Научная статья на тему 'Состояние программно-нормативных основ физического воспитания во второй половине ХХ века и пути их развития на современном этапе'

Состояние программно-нормативных основ физического воспитания во второй половине ХХ века и пути их развития на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курамшин Юрий Федорович

В статье представлен анализ учебных программ по физическому воспитанию для вузов. Рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы, связанные с их разработкой. Обобщены тенденции развития программно-нормативных основ системы физического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of educational programs for physical culture in the system of multilevel education

The article presents the analysis of the educational programs in physical education for universities. Some controversial issues associated with their development have been discussed. The trends in the development of the software-normative bases of the system of physical education of students have been summarized.

Текст научной работы на тему «Состояние программно-нормативных основ физического воспитания во второй половине ХХ века и пути их развития на современном этапе»

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2014.

УДК 796.011

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА И ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ учебных программ по физическому воспитанию для вузов. Рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы, связанные с их разработкой. Обобщены тенденции развития программно-нормативных основ системы физического воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, учебные программы для вузов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p77-82 CONTINUITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF MULTILEVEL EDUCATION

Yuri Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the analysis of the educational programs in physical education for universities. Some controversial issues associated with their development have been discussed. The trends in the development of the software-normative bases of the system of physical education of students have been summarized.

Keywords: physical education of students, educational programs for universities.

В предыдущей публикации (см. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 67-71) мы представили исторический обзор учебных программ по физическому воспитанию студентов с двадцатых до начала сороковых годов 20 века.

В конце 40-х - начале 50-х годов задачи физкультурных организаций были скорректированы с учетом престижа советского спорта на международной арене. Главным в области работы по физической культуре было признано развитие массового физкультурного движения, повышение спортивного мастерства и завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Особенности этого социального заказа не могли не отразиться на содержании учебных программ в школе и вузе. Если в довоенных программах в перечне задач физической культуры в высшей школе отсутствовали спортивные задачи, то в программах 1948 и особенно 1951 годов наряду с оздоровительными, воспитательными, прикладными задачами физического развития появились и спортивные задачи [1, 2, 3]. Курс общей физической подготовки для студентов первого и второго годов обучения был рассчитан на 172 часа, а факультативный курс спортивного совершенствования - на 560 часов (рис. 1).

В 1963 году была введена новая программа физического воспитания студентов высших учебных заведений [4]. Впервые были выделены три учебных отделения (подготовительное, спортивного совершенствования и специальное). На обязательные занятия на отделениях подготовительном и спортивного совершенствования на первом и втором

курсах выделяется по 70 часов, то есть всего 140 часов. А на факультативные с первого по четвертый курсы - 520 часов. На специальном отделении на четыре года обучения -560 часов. При этом на теорию (8 тем) на всех курсах предусматривается 16 часов. В программе приводятся контрольные упражнения и нормативы для оценки физической подготовленности мужчин и женщин на подготовительном и отделении спортивного совершенствования для 1-4 курсов. Программа явно носила дифференцированный характер.

Рис. 1. Структура и содержание программы по физической культуре для высших учебных заведений (1951 г.)

В конце 80-х - начале 90-х годов на страницах журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура в школе» развернулась дискуссия по проблемам перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе и высшей школе. Постепенно акцент с физического воспитания в общеобразовательной и высшей школе начал смещаться в сторону формирования физической культуры школьника, студента как элемента общей культуры человека. В последних учебных программах данная установка является ведущей. Эти идеи в концентрированной форме были представлены во Всероссийской базисной учебной программе по физической культуре для высших учебных заведений, разработанной Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных и изданной в 1991 году [5]. Вместо физического воспитания предложено использовать термин «физкультурное воспитание». Программа включает в себя теоретический, методический и практический разделы курса для основного отделения. Для студентов основного отделения на теоретический раздел для всех четырех годов обучения выделялось 18 часов, практический - 442, методический - 100. Всего на предмет - 560 часов. Для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений предлагается использовать прирост показателей в тестах (всего 10). Условная схема формирования физической культуры показана на рисунке 2.

Рис. 2. Схема формирования физической культуры студента

В 1992 году был принят закон Российской Федерации «Об образовании», на основании которого утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В соответствии с ним в высших учебных заведениях с 1994 года «Физическая культура» объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла, разработана примерная учебная программа по физической культуре.

На основе ГОС ВПО в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям ВПО в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации [6]. Распределение обязательных часов на освоение трех основных разделов программы по годам обучения для бакалавров и специалистов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ______________________ГОС ВПО 2 поколения (М., 2000)______________________

Курс обучения Количество часов по разделам программы

Теоретический Практический Всего

Лекции Методико-практический подраздел Учебно-тренировочный подраздел Контрольный

I 16 14 88 18 136

II 6 14 98 18 136

III 2 6 50 10 68

IV 2 2 54 10 68

всего 26 36 290 56 408

Материал программы включает два компонента: обязательный (базовый) и вариативный, учитывающий региональные условия, индивидуальные особенности студентов.

Успеваемость студентов по дисциплине «Физическая культура» оценивается в конце каждого семестра по результатам выполнения требований теоретического и практического разделов учебной программы. Степень усвоения теоретического раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, умениями и навыками в форме устной или письменной проверки (устный опрос, написание реферата и собеседование по его теме, компьютерная оценка знаний - тестирование).

Тестирование практического раздела проводится по итогам выполнения тестов для оценки общей физической и спортивно-технической подготовленности. Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце - как определяющие сдвиги за прошедший учебный год.

Студенты основного и спортивного учебных отделений выполняют обязательные тесты: бег 100 м (мужчины, женщины); бег 2000 м (женщины); бег 3000 м (мужчины); поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (женщины); подтягивание на перекладине (мужчины); прыжки в длину с места (мужчины, женщины); профессионально-прикладная подготовка.

Студенты специального учебного отделения выполняют не более пяти тестов, которые доступны им по состоянию здоровья: сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (руки на опоре высотой до 50 см) (женщины); подтягивание на перекладине (мужчины); поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины); прыжок в длину с места (мужчины, женщины); упражнения с мячом; упражнения на гибкость (мужчины, женщины); упражнения со скакалкой (мужчины, женщины); бег 100 м (мужчины, женщины); бег 2000 м (женщины) и бег 3000 м (мужчины) проводится без учета времени.

Общая оценка за семестр и окончательная аттестационная оценка определяются по 5-балльной шкале как среднее арифметическое положительных оценок за теоретические знания, методические умения и навыки, за общую физическую и спортивно-техническую подготовленность.

Необходимо отметить, что в изданных до сих пор программах приводятся разные виды и количество испытаний уровня физической подготовленности и способы оценки результатов тестирования. В одних программах показателем уровня физической подготовленности служат результаты в тестах. В других градация результата осуществляется по следующим уровням: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». В третьих оценка определяется в баллах. Баллы начисляются в зависимости от уровня результатов в тесте и их прироста за семестр, учебный год. К сожалению, это не позволяет проследить динамику уровня физической подготовленности студенческой молодежи на различных этапах развития нашего общества.

Средства практического раздела занятий по дисциплине в рабочей программе в каждом вузе устанавливаются самостоятельно.

С введением Всероссийского физкультурного комплекса необходимо будет обеспечить преемственность и целенаправленность рекомендуемых видов испытаний и нормативных требований по физической подготовленности, предусмотренных 1-ой ступенью Комплекса «Физическое совершенство» и учебной программой по предмету «Физическая культура» для студентов вузов. Так, в проекте Комплекса в некоторых тестах нормы на золотой, серебряный и бронзовый знаки расходятся с учебными нормативами для студентов основного и спортивного отделений.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу и обязалась до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонской декларации: введение двухуровневого обучения (бакалавр, магистр), единой системы оценки учебной трудоемкости - кредитов (ЗЕ - зачетных единиц), рейтингования студентов, расширения мобильности. С введением ФГОС ВПО третьего поколения предмет «Физическая культура» перестал быть частью какого-либо цикла, он выделен в особенную часть в стандартах для бакалавров.

Причем для него в одних стандартах отведено 2 зачетные единицы (72 часа), в других указано количество часов - 400. Это вызвало непонимание среди преподавателей кафедр физического воспитания вузов.

Директор Департамента науки и образования Министерства спорта Российской Федерации, профессор С.П. Евсеев, выступая на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития» в декабре 2013 г. с докладом «Направление модернизации физкультурного образования в свете требований нового закона об образовании в Российской Федерации», сообщил, что по итогам согласительного совещания, состоявшегося в Минобрнауки России 1 июля 2013 г. по вопросу редакции пункта 6.7 проекта Технического задания на внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО), было принято решение, что в рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата и специалитета должны быть реализованы дисциплины (модули) «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) для очной формы обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов для очной формы обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности [7]. Следовательно, общий объем часов на учебную дисциплину «Физическая культура» для многих вузов согласно ФГОС ВПО третьего поколения остался прежним - 400 часов.

Таким образом, на основе сравнительного анализа вузовских программ по физической культуре можно сделать следующее заключение:

1. Если в первых программах приводилось примерное количество часов на обязательные учебные и факультативные занятия, то с 1991 г. - только на обязательный курс.

2. Наибольшее количество часов на академические занятия по предмету «Физическая культура» было предусмотрено во Всероссийской базовой учебной программе 1991 года (560 часов для четырех курсов, по 140 часов в каждом году обучения) и 2000 года (408 часов: 26 ч. - лекции, 382 ч. - практика).

3. В ГОС ВПО второго поколения 2000 года дисциплина «Физическая культура» входила в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (федеральный компонент, 408 часов). В ГОС ВПО третьего поколения она включена в базовую (общепрофессиональную часть). В одних стандартах на нее отводится две зачетные единицы, то есть 72 часа, в других - те же две зачетные единицы и 400 часов. При этом указаны где-то одна, где-то две компетенции: одна общекультурная и одна профессиональная. В стандартах магистратуры физическая культура не входит в перечень базовых дисциплин.

4. Не лишена недостатков нормативная система физического воспитания. В ряде программ приводится большое количество тестов. В программе 1991 года - 12 тестов для основного учебного отделения, не считая упражнений и нормативов по ППФП, а в программе 2000 года - 8 (из них 5 обязательных: бег на 100 м, 2000 м и 3000 м, подтягивание и опускание туловища из положения лежа). Учебные нормативы, оцениваемые одинаковыми баллами, неравнотрудны. Комплексы упражнений недостаточно сравнимы с батареями тестов, применяемых за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа по физическому воспитанию для учительских институтов / М-во высш. образования СССР. - М. : [б.и.], 1948. - 24 с.

2. Положение и программы по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях / М-во высш. образования СССР, Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при

Совете Министров СССР. - М. : Советская наука, 1948. - 95 с.

3. Программа по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений (кроме педагогических) / М-во высш. образования СССР. - М. : Советская наука, 1951. - 38 с.

4. Физическое воспитание : программа / М-во высш. и сред. спец. образования СССР. - М.

: Высш. школа, 1963. - 71 с.

5. Физическая культура : Всерос. базисная учебная программа для высш. учеб. заведений / Гос. ком. РСФСР по делам науки и высш. школы. - М. : Изд-во Московского энергетич. ин-та, 1991. - 48 с.

6. Примерная программа дисциплины ''Физическая культура'' федерального компонента

цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / составители В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М. : Изд-во Московского психолого-социального

института, 2000. - 34 с.

7. Евсеев, С.П. Направления модернизации физкультурного образования в свете требований нового закона об образовании в Российской Федерации // Программа Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития». 6-7 декабря 2013 года, Санкт-Петербург. - СПб., 2013. - С. 1.

REFERENCES

1. The program on physical education for teaching institutions (1948), Ministry of the high. education of the USSR, Moscow.

2. Position and programs of physical education of the students in higher educational institutions (1948), Ministry of the high. education of the USSR, Vsesoyuz. com. on Affairs of physical culture and sport at the Council of Ministers of the USSR, Soviet science, Moscow.

3. The program on physical education of students of higher educational institutions (except for pedagogical) (1951), Ministry of the high. education of the USSR, Soviet science, Moscow.

4. Physical education: the program Is in the high. and environments. spec. education of the USSR (1963), The High school, Moscow.

5. Physical education: vseros. basic training program for the high. textbook. institutions (1991), State. com. The RSFSR for science and higher. School, publishing house of the Moscow energy. in-TA, Moscow.

6. Il'inich V.I., Evseev Y.I., Ed. (2000) Approximate program of the discipline "Physical education" of the Federal component of the cycle of General humanitarian and socioeconomic disciplines in the state educational standard of higher professional education of the second generation, Moscow psychology-social Institute, Moscow.

7. Evseev SP. (2013), Directions of modernization of physical education in light of the requirements of the new law on education in the Russian Federation, the program of the all-Russian scientific-practical conference with international participation «Physical culture and sport in the education system of Russia: innovations and development prospects». 6-7 December 2013, St. Petersburg.

Контактная информация: jkuramshin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 78.05

РИТМ В МУЗЫКЕ И РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

Владимир Николаевич Курысь, доктор биологических наук, профессор,

Рубен Вячеславович Гзирьян, аспирант,

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), г. Ставрополь

Аннотация

В статье рассматривается сущность, всеохватность и уникальность ритма как художественной категории и биомеханики, сравниваются особенности его проявления в музыке, а также в других видах искусств. Уделяется внимание психофизиологической природе ритма как условия гармонизации музыкального ритма и ритма телесно-двигательного. Излагается ряд позиций, опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.