система дополнительного образования, которая наиболее эффективно отражает весь спектр развития и образования детей и подростков.

Дополнительное образование является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования.

В действующем Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] говорится, что организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует также подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Чаще всего реализуемые дополнительные общеразвивающие программы способствуют формированию у ребёнка собственного мнения, индивидуального мировосприятия, дети получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают его коммуникативную культуру, учат общаться в коллективе сверстников, а значит, учатся сотрудничеству и сотворчеству. А правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное [2].

Процесс социализации детей в МАУДО Центр «Романтик» Щёлковского муниципального района Московской области начинается с пятилетнего возраста, когда родители приводят своих малышей к педагогам в отдел дополнительных программ для дошкольников. Деятельность отдела направлена на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Качественное дошкольное образование необходимо для того, чтобы ребёнок, переходя на следующую ступень образования, чувствовал себя уверенно, хотел получать знания и применять их на практике. Для этого в отделе созданы дошкольные образовательные объединения различной направленности:

- коммуникативно-личностного развития;

- художественно-эстетического развития;

- физического развития;

- познавательно-речевого развития.

Что скрывать, каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой характер, темперамент, свои привычки. А попадая в атмосферу, где таких «своехарактерных» в группе более 10, а на переменках и все 40, приходится учиться общению, учиться договариваться, учиться дружить и помогать друг другу.

И это совсем не просто. Потому что в семье ты один, ну двое, максимум трое, а здесь... И конечно, большая роль в этом нелёгком процессе социализации, помощи «вхождения в общество» принадлежит педагогам, поскольку в процессе организации социального воспитания ребенку необходим положительный пример взрослого человека, который воспринимается им как образец, поскольку в этом возрасте эффективно действуют такие специфические механизмы социализации, как традиционный - бессознательное подражание норме, образцу и межличностный - подражание родителям и любым значимым взрослым.

От педагогов, безусловно, требуется индивидуальный подход к личности каждого ребёнка. В данном случае индивидуальный подход понимается не как личная опека ребёнка со стороны педагога, а создание равных психолого-педагогических условий для развития всех и каждого.

В практике не раз бывали случаи, когда родители приводили очень «домашних» детей, т. е. для которых присутствие рядом родителя было обязательным условием. Если мамы нет рядом, ребёнок начинает нервничать, плакать. В данной ситуации мама первое время всегда присутствует на каждом занятии. Спустя какое-то время педагоги просят родителя ждать окончания урока в коридоре, и ребёнок об этом знает, но в течение занятия, раз или два, проверит, не ушла ли она. Со временем, привыкая к педагогам, к сверстникам, участвуя в играх на переменках, ребёнок «разрешает» родителю ждать его в холле, показывая, какой он стал взрослый и самостоятельный.

Хочется добавить, что среди детей, обучающихся в отделе дополнительных программ для дошкольников Центра «Романтик», есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Эти дети требуют более внимательного отношения к себе, педагогического такта. При помощи педагогов дети-сверстники учатся отношению к личным проблемам таких детей, уважению к каждому, общению на равных, учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности таких детей.

Большое значение для социализации дошкольников имеет организация совместных с родителями театрализованных праздников, развлечений, детских творческих дел, что создаёт более комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Такого рода мероприятия позволяют решать задачи, касающиеся формирования речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, творческих делах, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, сказочных персонажей, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, привить ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе. Дети с удовольствием участвуют в театрализованных утренниках, мини-спектаклях, конкурсах вместе с родителями и педагогами отдела, и эта увлеченность игрой создаёт внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка.

Эффективная культурно-досуговая деятельность в отделе дополнительных программ для дошкольников преобладает за счет сплочённости, согласованности, скоординированности действий педагогического коллектива отдела. Педагоги отличаются высоким профессионализмом, грамотным и творческим подходом к решению поставленных задач. Их силами ежегодно готовятся и проводятся не менее шести утренников, регулярно проходят выставки творческих работ маленьких воспитанников.

Но не только совместные мероприятия способствуют формированию личности ребёнка и его отношению к окружающему миру, учат слышать, видеть, чувствовать, понимать. В Центре «Романтик» театральным объединением «Романтики» реализуется проект «Юный зритель», в котором дети показывают спектакли для детей и взрослых, в том числе и для воспитанников отдела дополнительных программ для дошкольников. Этот проект не только приобщает маленьких зрителей к театральному искусству, но и создаёт детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, показывает детям примеры дружбы, доброты, честности, правдивости, трудолюбия.

После того, как прошёл выпускной бал в отделе дополнительных программ для дошкольников, родители не спешат покидать стены Центра «Романтик» и с удовольствием приводят своих детей, но уже в другие объединения. И ребята с удовольствием учатся танцевать, рисовать, петь, занимаются спортом и туризмом. И очень часто эти объединения они посещают не одиночками, а парами, иногда и группами, познакомившись и подружившись с раннего детства в «самом маленьком отделе» Центра «Романтик» - в отделе дополнительных программ для дошкольников.

Примечания

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.