Научная статья на тему 'Состояние образовательной среды дополнительного образования детей технической направленности в дискурсе формирования креативной личности'

Состояние образовательной среды дополнительного образования детей технической направленности в дискурсе формирования креативной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / творчество / техническое творчество / система дополнитель- ного образования детей технической направ- ленности. / creativity / technical creativity / system of additional education of technical orientation for children.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Вардуи Корюновна

Статья посвящена анализу состоя-ния системы дополнительного образования детейтехнической направленности в дискурсе форми-рования креативной личности. Повышение каче-ства образования стало ключевой идеей новойфилософии образования. Само качество обра-зования можно определить через функции этойидеи: выполнение социального заказа, воспроиз-водство социальной структуры, а самое главное –удовлетворение личностной потребности. Поэто-му система дополнительного образования детейтехнической направленности не может быть пе-реведена в новое качество без учета интересовтрех основных субъектов: учащихся, их семей,профессионального сообщества педагогов иобщества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF TECHNICAL ORIENTATION FOR CHILDREN IN THE DISCOURSE OF FORMATION THE CREATIVE PERSON

This article analyzes the state of the system of additional education of technical orientation in the discourse of formation of the creative person. Improving the quality of education becomes the key idea of a new philosophy of education. Of course, the quality of education can be defined through the function of this idea: implementation of social order, reproduction of social structure, and most importantly – satisfaction of personal needs. Therefore, the system of additional education of technical orientation cannot be transferred to a new quality without taking into account the interests of three main players: students, their families, the professional community of teachers and society in general.

Текст научной работы на тему «Состояние образовательной среды дополнительного образования детей технической направленности в дискурсе формирования креативной личности»

УДК 316

Григорян Вардуи Корюновна

аспирантка кафедры социологии, политологии и права Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. vgtvorch@yandex.ru

Состояние

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДИСКУРСЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Vardui K. Grigoryan

graduate student.

Department of sociology, political science and law IRAT Southern Federal University, Rostov-on-Don vgtvorch@yandex.ru

State of educational

ENVIRONMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF TECHNICAL ORIENTATION FOR CHILDREN IN THE DISCOURSE OF FORMATION THE CREATIVE PERSON

Аннотация. Статья посвящена анализу состояния системы дополнительного образования детей технической направленности в дискурсе формирования креативной личности. Повышение качества образования стало ключевой идеей новой философии образования. Само качество образования можно определить через функции этой идеи: выполнение социального заказа, воспроизводство социальной структуры, а самое главное -удовлетворение личностной потребности. Поэтому система дополнительного образования детей технической направленности не может быть переведена в новое качество без учета интересов трех основных субъектов: учащихся, их семей, профессионального сообщества педагогов и общества в целом.

Ключевые слова: креативность, творчество, техническое творчество, система дополнительного образования детей технической направленности.

Annotation. This article analyzes the state of the system of additional education of technical orientation in the discourse of formation of the creative person. Improving the quality of education becomes the key idea of a new philosophy of education. Of course, the quality of education can be defined through the function of this idea: implementation of social order, reproduction of social structure, and most importantly - satisfaction of personal needs. Therefore, the system of additional education of technical orientation cannot be transferred to a new quality without taking into account the interests of three main players: students, their families, the professional community of teachers and society in general.

Keywords: creativity, technical creativity, system of additional education of technical orientation for children.

Динамичная смена основ современного производства, связанная с последствиями научнотехнических революций и последующих процессов модернизации, переход к освоению современного персонифицированно-электронного, высокотехнологичного, постиндустриального по своему существу производства обуславливают структурные последствия, ведущей тенденцией которых является высвобождение человеческих сил и времени для творческой деятельности. Именно поэтому на первый план выходят задачи развития и создания условий для формирования полноценной креативной личности.

Креативная личность оказывается более эффективной, чем личность, ориентированная на рынок, поскольку она руководствуется перспективными категориями, мыслит о будущем в собственном самовыражении [1, с. 104]. Джон Гауэн считает, что такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознате-

лен, способен с головой уходить в интересующие его знания; демонстрирует высокий интерес к множеству разных вещей, часто делает все по-своему. Он способен п-разному подойти к проблеме; способе продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные результаты.

В нашем исследовании мы разделяем теорию известного американского социолога Р. Флорида о том, что дальнейшая судьба креативов складывается в зависимости от условий среды. Креативность зависит не только от знаний, кругозора, мотивации и личностных черт ребенка, но и от социальной среды, в котором он находится [2, с. 16]. Результаты анкетирования подтвердили теорию отечественного психолога Марии Холодной о том, что креативность - это способность порождать множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях [3, с. 288]. Гибкость, вариативность, незаформализованность системы дополни-

95

тельного образования детей позволяют в полной мере учитывать особенности личности каждого ребенка школьного возраста.

На сегодняшний день потребителями образовательных услуг в центре технического творчества являются, прежде всего, учащиеся, они же и одновременно играют роль конечного продукта деятельности учреждения в целом и педагогических работников в частности.

Анализ результатов данного исследования в целом показал, что посещение станций и цен-

тров технического творчества учащихся основан на принципе добровольности. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительностью участия в жизни того или иного объединения. Основная часть детей без принуждения родителей посещает занятия, так как считает, что они интересные (табл. 1). Что касается педагогических работников и родителей, то они также проявляют солидарность на вопрос, что главным отличием занятий в школе от станций и центров технического творчества является отсутствие жесткого регламента.1

Таблица 1

Что тебя привлекает в посещении занятий центра технического творчества? (в %)

№ Ответы Учащиеся станций и центров технического творчества Участника образовательного форума «Молодая волна 2о14»

1 Мне нравится работать с техникой 40 32

2 Я хочу самостоятельно что-либо сделать 21 34

3 Это связано с моей будущей профессией 16 23

4 Родители привели 3 2

5 Мне просто интересно 20 10

Комфортность образовательной среды, является важным аспектом для подрастающего поколения. Создание эмоционального комфорта при обучении становится важным элементом деятельности педагога. Это говорит о том, что занятия должны быть построены не по принципу принуждения, а через формирование интереса и мотивации учащихся. Умение педагога создать положительный эмоциональный настрой на занятии высоко оценивается по их ответам. Комфортная среда, характеризующаяся наличием дружеской обстановки, доброжелательными педагогами, интересными занятиями ведет к стимулированию изобретательской деятельности. Отсюда абсолютное большинство ребят признались, что они чувствуют себя как дома. Поэтому основным показателем педагогического мастерства является умение организовать деятельность, а не поведение воспитанников.

Социологический опрос показал, что чем больше занятость детей в учреждении дополнительного образования технической направленности, тем более они самостоятельны, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определившихся на данном этапе в выборе своей будущей профессии и жизненного пути в целом. Креативные личности в техническом творчестве в большей степени нацелены на самосовершенствование и самостоятельный поиск новой информации, в то время как помощь и поддержка со стороны педагога для обычных учащихся является дополнительным стимулом для занятий.

Помимо интересных занятий. детей привлекает работа с техникой и возможность конструирования. У большинства учащихся появились новые задумки. Исследованием установлено, что дети, реализующие свои творческие способности, желания и потребности в системе дополнительного образования детей, более уверенно ощущают себя в лю-

бом обществе. Дети, посещающие станции и центры технического творчества, доводят задуманную работу до конца, ориентируясь на степень сложности, в то время как участники форума руководствуются настроением [4, с. 213].

Изучение социального заказа родителей, предъявляемого к системе дополнительного образования детей технической направленности, подтверждает, что этот заказ является предельно нечётким, поверхностным и противоречивым. Чаще всего, анкеты родителей представляют собой бессвязный набор частных свойств личности, не сводящихся в единую систему. Обобщая эти данные, можно сделать вывод о своеобразном характере родительского образовательного заказа к современной системе образования. Сегодня родители более дезориентированы в целях своей деятельности.

Обращает на себя внимание, что педагогические работники имеют более четкие понятия во многих вопросах, нежели родители. В связи со своей профессиональной деятельностью педагоги дальше видят суть образовательной деятельности. В то время как родители видят вопрос в узком ключе и не всегда понимают, какие навыки пригодятся детям в дальнейшей жизни.

Как педагоги, так и родители самым главным личностным качеством педагога дополнительного образования технической направленности считают любовь к детям. Требовательность также является одним из важных компонентов личностных качеств. Педагоги и родители, в подав-

1 В таблице отображено мнение учащихся станций и центров технического творчества Ростовской области и участников образовательного форума, которые представлены лидерами учащейся молодежи, что дает возможность сравнения ориентаций «массового сознания» и продвинутых его представителей.

96

ляющем своем большинстве, по-прежнему обращены в прошлое, которое и детерминирует как содержание, так и социально-педагогические механизмы его передачи.

Выявлено, что основная масса педагогов и родителей считает, что хорошее знание предмета недостаточно для успешной работы педагога дополнительного образования. Но при этом в перечисленных качествах успешного педагога

указывают на глубокое знание предмета. Для родителей самыми важными качествами педагога являются: умение определить творческий потенциал каждого ребенка, глубокое знание своего предмета, высокий уровень профессионализма. В себе и в коллегах педагог сегодня ценит такие качества, как глубокое знание своего предмета, умение определить творческий потенциал каждого ребенка, высокий уровень профессионализма (табл. 2).

Таблица 2

Какие профессиональные качества, по-вашему, должны отличать педагога дополнительного образования технической направленности?

№ Ответы Педагоги Родители

1 Глубокое знание своего предмета; 24,1 % 13,9 %

2 Высокое методическое мастерство; 8,5 % 12,1 %

3 Развитие у детей навыков самостоятельного мышления; 11,2 % 6,9 %

4 Формирование доверительных отношений с учащимися; 6,7 % 15,4 %

5 Умение определить творческий потенциал каждого ребенка; 19,6 % 18,5 %

6 Высокий уровень профессионализма; 15,2 % 13,4 %

7 Умение сплотить группу для решения общих задач; 6,3 % 8,2 %

8 Коммуникабельность; 4,0 % 4,9 %

9 Владение современными информационными технологиями. 4,5 % 6,7 %

На основании вышеизложенных материалов можно сделать вывод о том, что кадровый потенциал современной системы дополнительного образования детей технической направленности находится в кризисном состоянии. Существенная часть педагогов придерживается классической парадигмы образования, цель которой - трансляция знания. Достаточно существенный процент опрошенных педагогов использует смешанные концепции образования, занимая неустойчивую педагогическую позицию. И лишь небольшая доля педагогов использует креативные педагогические технологии в образовательной деятельности.

Это говорит о наличии кризиса профессиональной культуры педагога дополнительного образования технической направленности. В данной ситуации кризис образования проявляется в гетерогенности педагогических концептов, множественности оценок существующего положения и предлагаемых методов оптимизации. В современных условиях педагогическая наука не может быть объективированным, систематическим, логически связанным корпусом идей, методов и практик, однозначно воспринимаемых в профессиональном образовательном сообществе. Разобщенность педагогического дискурса проявляется не только в борьбе различных теоретических концептов, но и в критическом отношении к ним со стороны других субъектов образования и, прежде всего, педагогов [5, с. 93].

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что кадровый ресурс в основной массе данной системы не соответствует целям и ценностям модернизации современного образовательного пространства и формирования креативной личности, а порой даже противоречит им. Следовательно, возникает необходимость модернизации региональной системы подготовки и

обучения педагогических кадров системы дополнительного образования в целях повышения эффективности и качества образования для детей и молодежи. В целом, остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений.

Подсистема детского технического творчества, как и система образования в целом, переживает трудности, вызванные экономическими преобразованиями, происходящими в стране на протяжении последнего десятилетия. Нынешняя образовательная ситуация характеризуется отсутствием целостного образовательного пространства и кризисом профессиональной педагогической культуры. Система дополнительного образования детей технической направленности частично копирует привычную репродуктивную модель массового образования, продолжая транслировать знания, формировать репродуктивные умения и навыки.

Установлено, что система дополнительного образования детей технической направленности не до конца решает проблему формирования креативной личности. Век научно-технической революции требует от современной личности овладения современными инновационными технологиями. Недостаточное материально-техническое оснащение не позволяет формировать у подрас-та ю щ е го поколения инновационное мышление.

Следовательно, настало время существенных преобразований системы дополнительного образования технической направленности. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу. Богатый научно-технический потенциал системы

97

образования, созданной еще в Советском Союзе, в условиях рыночной экономики нуждается в преобразованиях. На современном этане особую актуальность приобретают инновационные формы и методы обучения с внедрением новых информационных технологий. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования детей научно-технической направленности предъявляются все новые требования. Это актуализирует проблему социального заказа.

Несмотря на высокие полученные результаты социологического опроса родителей, мы можем говорить о том, что не все родители удовлетворены организацией учебной деятельности, материально-техническим оснащением, и не все родители имеют возможность принимать участие в жизни станций и центров технического творче-

Литература:

1. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М. : Социально-гуманитарные знания, 2011;

2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер с англ. Яз. М. : Изд. Дом «Классика-XXI», 2011;

3. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012;

4. Лэндри Ч. Креативный город. М. : Издательский дом Классика-XXI, 2011;

5. Герасимов Г.И. Социально-философские основания развивающего образования / Г. И. Герасимов, Е.В. Куницина. Ростов-на-Дону, 2012.

ства. Включение родителей в образовательный процесс представлено весьма слабо. Это связано с тем, что, определяя дополнительное образование детей как добровольный институт, родители не считают необходимым следить за образовательной деятельностью учреждения и вносить в нее корректировки.

Среди руководящего состава особую тревогу вызывают действия муниципальных властей по механическому объединению учреждений дополнительного образования разных видов. Часто это бездоказательно объясняется оптимизацией сети, необходимостью устранения дубляжа, сокращения административного аппарата. Решения, как правило, принимаются без изучения спроса на образовательные услуги, учета места и роли образовательного учреждения в системе муниципального образования.

Literature:

1. Volkov Yu.G. Creativity: a historic breakthrough in Russia. M. : Social and humanitie,s 2011.

2. Florida R. Creative Class: people who are changing the future / transl. from English. M. : «Classic-XXI», 2011.

3. Kholodnaya M.A. Psychology of conceptual thinking: From conceptual structures to the conceptual abilities. M. : Institute of Psychology RAS, 2012.

4. Landry Charles. Creative City. M. : Classic-XXI, 2011.

5. Gerasimov G.I. Social and philosophical foundations of developmental education / G.I. Gerasimov, E.V. Kunitsina. Rostov-on-Don, 2012.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.