2008
Л.Н. Ковалев, Г.С. Иванов, В.С. Ситников, В.В. Калашников, И.А. Лацановский
СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Территория Республики Саха (Якутия) является богатейшей ресурсной базой на востоке Российской Федерации. Сосредоточенные здесь ресурсы недр имеют ключевое значение в развитии экономики всей страны, в том числе в рамках Дальневосточного Федерального Округа и непосредственно Республики Саха (Якутия).
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития республики базируется на преобладающей роли минерально -сырьевого и топливно-энергетического комплексов в экономике республики в долгосрочной перспективе, его усилении за счет наращивания добычи и экспорта, прежде всего энергетических видов сырья (нефть, газ, каменный уголь, уран), и развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
Современное состояние минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия) наглядно характеризует её стоимостный потенциал, который по данным последней переоценки ВИЭМС МПР РФ 2006 года составляет 78,4 триллиона рублей. Оценка запасов и ресурсов многих полезных ископаемых может существенно возрасти с усилением геологической изученности.
Исключительно велика роль республики в ресурсном потенциале алмазов, золота, каменного угля, нефти, газа, олова, железных руд, урана, сурьмы, ртути, серебра, редких элементов и др.
Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Республики Саха (Якутия) в МСБ России (и Дальневосточного округа) составляет в (%): алмазы - 82 (100); золото - 17,2 (30); уголь 5 (46,6); железные руды - 6,2 (79); сурьма - 81,5 (96,1); цинк -0,1 (2,9); свинец 0,4 (5,1); вольфрам 5 (22); серебро - 3 (8); ртуть - 7,9 (12.5); уран - 61 (100).
125
В настоящее время в Республике эксплуатируются лишь отдельные виды минерального сырья. Другие по различным причинам длительное время не получают активного развития, не вводятся в освоение. Этот парадокс призваны преодолеть инвестиционные проекты, намечаемые к реализации в республике в период до 2020 г.
Уголь. Сырьевая база угольной промышленности республики представлена 48 месторождениями и 81 участком с суммарными запасами по категориям А+В+С1 - 9,8 млрд т, по категории С2 - 4,6 млрд т. Из этих запасов около 60 % пригодны для открытой разработки. На территории республики расположены Ленский, ЮжноЯкутский и Зырянский бассейны, восточная часть Тунгусского бассейна, а также отдельные разрозненные месторождения в северной и северо-восточной части Якутии.
Доля запасов каменных углей - 58,4 %. Все они, в том числе угли ценных коксующихся марок, сосредоточены в ЮжноЯкутском и Зырянском каменноугольных бассейнах. Основная часть запасов углей Якутии разведана на Нерюнгринском, Эльгин-ском и Кангаласском месторождениях. Благодаря своему географическому положению, республика обладает высоким экспортным потенциалом для поставки коксующихся углей в страны АТР. Большая часть добываемого угля (74 %) вывозится за пределы республики (в т. ч. для российских потребителей - 34 %, на экспорт -66 %).
Дальнейшее наращивание объема угледобычи возможно за счет освоения крупнейшего Эльгинского месторождения, а также ускоренного освоения открытым и подземным способами Чульма-канского и Денисовского месторождений, расположенных вблизи действующей железной дороги Беркакит - Томмот.
Нефть и газ. Преобладающая часть углеводородного сырья в республике сосредоточена в Вилюйской, Непско-Ботуобинской и Предпатомской нефтегазоносных областях. Суммарные прогнозные ресурсы нефти (извлекаемые) оцениваются в республике в 2,4 млрд т, природного газа в 10,3 трлн м3. Указанные ресурсы УВ в целом характеризуются относительно невысокой степенью разве-данности: по нефти - 13,8 %, по свободному газу - 23,7 %. В настоящее время Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации в регионе учтены 29 месторождений газа и нефти.
126
В республике имеются крупные резервы для ускоренного наращивания запасов углеводородов (УВ) на перспективных площадях вблизи известных месторождений. При проведении необходимых объемов геологоразведочных работ ожидаемый прирост запасов в период до 2020 года может составить (по категориям С1+С2):
- по нефти - не менее 350 млн т;
- по природному газу - 1950 млрд м3.
Имеющиеся запасы и ресурсы УВ, при относительно небольших внутренних потребностях республики, могут быть в полной мере востребованы при реализации крупных экспортно-ориентированных проектов. В качестве базовых объектов при этом рассматриваются Талаканское (нефть) и Чаяндинское (газ) месторождения. Высокие содержания гелия в газе (0,2-0,6 %) месторождений на юго-западе Якутии позволяют планировать здесь в перспективе создание высокорентабельной гелиевой промышленности.
Сырьевая база алмазов сосредоточена на западе республики, в Якутской алмазоносной провинции и представлены 17 коренными и 29 россыпными месторождениями. Наиболее крупными из разрабатываемых месторождений являются трубки Удачная, Мир, Ай-хал, Юбилейная. В последние годы начата разработка новых месторождений - Ботуобинской и Нюрбинской трубок. По объемам запасов и добычи алмазов республика занимает лидирующее положение в России. Перспективы выявления новых алмазоносных районов подтверждаются имеющимися геологическими данными. Общие перспективы Якутской алмазоносной провинции остаются высокими, но основной прогнозный потенциал сырья находится в сложных для поисков геологических условиях. Его реализация потребует совершенствования научных подходов, методики региональных исследований и поисковых работ.
Запасы золота республики составляют 20 % запасов России. Основные районы золотодобычи находятся в бассейнах рек Индигирка, Яна и Алдан. В Якутии на начало 2006 года насчитывается 836 месторождений золота, в том числе 772 россыпных и 62 рудных. Последние представлены, в основном, сложными для переработки рудами с невысоким содержанием золота.
Важнейшими задачами геологоразведочных работ по золоту являются воспроизводство и подготовка к освоению новых месторождений рудного золота, прежде всего в освоенных Южно-Якутском и
127
Верхне-Индигирском золотоносных районах, располагающих значительным прогнозным потенциалом металла.
По итогам геологоразведочных работ последних лет Западно-Верхоянский и Верхне-Индигирский рудные районы оцениваются как весьма перспективные сереброносные территории России. Положительные результаты поисковых работ на месторождении Прогноз и в пределах Мангазейского рудного узла создают реальные предпосылки для подготовки и освоения здесь крупной сырьевой базы по серебру.
По запасам олова (50 % запасов Российской Федерации) и объему его добычи (40 %) республика занимает первое место в России. Якутия располагает крупной и высококачественной сырьевой базой олова, представленной 10 коренными и 39 россыпными месторождениями, содержащими соответственно 28 % и 72 % запасов олова РФ, а также крупнейшими прогнозными ресурсами. При устойчивом спросе на олово на мировом сырьевом рынке объем добычи может быть восстановлен здесь на прежнем высоком уровне 80-х годов и даже увеличен. Первоочередным объектом для возобновления добычи металла является Депутатское месторождение.
Балансовые и прогнозные запасы сурьмы республики составляют более 90 % от общероссийских. Подготовленная сырьевая база представлена крупными отрабатываемыми Сарылахским и Сен-тачанским месторождениями, а также небольшими Малтанским, Кимовским и Танским золотосурьмяными месторождениями.
Запасы железной руды на месторождениях Южной Якутии (Таежное, Дёсовское, Пионерское и др.) самые значительные на Дальнем Востоке по объемам и обладают достаточно высоким качеством. В сочетании с имеющейся сырьевой базой коксующихся углей, других компонентов, необходимых для организации металлургического производства и развития энергетического потенциала республики, налицо все предпосылки для создания в Южной Якутии крупного металлургического комбината.
На базе разведанных запасов ниобия и редкоземельных элементов иттриевой группы в республике подготовлено к промышленному освоению Томторское месторождение, расположенное в северо-западной Якутии и способное при полноценном комплексном освоении, обеспечить потребности России и экспорта в ука-
128
занном сырье на длительную перспективу. Имеются реальные перспективы для дальнейшего расширения сырьевой базы.
Республика располагает крупнейшими в России запасами урановых руд, сосредоточенными в Южно-Якутском районе. Руды труднообогатимы, что до последнего времени сдерживало вовлечение их в промышленную отработку. В ближайшие годы намечается форсирование разведочных работ с учетом планируемой передачи в недропользование золотоурановых месторождений Эльконской группы.
Из неметаллических полезных ископаемых особого внимания заслуживают природные цеолиты. Это особый вид минерального сырья. Практическая ценность цеолитов состоит в использовании их адсорбционных и ионообменных свойств. Они применяются для очистки питьевой воды, промышленных и бытовых стоков, в сельском хозяйстве и т. д. Значение цеолитов для оздоровления и охраны окружающей среды трудно переоценить. Крупнейшее месторождение цеолитов (Хонгуру) разведано и частично (участок) передано в разработку в Кем-пендяйском геологическом районе.
Несомненный интерес представляют также многочисленные месторождения строительных материалов и нетрадиционных видов минерального сырья (сапропели, бентониты и др.), месторождения питьевых подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых.
Реализация программных мероприятий по дальнейшему развитию минерально-сырьевой базы требует соответствующего научно-методического обеспечения и сопровождения геологоразведочных работ, включающих научное обоснование выявления и создания новых и альтернативных минерально-сырьевых бах, опережающие прогнозно-минерагенические работы, оптимизацию технологий геологоразведочных работ, разработку и совершенствование аналитических методов оценки сырья и прогноза его технологических свойств, прогрессивные технологические процессы комплексного извлечения полезных ископаемых.
Высокая наукоёмкость геологоразведочных работ и все возрастающие требования к их эффективности и результативности вызывают необходимость создания новых организационных структур и форм, обеспечивающих интеграцию научно-исследовательских, инновационных и собственно производственных процессов, что
129
отвечает задачам национальной стратегии в области развития науки и инноваций.
Эффективность реализации программных мероприятий в значительной мере зависит от уровня и качества их кадрового обеспечения. Вместе с тем, вследствие старения геологических школ (как научных, так и производственных), их распада, убыли и утечки кадров, а также отсутствия их количественного и качественного пополнения современное состояние кадрового обеспечения отечественных геологоразведочных работ не отвечает перспективным задачам и требованиям Программы.
Научно-методическое обеспечение программных мероприятий будет осуществляться на основе приоритетов, определенных «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждены в марте 2002 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным); «Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 года № 494р).
Целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты НИОКР определены в соответствии с общемировыми тенденциями развития науки и технологий, имеющимся в России заделом в научно-технической и образовательной сферах и ориентированы на решение следующих важнейших задач:
- создание научно-обоснованной государственной системы комплексного изучения геологического строения недр и решения задач воспроизводства минеральных ресурсов, обеспечивающей формирование информационной основы, разработку прогнозных моделей развития минерально-сырьевого блока, подготовку для руководства страны предложений по мерам воздействия на ход развития социально значимых процессов в недропользовании;
- научное обеспечение экономического и правового механизмов управления недропользованием;
- научно-технологическое обеспечение развития и повышения эффективности использования минерально-сырьевой базы;
- создание фундаментального научного задела на среднесрочную перспективу по проблемам минерально-сырьевой бе-
130
зопасности страны и рационального использования имеющейся минерально-сырьевой базы.
Приоритетные направления научного и научно-методи-ческого обеспечения программных мероприятий:
1. Разработка типовых прогнозно-геологических моделей месторождений полезных ископаемых и рациональных комплексов для их выявления в различных регионах страны.
2. Прогноз нефтегазоносных областей, рудных полей, районов и рудоносных зон с ожидаемыми особо крупными месторождениями полезных ископаемых.
3. Разработка научного обоснования обстановок, благоприятных для выявления на территории России месторождений новых и нетрадиционных типов месторождений.
4. Переоценка ресурсов и запасов месторождений полезных ископаемых нераспределенного фонда с учетом новой классификации.
5. Разработка технологий применения комплекса современных экспрессных полевых и лабораторных методов изучения минерального вещества при поисках и оценке месторождений полезных ископаемых.
6. Создание информационных технологий изучения, воспроизводства и мониторинга минеральных ресурсов и мониторинга геологической среды.
7. Создание научно-аналитической базы нормативного правового обеспечения изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов.
8. Актуализация системы мониторинга минерально-сырьевой базы РС (Я) и ДВФО для оценки конкурентоспособности регионального фонда недропользования и обоснования приоритетных направлений его воспроизводства.
9. Оценка ликвидности ресурсов и запасов полезных ископаемых отечественной системы лицензионного недропользования на современных нормативно-законодательных основах.
10. Совершенствование систем долгосрочного многовариантного прогноза потребления, добычи и воспроизводства запасов и ресурсов ведущих полезных ископаемых для уточнения стратегии минерально-сырьевой политики.
Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года, одобренная постановлением
131
Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2004 года № 379 определяет основные направления инновационной деятельности в геологическом секторе экономики республики:
- разработка и внедрение современных методов прогноза, поиска месторождений полезных ископаемых и мониторинга минерально-сырьевой базы;
- внедрение электронного комплекса петрографо-мине-рального анализа и высокоточных методов макро- и микроэлементного исследования горных пород, руд и минералов;
- создание электронной геолого-экономической модели при-родно-ресурсного потенциала;
- переход на современное буревое оборудование нового поколения и электронный комплекс лабораторно-аналитичес-ких работ;
- разработка нетрадиционных подходов к прогнозу крупных месторождений нефти и газа в сложных горно-геоло-гических условиях;
- освоение современных ГИС-технологий для изучения при-родно-прогнозного потенциала республики и др.
Объединение усилий научно-исследовательских учреждений и геологических предприятий в области природопользования создает высокий положительный эффект не только для дальнейшего развития минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия), но и поиска новых форм взаимодействия науки и производства с целью повышения эффективности использования геологических результатов и развития рыночной экономики республики.
Научное сопровождение геологоразведочных работ на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется специализированными подразделениями геологических и производственных предприятий, научными учреждениями и организациями Российской Академии Наук, отраслевыми институтами Министерства природных ресурсов Российской Федерации. В единичных случаях для решения частных задач добывающими предприятиями привлекаются зарубежные фирмы. Финансирование научно-исследовательских работ осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов и средств недропользователей. По различным отраслям и источникам объем финансирования научно-иссле-довательских работ составляет от 1,5 % до 9-10 % от общего объема финансирования геологоразведочных работ. Максимальный уровень в денежном и долевом выраже-
132
нии приходится на отрасль «алмазы», финансируемую за счет средств АК «АЛРОСА».
Наиболее высокая доля тематических исследований выполнялась в отдельные годы в нефтегазовом комплексе - до 17,6 %, в отрасли «алмазы» этот показатель составляет 9,0 %, «благородные металлы» -5,4 %, для других отраслей - менее 5 %. Выполняемые объемы научно-исследовательских работ оцениваются как недостаточные, особенно с учетом высокой наукоемкости геологической отрасли. Обычный уровень научно-исследовательских работ в про-мышленно развитых странах составляет 15 % и более от общих вложений. Этот уровень может быть принят в качестве ориентира на перспективу от 5 и более лет. Сдерживание расширения научно-исследовательс-ких работ и внедрения их результатов в практику производственных работ связано с несколькими причинами, важнейшими из которых являются сложившаяся в течение длительного периода оторванность научных исследований от производства и неспособность самого производства воспринимать научные разработки. В настоящее время ситуация усугубляется и значительным сокращением в республике и России в целом научного потенциала, особенно отраслевого. Последние привлекаются при необходимости в случаях экспортных вариантах отработки месторождений, привлечения зарубежных инвесторов и др.
В 2007-2020 гг. планируется последовательное увеличение объемов научно-исследовательских работ до 10-12 % от общего объема геологоразведочных работ с использованием имеющейся научной базы.
Государственный заказ из бюджета Республики Саха (Якутия) на научно-техническую продукцию на 2006 год по отрасли «Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и геологическое изучение недр» состоит из 20 тем с общим финансированием 10891 тыс. рублей. По сравнению с 2005 годом количество тем увеличилось на 2, финансирование уменьшилось на 119 тыс. руб. (1,2 %). Из 20 тем шесть - это переходящие объекты с 2005 года. Все выполняемые по государственному заказу работы были поставлены в соответствии с Государственной программой геологоразведочных работ на территории Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 гг., а также с решения совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) Штырове В. А. о приоритетности работ по научному
133
обеспечению геологоразведочных работ на дефицитные виды полезных ископаемых.
В плане на 2007 год предполагается разместить госзаказ из бюджета Республики Саха (Якутия) на 22 объектах на общую сумму 14 629 тыс. рублей, то есть с увеличением по сравнению с текущим годом примерно в 1,4 раза, г^ш
— Коротко об авторах -
Ковалев Л.Н., Иванов Г.С., Ситников В.С., Калашников В.В., Лацанов-ский И.А. - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.
Д_
--© Л.А. Кулагина, Л.Г. Сандакова,
2008
Л.А. Кулагина, Л.Г. Сандакова
ХАРАКТЕР РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗОЛОТА И ГРАНАТОВ В ОДНОЙ ИЗ РОССЫПЕЙ АЛДАНСКОГО ЩИТА
С конца 90-х гг. на золотоносных россыпях Алданского щита, в связи с бурным развитием ювелирной промышленности, стали уделять внимание на попутный компонент россыпей -
134