Научная статья на тему 'Состояние животноводства Кыргызстана в начальном этапе аграрно- земельной реформы (1990-193гг. )'

Состояние животноводства Кыргызстана в начальном этапе аграрно- земельной реформы (1990-193гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
604
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНО-ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ПРИВАТИЗАЦИЯ / КОЛХОЗ / СОВХОЗ / ЖИВОТНОВОДСТВО / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бектемирова А.К.

В статье анализируются причины формирования кризисной ситуации в животноводстве Кыргызской Республики в 1990-1993 годах, недостатки, допущенные при проведении разгосударствления и приватизации собственности колхозов и совхозов, влияние аграрно-земельной реформы на животноводство, причины сокращения поголовья скота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние животноводства Кыргызстана в начальном этапе аграрно- земельной реформы (1990-193гг. )»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

либерализации матримониального и репродуктивного поведения допускала проживание в фактических браках, не исключая в будущем их регистрацию в органах ЗАГС. Изменение образа жизни и ориентация на внесемейные ценности, досуг и карьеру формировали установки на более позднее вступление в брак. В решении социально-демографических проблем большинство молодых людей рассчитывали на поддержку со стороны государства, предполагающую создание благоприятных условий для исполнения родительских функций и осуществление с профессиональной деятельности. Список использованной литературы

1. Динамика естественного движения населения Республики Хакасия [Текст].- Стат. сборник. - Абакан: Росстат, 2014. - 45 с.

2. Всероссийская перепись населения 2010 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm (дата обращения 20.03.2014).

3. О демографической ситуации в Республике Хакасия (аналитическая записка) [Текст]. - Абакан: Тер. орган ФСГС по Респ. Хакасия, 2011.- 39 с.

© Баранцева Н.А., 2015

УДК:93.

А.К.Бектемирова

К.и.н., доцент, Педагогический факультет Нарынский государственный университет г.Нарын, Кыргызская Республика

СОСТОЯНИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА КЫРГЫЗСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ АГРАРНО-

ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ (1990-193ГГ.)

Аннотация

В статье анализируются причины формирования кризисной ситуации в животноводстве Кыргызской Республики в 1990-1993 годах, недостатки, допущенные при проведении разгосударствления и приватизации собственности колхозов и совхозов, влияние аграрно-земельной реформы на животноводство, причины сокращения поголовья скота.

Ключевые слова

Аграрно-земельная реформа, приватизация, колхоз, совхоз, животноводство, фермерские хозяйства.

Значительное влияние на устойчивое экономическое развитие Кыргызской Республики оказывает развитие сельского хозяйства, в том числе животноводческой отрасли. До 1992 года животноводство давало 95% доходов населения горных районов республики. Ежегодно в среднем по республике от этой отрасли поступало более полутора миллиардов сомов, большая часть которых расходовалось на удовлетворение потребностей в социальной сфере. Кыргызская Республика до 1991 года занимала третье место среди союзных республик по поголовью и продуктивности скота и первое место по объему шерсти тонкорунных овец.

Экономика СССР до 1991 года развивалась по принципу региональной специализации, при этом сельское хозяйство Кыргызстана специализировалось в основном на производстве животноводческой продукции. Как следствие, основная часть животноводческой продукции не перерабатывалась, а уходила в другие республики в виде сырья, и Кыргызстан обеспечивал почти все союзные республики мясом и шерстью. Поэтому, одной из основных причин возникновения сложной ситуации в сельскохозяйственном секторе в начальных порах суверенитета является разрыв традиционных связей с союзными республиками.

После развала СССР сложилась очень сложная экономическая ситуация во всех союзных республиках из-за прекращения дотаций союза, из-за политики либерализации цен на энергоносители (газ, горюче-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

смазочные материалы, уголь и т.д.), резкого подорожания цен на товары и услуги. Свободные цены на энергоносители и их резкое подорожание привели сельское хозяйство к кризису. Так, в 1991 году валовый продукт сельского хозяйства республики снизился на 9,7%, а производительность труда снизилась на 17% по сравнению с 1990 годом, в то время как цены на технику, запасные части, горюче-смазочные материалы, химикаты выросли более чем в 100 раз [1, с. 3].

В 1990 году в сельском хозяйстве явно наблюдалась кризисная ситуация. В аграрном секторе особенно острая ситуация сложилась в отрасли животноводства. В течение 1990 года из-за голода и нехватки корма пало более 1 млн. голов овец или 9% всего поголовья, более 22 тысяч коров, 28,5 тысяч голов свиней, 6 тысяч голов лошадей. В то же время хозяйства были вынуждены забить 537 тысяч овец, 31 тысячу голов крупного рогатого скота, 24 тысячи голов свиней [2, с.5].

В этих условиях, как выход из кризисной ситуации, появилась необходимость коренного реформирования сельского хозяйства Кыргызстана. Аграрно-земельная реформа начиналась в условиях экономического кризиса, острой нехватки материальных ресурсов и финансовых средств. В тот период колхозы и совхозы, лишенные государственных гарантий закупки продукции и обильных дотаций, находились буквально на дне системного кризиса. Резко снизилась урожайность сельскохозяйственных культур, падеж скота достиг угрожающих масштабов. Запаса муки в городах хватало на неделю, иногда на 2-3 дня и приходилось расходовать золото-валютный резерв для обеспечения населения хлебом. В стране, недавно обретшей суверенитет, возникла угроза голода [3, с.1]. Необходимо было предпринять срочные меры по решению продовольственных проблем, по развитию новых типов хозяйств в сельском хозяйстве. Весной 1991 года были изданы Законы "О крестьянском хозяйстве", "О земельной реформе" и был утвержден новый Земельный Кодекс.

Эти законы и нормативно-правовые акты можно было реализовать только на основе развития различных форм собственности и хозяйствования, в тесной связи с кардинальной, глубокой реформой экономики страны.

Разгосударствление и приватизация собственности в Кыргызстане проводилось на основе Постановления Правительства "Об упорядочении правового режима государственной собственности в Кыргызской Республике и об основных направлениях ее приватизации", принятого 20 апреля 1991 года. После этого Постановления, 7 августа 1991 года был издан Указ "О неотложных мерах по разгосударствлению и приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике" [4, с.179-181]. Руководство разгосударствлением и приватизацией собственности было возложено на Фонд государственного имущества республики.

Первыми в республике были расформированы совхоз Кызыл-Суу Кеминского района и колхоз Орнок Джумгальского района, их собственность была приватизирована, тем самым был дан старт созданию крестьянских хозяйств.

В Джумгальском районе аграрная реформа началась осенью 1990 года. Вначале была роздана в частную собственность имущество отсталого колхоза "Орнок", находившегося на географически невыгодно расположенном участке, который долгое время имел большие задолженности по долгосрочным и краткосрочным государственным ссудам. На основе решения общего собрания колхоза, на материально-технической базе хозяйства было создано 245 мелкотоварных, основанных на семейном подряде, личных подсобных хозяйств. В собственность хозяйства входило 250 га орошаемых земель, 14 тысяч голов овец, 350 голов крупного рогатого скота, 320 голов лошадей. Земельные доли, доли скота и имущества были распределены каждому колхознику с учетом его личного вклада в общественный труд, трудового стажа, на основе долевого метода. Скот был реализован крестьянским хозяйствам по рыночным ценам. Каждое крестьянское хозяйство купило по 20-30 голов овец, всего было распродано 6850 голов овец (49% всего поголовья), 33 голов крупного рогатого скота, 300 голов лошадей. Остальной скот был реализован другим хозяйствам по рыночной цене [5, с.75-76]. Социальные работники, пенсионеры тоже получили свои доли. Жители колхоза остались довольны такому распределению земли и скота.

Опыт крестьянских хозяйств, созданных на базе колхоза "Орнок", стоило распространять и поощрять. Президиум совета народных депутатов Джумгальского района в 1991-1993 годах решает все колхозы и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

совхозы района преобразовать в крестьянские хозяйства, частные хозяйства и в ассоциации фермерских хозяйств. Однако, проведение этих мероприятий имело шаблонный характер, при приватизации не был проведен детальный анализ состояния колхозов и совхозов, не была разработана программа эффективной реализации намеченных мер. Это привело к отрицательным последствиям вместо ожидаемых положительных результатов.

Приватизация совхоза "Кызыл-Суу" Кеминского района в 1991 году была проведена специалистами министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики. На базе совхоза "Кызыл-Суу" было создано 106 отдельных крестьянских хозяйств, имущество и земли совхоза были распределены среди 145 вновь организованных крестьянских и фермерских хозяйств, в то время как основная часть населения (659 семей) не получили никакой доли. Скот совхоза был реализован массово и в особо крупных партиях. Каждая из 23706 голов овец была продана фермерам по цене 102 рубля, а 228 голов лошадей продано по цене 850 рублей [6, с.125]. Таким образом, в этом совхозе приватизация проводилась не как в Орноке, не путем создания личных подсобных хозяйств, а путем несправедливого распределения имущества и "прихватизации", при распределении скота были допущены нарушения.

Кроме этого, при реализации населению скота колхозов и совхозов республики были допущены факты крайней бесхозяйственности. Цена скота при реализации была занижена, иногда отдавалось почти даром. Например, в 1992 году объединение крестьянских хозяйств Ак-Сай и Мамбетов Тонского района распродало овец крестьянам по цене всего 150 сомов, а ягнят по цене 120 сомов [7, с.189].

Такие же факты бесхозяйственности имели место при приватизации совхозов Кокомерен Джумгальского района, 8-марта Тянь-Шаньского района, Коммунистчил и Джаны-Тилек Ак-Талинского района. Кроме того, скот, распределенный крестьянским хозяйствам, беспорядочно забивался, что приводило к резкому сокращению поголовья и, в конце концов, к бедности. Например, по инициативе главы Ат-Башинской районной государственной администрации К.Карымшакова яки были розданы населению, немного позже яков почти не осталось [8, с.24].

Вновь организованные крестьянские и фермерские хозяйства оказывались в тяжелой финансовой ситуации, из-за нехватки средств нередко были вынуждены менять скот на товары повседневного спроса, на одежду, продовольственные товары. Например, в колхозе Калинина Ат-Башинского района до расформирования было 54 тысячи голов тонкорунных овец. В 1992 году колхоз был расформирован, при приватизации скот был распределен по количеству человек: на одну семью одна корова, одна лошадь, 1 як, на каждого члена семьи по 11 голов овец и по 70 сотых земли. Скот колхоза был безвозмездно роздан крестьянским хозяйствам. Новые крестьянские хозяйства, из-за отсутствия колхозной зарплаты и нехватки денежных средств, по низкой цене меняли скот на различные товары. Иногда одна овца менялась на две пачки чая, один ягненок на одну бутылку водки. Как следствие, поголовье тонкорунных овец было почти уничтожено [9, с. 2].

В начальном этапе реформы подавляющее большинство сельского населения не имело никакой психологической, моральной и материально-технической готовности к самостоятельному ведению хозяйства. Некоторые крестьянские хозяйства не смогли сохранить поголовье скота. В некоторых регионах расформирование коллективных хозяйств проводилось поздней осенью, а к весне обострялась нехватка корма, из-за чего начинался повальный падеж скота. У некоторых семей, получивших в свою долю по 60-70 голов овец, не оказалось в наличии помещений для содержания скота. А в некоторых районах кошары колхозов и совхозов разворовались и растаскивались по частям местным населением.

Как показывают вышеприведенные факты, из-за беспорядочной реорганизации и приватизации хозяйств республики, поголовье скота (в частности, мелкого скота) сократилось до невиданных размеров. Если в начале 1986 года в общественном секторе поголовье овец и коз составляло 9 млн. 241 тысяч голов, то к концу 1993 года осталось 4 млн. 240 тысяч, т.е. сократилось на 5 млн. голов. В 1983 году общее поголовье крупного рогатого скота составляло 1036,4 тысяч голов, а к началу 1993 года осталось 631765 голов, т.е. сократилось на 400 тысяч голов [10, с. 118].

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что в первых годах аграрно-земельной реформы был причинен невосполнимый ущерб сельскому хозяйству Кыргызстана. Во многих регионах республики

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

проводилась сплошная приватизация за короткий период. В результате, под предлогом реформ, некоторые местные руководители перешли к хищническому растаскиванию имущества и скота колхозов и совхозов. Из-за экономических трудностей того периода, во вновь организованных хозяйствах скот превратился в основной товар. Поголовье овец сократилось, его племенные качества снизились. Поспешное и непродуманное проведение аграрно-земельной реформы стало одной из основных причин ухудшения животноводства.

Список использованной литературы:

1. Зулпукаров А. Десятилетие значимых перемен [Текст] А. Зулпукаров // Агропресс. - 2004. - № 2 (23). - май.

2. Об актуальных задачах аграрной политики. Обращение Президента Кыргызской Республики съезду фермеров республики [Текст]: Кыргыз айылы. - 1991. №3.

3. Речь Президента Кыргызской Республики А.Акаева 13 марта 2004 года на международной научно-производственной конференции по земельно-аграрной реформе [Текст] // Агропресс. - 2004. - № 1(22). 16с.

4. Сборник нормативно-правовых актов Кыргызской Республики регулирующих процесс аграрно-земельной реформы в 1991-1993-годы. [Текст]. - Бишкек, 2001. - 110с.

5. Исраилов М. Проблемы реформирования аграрного производства и функционирования информационной системы его управления в Кыргызской Республике [Текст]: дис... д-ра эконом. наук // М.Исраилов. -Бишкек, 1997. - 318с.

6. Центральный государственный архив Кыргызской Республики. - Ф. 6242. - оп. 11. - ед.хр.7123. - л.122-240.

7. Иссык-Кульский областной государственный архив. - Ф.1121. оп.1, .д.7, л.182-189.

8. Нарынский областной государственный архив. Фонд № 101. Опись №1. ед. хр. №1863. - л.24- 30.

9. Стенограмма беседы с жителем села Ак-Талаа Ат-Башинского района И.Мамытовым (12 августа, 2015 года) [Текст]: // №1 - Из полевых записок исследователя. - авг. 2010. - Нарын, 2015. - 2 с.

10. Сулейманов, К.С. Проблемы животноводство в условиях реформы [Текст] / К.С.Сулейманов // Проблемы гуманитарных наук в период перехода к рыночной экономике. - Бишкек, - 1994. - С.118.

© Бектемирова А.К., 2015

УДК 930

О.А. Беспалова

студентка-магистр Факультет истории и международных отношений Кемеровский государственный университет г. Кемерово, Российская Федерация

РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В XVIII ВЕКЕ

Аннотация

В статье раскрывается положение о радикальном характере перемен в организации делопроизводства в XVIII веке. Раскрыты его основные этапы и характерные особенности. Функционирование коллегиального документооборота рассматривается в соответствии с Генеральным регламентом 28 февраля 1720 года. Проанализировано распределение канцелярской работы между служащими.

Ключевые слова

Коллегиальное делопроизводство, Генеральный регламент, коллегиальный документооборот.

XVIII век - время радикальных перемен в организации делопроизводства. Все делопроизводство коллегии велось под наблюдением секретаря. Важные бумаги составлял он сам, остальные -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.