Научная статья на тему 'Состояние здоровья школьников в условиях реформы образования'

Состояние здоровья школьников в условиях реформы образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / TEENAGERS / PROFI LE TRAINING / A PSYCHOSOMATIC PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сердюков А. Ю., Черненков Ю. В.

В статье отражены аспекты состояния здоровья подростков в условиях реформы образования: перехода к профильному обучению. Установлено, что большинство подростков не готовы к самостоятельному выбору профиля обучения. Подростки, у которых профиль обучения не совпадает с дальнейшим выбором профессии, составляют группу риска по формированию психосоматической патологии. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости обязательного проведения оценки вегетативного статуса, социальной адаптированности, параметров качества жизни, которые являются индикаторами ранней диагностики психосоматических заболеваний. Одной из основных задач профилактических осмотров старшеклассников должно быть решение проблемы выбора профиля обучения, будущей профессии, что требует от медицинских работников и психологов образовательных учреждений проведения ежегодных периодических осмотров с учетом предполагаемого профиля обучения и профессиональных факторов, характерных для каждой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of health of schoolchildren in the conditions of education reform

In the paper problems of teenagers health state in the conditions of educational reform: transition to profi le training are shown. During research it was established, that the majority of teenagers are not ready to an independent professional choice and profi le training. Th ose teenagers who have chosen a profi le training without the account of further professional choice, have higher risk of psychosomatic pathology formation. Th e received results testify the necessity of obligatory monitoring of health state including an estimation of vegetative status, process of social adaptation, parameters of quality of life which are indicators of early psychosomatic diseases diagnostics. Th e decision of a problem of training profi le choosing, the future trade, that demands from medical workers and psychologists of educational institutions carrying out of annual periodic medical examination taking into account a prospective profi le of training and professional factors, characteristic for each profession should be one of the primary goals of medical examination at school.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья школьников в условиях реформы образования»

5. Савченков М.Ф., Селятицкая В.Г., Колесников С.И. и др. Йод и здоровье населения Сибири. — Новосибирск: Наука, 2002. — С. 287.

6. Старкова Н.Т. Структурные изменения щитовидной железы. Причины возникновения, постановка диагноза, методы лечения. // Проблемы эндокринологии. — 2002. — Т. 48, №

1. — С. 3-6.

7. Трошина Е.А., Платонова Н.М. Современные стандарты эпидемиологических исследований в тиреоидологии. // Проблемы эндокринологии. — 2006. — Т. 52, № 4. С. 39-42.

8. Федак И.Р., Трошина Е.А. Проблема дефицита йода в Российской Федерации и пути её решения в ряде стран мира. // Проблемы эндокринологии. — 2007. — Т. 53, № 5. — С. 40-48.

9. Храмова Е.Б., Суплотова Л.А., Сметанина С.А. Развитие детей с транзиторным неонатальным гипотиреозом, проживающих в условиях йодной эндемии. // Педиатрия. — 2004. — № 3. — С. 10-15.

10. Knudsen. N, Bulow I., Laurberg P Association of tobacco smoking with goiter in a low-iodine-intake area // Arch Intern Med. — 2002. — V. 25,162(4). — P. 439-43.

Адрес для переписки: 652210, Кемеровская область, Тисульский район, п.г.т. Тисуль, ул. Мичурина д.19 кв.8. E-mail: dasertrose@rambler.ru т.с. +79134050352, факс 8(3842)21307.

Затолокина Е.Н. — зав. эндокринологическим отделением ММО № 7 Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Тисульского района»; Квиткова Л.В. — зав. кафедрой «Факультетской терапии, профпатологии, клинической иммунологии, эндокринологии» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», д.м.н., проф., ведущий эндокринолог области. (Научный руководитель);

Зинчук В.Г. — с.н.с. «Центральной научно-исследовательской лаборатории» ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», к.м.н., доц.

© СЕРДЮКОВ А.Ю., ЧЕРНЕНКОВ Ю.В. — 2009

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Ю. Сердюков, Ю.В. Черненков (Саратовский государственный медицинский университет, ректор — чл.-корр. РАМН, д.м.н., проф. П.В. Глыбочко, кафедра поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии, зав. — д.м.н., проф. Ю.В. Черненков)

Резюме. В статье отражены аспекты состояния здоровья подростков в условиях реформы образования: перехода к профильному обучению. Установлено, что большинство подростков не готовы к самостоятельному выбору профиля обучения. Подростки, у которых профиль обучения не совпадает с дальнейшим выбором профессии, составляют группу риска по формированию психосоматической патологии. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости обязательного проведения оценки вегетативного статуса, социальной адаптированности, параметров качества жизни, которые являются индикаторами ранней диагностики психосоматических заболеваний. Одной из основных задач профилактических осмотров старшеклассников должно быть решение проблемы выбора профиля обучения, будущей профессии, что требует от медицинских работников и психологов образовательных учреждений проведения ежегодных периодических осмотров с учетом предполагаемого профиля обучения и профессиональных факторов, характерных для каждой профессии.

Ключевые слова: подростки, профильное обучение, психосоматическая патология.

STATE OF HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF EDUCATION REFORM

A.Y. Serdyukov, Y.V. Chernenkov (Saratov State Medical University)

Summary. In the paper problems of teenagers health state in the conditions of educational reform: transition to profile training are shown. During research it was established, that the majority of teenagers are not ready to an independent professional choice and profile training. Those teenagers who have chosen a profile training without the account of further professional choice, have higher risk of psychosomatic pathology formation. The received results testify the necessity of obligatory monitoring of health state including an estimation of vegetative status, process of social adaptation, parameters of quality of life which are indicators of early psychosomatic diseases diagnostics. The decision of a problem of training profile choosing, the future trade, that demands from medical workers and psychologists of educational institutions carrying out of annual periodic medical examination taking into account a prospective profile of training and professional factors, characteristic for each profession should be one of the primary goals of medical examination at school.

Key words: teenagers, profile training, a psychosomatic pathology.

Главной темой проходившего в Москве в феврале 2009 г. конгресса педиатров была выбрана школьная медицина. В настоящих условиях работа школьного врача в основном сводится к проведению массовых профилактических осмотров учащихся, вакцинопро-филактике. Во многих школах без внимания врача остаются вопросы адаптации ребенка к учебным нагрузкам, раннего выявления психосоматической патологии, групп социального и поведенческого риска, не работают программы оздоровления детей непосредственно в учебных заведениях. Работа по профессиональной ориентации школьников также выполняется недостаточно, лишь в отдельных медицинских картах учащихся встречаются рекомендации о выборе про-

фессии. В условиях реформы образования, которая предполагает переход к профильному обучению с перераспределением учебной нагрузки в пользу тех или иных предметов, за счет сокращения учебных часов по другим дисциплинам, возрастает роль врача для выбора профиля обучения. Переход к профильному обучению осуществляется после 9-го класса на основании приказов Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. №2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», и от 26 июня 2003 г. «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повы-

шения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения.

Однако, при выборе подростком профиля обучения школьный врач и психолог занимают пассивную позицию, не давая своих рекомендаций ни самим подросткам, ни их родителям. Это приводит к тому, что выбор профиля обучения осуществляется без учёта состояния здоровья подростка и без учёта его психологических особенностей, что в дальнейшем может приводить к возрастанию психоэмоционального напряжения и является предпосылкой для возникновения психосоматических заболеваний. Другим важным аспектом перехода к профильному обучению является вопрос психической зрелости подростка, готовности сделать выбор будущей профессии, при невозможности подростка определить свой выбор также возрастает риск развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья.

Цель исследования: изучить влияние профильного обучения на состояние здоровья подростков.

Материалы и методы

Обследовано 245 учащихся 10 классов Кировского района г. Саратова из учебных заведений с различной формой обучения. Комплексная оценка состояния здоровья включала изучение анамнестических сведений, анализ первичной медицинской документации (история развития ребенка, медицинская карта учащегося), проведение оценки физического развития учащихся, клинический осмотр. В ходе исследования использовались анкеты для выявления особенностей социального статуса подростков. Анкетирование включало: опросник PedsQL 4.0, который позволил оценить параметры качества жизни КЖ (в баллах): уровень физической активности (ФА), эмоций (Э), общения (О), школьной жизни (ШЖ), психосоциального (ПСЗ) и физического здоровья (ФЗ), общий показатель (ОП), двухфакторный опросник М. Гавлиновой, для оценки характера адаптации на основе использования двух шкал — социальной адаптированности (СА) и вегетативной устойчивости (ВУ), опросник Спилбергера, также проводилась корректурная проба для оценки работоспособности [5] .

В ходе проведенного анкетирования было изучено влияние ряда факторов на выбор профиля обучения, изучалась взаимосвязь выбора профиля обучения и выбора будущей профессии. Среди обследованных 72 подростка обучались в лицее, 145 в средней школе.

Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы Statistica 6.0, анализ взаимосвязей непараметрических признаков проводился корреляционным анализом по Спирмену.

Результаты и обсуждение

Все учащиеся по профилю обучения были распределены на 4 группы: 109 обучались в классах социально-гуманитарного профиля (СГК), 62 — подростка в медико-биологических классах (МБК), 37 — в универсальных классах (УК), 37 — в классах физикоматематического профиля (ФМК).

При сравнении самостоятельности выбора профиля при обучении в обычной школе и лицее отмечено, что из 72 учащихся лицея 30,5% выбрали профиль обучения по совету родителей. Решение об обучении в УК все подростки приняли самостоятельно. Важно отметить тот факт, что среди лицеистов как в целом, так и среди тех, кто выбрал профиль обучения по совету родителей оказался наименьшим процент старшеклассников желавших изменить профиль обучения. Так если среди всех старшеклассников 16,3 % хотели бы изменить профиль обучения, то среди лицеистов только 9,7% хотело бы изменить профиль обучения. В этой группе не было ни одного, кто бы выбрал профиль по совету родителей. Среди учащихся УК наоборот был самый высокий

удельный вес желающих изменить профиль обучения, то есть заниматься углубленным изучением какого-либо предмета. Однако в 27,3 % случаев выбор профиля обучения не соответствовал будущей профессии. Это привело к значительной перегрузке во внеучебное время, так как кроме выполнения домашних заданий эти учащиеся тратили на подготовку к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы дополнительно до 18 часов в неделю. Уже в середине учебного года у всех этих старшеклассников отмечался выраженный синдром дезадаптации, проявляющейся упорной цефалгией, повышенной утомляемостью, нарушениями сна, повышенной тревожностью. У 13,7% манифестировали психосоматические заболевания (ВСД, у 1 подростка зарегистрировано 4 приступа бронхиальной астмы отчетливо связанных с проведением контрольных работ). Все эти школьники были вынуждены обращаться за медицинской помощью.

Анализ состояния здоровья подростков при переходе к профильному обучению не выявил значимых отличий при разных формах и профиле обучения. Во всех группах большинство детей относилось ко второй группе здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Распределение детей по группам здоровья.

Профиль обучения 1 группа здоровья (п=37) 2 группа здоровья (п=178) 3 группа здоровья (п=30)

СГК- 109 17 (15,6%) 81 (74,3%) 11 (10,1%)*

МБК- 62 8 (12,9%)* 45 (72,5%) 9 (14,6%)

МФК- 37 5 (13,5%) 28 (75,7%)* 4 (10,8%)

УК-37 7 (18,9%)* 24 (64,9%)* 6 (16,2%)*

* p<0,05.

Выявленные функциональные нарушения и хронические заболевания у подростков совпадают с результатами оценки состояния здоровья многочисленных исследований [1,2,6]. У детей второй группы здоровья наиболее часто выявлялись нарушения опорнодвигательного аппарата 92,6%, нарушения органа зрения 58,4%, отклонения в физическом развитии 61,3%, субкомпенсированный кариес 81,4%, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы 86,5%, органов пищеварения — 75,2%. Среди хронической соматической патологии на первом месте были заболевания ЖКТ — 33,3%, болезни опорно-двигательного аппарата — 26,6%, органов дыхания — 13,3%.

Все обследованные школьники первый год занимались во вновь сформированных классах по программам в зависимости от профиля обучения, не имели хронических заболеваний в фазе обострения, все посещали школу и не являлись реконвалесцентами после острых заболеваний, что позволило объективно оценить их психосоматический статус, работоспособность. Исследования проводились в середине учебной недели (среда, четверг) во время третьего — четвертого уроков, когда работоспособность, по мнению В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой, И.К. Рапопорт, Н.Н. Куинджи, достигает своего максимума [2,3,4].

Одной из задач проводимого исследования было выявление влияния профиля обучения на время выполнения домашних заданий, с целью определения риска развития переутомления и как следствие появление синдрома дезадаптации. Большее время на приготовление домашних заданий затрачивали учащиеся МБК 5,3±1,3 часа и ФМК 5,2±1,8 часа, подростки СГК — 3,9±1,7 часов (р 0,039). В УК на приготовление домашних заданий подростки затрачивали от 30 минут, до 7,5 часов ежедневно. Среди учащихся этой группы отмечалось снижение показателей умственной работоспособности (по результатам корректурного тестирования в утренние часы): скорость (количество просмотренных знаков) равнялась 132,7±14,9, в МБК 270±9.4, что также ниже средних значений (норма 276-460), в СГК 351,4 ±11,4,

лучшие показатели были у учащихся ФМК 389,4 ±18,5. Точность выполнения задания также ниже была в УК, количество ошибок составило 18,4±4,2, в СГК 8,4±3,2, в МБК и ФМК точность выполнения задания соответствовала средним значениям для подростков данной возрастной группы (6,89±2,7; 7,1±2,5) [1].

При оценке параметров качества жизни уровень физической активности был выше среди учащихся МБК 95±3,4 балла, в СГК он составил 87,3±4,2 (р=0,041), УК и ФМК занимали промежуточное положение 91,4±7,6, 93,6±5,3. Достоверные различия р 0,046 были получены по параметру ПСЗ, оно было выше в СГК и составило 18±0,7, в МБК 14,3±4,1. В группах детей у которых профиль образования был выбран родителями как в МБК так и в СГК отмечено значительное снижение показателей общения 38±2,7 и 40,2±3,6; и школьной жизни 41,6±4,9 и 36,2±3,8. В группе подростков самостоятельно выбравших профессию эти показатели составили О — 77± 11,8, ШЖ — 84,6 ± 13,2.

Среди школьников УК отмечен самый низкий показатель настроения 54,3±5,8, в МБК 84,5±3.9, СГК 81,2±2,6, МФК 79,4±6,1.

У подростков МБК, МФК, СГК показатели вегетативной устойчивости и социальной адаптированности соответствовали средним величинам [1]. Однако среди подростков профиль обучения которых был выбран без личной заинтересованности отмечено снижение социальной адаптированности (7,2±0,8) и вегетативной устойчивости (4,9±0,6), повышение уровня тревожности. В УК 39% имели снижение показателей социальной адаптированности и вегетативной устойчивости. Среди подростков, у которых профиль обучения не совпадал с выбором профессии отмечены самые низкие показатели социальной адаптированности (5,6±1,2).

Среди этой группы подростков выявлена прямая корреляционная зависимость между наличием цефал-гии и временем затрачиваемым на занятия во внеучеб-ное время г=0,87 (р=0,042 ).

При оценке общей и школьной тревожности по шкале Спилбергера, значимых различий по уровню тревожности у детей в зависимости от профиля обучения не выявлено.

Однако была получена обратная корреляционная зависимость между уровнем общей тревожности и оценкой школьниками уровня ПСЗ г = —0,64 (р=0,037), общей тревожности и уровня ФЗ г = —0,48 (р=0,035).

Представленные результаты свидетельствуют, что большинство учащихся самостоятельно выбрали профиль обучения. Однако в 27,3% случаев выбор профиля обучения не соответствовал будущей профессии. Уже

в середине учебного года у всех этих старшеклассников отмечался выраженный синдром дезадаптации. Полученные данные свидетельствуют о неготовности учащихся к самостоятельному выбору профессии в конце II второй ступени основной школы. Через год в ходе мониторингового наблюдения в 11 классе изучалось совпадение выбранного профиля обучения и выбор будущей профессии, у большинства подростков выбор профиля обучения соответствовал будущей профессии. Таким образом, подростки неготовые к выбору профиля обучения, не готовы и к выбору будущей профессии и составляют группу риска по развитию дезадаптации. Следовательно, одной из важнейших задач школьного врача является не только профессиональное ориентирование, но и активное медицинское сопровождение выбора учащимися профиля обучения. Это позволяет обосновать дифференцированный подход к реализации профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, который должен включать проведение предварительных и ежегодных периодических медицинских осмотров с учетом предполагаемого профиля обучения и профессиональных факторов, характерных для каждой профессии.

Таким образом, представленные результаты изучения влияния профильного обучения на состояние здоровья отчетливо показывают, что в условиях профильного обучения не произошло уменьшения времени на занятия во внеучебное время. Это негативно отразилось на состоянии здоровья подростков, и в первую очередь на ЦНС, ВНС.

Подростки в конце второй ступени обучения не готовы к самостоятельному выбору профессии, поэтому возрастает роль медицинского персонала школы по подготовке подростков к осознанному выбору профессии с учетом их состояния здоровья. Необходимо отметить, что в условиях выбора профиля обучения по совету родителей, выявлено нарушение процесса социализации подростка, что привело к снижению параметров его качества жизни по шкалам школьная жизнь и общение, снижению вегетативной устойчивости. Таким образом, вне зависимости от вида профиля обучения, мотивации по его выбору все старшеклассники имеют факторы риска развития психосоматических заболеваний. Необходимо при проведении массовых осмотров обязательно учитывать работоспособность, показатели вегетативной устойчивости, социальной адаптивности, параметры качества жизни которые являются индикаторами начальных отклонений в состоянии здоровья. В каждой школе должно быть психолого-медицинское сопровождение выбора профиля обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.

2. Куинджи Н.Н. Совмещение социальных и биологических ритмов как гигиеническая основа обучения и воспитания школьников: Автореф. дис. .. .д-ра мед. наук. — М., 1989. — 25 с.

3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник. — М.: Медицина, 2001. — 384 с.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Состояние здоровья учащихся старшего подросткового возраста. // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы IX конгресса педиатров России. — М., 2004. — С. 244.

5. Майборода А.А., Калягин А.Н., Зобнин Ю.В., Щербатых

A.В. Современные подходы к подготовке оригинальной статьи в журнал медико-биологической направленности в свете концепции «доказательной медицины». // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2008. — Т. 76. №1. — С. 5-8.

6. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности / Под. ред.

B.Р. Кучмы. — М.: Изд-во Научного Центра Здоровья Детей РАМН, 2005. — 238 с.

7. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 17-18 лет. Пособие для врачей. — М., 2005. — 58 с.

Адрес для переписки: Черненков Юрий Валентинович — д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической социальной педиатрии и неонатологии;

Сердюков Алексей Юрьевич — аспирант кафедры поликлинической социальной педиатрии и неонатологии.

E-mail: serdyukovayu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.