Научная статья на тему 'Состояние продовольственной безопасности Южной Кореи, Китая, Японии'

Состояние продовольственной безопасности Южной Кореи, Китая, Японии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
349
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО ЖИВОТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кравченко А. А., Сергеева О. О.

В статье рассматриваются вопросы состояния продовольственной безопасности Республики Кореи, Китая и Японии. Приведена динамика фактического производства основных сельскохозяйственных и животных продуктов питания. Проанализировано производство отдельных продуктов питания. Проанализирована импортная составляющая рынка продуктов питания. Рассмотрены направления, обеспечивающие решение проблемы продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние продовольственной безопасности Южной Кореи, Китая, Японии»

32 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОСТОЯНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОЙ КОРЕИ, КИТАЯ, ЯПОНИИ

© Кравченко А.А.* *, Сергеева О.О.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматриваются вопросы состояния продовольственной безопасности Республики Кореи, Китая и Японии. Приведена динамика фактического производства основных сельскохозяйственных и животных продуктов питания. Проанализировано производство отдельных продуктов питания. Проанализирована импортная составляющая рынка продуктов питания. Рассмотрены направления, обеспечивающие решение проблемы продовольственной безопасности.

Ключевые слова продовольственная безопасность, импорт, экспорт, производство сельскохозяйственной продукции, производство животной продукции.

В отличие от России, Республика Корея не имеет общенационального или регионального законодательства о продовольственной безопасности и не руководствуется установкой достичь «продовольственной независимости», но это отнюдь не мешает Южной Корее ставить и целенаправленно решать конкретные задачи по стабильному и безопасному обеспечению населения продовольствием.

Основой национальной продовольственной безопасности в Республике Корея служит наличие достаточных объемов продовольствия соответствующего качества, поставляемого за счет внутреннего производства или импорта.

Краткая характеристика рынка Южной Кореи:

- валовой внутренний продукт (ВВП) 1,2 трлн. в 2013 г., который, как ожидалось, вырастет на 3,5 % в 2014 г.;

- Южная Корея находится на 26 месте по густонаселенности в мире с 50,2 млн. человек. Ожидается, что население достигнет 51,0 млн. в 2017 г.;

- расходы потребителей составили 12,3 тыс. долл. США на душу населения в 2013 г.;

- количество потребителей индустрии общественного питания растет наряду с ростом населения среднего класса, и, по прогнозам, достигнет общего объема продаж стоимостью в 62,3 млрд. долл. США в 2014 г.;

- продажи фасовочных продуктов продолжают неуклонно расти, и, как ожидалось, достигнет значения 25,7 млрд. долл. США в 2014 г.;

* Доцент кафедры Мировой экономики, кандидат экономических наук, доцент.

* Ассистент кафедры Мировой экономики.

Мировая экономика и международные экономические отношения

33

- топ компаний фасовочных продуктов питания на рынке в настоящее время Lotte Group с долей стоимости в 8,6 %, Seoul Dairy Cooperative - 6,3 % и Nong Shim Co. Ltd. - 6.3 %.;

- в сельскохозяйственном секторе работает 7 % рабочей силы и оценивается в 3 % от ВВП [3].

На рис. 1 представлена динамика производства сельскохозяйственной продукции за период с 2009 по 2013 гг.

Рис. 1. Производство сельскохозяйственной продукции в Южной Корее, т

Производство риса сократилось в совокупном темпе годового роста на 2,9 % за период с 2009 по 2013 гг. В топе растущих урожаев сельскохозяйственных культур по объему производства в тот же период были картофель и капуста, средний процент роста которых вырос на 3,0 % и 2,6 %, соответственно.

Рис. 2. Производство животной продукции в Южной Корее, т

34 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2014 г. прогнозируется дальнейшее снижение производства риса.

На рис. 2 представлена динамика производства животной продукции в Южной Корее с 2009 по 2013 гг.

За последние пять лет увеличилось производство свинины, птицы, говядины в соответствии с увеличением поголовья скота во всех трех категориях. Производство крупного рогатого скота увеличилось на среднегодовой темп роста в 6,5 % с 2009 по 2013 гг. количество кур и свиней выросли на 5,5 % и 1,8 %, соответственно.

В 2014 г. прогнозируется дальнейшее увеличение производства всех видов продукции.

Основными продуктами импорта в 2013 г. стали: кукуруза, не твердые сорта пшеницы, соевый шрот, сахар. Основными странами-поставщиками были Соединенные Штаты, Китай, Бразилия, Австралия и Аргентина.

Импорт продовольствия в Южной Корее были оценен в 14,4 млрд. долл. США в 2013 г. США, Китай, Австралия, Бразилия и Малайзия были крупнейшими поставщиками в Корее в 2013 г., обеспечивая 58,8 % рынка. Импорт продовольствия в Южной Корее снизился на среднегодовой темп роста в 8,7 % в период между 2011 и 2013 гг. [1].

Изменения в образе жизни и пищевых культуры в сочетании с повышенным уровнем доходов потребителей привели к быстрому росту индустрии общественного питания в Корее. Ежемесячный расходы домохозяйств на питание вне дома выросло более чем в два раза в течение последних десяти лет, до 4,4 % в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом.

По данным Академии общественных наук КНР в стране обеспечивается самодостаточность по основным сельскохозяйственным культурам, поддерживается уровень продовольственной независимости на уровне 95 %. Тем не менее, у Китая существует зависимость от импорта определенного перечня продуктов питания.

Краткая характеристика рынка Китая:

- Китай является самой густонаселенной страной в мире с 1,3 млрд. человек. Ожидается, что численность населения достигнет 1,4 млрд. к 2017 г;

- валовой внутренний продукт (ВВП) составляет 9,3 трлн. долл. США

2013 г., который, как ожидалось, вырастет на 7,4 % в 2014 г. На сельскохозяйственный сектор приходится 35 % рабочей силы и оценивается в 10 % от ВВП;

- ежегодные расходы потребителей составила 2,5 тыс. долл. США на душу населения в 2013 г.;

- количество потребителей индустрии общественного питания растет наряду с ростом населения среднего класса, и, по прогнозам, достигнет общего объема продаж стоимостью в 559,6 млрд. долл. США в

2014 г.

Мировая экономика и международные экономические отношения

35

- топ компаний фасовочных продуктов питания на рынке в настоящее время являются Inner Mongolia Yili Industrial Group CoLtd с до-лейц стоимости 5.2 %, China Mengniu Dairy Co Ltd (4.6 %) и Wilmar International Ltd - 3.8 % [2].

В Китае продовольственная безопасность стоит достаточно высоко в ранжире национальных приоритетов. С 2004 г. «первый документ», который публикуют власти в начале каждого года, посвящен проблемам развития села и сельского хозяйства в стране. Одновременно государство начало оказывать серьезную прямую и косвенную поддержку сельскому хозяйству. C 2006 г. с крестьян перестали взимать сельскохозяйственный налог, при этом в целях компенсации их доли в бюджете были повышены налоги на операции, связанные с использованием пахотных земель в несельскохозяйственных целях). Последние 10 лет расходы в бюджете на село составляют около 9 % (в России не доходят до уровня 1 %).

Анализируя производство Китая на сегодняшний день, можно выделить следующие наиболее яркие характеристики производства. За последние несколько лет, кукуруза обогнала рис, как основной внутренней урожай Китая. Совокупный темп годового роста за 2009-2013 гг. составил 7,7 %.

Нестабильная динамика производства прослеживается в производстве риса и сахарного тростника. Резкий спад производства произошел в 2012 г. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями в этот период.

На 2014 г. прогнозируется рост производства по всем видам продукции.

В производстве мяса преобладают свинина, совокупные темпы годового роста которого выросли в среднем на 1,4 % с 2009 по 2013. Производство птицы, второй по величине категории мяса, вырос на среднегодовой темп роста в 4 % по сравнению с аналогичным периодом.

36 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как показывает прогноз, рост производства животной продукции продолжится и в 2014 г.

2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 4. Производство животной продукции в Китае, т

Основными продуктами импорта в 2013 г. стали: соевые бобы, нетвердые сорта пшеницы, пальмовое масло, кожа, и сухое молоко. Основными странами-поставщиками были Соединенные Штаты, Бразилия, Австралия, Канада и Новая Зеландия.

Импорт продовольствия Китая был оценен в 44 млрд. долл. США в 2013. США, Новая Зеландия, Малайзия, Индонезия, Австралия были крупнейшими поставщиками обработанной пищи в Китае в 2013 г., обеспечивая 48,7 % рынка. Среднегодовой темп роста импорта продовольствия в Китае вырос на 6,6 % в период между 2011 и 2013 гг.

Правительство Китая стремится снизить зависимость страны от импорта продовольствия, которая ставит государство в зависимость от колебаний цен на мировом рынке. Для этой цели правительство Китая оказывает помощь агропродовольственному сектору. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли является государственное инвестирование.

Рассмотрим состояние продовольственной безопасности Японии. В Японии крайне сильна идеология продовольственной безопасности. Это понятие является неотъемлемым компонентом «Стратегии обеспечения комплексной безопасности», обнародованной в 1980 г. Проблема продовольственной безопасности непосредственно связана с недостаточным снабжением страны продуктами питания за счет собственных ресурсов [4].

Краткая характеристика рынка Японии:

- Япония стала третьей по величине экономики в мире (2013 г.) с реальным ВВП на сумму 4,9 трлн. Долл. США и ВВП на душу населения 38,5 тыс. долл. США;

Мировая экономика и международные экономические отношения

37

- в Японии самый большой средний класс, и это одна из самых долгоживущих наций. Люди в возрасте 65 лет и старше составляют значительную часть населения, это более 24 % от общего населения Японии, которое составило 127,3 млн. человек в 2013 г.;

- общество Японии, несомненно, является продуктово-ориентированным. По данным Euromonitor International, японцы тратят 25 % своих доходов на продукты питания, по сравнению с североамериканцами которые тратят примерно 15 %;

- японские потребители славятся тем, что для них играет огромное значение потребление пищи, которая является одновременно безопасна и высокого качества. Япония является основоположником моды во многих областях, и это может быть очень полезно для распространения продукции на другие рынки в пределах Азии;

- Япония является одним из ведущих мировых импортеров продовольствия. Страна зависит от импорта на 60 %, и эта зависимость может усилиться. По данным Министерства сельского хозяйства Японии, только 60 % фермеров в возрасте 65 лет или старше по данным опроса 2008 г., а молодые поколения не проявляют интерес в сельскохозяйственных отраслях [4].

Рис на сегодняшний день является наиболее важной культурой в Японии. Другие культуры, выращиваемые в Японии включают в себя соевые бобы, пшеница, ячмень, и большое разнообразие фруктов и овощей.

Рис. 5. Производство сельскохозяйственной продукции в Японии, т

За 2009-2013 гг. произошло снижение производства сахара в 1,7 раза. Основным видом производства остается производство риса. Также положительная динамика прослеживается в производстве пшеницы и картофеля.

В 2014 г. прогнозируется увеличение производства по все видам продукции, за исключением сахара.

38 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целом за 2009-2013 гг. не прослеживается резкого увеличения производства по какому-либо направлению животноводства. Лидирующим остается производство птицы.

На 2014 г. прогнозируется также незначительное увеличение производства мясной продукции по всем направлениям.

Основными продуктами импорта в 2013 г. стали: кукуруза, сигареты, нетвердые сорта пшеницы, куриное филе, замороженные креветки. Основными странами-поставщиками были Соединенные Штаты, Китай, Канада, Австралия и Таиланд. Уровень импорта продовольствия в Японии были оценен в 39.4 млрд. долл. США в 2013 г. Соединенные Штаты, Китай, Таиланд, Австралия и Франция были крупнейшими поставщиками обработанной продукции в Японии в 2013 г., обеспечивая 56,4 % рынка. Импорт продовольствия в Японии снизился в среднем на 10,8 % в период между 2011 и 2013 гг.

Главная роль в продовольственном обеспечении страны принадлежит сельскому хозяйству и рыболовству. Эти две отрасли вместе с лесной промышленностью составляют первичный сектор японской экономики, которым руководит и который контролирует Министерство сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Кроме него действуют различные неправительственные организации, среди которых крупнейшей является Всеяпонская федерация сельскохозяйственных кооперативов, функции которой охватывают практически все стороны хозяйственной деятельности и повседневной жизни японской деревни. Япония является крупнейшим импортером агрикультурной продукции со всего мира, так как страна знаменита своим недостатком плодородных земель.

Рассмотрев состояние продовольственной безопасности Республики Кореи, Китая и Японии можно сделать следующие выводы.

Мировая экономика и международные экономические отношения

39

В ближайшем будущем Китай сможет обеспечить надежный уровень продовольственной безопасности, однако в стране практически отсутствуют незадействованные ресурсы для кардинального улучшения продовольственной обстановки в стране. Также неверны предположения, что китайские продовольственные товары заполнят российский рынок в ближайшем будущем. КНР может прокормить только себя, поэтому она не станет крупным экспортером продовольствия, хотя и будет наращивать экспорт овощей и фруктов.

Вопреки официальным прогнозам, Япония все же сумеет не только сохранить нынешний уровень самообеспеченности продовольствием, но и повысить его, учитывая происходящие в сельском хозяйстве процессы, государственную помощь, достижения научно-технического прогресса, а также черты национального характера японцев, такие как организованность, дисциплинированность, целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей.

В Республике Корее разработана программа, связанная с продовольственным обеспечением и продовольственной политикой.

Правительство Южной Кореи запустила амбициозный проект по созданию в стране пищевого центра торговли в Северо-Восточной Азии.

Корея стремится стать центром пищевой промышленности в СевероВосточной Азии, который будет служить в качестве стратегической базы для многонациональных пищевых компаний, желающих войти на рынок в Китай, Японию и другие азиатские страны. Для этого, четвертая по величине экономика Азии продолжает строительство продовольственного кластера в его юго-западном регионе, чтобы привлечь производителей продуктов питания из дома и за рубежом [2].

Проект преследует своей целью производства высококачественных пищевых продуктов, включая продукты сельского хозяйства и переработанные морепродукты, произведенные в лучших из возможных условий. Он не концентрируется на одном лишь комплексе пищевой промышленности, но преследует своей целью удовлетворить растущий спрос на продовольствие по всему миру и на еду, которая является здоровой и органической.

Список литературы:

1. Hemphill T.A. Globalization of the U.S. Food Supply: Reconciling Product Safety Regulation with Free Trade // Business Economics. - 2009. - Vol. 44, Issue 3. - P. 154-168.

2. Jayasuriya S. Food Security in Asia: Recent Experiences, Issues and Challenges // Economic Papers. - 2013. - Vol. 32, Issue 3. - P. 275-288.

3. Korean National Food Cluster MAGAZINE 2013 Oct + Nov // THE FOODPOLIS 2013 Oct + Nov. - 2013. - № 6. - P. 1-50.

4. Rastegari H. Global Food Security: Emerging Economies and Diverging Food Markets // Journal of Food Distribution Research. - 2014. - Vol. 45, Issue 1. -P. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.