Научная статья на тему 'Состояние психического здоровья обучающихся первых классов с задержкой психического развития'

Состояние психического здоровья обучающихся первых классов с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА / МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна, Вакутина Светлана Владимировна, Герасименко Нина Александровна

В статье представлен подробный анализ состояния психического здоровья обучающихся первых классов с задержкой психического здоровья. В качестве диагностического инструментария используется программный диагностический комплекс «Оценка психологического состояния и психического здоровья обучающихся» и автоматизированная информационная система «Мониторинг психического здоровья». Состояние здоровья детей с ЗПР оценивается по пяти критериям: психологическому, биологической предрасположенности, социально-психологическому, эффективности учебной деятельности, клиническому. Результаты такого исследования позволяют построить индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого первоклассника или группы детей с учетом их психологического состояния и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна, Вакутина Светлана Владимировна, Герасименко Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние психического здоровья обучающихся первых классов с задержкой психического развития»

17. Черешева, Н. А. Эмоционально-экспрессивное развитие дошкольника в процессе познания самого себя. [Текст]/ Н. А. Черешева, Н. Е. Разенкова. // Проблемы образования личности. Сборник научных трудов. В двух частях. Часть II. - Новокузнецк, РИО НГПИ, 2002. - С. 52.

УДК 371.78

Левина Ирина Леонидовна

Доктор медицинских наук, профессор кафедры, руководитель лаборатории проблем психического здоровья НИИКПГПЗ СО РАМН, levina_i@mail.ru, Новокузнецк

Вакутина Светлана Владимировна

Педагог-психолог высшей квалификационной категории МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида № 7 г. Мыски Кемеровской области, vakutina.sveta@mail.ru, Мыски

Герасименко Нина Александровна

Педагог-психолог первой квалификационной категории МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида № 7 г. Мыски Кемеровской области, myskimou7@mail.ru, Мыски

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Leviiia Iriiia Leonidovna

The doctor of medical sciences, the professor of chair, the head of laboratory ofproblems of mental health of scientific research institute KPGPZ the Russian Academy of Medical Science, levina_ i@mail. ru, Novokuznetsk

Vakutitia Svetlana Vladimirovna

The teacher-psychologist of the higher qualifying category of the specialized school for arrested-mindid pupils № 7 My ski of the Kemerovo region, vakutina.sveta@mail.ru, Myski

Gerasimenko Nina Aleksandrovna

the teacher-psychologist of the first qualifying category of the specialized school for arrested-mindid pupils № 7 Myski of the Kemerovo region, myskimou7@mail.ru, Myski

THE CONDITION OF MENTAL HEALTH OF TRAINED FIRST CLASSES WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

Проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков наиболее приоритетны в настоящее время для всего образовательного пространства, т. к. в последние годы увеличивается количество соматически, психически и социально дезадаптированных детей.

Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что в этих учреждения обучаются

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ...

дети с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность обучения и развития таких учащихся в видовых образовательных учреждениях во многом зависит от исследования проблем их развития, в процессе которого должны определяться оптимальные организационные формы обучения детей, а в соответствии с проектом Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и рекомендации к индивидуальному плану обучения (В. И. Лубовский, 1999 г.).

В г. Мыски существуют две школы для детей с особыми образовательными потребностями МОУ С(К)ОШ VIII вида № 9 и МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида № 7. В специальной (коррекционной) школе VII вида № 7 г. Мыски обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые испытывают стойкие затруднения в усвоении школьных общеобразовательных программ и нуждаются в коррекционном психолого-педагогическом сопровождении.

С целью прогноза школьной адаптации первоклассников с ЗПР МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида № 7, оптимизации их учебной деятельности, планирования коррекционно-развивающей работы психологической службой школы в 2009-2010 учебном году с помощью компьютерного диагностического комплекса (КДК) «Мониторинг психического здоровья» было проведено исследование психологического состояния и психического здоровья обучающихся первых классов с ЗПР в количестве 23 человек. Исследование проводилось в течение первой четверти по алгоритму КДК с помощью рекомендованных методик.

На основании проведенного исследования обучающиеся первых классов распределись по группам психического здоровья следующим образом: 17% первоклассников (4 ребёнка) составили 2-ю группу здоровья с лёгкими функциональными нарушениями, их показатели психического развития близки к возрастной норме, в поведении и деятельности не обнаруживается серьёзных проблем; 30% первоклассников (7 человек) составили 3-ю группу здоровья, характеризуясь значительным напряжением адаптационных процессов, наличием психодезадаптационных состояний с относительно стабильным симптомокомплексом; 53% (12 учащихся) включены в 4 группу здоровья со срывом адаптационных механизмов, т. е. психодезадаптаци-онными состояниями клинического уровня (см. таблицу).

Группы здоровья Характеристика групп Кол-во (% )

1 2 3

I Совершенно здоровые и оптимально адаптированные (все критерии свидетельствуют о благоприятном состоянии здоровья) -

II Здоровые с напряжением адаптационных процессов и лёгкими функциональными нарушениями характеризующиеся «нормальными ситуационными» реакциями; «микросимптомами» и «моносимптомами», а также здоровые с отягощенным анамнезом и риском развития нервно-психических расстройств 17

Окончание таблицы

1 2 3

III Со значительным напряжением адаптационных процессов характеризующиеся относительно стабильным симптомокомплексом и сопровождающиеся ото-сительно стойкими (от полугода и более) нарушениями в состоянии здоровья до клинического уровня 30

IV Со срывом адаптационных механизмов - психодеза-даптационные состояния клинического уровня в виде невратического, неврозоподобного, патохарактероло-гического и др. вариантов 53

Таким образом, из 23 первоклассников МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида № 7 относительно здоровыми оказались только 4 человека, что составило 17%.

Анализируя полученные результаты, мы обнаружили следующее. «Сработавшими» критериями, т. е. критериями, показатели которых находятся на нежелательном уровне, оказались критерии психологический, клинический и биологической предрасположенности. Так, психологический критерий «сработал» у 83% обследованных, среднее его значение равно 10,4 баллам (при критическом уровне в 8 баллов). В названном критерии отмечены низкие показатели умственной работоспособности (у 83%), интеллектуального развития (у 100%), высокая тревожность и страхи (у 87%), очень высокий уровень притязаний и самооценки (у 100% учащихся). Помимо этого, для первоклассников с ЗПР типичны: эмоциональная неустойчивость, обидчивость, нерешительность, тревожность.

По критерию эффективности учебной деятельности 57% детей имеют неблагоприятные показатели, хотя в среднем его значение не превышает критический уровень. Вместе с тем, большинство обучающихся первых классов характеризуются слабо выраженным интересом к учебной деятельности, наличием внешней или иг-ровой мотивацией. У всех детей первых классов низкий темп учебной деятельности.

По социально-психологическому критерию показатели также являются неблагоприятными. Так, 57% обучающихся имеют низкий уровень сформированное™ социальных навыков, первоклассники этой группы с трудом принимают правила школьной жизни, нарушают культуру поведения. 2-ум детям (8%) учащихся по рекомендации детского психиатра из-за нарушений поведения рекомендована индивидуальная форма обучения. 61% детей первых классов с трудом строят взаимоотношения со сверстниками, не соблюдают дистанцию в отношениях со взрослыми. Дети плохо включаются в коллективную деятельность, зачастую поступают вопреки общим интересам.

Наиболее неблагоприятным среди других оказался критерий биологической предрасположенности. Следует отметить социальное положение первоклассников. 10 человек (43%) проживают в неблагополучных семьях, находящихся на внутришкольном контроле; 4 человека (17%) являются воспитанниками детского социального приюта для несовер-

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ...

шеннолетних, два ребёнка (8%) - воспитанники детского дома. 7 человек (30%) воспитывается в полных и относительно благополучных семьях. Исходя из этого, можно предположить у 68% обучающихся наличие неблагоприятной психолого-педагогической ситуации воспитания детей на дошкольном этапе, вызвавшей задержку психического развития, низкую готовность к школе и затруднения адаптации к ней.

Следует отметить, что в целом у 78% обследованных обнаружены признаки перинатальной и ранней постнатальной патологии, задержка психического развития, неврологические нарушения. Состояние психомоторной сферы характеризуется моторной неловкостью, признаками расторможен-ности и гиперактивности, реже - заторможенности. Практически все дети класса наблюдаются у детского невролога, 13% учащихся наблюдаются у психиатра по поводу расстройств поведения.

Рассматривая показатели клинического критерия, необходимо отметить, что у всех первоклассников наблюдаются проявления дезадаптации клинического уровня. В основном преобладают дети с астеническим синдромом (52%), который проявляется снижением физического, психического и эмоционального тонуса с выраженным чувством усталости после занятий, частыми головными болями, сопровождающимися слабостью, утомляемостью, нестабильностью артериального давления. У 11 учащихся (48%) преобладают проявления церебрастенического синдрома с низкой работоспособностью, раздражительностью, обидчивостью, частой сменой настроения. Среди обучающихся 2 ребёнка (8%) имеют инвалидность по следующим диагнозам: тугоухость I и II степени на оба уха, Р 70; инвалид по зрению, Р 07.07. У всех детей коррекционной школы отмечаются специфические нарушения учебных навыков (дислексия, дизграфия, дизкалькулия). Характерно наличие у одного ребенка нескольких синдромов.

Для наглядности приводим несколько диагностических рисунков, выполненных обучающимися первых классов. В рисунках человека отмечается скудость использованных изобразительных приемов; нарушение схемы тела; отсутствие необходимых деталей лица, туловища, кистей рук; запачканность линий. Эти особенности изображения можно расценить как органические знаки, что свидетельствует о церебрально-органической недостаточности этих детей.

В рисунке «Что мне нравится в школе» характерно отсутствие других людей, небрежность исполнения фигуры, деталей рисунка, бедности при выборе цветовых решений. Это указывает на наличие коммуникативных барьеров, отсутствие сформированных представлений о школе, мотивационной незрелости ученика.

11

Рисунок

Таким образом, исследование, проведенное с помощью компьютерного диагностического комплекса, показало характер и выраженность основных психологических проблем первоклассников с ЗПР, состояние их психического здоровья и необходимость построения индивидуальной программы развивающей и коррекционной помощи. Использование в качестве методического приема, информационной базы данных и системы обработки полученных результатов исследования компьютерного диагностического комплекса «Мониторинг психического здоровья» в значительной степени организует диагностический процесс, облегчает его проведение и обработку полученных данных обследования. По результатам исследования можно построить индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого первоклассника или группы детей с учетом их психологического состояния и психического здоровья.

Библиографический список

1. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов психологии/ О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003.

2. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии [Текст]. Изучение и психокоррекция/ Под ред. Проф. У. В. Ульенковой. СПб.: Питер, 2007.

3. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей [Текст]: методическое пособие / авт.-сост: Р. И. Айзман, И. Л. Левина, Н. Г. Коновалова и др.; отв. ред. И. Л. Левина - М: АСТШ, 2006

4. Шамарина, Е. В К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития [Текст] /

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДЕЗАПТАЦИИ...

Е. В Шамарина // Специальная психология / пред. ред. Сов. И. Ю. Левченко. Изд. Дом «Образование плюс», 2009 1 (19) - С. 5-20.

5. Левченко, И. Ю. Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселёва // Специальная психология [Текст] / пред. ред. Сов. И. Ю. Левченко. Изд. Дом «Образование плюс», 2008.

УДК 371.78: 159.972

Дружилов Сергей Александрович

Кандидат психологических наук, доцент, профессор Сибирского государственного индустриального университета, г. Новокузнецк, Член-корреспондент Международной Психологической академии, drusp@nvkz.kuzbass.net, Новокузнецк

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДЕЗАПТАЦИИ И ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Druzhilov Sergey Aleksandrovich

Candidate ofpsychological sciences, docent, professor ofSiberian State industrial university, Corresponding member of the International Psychological Academy, drusp@nvkz.kuzbass.net, Novokuznetsk

PROFESSIONAL DEFORMATIONS AS INDICATORS

OF INFRINGEMENT OF ADAPTATION AND PSYCHOLOGICAL TROUBLE OFTHE PERSON

Психологические словари определяют психическое здоровье как состояние душевного благополучия, являющееся следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни. Существует ряд признаков, уточняющих это понятие, таких как соответствие субъективных образов объективной действительности, способность к самокоррекции поведения и др. [14].

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна для освоения, требует длительного периода профессионализации (включающего теоретическое и практическое обучение), имеющего высокую общественную стоимость. Все это обусловливает значимость сохранения соматического и психологического здоровья профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.