Научная статья на тему 'Сотрудничество России и Белоруссии в реализации молодежной политики'

Сотрудничество России и Белоруссии в реализации молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1024
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS / THE YOUTH POLICY / COOPERATION / THE IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомичева Лилия Михайловна, Сопина Валерия Игоревна

ТАТЬЕ ИССЛЕДУЕТСЯ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И БЕЛОРУССИИ. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ГОСУДАРСТВ. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИВОДИТ КО ВСЕ БОЛЬШЕМУ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ. ЕСЛИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И МОЛОДЕЖИ ОБЫЧНО ИМЕЕТ УЖЕ УСТОЯВШИЙСЯ ФОРМАТ, ТО НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, СТРЕМЯЩИЕСЯ К КОНСОЛИДАЦИИ, СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬСТВА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ С НУЛЯ. ХАРАКТЕРНЫМ ПРИМЕРОМ ТАКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ МОДЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF RUSSIA AND BELARUS IN THE IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY

The article investigates the process of formation and implementation of youth policy in Russia and Belarus.Youth policy is regarded as an integral component of socio-economic and political course of States. The development of institutions in post-Soviet space leads to greater involvement of young people in the political system. If the national States, the process of interaction between the state and youth usually has already established format, the national education, seeking to consolidate, faced with the necessity of building a youth policy from scratch. A typical example for such emerging model is the Union state of Russia and Belarus.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России и Белоруссии в реализации молодежной политики»

УДК 33.054.22

Фомичева Лилия Михайловна, кандидат экономических наук/доцент кафедры Управления экономики и политики, Юго-Западный государственный университет.

e-mail: liliya. fomichewa@yandex.ru

Сопина Валерия Игоревна, студентка 4 курса экономического факультета Юго-Западного государственного университета, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

e-mail: sopina.lerochka@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ

Аннотация: в статье исследуется процесс формирования и реализации молодежной политики в России и Белоруссии.

Молодежная политика рассматривается как неотъемлемая составляющая социально-экономического и политического курса государств. Развитие институтов на постсоветском пространстве приводит ко все большему вовлечению молодежи в политическую систему Если в национальных государствах процесс взаимодействия государства и молодежи обычно имеет уже устоявшийся формат, то наднациональные образования, стремящиеся к консолидации, сталкиваются с необходимостью строительства молодежной политики с нуля. Характерным примером такой развивающейся модели является Союзное государство России и Белоруссии.

Ключевые слова: Союзное государство России и Белоруссии, молодежная политика, сотрудничество, реализация молодежной политики.

Fomichevа Lilia Mikhailovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of economy and policy, South-Western state University.

e-mail: liliya. fomichewa@yandex.ru

Sopina Valeria Igorevna, 4th year student of economic faculty of the South-Western state University, specialty "State and municipal management"

e-mail: sopina.lerochka@mail.ru

COOPERATION OF RUSSIA AND BELARUS IN THE IMPLEMENTATION OF YOUTH

POLICY

Abstract: the article investigates the process of formation and implementation of youth policy in Russia and Belarus.Youth policy is regarded as an integral component of socio-economic and political course of States. The development of institutions in post-Soviet space leads to greater involvement of young people in the political system. If the national States, the process of interaction between the state and youth usually has already established format, the national education, seeking to consolidate, faced with the necessity of building a youth policy from scratch. A typical example for such emerging model is the Union state of Russia and Belarus.

Key words: Union state of Russia and Belarus, the youth policy, cooperation, the implementation of youth policy.

Сегодня ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на его духовное состояние, на политические и экономические процессы.

Проблема формирования молодежной политики является очень важной для всех современных государств, ибо молодежь является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные и политические процессы.

Союзное государство России и Белоруссии с момента своего зарождения и до сегодняшнего дня прошло долгий путь становления и развития. И сегодня по оценки экспертов он далек от завершения. Большинство проблем сотрудничества, поднятых еще в начале девяностых годов, нынче звучат не менее актуально, чем раньше. Но следует отметить, что молодежные проблемы существуют в любом обществе.

Ключевое место в диалоге российской и белорусской элит в большинстве случаев занимают вопросы, которые связанны с экономическими и политическими интересами двух сторон. Однако современные условия для эволюции Союзного государства предполагает налаживания сотрудничества, выходя за рамки прямого взаимодействия политических элит.

Одним из механизмов развития отношений двух народов может стать реализация грамотной молодежной политики, которая ориентирована на взаимообогащение молодежной политической культуры, повышения образовательного уровня уже нового поколения обеих стран. Поэтому отсутствует граница (свобода передвижения), языковая и культурная близость и, в ряде случаев, государственное содействие. [2]

В рамках Союзного государства идет формирование единого образовательного пространства, а также налаживается подготовка специалистов в совместном Белорусско-Российском университете и филиалах российских высших учебных заведений на территории Республики Беларусь.

Для осуществления данного процесса требуется воля и инициатива государств России и Беларуси, способных действовать в условиях современного рынка: эффективно управлять совместной собственностью, развивать свои программы, учитывая мировой опыт.

Толчком к осознанию необходимости принятия мер по защите интересов молодежи стал мировой экономический кризис, где большую активность проявила молодежь обеих сторон.

Выстраивание диалога молодежных гражданских и политических движений с государственными структурами России и Белоруссии может происходить с участием институтов Союзного государства. Для этого создана нормативно-правовая база для развития молодежной политики, разработаны и реализуются соответствующие планы и социальные концепции. Под эгидой Союзного государства создается молодежный парламент, где проводятся научные молодежные мероприятия, фестивали творчества, волонтерские акции, соревнования, крупные проекты, форумы, игры и т.д. По сей день российско-белорусское сотрудничество развивается и реализует себя в области культуры, искусства, науки, образования, спорта и туризма. [1]

В сфере культуры и искусства проводились работы по сохранению общего культурного пространства, созданию благоприятных условий для развития творческой активности и реализации разноплановых инициатив в данной области. Основой договорно-правовой базы культурного сотрудничества двух стран остаются Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г., а также подписываемые в рамках данного соглашения программы между министерствами культуры двух стран.

2014 год был отмечен двумя знаменательными датами в истории обеих стран: 70-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и 100-летие начала Первой мировой войны.

В своем отношении к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и ее итогам белорусы и россияне полностью едины. Память о войне бережно хранят как в Белоруссии, так и в России, к ветеранам относятся с особым уважением и вниманием.

Также в Белоруссии реализованы такие крупные российские проекты, как III Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» (18-28 февраля 2014 г., Минск, Гомель, Могилев и Витебск) с выступлением народного артиста России Д.Хворостовского в сопровождении Национального филармонического оркестра России, а также IX Международный фестиваль Юрия Башмета с участием легендарной

С. Губайдулиной, концерт Патриаршего хора Московского Данилова Монастыря, сольный концерт Д. Мацуева, и других известных российских исполнителей.

С большим успехом в Минске уже в четвертый раз был реализован международный театральный форум «ТЕАРТ», на который приглашаются лучшие российские театры-лауреаты национальной премии «Золотая маска» - в прошлом году это были МХТ и Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

В 23-й раз прошел Международный форум искусств "Славянский базар" - самое главное, масштабное и брендовое мероприятие в культурной жизни Белоруссии, в котором по традиции участвовали российские артисты.

В области киноискусства также продолжается успешное двустороннее взаимодействие. Национальная киностудия «Беларусьфильм» расширила формат и жанрово-тематическую палитру фильмов: в репертуарной афише представлены белорусская и русская литературная классика, военно-историческая тема, детские, остросюжетные приключенческие, учебные и другие фильмы на русском и белорусском языках. Кинематограф объединяет потенциал Белоруссии и России: на белорусских площадках снимается много российского кино и сериалов, однако развитие белорусско-российского кино хотелось бы видеть более активным, потому что на сегодняшний день, как известно, в рамках Союзного государства успешно реализован только один масштабный проект - фильм «Брестская крепость».

Очень много было осуществлено научных конференций в обеих странах, которые были посвящены абсолютно разным темам. Например, Международная научная конференция «Первая мировая война в народной памяти и художественном представлении» (7-8 октября, Минск, Национальная академия наук Белоруссии), Международная научная конференция «Первая мировая война и судьбы народов Российской империи (1914-1918 гг.)», состоявшаяся на базе Белорусско-российского университета (15 октября 2014 г., БРУ, Могилёв), 31 марта 2016 года в Доме Москвы в Минске прошла Международная конференция «Молодежь и международное сотрудничество: опыт взаимодействия России и Беларуси», приуроченная к 2 апреля - Дню единения народов Белоруссии и России, С 6 по 9 июня 2016 в Минске проходил IV Российско-белорусский молодежный форум, целью которого является укрепление диалога в сфере совместной реализации молодежной политики стран Союзного государства. Организаторами мероприятия выступили Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России» и Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи».

Огромную роль в деле консолидации народов России и Белоруссии играет образование: речь идет не только о качестве подготовки специалистов, но прежде всего о сохранении единых исторических корней, духовной общности и культурной идентичности славянских стран. Реализация проектов Союзного государства в сфере культуры и образования, основанных на вовлечении подрастающего поколения в процесс союзного строительства, имеет определенную отдачу. За 15 лет существования Союзного государства реализовано 50 проектов по науке и образованию молодежи Белоруссии и России. На совместном заседании коллегий Министерства образования Белоруссии, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, а также Министерства образования и науки Российской Федерации было подчеркнуто, что с 1996 г. в наших странах проведена колоссальная работа по углублению интеграции, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие общества на основе объединения материального и интеллектуального потенциала государств-участников Союзного государства. Уже подписано более 600 договоров различного уровня. Ежегодно в вузах Белоруссии обучается около 2 тысяч россиян, в вузах России - около 20 тысяч белорусов. При этом законодательное закрепление общественных отношений в сфере образования постоянно совершенствуется, устранены многие различия в правовом регулировании. Наметилось плодотворное сотрудничество между вузами приграничных областей. Ведущую роль в этом взаимодействии играют вузы Могилевской, Гомельской, Смоленской и Брянской

областей. Сохранению и приумножению партнерских связей способствуют мероприятия с привлечением финансовых средств бюджета Союзного государства [4].

Все перечисленные факторы, - резонансность мероприятий, состав участников, территориальная принадлежность, признаны повлиять на формирование молодежной политической культуры, а через нее и на формирование политических взглядов уже взрослых людей.

Неслучайными являются и ценности, транслируемые через проводимые мероприятия. Среди них следует назвать солидарность, стабильность, религиозность, соревновательность и т.д. Все перечисленные выше ценности точно характеризуют направленность развития российско-белорусских отношений, которые из политической сферы все дальше продвигаются в сторону экономическо-социального взаимодействия.

Трансляция определенного набора ценностей соответствует выбранной политической стратегии двух стран.

В современной России, как и в современной Белоруссии, ценности стабильности являются основой существующего режима и противопоставляются хаосу революционных преобразований. Стабильность подтверждается всеми возможными средствами, в том числе образованием, религией, формой деятельности СМИ и др. [3].

Молодежная политика Союзного государства, фактически является продолжение национальных политик, призвана привить идеал развития, идеал сотрудничества самой активной категории населения и тем самым, в определенной степени смоделировать свой будущий электорат и свой будущий потенциал.

При всех изложенных фактах, нельзя сказать, что молодежная политика Союзного государства находится на необходимом уровне развития. Неохваченными остаются некоторые территории на востоке и севере России, а также западе Белоруссии. Количество проводимых мероприятий остается не таким большим, качество не всегда находится на высоком уровне. Рассматривая проблемы формирования и реализации молодежной политики, следует отметить, что важнейшим ее направлением должна стать работа по созданию условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи во всех сферах международного сотрудничества.

Подводя итог, можно сказать, что существующий проект «Молодежь Союзного государства» имеет на сегодняшний день адинамическую институциональную структуру и представлен набором отдельных мероприятий направленных на создание положительного образа Союзного государства в глазах молодежи. При этом средства и методы проводимой политики не всегда соответствуют поставленным целям.

Список литературы:

1. Азар И. «Перспективы создания союза России и Белоруссии» // Электронная газета, 29.05.2007.

2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2011. 696 с.

3. Молодежь Белоруссии за союзное государство [Электронный ресурс]. URL: rumol.ru>news/2843. html

4. Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь [электронный ресурс]. URL: http://belarus.mid.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.