Научная статья на тему 'Состояние вегетативного статуса у школьников с плоскостопием по данным кардиоинтервалографии'

Состояние вегетативного статуса у школьников с плоскостопием по данным кардиоинтервалографии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОСКОСТОПИЕ / КРОВООБРАЩЕНИЕ / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / BODY MASS INDEX (QUETELET INDEX) / FLAT-FOOD / CIRCULATION / INVOLUNTARY NERVOUS SYSTEM / HEART RATE VARIABILITY / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Мамонова С. Б., Крылов В. Н., Сабурцев С. А., Сабурцев А. И.

Изучено функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и механизмы её регуляции у школьников 7-15 лет, страдающих плоскостопием. Выявлена децентрализация вегетативного баланса. У детей в возрасте 7-12 лет баланс смещён в сторону активности парасимпатического звена регуляции, что свидетельствует об активизации автономных уровней управления и подкоркового сердечно-сосудистого центра. С 13-летнего возраста, по мере развития плоскостопия, происходит усиление активности симпатического сердечно-сосудистого центра, снижение активности центров энерго-метаболического обмена, увеличение степени напряжения регуляторных систем. Благополучное внешнее состояние здоровья при плоскостопии обеспечивается напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов. Кардиоинтервалографию можно использовать как неинвазивный метод обследования школьников, позволяющий оценивать состояние регуляторных систем при плоскостопии для решения прогностических и лечебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Мамонова С. Б., Крылов В. Н., Сабурцев С. А., Сабурцев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE VEGETATIVE STATUS OF SCHOOLCHILDREN WITH FLAT-FOOT ACCORDING TO CARDIOINTERVALOGRAPHY

The cardiovascular fitness and the mechanisms of its regulation in 7-15 year-old schoolchildren with flat feet were studied. Decentralization of autonomic balance was spotted. At the age of 7-12 in the direction of activity of parasympathetic regulation that reveals the promotion of autonomous control levels and subcortical cardiovascular center. From the age of 13, with the development of flat feet, increase of the sympathetic cardiovascular center activity, reducing the activity of metabolism centers, increasing the exertion of regulatory systems were observed. Unharmed external health status with flat-feet provided by the exertion of adaptive -compensatory mechanisms. Cardiointervalography can be used as a non-invasive method of examination of pupils, allowing assessing the state of regulatory systems in cases of flat-foot for the prognostic and therapeutic purposes.

Текст научной работы на тему «Состояние вегетативного статуса у школьников с плоскостопием по данным кардиоинтервалографии»

Мы считаем, что при возрастающей значимости индивидуального технико-тактического мастерства и физической подготовленности наиболее целесообразной является двухэтапная структура подготовки к основным соревнованиям.

Первый этап должен быть посвящён специальной физической подготовке и совершенствованию всего арсенала технико-тактического мастерства спортсменов (4 микроцикла (3,5 недели).

Основная задача данного этапа состоит в повышении кондиционных возможностей всех основных мышечных групп, участвующих в ударных движениях, с акцентом на «подтягивании отстающих» мышечных групп, наряду с одновременным совершенствованием всех используемых в бою технических элементов. Должна быть составлена индивидуальная программа силовой подготовки каждого спортсмена с учётом отстающих или доминирующих мышечных групп, участвующих в ударном движении.

В качестве основных средств спортивной тренировки на предсоревновательном этапе должны быть использованы три группы физических упражнений:

1. Обще-подготовительные упражнения со штангой, гимнастические упражнения с отягощениями и без них, спортивные и подвижные игры, лыжи, плавание, беговые упражнения и т.д.

2. Специально-подготовительные силовые упражнения на боксёрских снарядах (мешках, набивных грушах, чучелах, пневматических грушах, лапах, набивных мячах и т.д.).

3. Специальные парные упражнения в перчатках - условные бои (спарринги), совершенствование технико-тактического мастерства (СТТМ).

Второй этап специальной подготовки должен быть направлен на совершенствование индивидуальных физических и кондиционных возможностей и индивидуального технического мастерства (4 микроцикла (3,5 недели).

Библиографический список

Основной задачей данного этапа является: индивидуализация скоростно-силовой подготовки с учётом технико-тактических и морфологических особенностей и достижение пика спортивной формы за счёт кумулятивного эффекта предыдущих тренировок.

На этом этапе упражнения со штангой и тяжёлым мешком полностью исключаются. Объем нагрузки имеет тенденцию к снижению, а её интенсивность, наоборот, значительно увеличивается. Тренировки становятся более специализированными, благодаря акцентированному вниманию к совершенствованию технико-тактического мастерства (СТТМ) в упражнениях с партнёром, на лёгких боксёрских снарядах, с тренером на лапах и спарринги. В упражнениях на мешках выполняется спуртовая работа. При этом каждый спортсмен должен наносить удары с большой скоростью, частотой и силой в зависимости от его квалификации, тактического типа и весовой категории. Индивидуальная работа тренера с боксёрами на лапах направлена на развитие быстроты и силы удара, в зависимости от задач и тактического амплуа кик-боксёра. Это позволяет спортсменам развивать умения и качества, свойственные индивидуальной манере каждого из них.

На заключительном отрезке предсоревновательного этапа предлагается следующее дифференцирование содержания тренировочного процесса: темповикам - при совершенствовании силы удара и их количества, ставится задача наносить серии быстро чередующихся, сравнительно не сильных ударов, делая акцент на третьем или четвёртом ударах; нокаутерам - повышать количество ударов в спарринг-поединках и совершенствовать силу ударов с предельной и около предельной силой; игровикам - отрабатывать быстрые и точные одиночные удары или излюбленную комбинацию в различных положениях.

Предложенный нами план по индивидуализации подготовки кик-боксёров на предсоревновательном этапе можно использовать в других видах единоборств: боксе, тай-боксинге, тхэквондо и др.

1. Филимонов В.И., Юсупов РА. Кик-боксинг. Основы теории и методики спортивной подготовки: учебное пособие. Казань, 1998.

2. Джероян Г.О., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера. Москва, 1971.

3. Степанов М.Ю. Индивидуализация предсоревновательной подготовки квалифицированных кик-боксёров на основе стилевых различий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Набережные Челны, 2011.

4. Бутенко Б.Л. Специализированная подготовка боксера. Москва: ФиС, 1967.

5. Градополов К.В. Бокс: учебное пособие для институтов физической культуры. Москва: Физкультура и спорт, 1965. References

1. Filimonov V.I., Yusupov R.A. Kik-boksing. Osnovy teoriiimetodikisportivnojpodgotovki: uchebnoe posobie. Kazan', 1998.

2. Dzheroyan G.O., Hudadov N.A. Predsorevnovatel'naya podgotovka boksera. Moskva, 1971.

3. Stepanov M.Yu. Individualizaciya predsorevnovatel'noj podgotovki kvalificirovannyh kik-bokserov na osnove stilevyh razlichij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Naberezhnye Chelny, 2011.

4. Butenko B.L. Specializirovannaya podgotovka boksera. Moskva: FiS, 1967.

5. Gradopolov K.V. Boks: uchebnoe posobie dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1965.

Статья поступила в редакцию 06. 04.15

УДК 612.176.2

Mamonova S.B, post-graduate student, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, E-mail: saburtsev@mail.ru Krylov V.N., Doctor of Sciences (Biology), Professor, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: saburtsev@mail.ru

Saburtsev S.A., Cand. of Sciences (Biology), Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, E-mail: saburtsev@mail.ru Saburtsev A.I., Cand. of Sciences (Biology), Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, E-mail: saburtsev@mail.ru

THE STATE OF THE VEGETATIVE STATUS OF SCHOOLCHILDREN WITH FLAT-FOOT ACCORDING TO CARDIOINTER-VALOGRAPHY. The cardiovascular fitness and the mechanisms of its regulation in 7-15 year-old schoolchildren with flat feet were studied. Decentralization of autonomic balance was spotted. At the age of 7-12 in the direction of activity of parasympathetic regulation that reveals the promotion of autonomous control levels and subcortical cardiovascular center. From the age of 13, with the development of flat feet, increase of the sympathetic cardiovascular center activity, reducing the activity of metabolism centers, increasing the exertion of regulatory systems were observed. Unharmed external health status with flat-feet provided by the exertion of adaptive -compensatory mechanisms. Cardiointervalography can be used as a non-invasive method of examination of pupils, allowing assessing the state of regulatory systems in cases of flat-foot for the prognostic and therapeutic purposes.

Key words: flat-food, circulation, involuntary nervous system, heart rate variability, body mass index (Quetelet index), physical development.

C.Б. Мамонова, аспирант ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, E-mail: saburtsev@mail.ru В.Н. Крылов, д-р биол. наук, проф., зав. каф. физиологии и биохимии человека и животных ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, E-mail: saburtsev@mail.ru

С.А. Сабурцев, канд. биол. наук, доц. АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Е-mail: saburtsev@mail.ru

А.И. Сабурцев, канд. биол. наук, доцент АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Е-mail: saburtsev@mail.ru

СОСТОЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ С ПЛОСКОСТОПИЕМ ПО ДАННЫМ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ

Изучено функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и механизмы её регуляции у школьников 7-15 лет, страдающих плоскостопием. Выявлена децентрализация вегетативного баланса. У детей в возрасте 7-12 лет баланс смещён в сторону активности парасимпатического звена регуляции, что свидетельствует об активизации автономных уровней управления и подкоркового сердечно-сосудистого центра. С 13-летнего возраста, по мере развития плоскостопия, происходит усиление активности симпатического сердечно-сосудистого центра, снижение активности центров энерго-метаболи-ческого обмена, увеличение степени напряжения регуляторных систем. Благополучное внешнее состояние здоровья при плоскостопии обеспечивается напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов. Кардиоинтервалографию можно использовать как неинвазивный метод обследования школьников, позволяющий оценивать состояние регуляторных систем при плоскостопии для решения прогностических и лечебных задач.

Ключевые слова: плоскостопие, кровообращение, вегетативная нервная система, вариабельность сердечного ритма, индекс массы тела, физическое развитие.

Плоскостопие - самая распространённая патология кост-но-мышечной системы, которая статистически среди деформаций стоп занимает первое место, составляя 81,5% [1 - 4]. Это заболевание характеризуется малой выраженностью ортопедической симптоматики, однако клинико-рентгенологическая картина говорит об имеющейся патологии. При плоскостопии патологическое состояние касается не только опорно-двигательного аппарата: нарушение рессорной функции стопы влечет за собой изменение в работе внутренних органов, что может проявиться нарушением регуляции в деятельности сердечнососудистой системы. Вопросам диагностики и лечения патологии стопы у детей посвящено большое количество исследований [5 - 10]. Однако основное внимание уделяется изучению этиологии, патоморфологии различных деформаций стоп, разработке и усовершенствованию техники консервативной и хирургической коррекции при плоскостопии 3 - 4 степеней. В научной литературе практически не освещён вопрос комплексного исследования функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы при плоскостопии в начальных стадиях заболевания. Цель исследования - физиологическая оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных систем, выявление изменений вегетативного статуса у школьников при плоскостопии на ранних стадиях заболевания.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу работы положен анализ комплексного обследования школьников, имеющих плоскостопие, в возрасте от 7 до 15 лет. Выборка составила 417 человек. При формировании групп учитывалось наличие у школьников деформации костно-мышеч-ной системы при отсутствии сопутствующих заболеваний. Анализ проводился на основании медицинских карт обследуемых детей по данным педиатрического осмотра. В результате весь контингент был разделён на две группы:

1. Исследуемая группа - дети, имеющие плоскостопие, в количестве 175 человек.

2. Контрольная группа детей, не страдающих данной патологией, в количестве 242 человек.

Оценку вегетативных функций проводили по показателям математического и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма с помощью компьютерной системы ПО-ЛИ-СПЕКТР («Нейрософт»).

Для регистрации ряда кардиоинтервалов производилась запись ЭКГ-сигнала в трёх стандартных отведениях. Для непосредственной количественной оценки ВРС использовали статистические характеристики динамического ряда кардиоинтерва-лов (SDNN, мс; RMSSD, мс; CV,%; AMo (%); ВР, мс; ПАПР (у.е.); ВПР (у.е.)).

Спектральный анализ ВСР, отражающий активность определённых звеньев регуляторного механизма, использовали для оценки частотных составляющих колебаний ритма сердца, представления различных соотношений компонентов сердечного ритма. Согласно основной системе спектрального анализа ВСР подверглись анализу следующие показатели: ТР, VLF, LF, HF, LF/ HF. С целью оценки степени централизации управления ритмом сердца использовали индексы, предложенные Баевским Р.М., рассчитываемые на основе гистограммы распределения RR интервалов (ИН, ИВР).

Статистическая обработка полученных результатов исследования выполнена на персональном компьютере в программе «Статистика». Значимость различий между показателями определена с помощью t критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные физиологические характеристики обследуемых групп представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

9 лет 12 лет 13 лет 15 лет

показатели го CL О X Здоровые дети Плоскостопие Здоровые дети Плоскостопие Здоровые дети Плоскостопие Здоровые дети Плоскостопие

Показатели ВСР временной области

Амплитуда моды (АМ0),% 30-50% 30,1± 2,5 27,6± 7,9 34,3± 4,5 37,6± 1,8 32,5± 5,3 38,7± 6,1* 36,2± 6,2 43,1± 1,2

Минимальное значение RR, мс 461± 67 458,2± 22 461± 22 441± 57 481,7± 81 534± 52,6 621,7± 76,5 609,5± 63,4

Максимальное значение RR, мс 949,7±61 1004,5±38* 895,3±49 932,3± 51 973,8± 91,5 840,2± 79* 943,3±68 834± 82

Вариационный размах, мс 0,15-0,45с 0,48± 0,02 0,54± 0,02 0,4± 0,02 0,48± 0,01 0,49± 0,03 0,36± 0,01* 0,32± 0,01 0,32± 0,02

Коэффициент вариации (С^, % 3-12% 10,1± 1,7 11,2± 2,1 8,9± 1,4 10,0± 1,9 9,84± 1,7 9,05± 1,3 7,98± 1,9 5,8± 1,4

Среднеквадратичное отклонение (SDNN), мс 40-80 мс 74,2± 13,4 88,4± 11,9* 62,3± 9,5 69,4± 13,9 71,5± 12,7 60± 10,7 58,7± 14,9 42,5± 13,5

RMSSD, мс 20-50 мс 79,9± 15 99,4± 18* 57± 12 63± 16 56,6± 7,03 42,6± 2,5* 49,8± 13,6 37,8± 13,9

Временные и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма у детей

ИН, у.е. 80-150 у.е. 59,8± 17,4 36,9± 12,7* 69,0± 18,9 64,7± 17,6 52,7± 5,6 85,9± 8,7 94,0± 9,4 164,3± 10,3*

ИВР у.е. 4,0± 18,3 54,91± 16,1* 173,0± 20,8 77,94± 12,5* 82,1± 18,9 123,1± 33,8* 186,2± 18,2 218,0± 13,5

ПАПР у.е. 15-50 баллов 52,3± 9,1 36,87± 6,3* 64,9± 18,8 65,59± 16,4 44,1± 6,83 33,93± 9,4* 56,6± 15,1 63,3± 24,2

ВПР, у.е. 3,75± 0,08 2,59± 0,01* 5,48± 0,03 3,37± 0,01* 3,36± 0,05 4,42± 0,04* 5,75± 0,02 7,09± 0,03

Показатели ВСР частотной области

Общая мощность спектра (ТР), мс2 15004500 мс2 5892,5± 90 7418± 78 4767± 71 5633,5±76 7033±150 5637± 369 4711± 74 2406± 67

Мощность спектра высоких частот, (ИР), мс2 7721178 мс2 3201± 81 4028± 25* 1434±83 2676,3±94 2395±68 1635,8±84 1685± 98 818±97*

Проирнт колебаний высокой частоты в общей мощности спектра, ИР % 15-25% 47,2± 5,1 53,9± 6,7* 30,4± 1,8 39,2± 5,8 36,2± 7,3 28,6± 9,6 36,7± 9,6 30,3± 3,7

Мощность спектра низких частот, (ЬР), мс2 7541586 мс2 2064± 61 2186,2±76 1008±40 1552,4±55* 1867± 79 2018± 63 1103±35 1092,5±46

Проирнт колебаний низкой частоты в общей мощности спектра, ЬР % 15-40% 29,3± 2,9 25,7± 3,8 21,3± 8,7 26,3± 10,5 31,8± 4,62 31,0± 9,7 21,1± 7,1 48,8± 1,7*

Мощность спектра очень низких частот, ^1_Р), мс2 7001300 мс2 1362± 75 1760,8±82 2324± 140 2031,8±274 2771± 171 1983± 152 1923± 178 495,8± 89*

Проирнт колебаний очень низкой частоты в общей мощности спектра, VLF % 15-30% 23,5± 1,58 20,2± 2,9 48,3± 6,7 34,4± 2,3 29,7± 6,6 40,4± 7,9 42,2± 4,4 20,9± 6,2*

Соотношение мощностей спектра ЬР/ИР 1,5-2,0 0,7± 0,02 0,5± 0,01 0,7± 0,01 0,9± 0,02 0,91± 0,04 1,55± 0,03 0,58± 0,02 2,14± 0,06*

Примечание: * - р<0,05 между контрольной группой детей и детей, страдающих плоскостопием.

Индекс напряжения, отражающий степень централизации управления сердечным ритмом, на момент исследования указывает на сбалансированное состояние регуляторных систем ВНС и соответствует эйтонии. Достижение оптимального приспособления с позиции физиологической регуляции выявлено у большинства группы обследуемых (с 10 - 14 лет). В 8-9 лет у школьников, страдающих плоскостопием, физиологическое состояние соответствовало компенсаторному дистрессу с тенденцией к преобладанию активности стресс-лимитирующих систем (ИН 52,9±16,3; 36,9±12,7 (р<0,05), соответственно). Состояние напряжения механизмов адаптации с тенденцией повышения активности стресс-реализирующих систем выявлено в 15-летнем возрасте, что подтверждается увеличением ИН на 74% (р<0,05) по сравнению с контрольной группой, что соответствует симпато-тонии и обусловлено умеренным преобладанием тонуса симпатического звена ВНС.

Количественные показатели вариабельности сердечного ритма при плоскостопии носят неоднозначный характер. Оптимально приспособленным с позиции физиологической регуляции стал 10-летний возраст. Выявлено небольшое снижение амплитуды моды, вариационного размаха, что соответствует физиологической норме. О мобилизации функциональных резервов свидетельствуют высокие значения RMSSD, как показателя активности парасимпатического звена вегетативной регуляции.

Децентрализация процессов регуляции в сторону преобладания парасимпатического тонуса ВНС выявлена в 8, 9 и 12 лет, о чём говорит снижение амплитуды моды АМо, индекса напряжения и роста вариабельности сердечного ритма по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует о стабилизации всех сил адаптации к изменившимся условиям. Также имеется тенденция к повышению влияния гуморального и парасимпатического звеньев, сопровождающегося снижением ИВР, незначительным снижением ПАПР, ВПР и повышением SDNN, RMSSD по сравнению со здоровыми детьми.

Анализ спектральных показателей ВСР показал высокую мощность спектра нейрогуморальной модуляции с преобладанием высоких уровней гормональной модуляции регуляторных механизмов, а также высоким уровнем мобилизирующего и восстановительного потенциала механизмов регуляции при начальных степенях плоскостопия. Выявлен переход регуляции с гумораль-но-метаболического типа на рефлекторно-вегетативный, о чём свидетельствует снижение абсолютного значения VLF и повышение активности вазомоторных волн LF.

О ваготонической направленности функционирования сердечного ритма у детей с плоскостопием в 9 лет свидетельствует рост мощности дыхательных волн, активности механизмов саморегуляции (RMSSD) и снижение мощности медленных волн первого порядка и вагосимпатического индекса. Смещение вегетативного баланса в сторону усиления парасимпатического тонуса также наблюдается в 11, 12 лет (повышение HF и высокие значения RMSSD).

Снижение вагосимпатического индекса (LF/HF) менее 1,0 у школьников с плоскостопием с 8 - 12 лет свидетельствует о снижении функциональных возможностей, но, при этом ещё носящих компенсаторный характер. С 13 лет выявлено увеличение вагосимпатического индекса, говорящего об усилении расхода энергии и излишней мобилизации организма, что статистически достоверно. Об ослаблении вагусной активности с 13-летнего возраста свидетельствует снижение дыхательных волн спектрального анализа, а также повышение процентного и снижение абсолютного значений VLF, что свидетельствует об активном включении в процесс регуляции надсегментарных уровней управления. Снижение дыхательного компонента, вазомоторных волн, а также повышение VLF и вагосимпатического индекса по сравнению с контрольной группой указывает на усиление активности энерго-метаболического уровня регуляции. Повышение АМо, ИВР, ИН, а также увеличение доли низкочастотных волн в 13 - 14 лет говорит о росте активности центрального контура

регуляции, и, в итоге, при плоскостопии усиливаются связи центрального и автономного контуров регуляции, указывающих на повышение согласованности с разных её сторон.

В 15 лет обращает на себя внимание снижение VLF колебаний на 70,8% (до 495 мс2, при норме 700), отражающих вовлечение всех функциональных резервов организма при воздействии нейро-гуморального и метаболического уровня регуляции. Об усилении активности симпатического звена свидетельствует снижение дыхательного компонента (HF) в абсолютном и процентном соотношении, увеличение LF в процентном соотношении (р<0,05), вагосимпатического индекса до 2,1 (р<0,05).

Сравнивая физиологические нормы и отклонения, можно предположить, что при плоскостопии имеет место смещение вегетативной регуляции как неспецифического компонента адаптационной реакции в ответ на патологический процесс. Изменения вегетативной регуляции при плоскостопии направлены на создание оптимального реагирования регуляции: с 8-12 лет - преобладание быстрой регуляции, с 13-летнего возраста - активация средней и медленной регуляции.

Плоскостопие характеризуется изменением тонуса сосудов, перенапряжением и несостоятельностью мышц и связок. Это вызывает рефлекторные реакции сердца, что определяется межнейронными связями, регулирующими сердечную деятельность и сосудистый тонус. Переутомлённые мышцы наряду с растущими нагрузками на стопы вызывают изменения параметров нейронной активности, ведущие к постоянной микротравматизации мелких суставов, связок, что влечёт за собой воспалительные процессы и ущемление нервных веточек. Всё это определяет появление трофических нарушений в стопе.

При плоскостопии первой степени наряду с перенапряжением мышц наблюдается повышение их биоактивности до 18-20 мкв (в норме 8 мкв) с малым латентным периодом (7 - 9мс) [11]. Повышенные сигналы от перенапряженных афферентных рецепторов при плоскостопии вовлекают в процесс ограниченное число сегментов спинного мозга. Активизация вагусных нейронов сердца осуществляется за счёт рецепторов, возбуждаемых рефлексами отрицательной обратной связи. Преобладание парасимпатической регуляции ВНС при плоскостопии способствует сохранению гомеостаза, выполняя трофическую функцию, которая способствует сохранению и накоплению энергии в организме за счёт активации анаболических и ограничения катаболических процессов с ограничением энергозатрат. Сосудорасширяющий эффект парасимпатической нервной системы обеспечивает оптимальное снабжение стоп кислородом. Возрастание вариабельности и общей мощности спектра свидетельствует о повышении интенсивности вегетативного воздействия на сердечный ритм. Наблюдаемое усиление активности парасимпатического отдела при плоскостопии направлено на уровень динамического равновесия в обеспечении вегетативной регуляции.

Библиографический список

Вместе с тем повышение активности одного отдела ВНС вызывает компенсаторное изменение другого. Длительное перенапряжение мышц с нарастающими статическими нагрузками посылают патологические импульсы. Суммация по-стсинаптических импульсов приводит к развитию в их центре процесса торможения, т.е. неспособности поддержания полноценного напряжения мышц с ослаблением биоэлектрической активности. Рефлексы с большим латентным периодом при плоскостопии вовлекают в реакцию практически все сегменты спинного мозга с вовлечением вегетативных центров головного мозга. Суммация постсинаптических процессов, вызванных более интенсивным притоком афферентации, активизирует надсегментарные механизмы с преобладанием симпатического отдела ВНС. Это наблюдается в 15 лет у детей с плоскостопием и проявляется в виде сдвига вегетативного баланса в сторону симпатического звена как неспецифический компонент адаптационной реакции на патологический процесс, изменяя скорость метаболизма.

Выводы

У детей с плоскостопием I степени выявленное изменение вегетативного баланса можно определить как явление адаптационного скачка в функциональных системах. Для достижения полезного приспособительного результата используется быстрая регуляция. Изменения направлены на активизацию автономных уровней управления и подкоркового сердечно-сосудистого центра, рост активности механизмов саморегуляции. С 13-летнего возраста при развитии патологического процесса преобладает средняя регуляция, в процессе управления сердечным ритмом растёт активность центрального контура управления. Централизация отражается на показателях сердечного ритма. В 15-летнем возрасте, по данным ученых [12], формируется оптимальная регуляция сердечным ритмом. В результате исследования выявлено усиление активности симпатического сердечно-сосудистого центра, снижение активности центров энерго-метаболического обмена, а также увеличение степени напряжения регуляторных систем. Это свидетельствует о снижении адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Кардиоинтервалографию можно использовать как неинва-зивный метод обследования школьников, позволяющий оценивать состояние регуляторных систем при плоскостопии для решения прогностических и лечебных задач. Применение данного метода даёт возможность учитывать начинающиеся изменения в организме для обозначения «групп риска» с целью своевременного диспансерного наблюдения. Это позволит провести определённые мероприятия по профилактике, коррекции надвигающейся патологии, для уменьшения нарушения рессорной функции, изменения которой в первую очередь отражаются на вегетативной регуляции.

1. Алексеева Н., Арсеньев А.О. По следам плоской стопы. Семейный Доктор. 2001; 9: 16 - 20.

2. Краснов А.Ф., Катильников Г.Н. Ортопедия. Учебник для пред- и постдипломной подготовки. Москва, 1998.

3. Конюхов С.П., Лапкин Ю.А., Янов А.Н. Тактика и принципы лечения врожденной деформации стоп у детей. Оптимальные технологии диагностики и лечения в детской травматологии и ортопедии, ошибки и осложнения. Материалы симпозиума детских травматологов ортопедов России. Волгоград, 2003: 329 - 334.

4. Chi TD, Toolan BC, Sangeorzan BJ, Hansen ST Jr: The lateral column lengthening and medial column stabilization procedures. Clin. Orthop. 1999 Aug; (365): 81 - 90.

5. Баталов О.А. Комплексное восстановительное лечение детей с тяжелыми врожденными деформациями стоп. Автореферат диссертации ... доктора медицинских наук. Нижний Новгород, 1998.

6. Волков С.Е. Дифференциальная диагностика и раннее комплексное лечение врожденных деформаций стоп у детей. Автореферат диссертации ... доктора медицинских наук. Москва, 1999.

7. Connors J.F., Wernick E., Lowy L.J., Falcone J., Volpe R.G. Guidelines for evaluation and management of five common podopediatric conditions. J. Am. Pediatr. Med. Assoc. 1998 y., May, P. 206.

8. Савинцев А.М. Реконструктивно-пластическая хирургия поперечного плоскостопия. Санкт-Петербург, 2006.

9. Егоров А.Г., Копысова В.А., Каплун В.А., Тен В.Б., Цыганов А.А., Городилов В.З. Реконструктивные операции при статической деформации стопы. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова. 2010; 2: 66 - 69.

10. Ежов М.Ю. Опыт хирургического восстановления поперечного свода стопы при комбинированном плоскостопии и hallux valgus. Казанский медицинский журнал. 2011; 4: 613 - 615.

11. Карташова Т.Ю. Эффективность использования биомеханической и электростимуляции для профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5-7лет в условиях дошкольного учреждения. Диссертация ... кандидата биологических наук. Москва, 2005.

12. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Москва, 2002.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Alekseeva N., Arsen'ev A.O. Po sledam ploskoj stopy. SemejnyjDoktor. 2001; 9: 16 - 20.

2. Krasnov A.F., Katil'nikov G.N. Ortopediya. Uchebnik dlya pred- i postdiplomnoj podgotovki. Moskva, 1998.

3. Konyuhov S.P., Lapkin Yu.A., Yanov A.N. Taktika i principy lecheniya vrozhdennoj deformacii stop u detej. Optimal'nye tehnologiidiagnostiki i lecheniya v detskoj travmatologii i ortopedii, oshibki i oslozhneniya. Materialy simpoziuma detskih travmatologov ortopedov Rossii. Volgograd, 2003: 329 - 334.

4. Chi TD, Toolan BC, Sangeorzan BJ, Hansen ST Jr: The lateral column lengthening and medial column stabilization procedures. Clin. Orthop. 1999 Aug; (365): 81 - 90.

5. Batalov O.A. Kompleksnoe vosstanovitel'noe lechenie detej s tyazhelymi vrozhdennymi deformaciyami stop. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Nizhnij Novgorod, 1998.

6. Volkov S.E. Differencial'naya diagnostika i rannee kompleksnoe lechenie vrozhdennyh deformacij stop u detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Moskva, 1999.

7. Connors J.F., Wernick E., Lowy L.J., Falcone J., Volpe R.G. Guidelines for evaluation and management of five common podopediatric conditions. J. Am. Pediatr. Med. Assoc. 1998 y., May, P. 206.

8. Savincev A.M. Rekonstruktivno-plasticheskaya hirurgiya poperechnogo ploskostopiya. Sankt-Peterburg, 2006.

9. Egorov A.G., Kopysova V.A., Kaplun V.A., Ten V.B., Cyganov A.A., Gorodilov V.Z. Rekonstruktivnye operacii pri staticheskoj deformacii stopy. Vestnik travmatologii i ortopedii im. N.N. Pirogova. 2010; 2: 66 - 69.

10. Ezhov M.Yu. Opyt hirurgicheskogo vosstanovleniya poperechnogo svoda stopy pri kombinirovannom ploskostopii i hallux valgus. Kazanskij medicinskij zhurnal. 2011; 4: 613 - 615.

11. Kartashova T.Yu. 'Effektivnost' ispol'zovaniya biomehanicheskoj i 'elektrostimulyacii dlya profilaktiki i korrekcii ploskostopiya u detej 5-7 let v usloviyah doshkol'nogo uchrezhdeniya. Dissertaciya ... kandidata biologicheskih nauk. Moskva, 2005.

12. Dubrovskij V.I. Sportivnaya medicina. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 20.03.15

УДК 373.1.013

Kairova L.A., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Director for Academic Affairs, Institute of Psychology

and Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kairova_lidiya@mail.ru

RESEARCH TASKS IN TEACHING YOUNGER SCHOOL CHILDREN. The article concerns the problem of fulfilling the demands of state educational standard of general primary education which is very crucial nowadays. The aim of the article is to define the specificity of organizing younger schoolchildren research activities. The author finds out and describes the characteristic features of research tasks that can be used in the course of teaching both at the primary school lesson and in after lesson activities. A great attention is paid to the process of solving research problems by the schoolchildren in the combination with the pointing out the system of actions which are the components of the technology of the educational research. The presented theme is actual and important in a real period of time. The article is addressed to the students, teachers of primary schools, teachers of institutions of a pedagogical university.

Key words: research aims, research tasks, research actions, subject and metasubject skills.

Л.А. Каирова, канд. пед. наук, доц., зам директора института психологии и педагогики Алтайского государственного

педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kairova_lidiya@mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме реализации требований государственного образовательного стандарта начального общего образования. Целью написания статьи является определение специфики организации исследовательской деятельности младшего школьника. Автором выделяются и описываются характерные признаки исследовательских заданий, которые могут быть использованы в практике обучения как на уроке в начальной школе, так и при организации внеурочной деятельности. Значительное внимание уделяется процессу решения учащимися исследовательских задач с указанием системы действий, которые являются составляющими компонентами технологии учебного исследования. Статья адресована студентам, учителям начальных классов, преподавателям педагогических вузов.

Ключевые слова: исследовательские задачи, исследовательские задания, исследовательские действия, предметные и метапредметные умения.

Качество начального образования на современном этапе развития школы во многом определяется тем, какими видами деятельности в результате обучения овладел младший школьник. Включение учащихся в различные виды познавательной деятельности, среди которых особо выделяем исследовательскую деятельность, создает условия для формирования предметных и метапредметных умений, на уровне, необходимом для продолжения обучения на следующих этапах непрерывного образования.

Исходным моментом в разворачивании исследовательской деятельности как ученого, так и младшего школьника, выступает исследовательская задача. Более того и сама исследовательская деятельность рассматривается как процесс постановки и решения ряда исследовательских задач. Однако в рамках начальной школы исследовательская задача имеет свою специфику. Во-первых, исследовательская задача носит учебный характер, и в педагогической литературе преимущественно использовано понятие «учебно-исследовательская задача». Во-вторых, в результате её решения полученное научное знание является новым только для учащегося, но никак не для науки. Тем не менее, по характеру и структуре её решения учебно-исследовательские задачи входят в систему исследовательских задач.

Решение исследовательских задач может осуществляться как на уроке, так и во внеурочное время во внеклассной работе. Учитель начальных классов предлагает задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Поэтому целесообразно уточнить, что такое исследовательская задача и какие виды заданий по решению данного типа задач могут быть предложены младшим школьникам.

Понятие исследовательской задачи в педагогической литературе характеризуется по-разному: часто её отождествляют с проблемной ситуацией или с конкретно происходящим явлением, что требует от решающего поиска объяснения, доказательства каких-либо связей и отношений. Н.А. Савенков считает, что в основе исследовательской задачи лежит какое-либо явление, заставляющее учащегося понять его причины, объяснить его или узнать будущий результат [3].

Е.А. Шашенкова выделяет ряд отличительных признаков исследовательской задачи:

• исследовательская задача, во-первых, всегда направлена на решение познавательной проблемы, во-вторых, - на получение конкретного результата, на нахождение противоречий между известным и искомым;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.