Научная статья на тему 'Состояние проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров'

Состояние проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE COMPETENCE / THE INFORMATION-PROFESSIONAL COMPETENCE / THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Наталья Николаевна

Охарактеризовано состояние проблемы формирования информационно-профессиональной компетенции будущих инженеров, обоснована актуальность и определены предпосылки ее решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of the problem of formation information-professional competence of prospective engineers

You can find condition of formation information-professional competence of prospective engineers, relevance of this problem and background of the solution

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров»

УДК 378.6

ББК 4488.7 + 4481.2

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Л.Н. Овчинникова ЮУрГУ

THE STATUS OF THE PROBLEM OF FORMATION INFORMATION-PROFESSIONAL COMPETENCE OF PROSPECTIVE ENGINEERS

N.N. Ovchinnikova SUSU

Охарактеризовано состояние проблемы формирования информационнопрофессиональной компетенции будущих инженеров, обоснована актуальность и определены предпосылки ее решения.

Ключевые слова: компетентность, информационно-профессиональная компетентность, профессиональная деятельность.

You can And condition of formation information-professional competence of prospective engineers, relevance of this problem and background of the solution.

Keywords: the competence, the information-professional competence, the professional activity.

Согласно сложившейся в нашей стране практике образования воспитание нравственности традиционно осуществляется в образовательном процессе.

Характеристику современного состояния проблемы формирования информационнопрофессиональной компетентности будущего инженера начнем с представления ее ключевых теоретических аспектов - основных направлений, в рамках которых учеными осуществляется научный поиск, а также слаборазработанных сторон проблемы, изучение которых имеет принципиальное значение для ее целостного решения. Исходя из такого понимания, к ключевым теоретическим аспектам исследуемой нами проблемы мы относим ее понятийный аппарат, характеристику профессиональной компетентности, структуру и содержание информационно-профессиональной компетентности, их особенности, методы формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров.

Термин «компетентность» широко используется в теории и практике педагогики. В словаре «Профессиональное образование» компетентность трактуется следующим образом: 1) мера соответствия знаний, умений

и опыта лиц определенного социальнопрофессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решения [4, с. 130-131].

В интерпретации Э.Ф. Зеера компетентность - это глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела [5, с. 77].

Компетентность характеризует уровень профессионализма и приобретается специалистом самостоятельно через обучение, профессиональную деятельность, опыт работы. «Компетентный трактуется», как «знающий, сведущий в определенной области» [10, с. 295].

Определение, данное С.М.Вишняковой, на наш взгляд, позволяет глубже проникнуть в сущность понятия «компетентность», поскольку оно расширяет состав компетентности, включая в него еще и профессионально-важные качества личности

будущего специалиста. Компетентность -это совокупность соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [4].

В научной литературе распространена точка зрения о том, что профессиональная компетентность представляет собой высшее проявление подготовленности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, которому предшествуют уровни элементарной готовности, функциональной грамотности и профессиональной квалификации. Однако, на наш взгляд, при таком подходе существенным образом затрудняется установление связи между указанными

уровнями (т.к. отсутствует содержательная однородность уровневых компонентов), определение показателя, изменение которого характеризует продвижение специалиста на более высокую ступень подготовки. Компетентность представляет собой самостоятельную академическую цель и,

следовательно, ее обеспечение должно осуществляться на каждом этапе непрерывного образования, как в системе

общеобразовательной подготовки, так и при формировании специалиста. Таким образом, свойство универсальности позволяет описать результаты образовательного процесса любой ступени через соответствующий уровень и содержание компетентности без выделения более низких стадий: элементарной

готовности, функциональной грамотности или профессиональной квалификации. Подтверждение данной позиции встречается в ряде научных работ. Например, Г.К. Селевко [9, с. 143] считает, что компетентность может проявляться на разных уровнях: от «полной некомпетентности», т.е. неспособности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до «высокой компетентности», конкурентоспособности и талантливости.

Анализ исследований по проблеме профессиональной компетентности позволил нам выделить ряд обобщенных сущностных характеристик феномена «профессиональная компетентность»:

• по сути, представляет собой общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности, применяемый к лицам определенного социально-профессионального статуса;

• в содержательном плане помимо профессиональных знаний и умений включает личностные характеристики специалиста;

• проявляется не в форме заученного знания, а как актуализация мыслительных умений специалиста, обеспечивающих возможность разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, вносить целесообразные коррективы;

• может быть сформирована только при условии преемственности всех ступеней единой системы непрерывного образования.

Исходя из вышеизложенного и понимая готовность в значении «состояния, при котором все сделано, все готово» [12], а способность - в значении «умения, а также возможности производить какие-нибудь действия» [12], дадим определение профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность -это готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения профессиональных задач. Таким образом, компетентность характеризует степень готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, представляет собой самостоятельное понятие, формируется в образовательном процессе вуза и имеет специфическое наполнение. При этом профессиональную деятельность мы понимаем как деятельность специалиста в определенной сфере и отрасли производства; самостоятельно ставящего цели и профессиональные задачи, умеющего анализировать предмет, задачи, средства труда; достигшего результата, соответствующего стандартам.

Рассматривая сущность и значение компетентности для становления будущего специалиста, нельзя не согласиться с выводом, сделанным Г.А.Ларионовой [6], о том, что каждый вид профессиональной деятельности характеризуется определенной компетентностью. Более того, по нашему мнению, общая профессиональная компетентность предполагает формирование частных видов компетентности, соответствующих выполняемым квалификационным процедурам. Так, например, работа инженера предполагает подготовку к следующим видам деятельности: исследовательской, проектиро-

Овчинникова Л.Н.___________________________

вочной, производственной, эксплуатационной, управленческой, инструкторско-методической. При этом по каждому виду деятельности необходимо формирование соответствующей компетентности.

Многие исследователи указывают на необходимость формирования у будущего специалиста информационной компетентности. Например, Н.Г.Витковская под информационной компетентностью понимает «способность человека к соорганизации своих внутренних и внешних информационных ресурсов, направленных на решение поставленной проблемы» [3, с. 10]. Она выделяет следующие компоненты информационной компетентности: установка на информацию, запрос на информацию, ценностный подход к информации, анализ и обобщение информации, представление результата, применение информации для решения поставленной задачи.

Рассмотрим важные для нашего исследования понятия, такие, как информация, информационные знания и умения.

Если раньше «информация» толковалась только как сведения, передаваемые от одних людей к другим устным, письменным или каким-либо другим способом, то теперь трактовка этого принципиально изменилась. В словаре «Профессиональное образование» дается следующее определение информации: 1) сведения, данные о явлениях, значения качественно-количественных показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки практических решений; 2) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и специальными устройствами [4, с. 115].

В основе концепции грамотности в информационном обществе лежит идея развития аналитических умений и навыков, которые позволяют решать задачи, стоящие перед «информационным обществом». Понятие информационной грамотности включает следующее: знание системы

информационных услуг для получения текущей и ретроспективной информации; способность оценить эффективность и надежность информации, полученной из различных источников для удовлетворения различных информационных потребностей; владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах

и хранения собственной информации. Исходя из такого представления, под информационными знаниями будем понимать отражения познаваемого мира в мыслях человека, совокупности идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом в процессе непрерывного информационного взаимодействия обучающегося и полного состава источников информации в информационно-образовательной среде.

Под умениями в науке понимается «способность выполнять какую-либо деятельность или действие в новых условиях, приобретенная на основе полученных знаний и навыков» [8]. Так, придерживаясь данного определения, под информационными умениями мы будем понимать способности обучаемых осуществлять информационную деятельность в информационно образовательной среде вуза.

Ключевым понятием нашего исследования является информационно-профессиональная компетентность будущего инженера. Рассматривая ее как важнейшую составляющую его общей профессиональной компетентности, мы определяем информационно-профессиональную компетентность инженера как информационную компоненту профессиональной компетентности, отражающую готовность и способность осуществлять информационную деятельность в рамках профессиональной деятельности инженера. При этом информационную деятельность мы определяем как профессиональную деятельность по отбору, хранению и переработке информации, необходимой в определенной сфере производства.

Исследования содержательной стороны информационно-профессиональной компетентности будущего инженера привели нас к выделению основных компонентов, к которым мы относим систему информационно-профессиональных знаний, аналитических и практических умений по преобразованию информации, профессионально важных качеств личности и опыта студента, которые обеспечат его готовность к информационной деятельности.

Такая трактовка понятия информационнопрофессиональной компетентности инженера требует раскрытия характеристики ее структуры и принципов формирования в условиях высшего образования. Для этого рассмотрим

сначала существующие в научной литературе подходы к содержанию общей профессиональной компетентности инженера и возможности ее проецирования на область информационной компоненты. Комплексное понимание сущности и содержания информационно-профессиональной компетентности будущего инженера приводит к заключению, что проявляться и окончательно формироваться она может только в процессе непосредственной профессиональной деятельности инженера. Однако отдельные ее стороны (специальные знания, представления, индивидуальные качества и т.д.) могут складываться уже в процессе обучения в вузе.

Поэтому под формированием информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов будем понимать процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих будущим инженерам эффективно осуществлять информационную деятельность.

Важность решения проблемы формирования информационно-профессиональной компетентности подчеркивается в нормативноправовых документах, таких, как законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Приказ Министерства образования РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.

Изучению профессиональной подготовки студентов технического профиля посвящены работы Е.Р. Литвиновой, Э.Н. Маковской, Г.М. Овчинниковой и др., проблемы формирования профессиональной компетентности у студентов вуза нашли отражение в работах А.Л. Журавлева, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, М.М. Левиной, А.К. Марковой, Л.М. Митиной В.А. Сластенина, Р.А. Циринг, В.Д. Ша-дрикова, А.И. Щербакова, В.А. Якунина и др., теория и методика использования информационных технологий в образовании широко исследована в работах А.К. Айламазяна, Ю.С. Барановского, В.Н. Васильевой, В.В. Воронова, В.А. Извозчикова, B.C. Леднева, Д.Ш. Матроса, А.Н. Тихонова и др. Отдельные аспекты информационной культуры с точки зрения гуманизации образования обсуждают-

ся в работах Г.Г. Воробьева, Б.С. Гершун-ского, А.П. Ершова, К.А. Зуева, В.А. Кай-мина, А.И. Ракитова, И.В. Ряхиновой и др.

Изучение процесса формирования информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов правомерно приводит ученых к систематизации и описанию специальных процедур, в качестве которых чаще всего выступают методика, педагогическая система, технология, педагогическая модель и др. Как показал проведенный нами анализ, обладая определенными достоинствами и недостатками, созданные и представленные научному сообществу конструкции, тем не менее, требуют доработки и преобразований в отношении контингента студентов, условий образовательного процесса, особенностей внеучебной деятельности, дисциплин, в рамках которых формируется информационно-профессиональная компетентность, характеристики результатов профессиональной подготовки. Поэтому сразу отметим, что нами будет построена и охарактеризована авторская система, обеспечивающая формирование у студентов технического вуза информационнопрофессиональной компетентности.

Как и любой другой педагогический процесс, формирование информационнопрофессиональной компетентности продуктивно осуществляется при создании соответствующих условий. Поэтому данному аспекту исследователи уделяют достаточно большое внимание. Так, например, А.В.Бере-бердин, рассматривая процесс формирования информационно-профессиональной культуры, показал, что условиями его эффективного функционирования являются: 1) организация мотивационно-стимулирующего сопровождения процесса формирования информационнопрофессиональной культуры; 2) использование возможностей межпредметных связей дисциплин естественно-математического и экономико-управленческого цикла; 3) использование современных информационных технологий в процессе обучения и поисковоисследовательской деятельности студентов; 4) применение деловых компьютерных игр, основанных на моделировании различных организаций [2, с. 9].

Во многом аналогичные представления об условиях эффективности формирования информационно-профессиональной компетентности можно встретить в ряде работ

других авторов. Так, например, комплекс педагогических условий успешного функционирования и развития модели формирования информационно-профессиональной компетентности будущих учителей, по мнению А.П.Базаевой, включает: 1) овладение приемами и методами информационного поиска, обеспечивающими выбор рациональной технологии работы с информационными ресурсами; 2) персонализацию технологии работы в диалоговом режиме; 3) ориентацию на использование средств информационных технологий библиотеки [1, с. 8]. Н.А. Максимова [7, с. 18] выдвигает в качестве условий формирования компетентности студентов следующие условия: реализация комплексного и личностно-деятельностного подходов в вузе; создание образовательной среды, предусматривающей усиление профессиональной направленности общепрофессиональных и специальных дисциплин и внеаудиторной деятельности, диагностику профессиональных компетенций. А.Х.Чупа-нов [11, с. 8] считает условиями эффективности формирования профессиональной культуры студента культурологический и системный подход на основе принципов целостности, функциональности, коммуникативности, управляемости, информационнокомпьютерной технологии организации учебного процесса.

Предложенное авторами видение возможностей повышения эффективности формирования информационно-профессиональной компетентности студентов через создание соответствующих педагогических условий, на наш взгляд, требует адаптации к особенностям высшего технического образования, тщательной перепроверки.

Проведенный нами анализ состояния проблемы формирования информационнопрофессиональной компетентности будущих инженеров решается учеными на уровне формирования отдельных исследовательских умений, методологической подготовки к данному виду деятельности, развития исследовательского кругозора, построения методик и педагогических моделей соответствующих процессов, формирования готовности к осуществлению исследовательской деятельности, выявления педагогических условий повышения эффективности исследовательской подготовки и т.д. Однако данному направлению в теории педагогики высшего технического образования уделяется

недостаточное внимание, в то время как информационно-профессиональная компетентность инженера в настоящее время выходит на одно из первых мест в структуре его профессионализма.

Несмотря на существенный интерес ученых к данной проблеме и значительные результаты, полученные к настоящему

времени, уровень информационно-

профессиональной компетентности инженера оставляет желать лучшего. Основными причинами этого являются:

• отсутствие общепризнанного пони-

мания информационно-профессиональной компетентности как комплексного феномена, требующего специально организованных мер по его формированию и имеющего значительный потенциал в решении проблемы повышения качества профессионального

образования, совершенствования профессиональной деятельности;

• недостаточная разработанность

теоретико-педагогических основ процесса формирования информационно-профессиональной компетентности будущих специалистов, отражающих его природу, сущность и возможности совершенствования;

• нереализованность возможностей содержания учебных дисциплин, методов и организационных форм обучения;

• все более возрастающий поток информации;

• недостаточная разработанность технологии измерения и оценивания результатов формирования информационно-профессиональной компетентности будущего инженера.

Таким образом, анализ состояния исследуемой нами проблемы показал, что, во-первых, она является одной из наиболее актуальных и слаборазработанных, во-вторых, для ее решения в научно-педагогическом арсенале накоплен достаточный опыт, что подтверждается обширностью ее теоретических аспектов, в-третьих, решение данной проблемы продуктивно при построении системы формирования информационнопрофессиональной компетентности будущих инженеров, адекватной современным условиям функционирования высших технических учебных заведений.

Литература

1. Базаева, А.П. Формирование информационно-профессиональной компетентности

будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки: дис. ... канд. пед. наук/А.П. Базаева- Челябинск, 2005. -192 с.

2. Беребердин, А.В. Формирование информационно-профессиональной культуры будущего менеджера: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Беребердин - Челябинск, 2006. -117 с.

3. Витковская, Н.Г. Формирование информационно-профессиональной компетентности студентов вузов: На примере специальности «Журналистика»: дис. ... канд. пед. наук /Н.Г. Витковская. —Н. Новгород, 2004. -161 с.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. -М.: НМЦСПО, 1999. - 538 с.

5. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентирован-ное профессиональное образование/ Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. -С. 77-78.

6. Ларионова, Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вузов:

монография / Г.А. Ларионова - Челябинск: ЧГАУ, 2004. -169 с.

7. Максимова, НА. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза: На примере специальности «Энергоснабжение»: дис. ... канд. пед. наук / НА. Максимова - Якутск, 2005. -231 с.

8. Платонов, К.К Структура и развитие личности /К.К. Платонов - М.: Наука, 1986. -256 с.

9. Селевко, Г.К Компетентности и их классификация /Г.К Селевко //Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 138-143.

10. Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 слов. - М.: Рус.яз., 1992. - 740 с.

11. Чупанов, А.Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / А.Х Чупанов. - Махачкала, 2006. - 34 с.

12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С.И Ожегов - М.: АЗЪ; 1993. -960 с.

Поступила в редакцию 1 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.