Научная статья на тему 'Состояние медицинской помощи, оказываемой иностранным студентам в СПбГПМУ'

Состояние медицинской помощи, оказываемой иностранным студентам в СПбГПМУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / INTERNATIONAL STUDENTS / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / MANDATORY HEALTH INSURANCE / VOLUNTARY HEALTH INSURANCE / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL ASSISTANCE / МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / MEDICAL ACTIVITY / СТУДЕНТЫ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / THE STUDENTS FROM THE COUNTRIES OF CENTRAL ASIA / ОМС / ДМС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева Наталья Николаевна

Уровень профессиональной подготовки иностранных студентов в России в значительной степени зависит от социальных и экономических условий жизни в стране пребывания. Студенты из стран Центральной Азии обладают низкой медицинской активностью. По данным анкетирования среди иностранных студентов 61 % не испытывают никакого беспокойства о состоянии своего здоровья. Даже при наличии факторов риска, регулярно предпринимают меры по укреплению здоровья только половина студентов. Несмотря на наличие полиса ДМС, более 40 % иностранных студентов не обращаются ни в медицинские учреждения университета, ни в частные медицинские учреждения, а предпочитают лечиться самостоятельно, посещать знакомых врачей, либо пользоваться только экстренной медицинской помощью в случае необходимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of medical aid to foreign students in Saint-Petersburg State Pediatric Medical University

Professional training of foreign students in Russian Federation depends significantly on social and economic living conditions in the country of residence. Students from Central Asia show low level of medical activity. According to questionnaires 61 % of students have no concerns of their state of health. Even considering risk factors only a half of all foreign students implements health promotion measures regularly. Despite of the availability of private medical insurance over 40 % of all foreign students do not apply neither to medical setting of the university or to private health care facilities. Students prefer self-treatment or either or help of acquainted doctors, sometimes using urgent medical aid in case of emergency

Текст научной работы на тему «Состояние медицинской помощи, оказываемой иностранным студентам в СПбГПМУ»

УДК 61

состояние медицинской помощи, оказываемой иностранным студентам

В СПБГПМУ

© Наталья Николаевна Тимофеева

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Контактная информация: Наталья Николаевна Тимофеева — преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: natalja.timofeeva@gmail.com

РЕЗЮМЕ: Уровень профессиональной подготовки иностранных студентов в России в значительной степени зависит от социальных и экономических условий жизни в стране пребывания. Студенты из стран Центральной Азии обладают низкой медицинской активностью. По данным анкетирования среди иностранных студентов 61 % не испытывают никакого беспокойства о состоянии своего здоровья. Даже при наличии факторов риска, регулярно предпринимают меры по укреплению здоровья только половина студентов. Несмотря на наличие полиса ДМС, более 40 % иностранных студентов не обращаются ни в медицинские учреждения университета, ни в частные медицинские учреждения, а предпочитают лечиться самостоятельно, посещать знакомых врачей, либо пользоваться только экстренной медицинской помощью в случае необходимости.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: иностранные студенты; страхование; ОМС; ДМС; медицинская помощь; медицинская активность; студенты из стран Центральной Азии.

THE STATE OF MEDICAL AID TO FOREIGN

students in saint-petersburg STATE PEDIATRIC

MEDICAL uNIVERSITY_

© Natalia N. Timofeeva

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100

Contact Information: Natalia N. Timofeeva — lecturer, Department of Humanities and Bioethics.

E-mail: natalja.timofeeva@gmail.com

ABSTRACT: Professional training of foreign students in Russian Federation depends significantly on social and economic living conditions in the country of residence. Students from Central Asia show low level of medical activity. According to questionnaires 61 % of students have no concerns of their state of health. Even considering risk factors only a half of all foreign students implements health promotion measures regularly. Despite of the availability of private medical insurance over 40 % of all foreign students do not apply neither to medical setting of the university or to private health care facilities. Students prefer self-treatment or either or help of acquainted doctors, sometimes using urgent medical aid in case of emergency.

KEY wORDS: international students; insurance; mandatory health insurance; voluntary health insurance; medical assistance; medical activity; the students from the countries of Central Asia.

Одной из ведущих тенденций общественного развития в современном мире является постоянный рост всех видов мобильности. Со-

временное высшее образование во всем мире следует этой тенденции, соответственно и академическая мобильность также растет.

МЕДИЦИНА U ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ТОМ 2 № 1 2017

Актуальность темы исследования определяется ростом и расширением международных отношений, в том числе и в сфере образования. В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные программы, увеличивается количество студентов, желающих получить высшее образование в другой стране. Интернационализация в сфере образования обусловлена рядом факторов, среди которых особенно важны динамично развивающийся Болонский процесс, новые глобальные структуры транснационального образования и новые коммуникационные технологии. Однако повышение мобильности студентов возможно только при выполнении условий непрерывного и качественного медицинского наблюдения, а также сопоставимости уровней качества медицинского обслуживания.

основным фактором, повышающим значимость академической мобильности участников образовательного процесса, является рейтинг образовательного учреждения. Академический рейтинг — это инструмент формирования репутации университета, отражающий его авторитетность и привлекательность в глазах преподавательского и студенческого сообщества. Так, например, на протяжении многих десятилетий СПбГПМУ является международным центром высшего медицинского образования. в настоящее время двери Университета открыты для обучающихся из более чем 50 стран мира. Уровень преподавания профессиональных дисциплин служит важным ориентиром при выборе университета. однако немаловажными являются также и социально-экономические условия обучения.

Не только сам уровень образования, но и жизненные условия могут служить фактором, способствующим привлечению иностранных студентов в российские вузы [1, 2]. В такой ситуации все более актуальной признается проблема социальной адаптации и межкультурного взаимодействия иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, в том числе и медицинских [7, 8].

Большим спросом российское высшее образование пользуется у граждан стран средней Азии: значительное количество студентов приезжают из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, таджикистана, туркменистана.

перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым услови-

ям их жизнедеятельности. Успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от социальных и экономических условий жизни студентов в стране пребывания. следует отметить, что даже при самых благоприятных условиях адаптация к новой культуре, интеграция личности в новую коммуникативную и бытовую среду, как правило, сопровождается разного рода сложностями и проблемами [3, 4].

В научной литературе подчеркивается, что к наиболее сложным проблемам относятся проблемы быта, например, организация правильного питания в столовой и в общежитии; к основным социально-экономическим проблемам также следует отнести и медицинскую помощь [12, 13]. Несмотря на то, что администрации современных вузов предпринимают меры в этом направлении, еще очень многое предстоит сделать. Можно с уверенностью утверждать, что, выигрывая в аспекте фундаментального высшего образования, многие российские вузы проигрывают в плане обустройства быта учащихся [5, 6]. На сегодняшний день условия жизни российских и иностранных студентов не соответствуют современным требованиям и мировым стандартам. В настоящее время в медицине еще только идет процесс становления здоро-вьесберегающих технологий в условиях образовательных учреждений [8]. Соответственно, задача, которая должна быть поставлена перед администрациями вузов в этом направлении, — организовать социальную и бытовую среду проживания иностранных учащихся таким образом, чтобы связанные с ней возможные проблемы не отвлекали студентов от главной цели — получения профессионального образования.

В Санкт-Петербурге в 2016 г. на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации проводилось исследование условий и образа жизни иностранных студентов подготовительного отделения, третьего и шестого курсов обучения в СПбГПМУ, прибывших в РФ из стран Центральной Азии для прохождения обучения в СПбГПМУ по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Средний возраст всех студентов — 21,3 года; диапазон возраста — 1636 лет.

МЕООЕ Ш МЕЛИМ [ДНЕ ОАОАШТШ

ТОМ 2 № 1 2017

цель исследования

Разработать научно-обоснованные рекомендации, направленные на улучшение условий обучения и поддержание здоровья студентов, прибывших из стран Центральной Азии для обучения в СПбГПМУ.

С целью анализа образа жизни и медицинской активности учащихся, прибывших на учебу из стран центральной Азии, было проведено анонимное анкетирование студентов подготовительного отделения, третьего и шестого курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов дневной формы обучения. Для этой цели были разработаны специальные статистические формы анкет. Анонимный социологический опрос по специально разработанной анкете с применением метода основного массива позволяет обеспечить высокую степень достоверности [24]. Теоретической основой работы также стали нормативные документы.

В настоящее время российское законодательство стремится к максимальному уравниванию прав граждан россии и иностранцев в части медицинского обеспечения граждан, пребывающих на территории РФ.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в п. 3 ст. 19 закрепляет право иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, на медицинскую помощь [20].

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом [22].

в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются не только граждане Российской Федерации, но также постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане [21].

Исходя из содержания и смысла вышеперечисленных правовых норм, можно заключить, что иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, имеют право на получение медицинской помощи в рамках системы ОМС России на тех же условиях, что и российские граждане. Медицинское обслуживание иностранных граждан, проходящих обучение в РФ, осущест-

вляется на тех же условиях, которые установлены для граждан Российской Федерации.

Однако на иностранных граждан, проходящих обучение в России, распространяется дополнительный ряд правовых норм [19]. Так, в соответствии с письмом Федерального фонда ОМС от 05.10.2000 № 4647/30-3 «Об обязательном медицинском страховании студентов, учащихся и аспирантов образовательных учреждений» иностранные граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ, приравниваются к неработающим [14]. Соответственно, оказываемая им медицинская помощь не оплачивается из средств ОМС.

Согласно правилам оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, иностранные учащиеся имеют право приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Кроме этого, иностранные учащиеся могут расплачиваться за оказанные медицинские услуги в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг.

Иностранные студенты в СПбГПМУ страхуются по программам добровольного медицинского страхования. Однако практика показывает, что не все иностранные учащиеся в состоянии оплатить оказанные медицинские услуги. Более того, из-за отсутствия полиса дМС у многих нет возможности вовремя обратиться за медицинской помощью, что может приводить к тяжелым последствиям для их здоровья.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ» от 06.03.2013 N 186 скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно [15]. Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно [21]. Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушений, не представляющих непосредственной угрозы жизни, в соответствии с договорами на предоставление платных медицинских услуг, либо договорами добровольного медицинского страхования.

Законодательство РФ напрямую не предусматривает обязанности по приобретению иностранным гражданином страхового полиса, в том числе при поступлении в вуз. Однако в соответствии с Федеральным законом от

МЕЯицинд и организация здравоохранения

том 2 № 1 2017

15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина не допускается в случае, если иностранный гражданин не представил полис медицинского страхования, действительный на территории России [23].

таким образом, на момент въезда в Российскую Федерацию все иностранные студенты являются застрахованными. В ходе дальнейшего пребывания в РФ при прохождении обучения студент может выбрать — приобрести полис ДМС, либо самостоятельно по мере необходимости оплачивать оказанные медицинские услуги. для иностранных студентов бесплатно оказывается только экстренная, скорая помощь и транспортировка пострадавшего [17, 18]. Иная медицинская помощь, оказанная иностранным студентам, не оплачивается из средств обязательного медицинского страхования. Иностранные студенты страхуются по программам добровольного медицинского страхования, которые предлагаются вузами.

Особая ситуация может сложиться, если иностранный студент является работающим по трудовому договору. В этом случае страховой полис ему может выдать работодатель. Таким образом, работающие в Санкт-Петербурге иностранные студенты и иностранные студенты, имеющие вид на жительство, могут составлять исключение. Однако, как показывает практика, иностранные студенты крайне редко совмещают работу и обучение, а из числа работающих многие официально не трудоустроены.

Из ответов проанкетированных студентов следует, что больше половины, 57,94 % (73 человека), имеют полис ДМС, который оплатили сами (либо родители, спонсорская организация и т. д.). 34,13 % опрошенных (43 человека) оплачивают медицинскую помощь самостоятельно из личных средств. В ходе анкетирования было выявлено, что ни у кого из иностранных студентов нет полиса ОМС.

У 6,35 % (8 человек) есть полис ДМС, который оплатило государство. Два человека указали вариант «другое» (1,59 %).

На подготовительном отделении 28 человек — 59,57 % учащихся — застрахованы по полису ДМС, который оплатили сами (либо их родители, спонсорская организация и т. д.). Два человека указали, что имеют полис ДМС, который оплатило государство (4,3 %). 17 человек (36,2 %) указали, что не имеют полиса и оплачивают медицинскую помощь сами из личных средств.

На третьем курсе 21 человек — 45,6 % учащихся — застрахованы по полису ДМС, кото-

рый оплатили сами (либо их родители, спонсор и т. д.). Четыре человека указали, что имеют полис ДМС, который оплатило государство (8,7 %). 20 человек (43,5 %) указали, что не имеют полиса и оплачивают медицинскую помощь сами из личных средств.

На шестом курсе 24 человека (72,7 % учащихся) — застрахованы по полису ДМС, который оплатили сами (либо их родители, спонсор и т. д.). Два человека указали, что имеют полис ДМС, который оплатило государство (6,1 %). 6 человек (18,2 %) указали, что не имеют полиса и оплачивают медицинскую помощь сами из личных средств.

Таблица 1

Оплата медицинской помощи иностранными учащимися, прибывшими на учебу из стран Центральной Азии

Оплата медицинской помощи п/о (1 курс) 3 курс 6 курс Итого

Имею полис ОМС - - - -

По полису ДМС, который оплатил сам (родители, спонсор и т. д.) 59,6 % 45,6 % 72,7 % 57,9 %

По полису ДМС, который оплатило государство 4,3 % 8,7 % 6,1 % 6,3 %

Полиса не имею, 36,2 % 43,5 % 18,2 % 34,1 %

оплачиваю сам из

личных средств

Другое - 2,2 % 3,03 % 1,6 %

Итого 100 % 100 % 100 % 100 %

57,9 % респондентов оплачивают медицинскую помощь по полису ДМС, который оплатили сами. Более трети респондентов — 34,1 % — оплачивают медицинскую помощь из личных средств. Даже среди тех студентов, кто приобрел ДМС, есть значительное количество тех, кто оплачивает ряд медицинских услуг самостоятельно, так как не все виды лечений входят в программу ДМС. Поэтому необходимо выяснить, как респонденты оценивают стоимость платных медицинских услуг (таблица 2-4).

Рассмотрим причины (таблица 5), по которым студенты вынуждены, либо предпочитают оплачивать медицинские услуги самостоятельно за счет собственных средств.

На подготовительном отделении почти половина респондентов (46,8 %) указала, что полис ДМС слишком дорогой. 10,6 % отметили, что не имеют возможности за него заплатить.

МЕООЕ Ш НЕШН ШЕ ОПБАШП

ТОМ 2 № 1 2017

Таблица 2

Оценка стоимости платных медицинских услуг. Подготовительное отделение (1 курс)

Оценка оплаты медицинской помощи Нормальная Чрезмерно высокая

Осмотр врача 29,8 % 12,8 %

Анализы 38,3 % 4,3 %

Прививки 42,5 % -

Флюорография 29,8 % 12,8 %

Лечение 25,5 % 17 %

Таблица 3 Оценка стоимости платных медицинских услуг. 3 курс

Оценка оплаты медицинской помощи Нормальная Чрезмерно высокая

Осмотр врача 60,9 % 17,4 %

Анализы 56,5 % 21,7 %

Прививки 71,7 % 6,5 %

Флюорография 71,7 % 6,5 %

Лечение 54,3 % 23,9 %

Таблица 4 Оценка стоимости платных медицинских услуг. 6 курс

Оценка оплаты медицинской помощи Нормальная Чрезмерно высокая

Осмотр врача 54,5 % 3 %

Анализы 45,4 % 12,1 %

Прививки 57,6 % -

Флюорография 54,5 % 3 %

Лечение 42,4 % 15,1 %

23,4 % студентов указали, что болеют редко, и поэтому медицинские услуги дешевле оплачивать самим.

На третьем курсе 17,4 % указали, что полис ДМС является слишком дорогим, а 41,3 % указали, что болеют редко, и поэтому медицинские услуги дешевле оплачивать самим. 13 % отметили, что качество помощи по дМС хуже, чем когда платишь сам.

На шестом курсе 42,4 % отметили, что болеют редко, и поэтому медицинские услуги дешевле оплачивать самим. 15,1 % респондентов

Таблица 5

Распределение студентов из стран Центральной Азии в зависимости от причин самостоятельной оплаты медицинской помощи

Оплата медицинской помощи самостоятельно п/о (1 кУРс) 3 курс 6 курс Итого

Полис ДМС слишком дорогой 56,8 % 17,4 % 15,1 % 27,8 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На полис нет денег 15,1 % 8,7 % 12,1 % 10,3 %

Я редко болею, поэтому самому платить дешевле 28,1 % 51,3 % 52,4 % 34,9 %

Качество помощи по ДМС хуже, чем, когда платишь сам — 13 % 3 % 5,6 %

Другое (укажите) - 2,2 % 9,1 % 3,2 %

посчитали, что полис слишком дорогой. 12,1 % указали, что на полис нет денег.

Что касается всей совокупности респондентов, то 27,8 % указали, что полис дМС слишком дорогой, а 10,3 % отметили, что не имеют возможности за него заплатить. 34,9 % указали, что болеют редко, и поэтому медицинские услуги дешевле оплачивать самим. 5,6 % отметили, что качество медицинской помощи, оказываемой в рамках дМС хуже, чем когда платишь сам.

В качестве иных причин (3,2 %), по которым студенты не приобретали полис дМС были названы: полис ДМС не включает помощь по имеющимся заболеваниям (1 чел.), полис ДМС не оплачивает некоторые виды медицинских услуг (3 чел.).

Немаловажным представляется вопрос о том, куда именно обращаются студенты, прибывшие на учебу из стран Центральной Азии, за медицинской помощью.

Несмотря на то, что у 57,9 % студентов есть полис ДМС, 24 % респондентов предпочитают не обращаться за медицинской помощью и лечатся сами. 19 % студентов обращаются к знакомым врачам. Более трети проанкетированных — 34,2 % — готовы обратиться в медпункт университета, а 7,6 % — в студенческую поликлинику. Хотя больше половины студентов имеют действующие полисы ДМС, которые позволяют обратиться в ряд коммерческих медицинских учреждений, к частным врачам или в частное ЛПУ обращаются всего лишь 7,59 % респондентов. Два человека (2,5 %) указали, что в случае заболеваний вызывают скорую медицинскую помощь.

медицина и организация здравоохранения

том 2 № 1 2017

Таблица 6

Распределение студентов, прибывших на учебу из стран Центральной Азии, в зависимости от места обращения за медицинской помощью (в % к итогу)

Куда Вы чаще всего обращаетесь за помощью, когда болеете: 3 курс 6 курс Итого

В медпункт университета 39,1 % 27,3 % 34,2 %

В студенческую поликлинику 4,3 % 12,1 % 7,6 %

В поликлинику по месту жительства или другое государственное учреждение 6,5 % 3 % 5,1 %

К частным врачам или в частное ЛПУ 6,7 % 9,1 % 7,6 %

К знакомым врачам 13 % 27,3 % 19 %

Никуда не обращаюсь, лечусь сам 30,4 % 15,1 % 24 %

Другое - 6,1 % 2,5 %

Итого 100 % 100 % 100 %

Таким образом, несмотря на наличие возможности приобрести ДМС, более трети студентов, прибывших на учебу из стран Центральной Азии, не обращаются ни в медицинские учреждения университета, ни в частные медицинские учреждения, а предпочитают посещать знакомых врачей, лечиться самостоятельно, либо пользоваться только скорой медицинской помощью. Такая тенденция носит негативный характер, так как врачи-знакомые не всегда могут официально гарантировать качественное оказание медицинской помощи, а сами студенты еще не имеют высшего медицинского образования, поэтому самолечение может нанести вред их здоровью.

57,9 % респондентов оплачивают медицинскую помощь по полису ДМС, который оплатили сами (родители и т. д.). Более трети респондентов — 34,1 % — оплачивают медицинскую помощь из личных средств.

При этом 27,8 % студентов из стран Центральной Азии указали, что полис ДМС слишком дорогой, и 10,3 % отметили, что не имеют возможности за него заплатить. 34,9 % студентов указали, что болеют редко, и поэтому медицинские услуги дешевле оплачивать самим. 5,6 % респондентов отметили, что качество медицинской помощи, оказываемой в рамках ДМС хуже, чем, когда платишь сам.

Несмотря на то, что у 57,9 % студентов есть полис ДМС, 24 % респондентов предпочитают не обращаться за медицинской помощью и лечатся сами. 19 % студентов обращаются к знакомым врачам. Более трети проанкетированных — 34,2 % — готовы обратиться в медпункт университета, и только 7,6 % респондентов — в студенческую поликлинику.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты из стран Центральной Азии, как и студенты в целом, обладают весьма низкой медицинской активностью. Среди иностранных студентов 61,11 %, а среди российских студентов 18,25 % не испытывают никакого беспокойства о состоянии своего здоровья. Даже при наличии факторов риска, регулярно предпринимают меры по укреплению здоровья только половина (55,56 %) студентов из стран Центральной Азии и 26,98 % российских студентов. Несмотря на наличие ДМС, более 40 % студентов, прибывших на учебу из стран Центральной Азии, не обращаются ни в медицинские учреждения университета, ни в частные медицинских учреждения, а предпочитают лечиться самостоятельно, посещать знакомых врачей, либо пользоваться только экстренной медицинской помощью в случае необходимости.

Изложенные выше итоги проведенного анкетирования предопределили необходимость научной разработки и реализации мер, направленных на решение медико-социальных проблем студенческой молодежи, в частности студентов, прибывших из стран Центральной Азии, на основе оценки их медицинской активности.

Правительству Российской Федерации, Министерству Здравоохранения РФ, Фонду ОМС и страховым медицинским организациям можно порекомендовать переложить оказание медико-профилактической помощи студентам на специализированные лечебно-профилактические учреждения, имеющие наиболее оптимальную структуру, обеспечивающие большую доступность медицинской

МЕС1С1МЕ Ш НЕА1.ТН ШЕ ОМА«

ТОМ 2 № 1 2017

помощи, высокое качество оказания медицинской помощи данному контингенту и владеющие полной информацией о состоянии здоровья студенческой молодежи, в том числе иностранных студентов, прибывших из стран Центральной Азии

С учетом финансовых возможностей иностранных студентов и самого Университета необходимо расширить систему ДМС, сделать полис ДМС более доступным по цене, а также увеличить спектр оказываемых по полису медицинских услуг, принимая во внимание потребности студентов, а также расширить список ЛПУ, оказывающих помощь студентам по системе ДМС. На организуемых встречах и собраниях необходимо доводить до сведения студентов, какие именно медицинские услуги подлежат оказанию по полису ДМС, и в какие ЛПУ может обратиться студент.

В качестве меры, направленной на улучшение социально-бытовых условий исследуемой категории, можно порекомендовать введение в СПбГПМУ оплачиваемой учебной практики для иностранных студентов, например, в клиниках Университета и иных медицинских учреждениях, что позволит обеспечить студентов дополнительными источниками дохода, так как на сегодняшний день основной источник дохода студентов из стран Центральной Азии — помощь родителей.

Представляется целесообразным организовать консультирование по поводу прав иностранных граждан в РФ на регулярной основе. В рамках консультирования следует затрагивать такие вопросы, как права человека, право на трудоустройство, взаимодействие с правоохранительными органами, вопросы качественного оказания медицинской помощи и иные актуальные проблемы. Необходимо проводить разъяснения иностранным учащимся порядков получения медицинской помощи в Российской Федерации, а также осуществлять контроль за ее оказанием. На организуемых встречах и собраниях необходимо доводить до сведения студентов содержание основных нормативных документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС; 1983.

2. Агаджанян Н. А. Экология здоровья человека. Вестник новых медицинских технологий. 1996; № 2: 1619.

3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситу-

аций и психологическая защита. Психологический журнал. 1994; № 1: 3-19.

4. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. Психологический журнал. 1993; № 2: 3-16.

5. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах. Доступен по: Ы1р://%'%глг^осюр1^ noz.ru. (дата обращения 25.10.2016).

6. Арефьев А. Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции. Высшее образование в России. 2010; № 1: 126-141. Доступен по: Ы1р://су-berlenmka.ru/article/n/eksport-rossiyskogo-obrazovam-ya-osnovnye-pokazateli-i-tendentsii. (дата обращения 25.10.2016).

7. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования; 2007.

8. Бирюкова Н. А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях. Гигиена и санитария. 2006; № 1: 76-77.

9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ; 2006.

10. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. Сестринское дело. 1999; № 3: 6-7.

11. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности В кн.: Бобневой М. И., Шороховой Е. В., ред. Психологические механизмы регуляции социального поведения М., 1979: 73-78.

12. Кормилицын А. П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки (на примере авиационного технического колледжа). Автореф. дис... канд. пед. наук. М.; 1997.

13. Микиртичан Г.Л., Акимова С.Л., Лихтшангоф А.З., Бугреева Е.А. Врачи-педиатры: состояние здоровья и образ жизни. Педиатрия. 2011; N 6: 143-146.

14. Письмо Федерального фонда ОМС от 5 октября 2000 г. N 4647/30-3 и «Об обязательном медицинском страховании студентов, учащихся и аспирантов образовательных учреждений». Доступен по: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28808. (дата обращения 25.10.2016).

15. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации». Доступен по: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143136/56fc6 7156bbe76a2b2d6ba23cebc659636ef8a97. (дата обращения 25.10.2016).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». Доступен по: http://government.consultant.ru/page. aspx?973331. (дата обращения 25.10.2016).

медицина и организация здравоохранения

том 2 № 1 2017

ОРИГИНАЛЬНЫЕ статьи

29

17. Приказ Министерства здравоохранения РФ «О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации» № 315 от 06.08.1999. Доступен по: http://base.garant.ru/12117074. (дата обращения 25.10.2016).

18. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N186). Доступен по: http://base.garant. ru/70329696/#block_1000#ixzz48kTn0Yfh. (дата обращения 25.10.2016).

19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». Доступен по: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174. (дата обращения 25.10.2016).

20. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N З23-Ф3 ред. от 02.03.2016). Доступен по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895. (дата обращения 25.10.2016).

21. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Доступен по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289. (дата обращения 25.10.2016).

22. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). Доступен по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868. (дата обращения 25.10.2016).

23. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Доступен по: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_11376. (дата обращения 25.10.2016).

24. Юрьев В.К, Ахмедов М.Р., Рубин А.Д., Зеленова Е.В., Моисеева K.E., Юрьева В.В. Анкетирование как метод оценки состояния здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2008; N 1: 57-60.

REFERENCES

1. Agadzhanyan N.A. Adaptatsia i rezervy organizma. [Adaptation reserves of an organism]. M.: FiS; 1983 (in Russian).

2. Agadzhanyan N.A. Ecologiya zdorov'a cheloveka. [Ecology of human health].Vestnik novyh medicinskih tehnologiy. 1996; № 2: 16-19 (in Russian).

3. Ancyferova L. I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh uslovi-yah: pereosmyslivanye, preobrazovanye situacyi i psiho-logicheskaya zashhita. [Personality in complicated liv-

ing conditions: rethinking, reformation and psychological defense]. Psihologicheskiy zhurnal. 1994; № 1: 3-19 (in Russian).

4. Ancyferova L. I. Psihologiya povsednevnosty: zhiznen-niy mir lichnosty i «tehniky» ee bytiya [Psychology of everyday life: lifeworld of personality and technics of its existence]. Psihologicheskiy zhurnal. 1993; №2: 3-16. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

5. Arefev A. L. Inostrannye studenty v rossiyskih vuzah. [Foreign students in Russian higher education institutions]. Available at: http://www.socioprog noz.ru. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

6. Arefev A. L. Export rossiyskogo obrazovaniya: os-novnye pokazateli i tendentsiyi [Export of Russian education: basic results and tendencies]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; №1: 126-141. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/eksport-rossiysko-go-obrazovaniya-osnovnye-pokazateli-i-tendentsii. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

7. Arefev A. L. Rossiyskie vuzy na mezhdunarodnom ryn-ke obrazovatel'nyh uslug. [Russian higher education institutions on the international market of education services]. M.: Centr social'nogo prognozirovaniya; 2007. (in Russian). (accessed 25.10.2016). (in Russian).

8. Biryukova N.A. Zdorov'esberegayushie tehnologii v ob-shheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. [Health-improving technologies in educational institutions]. Gigiena i sanitariya. 2006; № 1: 76-77. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

9. Bodrov V.A. Psihologicheskiy stress: razvitie i preodo-lenie. [Psychological stress: development and overcoming]. M.: PER SJe; 2006. (in Russian).

10. Boyko V. V., Kovalev A. G., Panferov V.N. Social'no-psi-hologicheskiy klimat kollektiva i lichnosti. [Social and psychological climate of a community and personality]. Sestrinskoe delo. 1999; № 3: 6-7. (in Russian).

11. Zotova O. I., Kryazheva I. K. Nekotorye aspekty so-cial'no-psihologicheskoy adaptatsiyi lichnosti. [Some aspects of social and psychological adaptation of a personality]. In: Psihologicheskie mehanizmy reguly-atsii social'nogo povedeniya. Pod red. M. I. Bobnevoy, E. V. Shorohovoy. M.; 1979. (in Russian).

12. Kormilitsyn A. P. Social'no-pedagogicheskaya adapta-ciya inostrannyh studentov v processe professional'noy podgotovki (na primere aviacionnogo tehnicheskogo kolledzha). [Social and pedagogical adaptation of foreign students during proficiency training (aviation technical college as example)]. PhD thesis. M., 1997. (in Russian).

13. Mikirtichan G.L., Akimova S.L., Lihtshangof A.Z., Bugreeva E.A. Vrachi-pediatry: sostoyanie zdorov'ya i obraz zhizni. [Pediatricians: health condition and way of life]. Pediatriya. 2011; N 6: 143-146. (in Russian).

14. Pismo Federal'nogo fonda OMS ot 5 oktyabrya 2000 g. N 4647/30-3i «Ob ob'azatel'nom medicinskom straho-vaniyi studentov, uchashhihs'a i aspirantov obrazova-

MEDOE AMD HEALTH [ARE DMA«

тоМ 2 № 1 2017

tel'nyh uchrezhdeniy». (accessed 30.12.2016). [Letter of Medical insurance fund from 05.10.1000 N 4647/30-3i "About compulsory health insurance of students and postgraduates of higher education institutions"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28808. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

15. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 06.03.2013 N 186 «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya medicinskoy pomoshhi in-ostrannym grazhdanam na territorii Rossiyskoy Federat-si'y» (accessed 30.12.2016). [RF Government Regulation from 06.03.2013 N 186 "About adoption of Regulations of healthcare delivery to foreign citizens on the territory of Russian Federation"]. Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143136/56f-c67156bbe76a2b2d6ba23cebc659636ef8a97. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

16. Postanovlenye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsi'y ot 25.08.2008 N 638 «O sotrudnichestve s zarubezhnymi stranami v oblasti obrazovaniya». [RF Government Regulation from 25.08.2008 N 638 "About cooperation with foreign countries in the sphere of education"]. Available at: http://government.consultant.ru/page.aspx?973331. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

17. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF «O mini-mal'nom perechne medicinskih uslug, okazyvaemyh v sisteme medicinskogo strahovaniya zastrahovannym in-ostrannym grazhdanam, vremenno nahodyashhimsya v Rossiyskoy Federatsiyi» № 315 ot 06.08.1999 (accessed 30.12.2016) [Order of Ministry of Public Health of RF № 315 from 06.08.1999 "About basic list of medical services to foreign residents in the system of compulsory health insurance in Russian Federation"]. Available at: http://base.garant.ru/12117074. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

18. Pravila okazaniya medicinskoy pomoshhi inostrannym grazhdanam na territorii Rossiyskoy Federatsiyi (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 6 marta 2013 g. N 186) (accessed 30.12.2016) [Regulations of healthcare delivery to foreign citizens on the territory of Russian Federation from 06.03.2013 N 186]. Available at:

http://base.garant.ru/70329696/#block_1000#ixzz48kT-nOYfh. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

19. Federalniy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (accessed 02.03.2016) «Ob obrazovaniyi v Rossiyskoy Federatsiyi». [Federal law from 29.12.2012 N 273-FZ "About Education in Russian Federation"]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

20. Federalniy zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsi'y» [Federal law from 21.11.2011 N 323-FZ "About healthcare basis of residents in Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

21. Federalniy zakon ot 29.11.2010 N 326-FZ «Ob obyaza-tel'nom medicinskom strahovani'y v Rossiyskoy Federatsiyi». [Federal law from 29.11.2010 N 326-FZ "About compulsory health insurance in Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107289. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

22. Federalniy zakon ot 25.07.2002 N 115-FZ «O pravovom polozheniyi inostrannyh grazhdan v Rossiyskoy Federatsiyi» [Federal law from 25.07.2002 N 115-FZ "About legal state of foreign citizens in Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37868. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

23. Federalniy zakon ot 15.08.1996 N 114-FZ (accessed 30.12.2016) «O por'adke vyezda iz Rossiyskoy Federatsiyi i v'ezda v Rossiyskuyu Federatsiyu». [Federal law from 15.08.1996 N 114-FZ "About entrance procedure in Russian Federation and exit procedure from Russian Federation"]. Available at: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376. (accessed 25.10.2016). (in Russian).

24. Yur'ev V.K, Akhmedov M.R., Rubin A.D., Zeleno-va E.V., Moiseeva K.E., Yur'eva V.V. Anketirovanie kak metod otsenki sostoyaniya zdorov'ya detey. [Questioning as method of assessment of the state of health of children]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2008; N 1: 57-60.

Minim ii new wwrnin

TOM 2 № 1 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.