Научная статья на тему 'Сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ в сфере образования в 1991-2015 гг. : из истории создания Славянских университетов'

Сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ в сфере образования в 1991-2015 гг. : из истории создания Славянских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СЛАВЯНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / EDUCATIONAL SYSTEM / SLAVIC UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышева Лилиана Валерьевна

В статье рассматривается один из важнейших аспектов сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере образования в 1991-2015 гг. Речь идет о предпосылках и процессе создания и развития Славянских университетов в странах СНГ. Актуализируются основные задачи и направления деятельности университетов, контекстные приоритетам развития систем образования в странах Содружества. Особое внимание в статье уделено анализу совместных договоров со странами Содружества в области образования, а также программы поддержки интеграционных процессов в области образования и программы мер по поддержке соотечественников за рубежом в исследуемый период. Важным являются приведенные в статье количественные показатели, характеризующие тенденции изменения образовательных систем стран СНГ, в том числе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации научных и педагогических кадров, а также прохождению стажировок и научнопедагогической практики молодых ученых и обмену опытом работы с использованием новейших компьютерных достижений в сфере образования, накопленных в высшей школе. Рассматриваются результаты создания в университетах факультетов и научных центров, научноисследовательских институтов и диссертационных советов, а также особенности совместного использования кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов университетов в целях создания единого образовательного пространства. Выявлена роль органов управления образованием государств учредителей университетов, бизнес-сообщества и общественных организаций не только в формировании бюджета университета, но и в осуществлении контроля за его распределением и использованием. Охарактеризована деятельность совместных российско-национальных Славянских университетов в контексте формирования кадрового потенциала для независимых суверенных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF RUSSIA AND CIS COUNTRIES IN THE FIELD OF EDUCATION IN 1991-2015 -IES: FROM THE HISTORY OF SLAVIC UNIVERSITIES

The article considers one of the most important aspects of cooperation between the Russian Federation with the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the field of education in 1991 and 2015. This is the background and the process of creation and development of the Slavic University in CIS countries. Actualizes the main tasks and activities of the university context priorities the development of education systems in the countries of the Commonwealth. Special attention is paid to the analysis of joint agreements with the CIS countries in the field of education, as well as programs to support the integration processes in the field of education and the program of measures to support compatriots abroad in the study period. Important are listed in the article quantitative indicators describing trends in the educational systems of the CIS countries, including training, retraining and advanced training of scientific and teaching staff, as well as internships and scientific-pedagogical practice of young scientists and the exchange of experience using the latest computer achievements in the field of education, accumulated in higher education. The results of the creation of university departments and research centers, research institutions and dissertation councils, and especially the sharing of human, financial and material resources of universities in order to create a single educational space. The role of education authorities states founders of universities, the business community and nongovernmental organizations not only in the formation of the university budget, but also in monitoring its distribution and use. It describes the activities of the joint Russian-Slavic national universities in the context of formation of personnel potential for independent sovereign states.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ в сфере образования в 1991-2015 гг. : из истории создания Славянских университетов»

УДК 94 (47)

ДРОБЫШЕВА Лилиана Валерьевна

Российский университет дружбы народов

Москва, Россия

ofisrudn2014@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ СНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В 1991-2015 гг.: ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СЛАВЯНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

В статье рассматривается один из важнейших аспектов сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере образования в 1991-2015 гг. Речь идет о предпосылках и процессе создания и развития Славянских университетов в странах СНГ. Актуализируются основные задачи и направления деятельности университетов, контекстные приоритетам развития систем образования в странах Содружества. Особое внимание в статье уделено анализу совместных договоров со странами Содружества в области образования, а также программы поддержки интеграционных процессов в области образования и программы мер по поддержке соотечественников за рубежом в исследуемый период. Важным являются приведенные в статье количественные показатели, характеризующие тенденции изменения образовательных систем стран СНГ, в том числе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации научных и педагогических кадров, а также прохождению стажировок и научно-педагогической практики молодых ученых и обмену опытом работы с использованием новейших компьютерных достижений в сфере образования, накопленных в высшей школе. Рассматриваются результаты создания в университетах факультетов и научных центров, научно-исследовательских институтов и диссертационных советов, а также особенности совместного использования кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов университетов в целях создания единого образовательного пространства. Выявлена роль органов управления образованием государств - учредителей университетов, бизнес-сообщества и общественных организаций не только в формировании бюджета университета, но и в осуществлении контроля за его распределением и использованием. Охарактеризована деятельность совместных российско-национальных Славянских университетов в контексте формирования кадрового потенциала для независимых суверенных государств.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств (СНГ), образовательные системы, Славянские университеты.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-40-43 Liliana V. DROBYSHEVA

Russian University of Peoples' Friendship Moscow, Russia

ofisrudn2014@mail.ru

COOPERATION OF RUSSIA AND CIS COUNTRIES IN THE FIELD OF EDUCATION IN 1991-2015 -IES: FROM THE HISTORY OF SLAVIC UNIVERSITIES

The article considers one of the most important aspects of cooperation between the Russian Federation with the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the field of education in 1991 and 2015. This is the background and the process of creation and development of the Slavic University in CIS countries. Actualizes the main tasks and activities of the university context priorities the development of education systems in the countries of the Commonwealth. Special attention is paid to the analysis of joint agreements with the CIS countries in the field of education, as well as programs to support the integration processes in the field of education and the program of measures to support compatriots abroad in the study period. Important are listed in the article quantitative indicators describing trends in the educational systems of the CIS countries, including training, retraining and advanced training of scientific and teaching staff, as well as internships and scientific-pedagogical practice of young scientists and the exchange of experience using the latest computer achievements in the field of education, accumulated in higher education. The results of the creation of university departments and research centers, research institutions and dissertation councils, and especially the sharing of human, financial and material resources of universities in order to create a single educational space. The role of education authorities states - founders of universities, the business community and nongovernmental organizations not only in the formation of the university budget, but also in monitoring its distribution and use. It describes the activities of the joint Russian-Slavic national universities in the context of formation of personnel potential for independent sovereign states.

Keywords: Commonwealth of Independent States, educational system, Slavic universities

С распадом СССР и созданием СНГ начался качественно новый этап в формировании национальных образовательных систем. Первые годы существования новых суверенных государств связаны с тенденцией уменьшения числа учебных заведений. В частности, если в 1992-1993 г., например, в Казахстане насчитывалось 8 895 средних школ и лицеев, то к 1998 г. - 8 091 [6, с. 94]. В то же время возросло число высших учебных заведений. Например, в 1990 г. их было 55, а в 1991 - уже 133, и только 57 из них являлись государственными [3]. Похожая ситуация сложилась и в Российской Федерации, других странах СНГ, хотя в России эта картина выглядела позитивнее по причине наличия трех основных обстоятельств: во-первых, достаточности финансовых ресурсов; во-вторых, кадрового высокопрофессионального потенциала; в-третьих, необходимой материально-технической базы.

Все это позволило Российской Федерации подписать ряд совместных договоров со странами Содружества в области образования. Причем, как показывает анализ, контроль за реализацией этих договоров взяли на себя правительства, главы министерств образования стран СНГ, а в приграничных областях еще и ассоциации органов образования [5, с. 93].

В Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. особо отмечалось, что страны СНГ в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов по многим

престижным направлениям должны стремиться к единому образовательному процессу с использованием новейших методик и программ. Одновременно рекомендовалось принять необходимые методы для реализации полноценного сотрудничества в сфере фундаментальных и прикладных наук, использования их достижений для приоритетных областей народного хозяйства стран Содружества [2].

Надо отметить, что в 1996 г. Указом Президента РФ Б.Н. Ельциным была утверждена программа поддержки интеграционных процессов в области образования в СНГ, а постановлением Правительства РФ - Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом [4]. В данных документах были определены конкретные задачи по организации и поддержке российско-национальных университетов за рубежом. Позднее подобные совместные высшие учебные заведения были созданы, кроме Киргизии, в Таджикистане - Российско-Таджикистанский Славянский университет, в Армении - Российско-Армянский Славянский университет. В 2000 г. совместным решением министерств образования и науки РФ и Республики Беларусь был открыт Российско-Белорусский университет. С участием Российской Федерации и Республики Беларусь было подготовлено и утверждено совместное Соглашение, согласно которому был принят Устав университета, определены контрольные цифры приема абитуриентов и т.д. В 2003 учебном году в этот вуз было зачислено свыше 100 российских абитуриентов. В целом большинство белорусских вузов в той или иной степени сотрудничают с российскими на основе совместных договоров и программ. За последние десять лет исследуемого периода вузы России и Беларуси реализовали около 50 совместных проектов в сфере образования.

В целом можно отметить, что российско-национальные Славянские университеты создали благоприятные условия для развития совместного образовательного процесса в странах СНГ, в том числе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации научных и педагогических кадров, а также прохождению стажировок и научно-педагогической практики молодых ученых и обмену опытом работы с использованием новейших компьютерных достижений в сфере образования, накопленных в высшей школе.

Как известно, особое значение для любого вуза играет состояние материально-технической базы. Что касается материально-технической базы Славянских университетов, то она создавалась совместно с органами управления Российской Федерации и страны ее нахождения с обязательным учетом существующего законодательства и нормативов высшего учебного заведения.

В частности, вышесказанное можно подтвердить на примере деятельности Российско-Киргизского Славянского университета, который в 1993 г. был открыт в столице государства - г. Бишкеке. На первый курс было зачислено 500 выпускников российских и киргизских образовательных школ, независимо от национальности, вероисповедания, пола, политических взглядов и социального положения. Однако уже через пять лет в университете обучалось более 3 500 студентов. Обучение осуществлялось на русском языке, но освоение национального языка являлось обязательным. Примечательно, что учебные планы отвечали стандартам Российской Федерации и Республики Кыргызстан. Окончившим университет вручались дипломы обоих государств. Особое внимание министерства образования и науки России и Кыргызстана уделяли качеству профессорско-преподавательского состава. В результате к 2012 г. их 433 преподавателей университета насчитывалось: 31 доктор наук, 37 профессоров, 115 кандидатов наук, 82 доцента [1, с 37]. Такой высокий кадровый потенциал позволил ректорату создать в университете 7 факультетов, в частности естественно-технический, экономический, юридический, медицинский, международных отношений, гуманитарный, переподготовки и повышения квалификации. Кроме них в университете стали функционировать 7 крупных научных центров: «Перспективные технологии и материалы», научно-инженерный новых технологий и проектов, научно-информационный «Арал» и т.д.

Одновременно получили развитие и эффективно работали три научно-исследовательский института - регионального славяноведения, равных прав и возможностей, социально-рыночной экономики и т.д. Такие возможности стали реальностью при наличии в университете диссертационных советов по 10 специальностям [7, с. 41-42]. Российско-национальный славянский университет в Кыргызстане в результате такой позитивной деятельности получил большую известность за рубежом. В частности, он до сих пор успешно тесно сотрудничает с 8 российскими университетами и 4 научно-исследовательскими институтами РАН, а также с учебными заведениями Великобритании, Греции, Нидерландов, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Кроме этого, университет входит на правах действительного члена в состав Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Ре- 41 -

зультаты его многогранной деятельности позитивно оценен правительствами России и Киргизии, а также деловыми кругами других стран СНГ.

Примечательно, что контроль за распределением и использованием бюджета данного университета, что является общепринятым для других Славянских университетов, осуществляли непосредственно министерства образования и науки Российской Федерации и органы управления образованием государств-учредителей. Кроме этого, бюджеты Славянских университетов, как правило, пополнялись добровольными пожертвованиями бизнес-сообщества, общественных организаций.

Приоритеты и основные направления деятельности Славянских университетов определялись их уставами, которые утверждались органами исполнительной власти в сфере образования. Примечательно, что образовательный процесс в Славянских университетах строился на основе российского государственного образовательного стандарта высшего образования с обязательным использованием национально-региональных компонентов. Их ректоры, согласно Уставам, избирались коллективом университетов и утверждались на коллегиях министерств образования и науки сроком на четыре года. Славянским университетам большую практическую помощь оказывали попечительские советы, в состав которых включались представители министерств, русских общин, общественных и предпринимательских структур. В этой связи необходимо отметить, что ключевые проблемы деятельности университетов, в том числе проблемы лицензирования и государственной аккредитации, процесса подготовки молодых специалистов, присвоения ученых степеней и званий, обсуждались совместно органами исполнительной власти в сфере образовательной политики.

В целом, деятельность совместных российско-национальных Славянских университетов являлась важней частью формирования кадрового потенциала для независимых суверенных государств, стала реальным фактором формирования общего образовательного пространства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Барманкулов М. Образование Кыргыстана в системе СНГ / М. Барманкулов. - Бишкек, 1997. - С. 37.

2. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф.10192. Оп.1. Д.553. Л.4.

3. ГАРФ. Ф.10096. Оп.1. Д.1. Л.12.

4. ГАРФ. Ф.10197. Оп.1. Д.200. Л.14.

5. Документы заседаний МПК и Пленарных заседаний Межпарламентского Комитета. - СПб,, 1997-2005,

2006. - С. 93.

6. Образование и культура России и Казахстана. Казахстан в цифрах и фактах. - Алматы, 2000. - С. 94.

7. Ожакбаев Ф.С. Из истории Славянского университета в Кыргыстане / Ф.С. Ожакбаев. - Бишкек, 2010. - С. 41-42.

REFERENCES

1. Barmankulov M. Education of Kyrgyzstan in the CIS system. M. Barmankulov. Bishkek, 1997. P. 37.

2. GARF. F.10192. Op.1. D.553. L.4.

3. GARF. F.10096. Op.1. E.1. L.12.

4. GARF. F.10197. Op.1. D.200. L.14.

5. Documents IPC meetings and plenary session of the Interparliamentary Committee. St. Petersburg, 1997-2005, 2006.

P. 93.

6. Education and culture of Russia and Kazakhstan. Kazakhstan in figures and facts. Almaty, 2000. Р. 94.

7. Ozhakbaev, F. From the history of the Slavic University in Kyrgyzstan. F. Ozhakbaev. Bishkek,, 2010. Pp. 41-42.

Информация об авторе

Дробышева Лилиана Валерьевна, научный сотрудник, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия ofisrudn2014@mail.ru

Получена: 28.11.2016

Для цитирования статьи: Дробышева Л. В.,

Сотрудничество Российской Федерации со

странами СНГ в сфере образования В

Information about the author

Liliana V. Drobysheva, Researcher, Russian University of Peoples' Friendship, Moscow, Russia ofisrudn2014@mail.ru

Received: 28.11.2016

For article citation: Drobysheva L. V., Sotrud-nichestvo Rossijskoj Federacii so stranami SNG v sfere obrazovanija V 1991 2015 gg.: iz istorii

1991-2015 гг.: из истории создания Славянских университетов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 40-43.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-40-43.

sozdanija Slavjanskih universitetov. [Cooperation of Russia and CIS countries in the field of education in 1991-2015 -ies: from the history of Slavic universities]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 40-43.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-40-43. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.