Научная статья на тему 'Состояние транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте в России'

Состояние транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1633
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / FREIGHT FORWARDING SERVICES / THE QUALITY OF RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поспелова Л.Н.

В статье рассматривается современное развитие транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте. Определены основные недостатки развития транспортно-экспедиционного обслуживания, как элемента конкурентоспособности железнодорожного транспорта, а также предложены основные направления дальнейшего развития железнодорожной магистрали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF FORWARDING SERVICE OF THE RAILWAYS IN RUSSIA

The article discusses the development of modern freight forwarding services on the railways. The main disadvantages of freight forwarding services as an element of competitiveness of rail transport, as well as the basic directions of further development of the railway.

Текст научной работы на тему «Состояние транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте в России»

Из разработанной выше вероятностной модели, сверенной с эксплуатационными данными морских кабельных линий с бумажной изоляцией, с необходимостью вытекает важность диагностики и проведения профилактических работ для обеспечения высокой вероятности работоспособности (надежности) с целью обеспечения долговременного эксплуатационного ресурса.

Литература:

1.Тареев Б.М. Физика диэлектрических материалов: Учебное пособие для вузов. " М.: Энергоиздат, 1982.

2. Боев М.А., Канискин В.А., Костенко Э.М., Сажин Б.И., Таджибаев А.И. Эксплуатация силовых электрических кабелей, часть 2. Учебное пособие. Диагностика силовых кабелей и определение остаточного ресурса в условиях эксплуатации. - С " Петербургский энергетический институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства энергетики Российской Федерации, С-Петербург. 2001.

3.Котеленец Н.Ф., Кузнецов Н.Л., Испытание и надежность электрических машин. Учебное пособие. " М.: Высшая школа, 1988.

4. Гурский Д.А. Вычисления в МАТНСАБ /Д.А Гурский, " Мн. Новое знание, 2003/

УДК 656.261

СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИИ

Поспелова Л.Н., аспирант, кафедра «Эксплуатация железных дорог», ФГБОУВПО «Московский государственный университет путей

сообщения», e-mail: pospelovaln@mail.ru

В статье рассматривается современное развитие транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте. Определены основные недостатки развития транспортно-экспедиционного обслуживания, как элемента конкурентоспособности железнодорожного транспорта, а также предложены основные направления дальнейшего развития железнодорожной магистрали.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, качество, железнодорожный транспорт.

STATE OF FORWARDING SERVICE OF THE RAILWAYS IN RUSSIA

Pospelova L., the post-graduate student, Railway Operation chair, FSBEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering», e-mail:

pospelovaln@mail.ru

The article discusses the development of modern freight forwarding services on the railways. The main disadvantages of freight forwarding services as an element of competitiveness of rail transport, as well as the basic directions offurther development of the railway.

Keywords: freight forwarding services, the quality of railway transport.

Современный рынок транспортно-экспедиционного обслуживания в России достаточно молодой. История развития экспедирования в России напрямую взаимосвязана с историей развития транспорта.

Первые организации транспортно-экспедиционного обслуживания появились на железнодорожном транспорте в 80-е годы IX века. В IX веке функции перевозчика и экспедитора разделились, вследствие этого произошло выделение транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную область деятельности с созданием Союзов экспедиторов. В Уставе железных дорог 1922 года предприятия транспортно-экспедиционного обслуживания были узаконены и к концу IX- началу XX веков конкурентная борьба привела к созданию крупных экспедиторских фирм [22].

К концу 20 века были выявлены серьезные проблемы, связанные с низким качеством предоставляемых услуг и оттоком кадров с железнодорожного транспорта. Кроме этого, недостаточное тарифное регулирование, несовершенная законодательная база и износ инфраструктуры железнодорожного транспорта препятствовали развитию конкуренции. Конкуренция на транспорте это борьба за грузовладельца, которая вынуждает применять современные технологии, повышать скорость доставки грузов и пассажиров, повышать качество перевозок и их надежность.

Особенностью организаций, оказывающих сервисные услуги, является подход к управлению качеством услуг. Рассматривается два параметра качества [13]: техническое (то, что потребитель получает при взаимодействии с сервисной фирмой) и функциональное (как потребитель получает услуги).

В настоящее время недостаточно продумана и неэффективна система государственной поддержки транспортно-экспедиционных предприятии в нашей стране. Владельцы предприятий оценивают государственную поддержку, как не обеспеченную реальными обязательствами [22 с. 96].

Основными недостатками нормативно-правовой базы транспортно-экспедиционной деятельности можно указать: отставание действующего законодательства от практики, нестыковка законодательных и нормативных актов на разных видах транспорта, низкий уровень информационного обеспечения предприятий о при-

нимаемых законах [2, 22].

Кроме этого, совершенствование стандартов, норм и других документов, регламентирующих взаимодействие различных видов транспорта в узлах повысит пропускную способность и избавит от излишка порожних вагонов [2, 10, 19, 31].

Серьезной проблемой, является непрофессиональное применение НДС в сфере экспедирования на местах и отсутствие унификации налогов [7, 22].

Основной задачей перевозчика является развитие инфраструктуры и усиление провозной и пропускной способности за счет создания резервов производственных мощностей инфраструктуры и переходу к календарному планированию [12, 16].

Для развития железнодорожной инфраструктуры, реализации крупных инфраструктурных проектов необходимо привлечение частно-государственного капитала [21 с. 9].

Достаточно остро стоит проблема взаимодействия различных видов транспорта в транспортных узлах. Потеря времени и средств происходит из-за несогласованности развития инфраструктуры разных видов транспорта, отсутствие современных автоматизированных и механизированных грузовых терминалов. Необходимо выстраивать четкую координацию взаимодействия видов транспорта в узле и применять контактные графики [14, 15, 21, 34].

В части повышения качества оказания услуг в сфере железнодорожного транспорта необходима унификация тарифов [5, 8]. В пределах максимальной и минимальной тарифных ставок может осуществляться свободное тарифообразование. Тарифы должны исследоваться во взаимосвязи со сроками доставки грузов, а также загруженностью инфраструктуры [21].

Во всем мире давно уже используется Законодательство, обязывающее страховать опасные грузы, это гарантирует покрытие основных рисков, обеспечивает адекватные выплаты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В России грузовладельцы зачастую обходятся без страхования, без каких-либо гарантий сохранности. В данном случае речь идет о национальной безопасности, экологичности и сохранение жизни и здоровья людей [20 с. 12].

На данном этапе необходим электронный документооборот и расчеты через Интернет, требуется создавать и развивать современ-

ные системы документооборота в увязке с системой ЭТРАН [28]. Важным направлением является применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) при взаимодействии с клиентами и партнерами. При использовании приватного парка вагонов электронно-цифровая подпись значительно сокращает время на процесс согласования заявок и других документов [11, 20].

Для сокращения сроков нахождения грузов в таможенной зоне и совершенствования работы таможенных органов используется предварительная информация о подходе груза и при необходимости, передача ее в электронной форме. На сегодняшний день нет согласованного с таможней порядка доставки под таможенным контролем трейлеров, контейнеров, автопоездов получателю [24].

Для транспортных, экспедиторских компаний, предлагается использовать автоматизированные информационные системы на базе «облачных технологий». Суть облачной технологии состоит в том, что компания - пользователь отдает выполнение 1Т-функций специализированной компании за определенную плату. При этом компании - пользователю не нужно приобретать вычислительное оборудование, лицензионные программы, нанимать квалифицированных специалистов, оплачивать услуги по модернизации оборудования, затраты на электроэнергию. При такой технологии обеспечивается высокий уровень безопасности и защиты данных, однако доступ к данным может быть совершен с любого компьютера, где есть интернет [33].

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено развитие экспорта транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала страны в системе международных транспортных коридоров (МТК). Достижение данных целей будет означать расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиление роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников дохода страны [26].

Для повышения конкурентоспособности транспортных коридоров необходимо привлекать крупных национальных операторов, в задачи которых должно входить оформление конкурентоспособных ставок, обеспечение стандартного уровня сервиса на всем маршруте, привлечение к перевозкам контейнерного парка иностранных владельцев. Кроме этого, необходимо оптимизировать трансграничные процедуры (улучшить работу пунктов пропуска, унификацию перевозочных документов) [33].

Необходимо учитывать острую конкуренцию на межконтинентальных направлениях транзитных контейнерных перевозок со стороны транснациональных компаний, осуществляющих перевозки по альтернативным транспортным маршрутам. Для повышения конкурентоспособности нашей страны, следует установить договорные тарифы на международные железнодорожные транзитные контейнерные перевозки в форме тарифного коридора между предельными верхним и нижним уровнями железнодорожного тарифа [21 с. 11].

В соответствии с Концепцией транспортных коридоров [9] на железнодорожном транспорте необходимо модернизация и реконструкция инфраструктуры с целью повышения скорости движения поездов, реконструкция существующих и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование информационных и других сервисных служб [35].

Одним из важных направлений развития экспедирования является внедрение технологии «сухой порт» в международных транспортных коридорах. «Сухой порт» располагается на некотором удалении от самого морского порта, но позволяет временно хранить и перерабатывать значительный объем грузов (контейнеров). При этом на территории морского пункта пропуска будут выполняться операции по разгрузке (перегрузке) товаров с морских судов, а сортировка, временное хранение и таможенное оформление будут осуществляться в «сухих портах» [28, 29].

Технология сухой порт» привлекательна для владельцев сборных грузов, перевозимых в одном контейнере, такая как расформировать контейнер в порту не представляется возможным и приходится всем получателям ожидать окончания оформления таможни; «сухой порт» интересен тем получателям, которым длительное время требуется прохождение таможни. В обоих случаях данная технология актуальна для минимизации расходов бизнеса и сокращения затрат в транспортных узлах [29].

Перевозка грузов в контейнерах относится к наиболее эффектив-

ным технологичным, мультимодальным перевозкам, позволяющим снизить себестоимость и время погрузочно-разгрузочных работ, обеспечить сохранность грузов и логистику доставки «от двери до двери» и «точно в срок» [27 с. 24]. Контейнерные перевозки позволяют сокращать время выполнения заказа грузовладельца, снижают уровень запасов на складе и обеспечивает выполнение заказа к требуемому сроку [32].

Недостаточным следует признать уровень транспортно-логистического сервиса в контейнерных перевозках. Необходимо создать надежную систему информационно-логистического сопровождения контейнерных перевозок на всем пути следования «от двери до двери» [18 с. 43].

Основные проблемы и задачи развития контейнерных перевозок: концентрация грузовой работы с контейнерами на специализированных опорных станциях (не все станции отвечают требованиям опорных, на большинстве низок выполняемый объем работы); обновление основных фондов, сокращение эксплуатационных расходов на сортировку контейнеров в пути следования, обновление контейнерного парка, развитие транспортно-экспедиционного обслуживания контейнерных перевозок [23].

Одной из причин отсутствия роста контейнерных перевозок считается недостаточный парк контейнеров в России. Поскольку этот рынок контролируют глобальные иностранные перевозчики, они неохотно отдают свою технику внутрь страны из-за неразвитости инфраструктуры, нет производства контейнеров, вагонов и платформ для перевозки контейнеров [21 с. 10, 25].

Необходимо создавать крупные современные мультимодальные контейнерные терминалы с участием нескольких видов транспорта и надежную систему информационно-логистического сопровождения контейнерных перевозок на всем пути следования «от двери до двери». Очень важно при всех крупных терминалах иметь пункты по ремонту и обмену контейнеров, службы охраны и круглосуточного теле- и видеонаблюдения, другие формы логистического обслуживания по запросу грузовладельцев [18 с. 43, 30].

Еще одним барьером для увеличения вывоза контейнеров является ограниченная возможность пропуска грузовых поездов по главному ходу, в этом случае, необходимо рассмотреть возможность использования специализированного подвижного и тягового состава, позволяющего развивать пассажирскую скорость движения для контейнерного поезда [10].

Третьим барьером служит - цена перевозки. Необходимо применять исключительные железнодорожные тарифы на перевозку контейнеров из порта и в направлении порта [10].

В настоящее время, ОАО «Трансконтейнер» продвигает услугу по «сшитому пакету» - доставке контейнера «от двери до двери». Применение сшитых пакетов позволяет снизить срок доставки грузов, увеличить емкость контейнерных поездов, избежать отклонений сроков доставки. Введенная ОАО «РЖД» система контроля скорости за движением контейнерных поездов позволила сократить время нахождения груза в пути, стабилизировать сроки доставки. Внедряются новые типы подвижного состава - 90-футовые сочлененные платформы, кроме этого одним из направлений совершенствования контейнерных перевозок является развитие доставки контейнеров на условиях блок-поездов, курсирующих между тремя-четырмя хабами на сети дорог [3].

Железнодорожный транспорт может осуществить доставку «от двери до двери» предприятиям, имеющим пути необщего пользования. В настоящее время наблюдается спад предложений, в части примыкания железнодорожных путей к путям станции. Причиной являются жесткие условия, предъявляемые владельцем инфраструктуры при формировании технических условий на примыкание» [6].

В условиях приватного парка вагонов на железнодорожном транспорте сроки доставки увеличились. Нарушения сроков доставки порожних вагонов происходит по причине превышения потребности в вагонном парке на 28% или 250 тыс. вагонов. В результате сокращается пропускная способность инфраструктуры, вырастает протяженность узких мест, а значит, увеличиваются сроки доставки, увеличивается потребность в тяговых и энергетических ресурсах. Кроме этого, грузовладельцы заказывают заведомо больше на 10% вагонов, чем нужно [14, 31].

Одним из методов ускорения вагонопотоков является повышение уровня маршрутизации, позволяющее сократить простои вагонов на участковых и сортировочных станциях[4,14]. Реализация Комплексной программы развития движения поездов массой 9

150 ТКЛШРОШ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2015 |

тыс. тонн на перспективу до 2020 года [17], а также точность прогноза и размеров корреспонденции вагонопотоков при организации перевозочного процесса являются направлениями в ускорении вагонопотоков.

В условиях снижения объема погрузки при использовании приватного парка вагонов на сети имеются брошенные поезда [31]. С простоями вагонов в «брошенных поездах», увеличением срока доставки, возникающие в портах и на пограничных переходах, связаны реальные потери. Для повышения качества обслуживания, необходим инструмент, обеспечивающий оптимальное взаимодействие грузовладельцев, железных дорог, смежных видов транспорта, экспедиторов, других участников перевозки [16 с.55].

Слабо развита на железнодорожном транспорте и сфера услуг по перевозке мелкопартийных и, как правило, дорогостоящих грузов «пассажирской скоростью». По мнению автора, развитие этого направления имеет очень серьезные перспективы. При осуществлении подобных перевозок на средние расстояния (до 1500 км) железнодорожный транспорт мог бы серьезно конкурировать с авиационными перевозками [36].

В сегменте мелких отправок конкуренцию автотранспорту может составить новая услуга на Октябрьской железной дороге

- продажа вагоно-мест в поездах - шаттлах, которые ежесуточно будут отправляться по расписанию из Санкт-Петербурга на Дальний Восток без дополнительных остановок в пути [1 с. 13].

Важное значение для улучшения качества транспортного обслуживания предприятий и укрепления положения железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта имеет развитие контрейлерных перевозок. Система позволяет улучшить экологию, сохранить дорожное покрытие, уменьшить пробеги по дорогам, ускорить прохождение таможни и в целом ускорить доставку грузов, внедрить доставку «от двери до двери», ускорить погрузку в морских портах и значительно увеличить объемы грузовых перевозок по железным дорогам [24 с.26].

Одним из направлений повышения качества транспортных услуг является обучение, найм, переквалификация персонала. Взаимодействие в процессе перевозок, от их подготовки и до момента окончания услуги - наиболее важное требование для обеспечения высокого уровня обслуживания. [13].

Литература:

1. Александрова, К.В. Зеленые технологии в логистике: эколо-гичность против рентабельности /К. Александрова//РЖД-партнер.

- 2013. - август. - 15. - с. 13.

2. Аристов, С.А. Совершенствование законодательства Российской Федерации по проблемам смешанных (комбинированных сообщений)/С.А. Аристов// Экспедирование и логистика. - 2013.

- № 1. - с. 5-7.

3. Баскаков, П.В. Опыт организации и перспективы развития контейнерных перевозок/П.В. Баскаков//Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 11. - с. 22-31.

4. Бузев, Е. Путь эффективности/Е.Бузев//Гудок. - 2012. - 02 апрель. [URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=679160&archive =2012.04.02 (дата обращения 22.03.2014г.)].

5. Волкова, В.А. Формирование общего рынка транспортных услуг единого экономического пространства/В.А. Волкова//Транс-порт: наука, техника, управление. - 2013. - № 7. - с.64-66.

6. Доклад об итогах работы Федерального агентства железнодорожного транспорта в 2012 году [www.mintrans.ru/upload/iblock/ be7/chepez.doc (дата обращения 18.12.2013г.)]

7. Ермоленко, М. В Союз для троих/М. В. Ермоленко// РЖД-партнер. - 2013. - август, 15. - с 54-56.

8. Кириллова, А.Г. Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО / Международная научно-практическая конференция, Москва, 6 декабря, 2012 г.

9. Концепция транспортных коридоров как основа пространственной модели развития транспортной инфраструктуры // Министерство транспорта Российской Федерации [URL: http://www. mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_34.htm (дата обращения: 20.02.2014)]

10. Кузнецов, А.Л. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности/А.Л. Кузнецов, Я.Я. Эглит, А.В. Кириченко// Транспорт Российской Федерации. - 2013. - №1(44) - с. 30-33.

11. Кунаева, Е.А. Проект ЦФТО: электронный документооборот с клиентами по основному виду деятельности ОАО «РЖД»/Е.А. Кунаева//Железнодорожный транспорт. - 2013. - 12. - с. 37-41.

12. Куренков, П.И. Инфраструктура железных дорог России и регулирование вагонных парков/П.И. Куренков, Ф.И. Хусаинов// Экономика железных дорог. - 2013. - № 9 - с.35-48.

13. Леонтьев, Р.Г. Некоторые подходы к анализу рынков транспортных услуг/ Р.Г. Леонтьев, С.Н. Третьяк, Ли Нин, А.Л, Орлов// Транспорт: наука, техника, управление - 2011 - № 6 - с.9-20.

14. Логинов, А. П. Как доставить вовремя?/А.П. Логинов//РЖД-партнер. - 2013. - июль. - 13-14. - с. 16-20.

15. Морозов, В.Н. Компании РЖД необходима единая логистическая структура во взаимодействии с портами/В.Н. Морозов// Экспедирование и логистика. - 2013. - №1. - с.8-10.

16. Николашин, В.М. Комплексный инструмент повышения качества обслуживания грузовладельцев/В.М. Николашин, Н.А. Конарева//Железнодорожный транспорт. - 2010 - № 9 - с.54-58.

17. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020годы) (с изменениями на 02.11.2013г) Постановление Правительства РФ № 848 от 05.12.2001г.

18. Развитие логистики контейнерных и контрейлерных перевозок в международных сообщениях/По материалам Международной научно-практической конференции/ Железнодорожный транспорт.

- 2008. - № 9. - с. 42-45.

19. Резер, С.М. Анализ состояния взаимодействия портов и железных дорог./С.М. Резер, В.В. Кузин//Транспорт: наука, техника, управление. - 2011. - № 7 - с.3-7.

20. Резер, С.М. Безопасность и страхование рисков железнодорожных перевозок в логистических цепях поставок./Интегриро-ванная логистика. Научный информационный журнал. - 2011. - № 3. - с. 9-12.

21. Резер, С.М. Единые мультимодальные логистические процессы - основа эффективного взаимодействия ОАО «РЖД» и портов./С.М. Резер//Интегрированная логистика. Научный информационный журнал. - 2012. - № 1. - с. 9 -13.

22. Резер, С.М. Контейнеризация грузовых перевозок/ С.М. Резер - М.: ВИНИТИ РАН, 2012. - 678 с.

23. Резер, С.М. Контейнеризация грузовых перевозок/С.М. Ре-зер//Транспорт: наука, техника, управление. - 2010. - № 6. - с. 1-6.

24. Резер, С.М. Нормативно-правовые акты и тарифы на контрейлерные перевозки./С.М. Резер//Интегрированная логистика.

- 2011. - № 1. - с. 26-28.

25. Резер, С.М. Развитие контейнерных перевозок/С.М. Резер// Интегрированная логистика. - 2011. - № 1. - с. 22-24.

26. Резер, С.М. Развитие транспортно-логистического пространства России. /С.М. Резер//Транспорт: наука, техника, управление.

- 2013.- № 11. - с.3-5.

27. Резер, С.М. Реализация новых логистических технологий на железных дорогах/С.М. Резер//Интегрированная логистика. -2013. - № 2. - с.22-26.

28. Резер, С.М. Стратегия развития транспортно-логистического пространства России/С.М.//Экспедирование и логистика. - 2013. -№ 1. - с. 17-21.

29. Резер, С.М. «Сухие порты» - путь улучшения взаимодействия с моряками/С.М. Резер, А.В. Резер// Железнодорожный транспорт.

- 2013. - № 3. - с.73-75.

30. Сергеева Т.Г. Перевозка неполной контейнерной отправки в сборном крупнотоннажном контейнере/Т.Г. Сергеева//Железнодо-рожный транспорт. - 2009. - № 2. - с.18-19.

31. Ушкова, Е. Н. Ехал поезд запоздалый.. ,/Е. Н. Ушкова//РЖД-партнер - 2013. - июль 13-14.

32. Цверов, В.В. Обеспечение доставки материальных ресурсов по принципу «от двери до двери» и «точно в срок»//Бюллетень транспортной информации. - 2010. - № 11. - с.3-7.

33. Цыденов, А.С. Развитие международных транспортных коридоров/ А.С. Цыденов//Транспорт Российской Федерации. -2013. - № 1(44). - с. 3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Шатилов, С.В. Международные интермодальные контейнерные перевозки [на основе использования общетранспортных информационно-логистических координационных центров]/С.В. Шатилов//Железнодорожный транспорт. - 2009. - № 2. - с.20-24.

35. Шатилов, С.В. Участие Российских железных дорог в реализации транзитного потенциала страны/С.В. Шатилов//Железно-дорожный транспорт. - 2008. - № 10. - с. 63-66.

36. Юдин С. Обзор транспортно-экспедиционного рынка на железнодорожном транспорте РФ./С. Юдин//Конъюнктура товарных рынков. - 2007. - октябрь. - 26. [http://www.4p.ru/main/ research/14150/ дата обращения 12.03.2013г].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.